Главная > ПОДГОТОВКА…

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭФФЕКТ

Как было определено выше (табл. 2.1), непосредственный тренировочный эффект – это те изменения в состоянии организма, которые были вызваны отдельной тренировкой или/и отдельным тренировочным днём. Непосредственный тренировочный эффект возникает в результате суммирования острых тренировочных эффектов от нескольких упражнений. Как правило, отдельная тренировка и отдельный тренировочный день у высококвалифицированных спортсменов включают один или два доминирующих способа воздействия. Причина состоит в том, что спортсмены не могут реагировать на многие стимулы, направленные на достижение многих целей одновременно. Тем не менее, тренировки спортсменов низкого и среднего уровня могут включать более разнообразные упражнения. Следовательно, непосредственный тренировочный эффект может быть более избирательным, когда тренировочная нагрузка сконцентрирована на развитии определённой способности, или более комплексным и комбинированным, если тренировочные нагрузки направлены на достижение многих различных целей.

Индикаторы непосредственных тренировочных эффектов

Оценка непосредственного тренировочного эффекта – существенная часть практической работы тренера. Управление непосредственным тренировочным эффектом является важной составляющей научно обоснованного тренировочного процесса, при котором физиологические индикаторы, специфические по виду спорта показатели и визуальная оценка тренера вносят важный вклад в ход принятия решений и внесение изменений в тренировочные программы.

Обычно тренерская оценка базируется на субъективном впечатлении от выполнения задания, текущих результатах некоторых измерений (времени выполнения задания, ЧСС и т.д.), видимых признаках утомления и готовности к следующим тренировкам (табл. 2.5).

Давайте рассмотрим данные, представленные в таблице 2.5. Специфические по виду спорта показатели выполненных тренировочных нагрузок дают первичную объективную информацию. Все результаты измерения ответной реакции спортсмена имеют ценность в качестве обратной связи в процессе тренировочного воздействия. Очень часто общий объём выполненных упражнений (общий километраж, количество подъёмов, бросков и т.д.) даёт возможность сделать окончательный вывод о том, выполнил ли спортсмен запланированную тренировочную нагрузку.

Изучение субъективной реакции спортсменов – наиболее доступный, самый дешёвый и информативный способ характеризовать непосредственный тренировочный эффект. Наиболее широко используемые субъективные оценки обычно касаются сна, аппетита, общей активности и готовности тренироваться. Болезненные ощущения в мышцах – не столь часто используемый показатель для самооценки; тем не менее, он информативен после больших нагрузок или наложения нескольких тренировок. После некоторых типов упражнений (особенно упражнений с явным компонентом уступающей работы мышц типа бега под уклон, прыжков с высоты и т.д.) отсроченная болезненность мышц особенно сильна. Даже тенденция в изменении веса тела может стать важным показателем, особенно в видах спорта, где есть разделение на весовые категории.

В различных видах спорта приняты объективные параметры оценки реакции спортсменов. Наиболее широко в качестве показателей непосредственного тренировочного эффекта используются ЧСС в покое, мочевина крови и креатинфосфокиназа. ЧСС покоя – один из самых простых и наиболее удобных из принятых способов контроля за состоянием спортсменов. Нормальная величина ЧСС измеряется у хорошо отдохнувшего спортсмена в положении лёжа сразу после пробуждения. Если ЧСС соответствует нормальной вели чине или превосходит её менее чем на 6 уд./мин, это указывает на хорошее восстановление; если ЧСС превосходит норму более чем на 6, но менее чем на 10 уд./мин, это обычно означает достаточную адаптацию, но значительное утомление. Увеличение ЧСС на 11–16 уд./мин говорит о высоком уровне утомления, а увеличение ЧСС более чем  на 16 уд./мин указывает на чрезмерное утомление и должно служить сигналом тревоги.

Мочевина крови и креатинфосфокиназа (КФК) обычно определяются в пробах крови, взятых у спортсменов до завтрака и после 12 ч воздержания от приёма пищи. Показатели мочевины крови используются для оценки метаболического утомления и метаболического восстановления; они служат индикаторами белкового обмена и особенно увеличиваются после длительных упражнений на выносливость или очень интенсивных силовых нагрузок (Viru and Viru, 2001). В течение длительного периода этот показатель использовался главным образом в видах спорта на выносливость, чтобы предотвратить пере тренированность. КФК как фермент крови отражает уровень повреждения мышечной ткани, что особенно важно для единоборств и упражнений, требующих взрывной силы (типа метаний и прыжков). С другой стороны, значительное повреждение мышечных волокон, которое происходит во время марафонского бега, также вызывает увеличение уровня КФК (Wilmore and Costill, 1993). По сравнению с другими показателями КФК является чрезвычайно изменчивым; его уровни после очень интенсивных упражнений или упражнений в единоборствах могут превосходить нормальный в три четыре раза. Кроме того, применение объективных научных показателей, таких как гормоны стресса, способствует более точной оценке и контролю непосредственных тренировочных эффектов. Были разработаны и успешно внедрены в подготовку спортсменов высокой квалификации системы мониторинга, ориентированные на измерение гормональных ре акций после серьёзных тренировок и дневных нагрузок (Avecedo et al., 2007; Jurimae et al., 2011).

Помимо вышеупомянутых физиологических показателей есть множество переменных, указывающих на реакцию спортсменов со стороны нейрофизиологической и сенсорной систем. Например, тесты на воспроизведение времени и дифференцирование усилия могут проводиться для оценки нейрофизиологических реакций, вызванных упражнениями на координацию, которые включают освоение и совершенствование технических навыков, особенно требующих высокого уровня координации.

Мониторинг непосредственных тренировочных эффектов

Использование объективных научно обоснованных показателей облегчает оценку и контроль непосредственных тренировочных эффектов. В то же время использование простых показателей из опыта практической тренировочной работы также может улучшить её качество (табл. 2.6).

рис. 2.5. Результаты мониторинга непосредственного тренировочного эффекта двух спортсменов Г.П. и Я.М. в течение тренировочного сбора; треугольники указывают на дни, в которые проводилась коррекция тренировочной программы (после уменьшения общего балла)

В заключение можно отметить, что непосредственный тренировочный эффект включает многообразные и многосторонние изменения в состоянии организма спортсменов. Эти изменения влияют на готовность и восприимчивость к текущим тренировочным нагрузкам и, соответственно, определяют краткосрочное планирование.

Основные подходы к управлению непосредственными тренировочными эффектами

 Анализ практической подготовки высококвалифицированных спортсменов позволяет выделить два основных подхода к регулированию тренировочной нагрузки в рамках последовательных тренировок и/или тренировочных дней:

(1)          жёсткое планирование, при котором тренер требует буквального исполнения ранее прописанной программы, несмотря на возможные непредвиденные обстоятельства и не благоприятную реакцию спортсменов; и

(2)          гибкое планирование, при котором программа последующих тренировок может меняться в соответствии с результатами предыдущих.

Сторонники первого подхода пытаются сделать тренировочный процесс более детерминированным. Они считают, что для успешной подготовки необходимо справляться с негативными последствиями предыдущей работы (такими как чрезмерная утомляемость, боли в мышцах и эмоциональные спады). Это мнение отчасти поддерживается результата ми исследований, проведённых на элитных выдающихся спортсменах; данные результаты допускают овладение спортивными навыками, в процессе которого (во время обычных тренировок и даже соревнований) возникают отвлекающие моменты и происходят неожиданные события (Williams and Krane, 2001). Johns et. al. (2002) показали, что весьма успешным элитным спортсменам удаётся поднять уровень физического и эмоционального болевого порога, сохраняя работоспособность. Можно предположить, что такие индивидуальные способности должны быть развиты и поддержаны соответствующей тренировочной практикой. Однако также очевидны возможные негативные последствия жёсткого подхода. Спортсмены часто тренируются до перенапряжения, несмотря на усталость и болезненность мышц, а это может привести к переоценке своих сил, перетренированности и даже травмам (Lehman et al., 1997; Urhausen and Kindermann, 2002). Исследование, проведённое на большом количестве спортсменов университетского уровня, показало, что 29% из них используют обезболивающие в своей спортивной подготовке (Tricker, 2000). Потенциальная опасность такого подхода очевидна: маскируя боль (возможный сигнал тревоги), он провоцирует спортсмена перейти порог допустимой адаптации и может вызвать серьёзные патологические изменения.

Второй подход требует наблюдений, при этом тренер использует их результаты для принятия решения о продолжении работы по запланированной программе или внесении в неё разумных изменений. Потенциальные преимущества этого подхода включают более контролируемое накопление усталости, предотвращение переоценки возможностей спортсмена и более точную и индивидуально дифференцированную дозировку нагрузок. Тем не менее реализация этого подхода требует дополнительных усилий тренера для регистрации и анализа данных. Действительно, такие манипуляции с нагрузками позволяют тренерам включить свой творческий потенциал, однако он/она может быть сильно ограничен во времени в связи с плотным тренировочным графиком и отсутствием необходимых инструментов при работе с большой группой спортсменов без помощников. Всё же результаты хорошо организованного исследования, проведённого на гребцах байдарочниках высокой квалификации, служат доказательством того, что практическая реализация данного подхода может значительно увеличить эффективность тренировочного процесса (Петров, 1988).

Таким образом, непосредственные тренировочные эффекты включают в себя многогранные и многосторонние изменения в состоянии организма спортсмена; эти изменения влияют на их готовность и чувствительность к текущей нагрузке и, соответственно, определяют краткосрочное планирование тренировочного процесса.

Тренерская педагогическая оценка стоит последней в списке, но является не послед ним по важности фактором оценки непосредственного тренировочного эффекта.