НАУЧНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ"
КЛЮЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА «ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ»
На сегодняшний день проект «Жизнь в Хоккее» ведёт научно-прикладное сотрудничество с двумя системами хоккейного образования – это хоккейная школа «Красная Машина Юниор» СПб, и Питерская-же СКА-Звезда (правда не со всеми возрастами, представляющими эту школу)
Наши основные стратегии по улучшению игрового результата, вращаются вокруг инноваций подхода к развитию игроков. Сам подход далеко не нов. Он был воспет ещё Тарасовым и фокусируется он на трёх скоростях хоккея: скорости движения игрока, скорости движения шайбы и скорости игрового мышления. Да, подход не нов, но наша инновация основана на том, чтобы развитие всех трёх видов скоростей у игрока было комплексным, совершенствуясь и прогрессируя сквозь призму тактики игры, прививаемой тренером.
Это означает, что мы не станем изнурять ребят многочасовыми «коньковыми» заданиями, или умопомрачительным «стикхэндлингом» до отсыхания рук. Мы не станем заставлять игрока выписывать пируэты и начинать (завершать) атаку с колен, или лёжа на льду, как это получилось однажды у Овечкина. Мы не станем этому обучать целенаправленно, но в результате наших занятий и тренировок, дети будут-таки это уметь.
Аналитика эффективности – этот подход призван переосмыслить индустрию развития игровых навыков. Ступенчатый, комплексный подход поэтапного внедрения всех соревновательных критериев, формирующих мастерство хоккеиста – вот наша наипервейшая задача, и мы намерены её достигать с каждой командой и с каждой группой игроков, пришедших к нам за своими игровыми умениями. Говоря проще, мы готовы предоставить ребятам «необходимую им работу», проведённую ими в «нужное для этого время, и в нужном для неё месте».
На чём основана наша уверенность? На уникальности отдельных возможностей каждого игрока. На выявлении стратегических преимуществ таких возможностей, которые очень многими специалистами, попросту упускаются из виду. Очень часто, возможности игроков усредняются, а требования тренера бывают едины ко всем, но это вопиющая ошибка. Требования должны зеркально отображать возможности игрока и предъявляться в унисон с ними.
Этот метод предполагает глубокий анализ каждого нашего хоккеиста, а не игры команды в целом. Что же касается плана игрового развития, он как раз и будет строиться из «кирпичиков» индивидуальных преимуществ каждого хоккеиста и развития тех его навыков, которые это преимущество обеспечивают. Другими словами, соединяя воедино конкурентоспособность каждого игрока, мы, таким образом, формируем и командную конкурентность.
Кроме того, такая наша стратегия предусматривает построение матрицы личных достижений, выявление аутентичной личности, и определение тех её навыков, которые будут максимально задействованы нами в игре. Наша учебная программа разработана с целью помочь игрокам всех уровней, открыть новые пути к своему совершенству, сосредоточившись в предлагаемом нами тренировочном процессе, на переносе навыков полученных в результате своих занятий, в создаваемую нами ситуационную модель игровых действий.
КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ИГРОКА НА ПЛОЩАДКЕ
«Индивидуализированный анализ действий» – мы считаем, что необходим анализ действий каждого игрока на микроуровне, с фокусом не на умениях и знаниях игрока, а на его конкретных игровых действиях и решениях. Такой анализ позволит выявить области тех практических улучшений, которые будут способны повлиять как на качества игры определённого спортсмена, так и всей команды в целом.
«Три скорости хоккея» – как мы знаем, хоккей состоит из суммы трёх скоростей – «скорости ног», «скорости рук», и «скорости мысли». Этот «набор» помогает игрокам развить комплекс умений и навыков позволяющий им играть на доступном им в результате такого развития уровне. Каждый навык, приобретённый игроком, адаптируется к конкретной игровой ситуации, улучшая, тем самым, продуктивность его действий. А комплексное использование наработанных умений, способно повлиять на результативность действий всего коллектива команды.
«Перенос навыков» – главный акцент, который мы делаем, анализируя работу каждого спортсмена, - это перенос в игру того навыка, который был приобретён им на тренировке. Для этих целей мы создаём упражнения, повторяющие конкретную или гипотетическую игровую ситуацию, получая на выходе ситуационное или ситуативное задание, воспроизводимое игроками. Такие задания позволяют игрокам эффективно воплощать в игре те навыки, которые они приобретают по ходу тренировочного процесса.
«Матрица эффективности» - построение «матрицы» достижений для каждого игрока, характерна тем, что она позволяет определить сильные и слабые стороны хоккеистов, задействованных в игровом и тренировочном процессе команды. Эта матрица служит оценочным руководством для целенаправленного развития навыков, обеспечивая актуальность и результативность процесса подготовки игрока.
«Исследование и преподавание» - Методы, которыми мы руководствуемся, основаны на полноценном исследовании и анализе характеристик каждого игрока, их сочетаниях и взаимодействии. Мы постоянно изучаем видеозаписи игр и тренировок команд, совершенствуя тренерские стратегии и предоставляя ребятам действенные идеи, способные положительным образом повлиять на результат нашей совместной работы.
Благодаря этой стратегии мы стараемся изменить ландшафт развития игровых навыков, позволяя игрокам полностью раскрыть свой потенциал за счёт эффективного использования аналитики их производительности. Кроме того, мы стремимся согласовать действия ребят и направить их в то русло, которое с одной стороны обеспечивает максимальное развитие каждого спортсмена, а с другой, гарантирует нам выполнение поставленных педагогических и спортивно-соревновательных задач.
РУКОВОДИТЕЛИ ПРОГРАММЫ:
Доктор педагогических наук, профессор кафедры хоккея Университета им. П.Ф. Лесгафта, спортивный директор ДЮСШ "Красная Машина Юниор СПб"
Заслуженный тренер России, руководитель отделения хоккея ДЮСШ "Красная Машина Юниор СПб"
Старший тренер ДЮСШ "Красная Машина Юниор СПб", главный тренер команды "Красная Машина Юниор 2008" СПб
Руководитель научно-практической группы, руководитель направления "специализированная подготовка"