ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

В течение долгого времени спортивные эксперты, тренеры и опытные спортсмены искали общие правила, которые могли бы помочь им составить эффективную программу спортивной подготовки. В этом смысле основные принципы спортивной тренировки должны выдвинуть на первый план самые существенные аспекты и особенности работы тренера и процесса тренировки. За длительный период развития спорта такие принципы были предложены сначала в Восточной Европе (Матвеев, 1964; Harre, 1973), а позже на Западе (Dick, 1980; Bompa, 1984; Yessis, 1987). С тех пор в спорте произошли большие из менения; в последних публикациях можно найти модифицированные варианты основных принципов спортивной тренировки, отражающие новую реальность современного спорта (Stone et al., 2007; Bompa and Haff, 2009). Тем не менее, последовательные и всеобъем лющие специфические принципы спортивной тренировки необходимы для рациональной практики. Далее представлен и обсуждён современный вариант, охватывающий наиболее популярные представления, почерпнутые из указанных выше публикаций. Важно отме тить, что параграф 5.4 излагает более позднюю версию принципов спортивной тренировки, которая может считаться специализированной и основанной на доказательной базе.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
Современный спорт требует, чтобы спортсмены были приспособлены именно к своему виду и были высоко мотивированы к достижению главной цели долгосрочной подготов ки – спортивного совершенства. Можно выделить, по крайней мере, три аспекта подобной специализации:
- специализация в обществе;
- специализация в пределах различных видов спорта;
- специализация в определённом виде спорта.
Сегодняшнее общество даёт возможности для развития индивидуума в различных сферах. Современный спорт широко признан в мире как важное социальное явление. Это явление существует в рамках высокоспециализированной сферы интересов, правил, норм, знаний и даже терминологии. Все, кто вовлечен в него (и особенно высококвалифициро ванные спортсмены и тренеры), выполняют свои чёткие и очень специфические функ ции. Исторически спорт высоких достижений развился в результате социальной и функ циональной специализации. Фактически он существует как высокоспециализированный раздел сферы человеческого творчества и самосовершенствования.
Разнообразие доступных видов спорта позволяет членам общества выбрать тот, в котором их личные интересы и амбиции наиболее полно соответствуют их личност ным, физическим и умственным наклонностям. В отличие от обычной физкультуры и ре креационных занятий, где любители занимаются различными видами спорта для разно стороннего развития, спорт более высокого уровня и, особенно, спорт высших достижений требуют концентрации на ограниченных, высокоспециализированных действиях.
На ранних стадиях развития олимпийского спорта атлеты были способны заниматься несколькими видами одновременно. Некоторые из них принимали участие в летних Олим пийских играх как велосипедисты, а на зимних играх – как конькобежцы. Герои 1900–1924 годов выступали в тяжёлой атлетике и борьбе, гребле и лыжном спорте, лёгкой атлетике и спортивных играх. Сегодняшняя ситуация несколько иная. Естественное развитие со ревновательного спорта уничтожило эту универсальность. Уровень мастерства, требуемый для успешного выступления в соревнованиях, стал тем барьером, который могут преодо леть только высокоспециализированные спортсмены.
Третий аспект специализации касается функциональной дифференциации видов спорта и дисциплин в рамках отдельного вида. Это особенно характерно и важно для новичков и молодых спортсменов, которые должны выбрать наиболее подходящую дис циплину, соответствующую их личной предрасположенности. Пример такой специализа ции – сознательный выбор надлежащей легкоатлетической дисциплины: бега, прыжков, метаний и т.д.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
Каждый спортсмен – личность со своей собственной комбинацией умственных и фи зических способностей, которые определяют развитие и достижения спортсмена. Обя занность тренера состоит в том, чтобы учесть индивидуальные особенности каждого спортсмена. В этом аспекте может использоваться следующая стратегия тренировки:
- признать и усилить индивидуальные достоинства спортсмена – те особенности, которые дают ему/ей преимущества перед другими спортсменами;
- признать и, возможно, компенсировать индивидуальные недостатки – те особен ности спортсмена, которые работают против него/неё по сравнению с другими спортсме нами;
- найти подходящий вид спорта, дисциплину или индивидуальный стиль, в кото ром индивидуальная комбинация достоинств и недостатков спортсмена позволит ему/ей достичь наилучших результатов.
Некоторые психофизиологические характеристики, которые оказывают влияние на индивидуальность спортсменов, представлены в таблице 1.6.
Личностные характеристики, рассмотренные в предыдущей таблице, годятся для лю бого вида спорта. Первые два пункта затрагивают общий психофизиологический потен циал спортсмена. Различия между высоким и низким уровнем ответной реакции сильно влияют на индивидуальность спортсмена; обычно индивидуумы с низкой ответной реак цией не преуспевают в подготовке и не могут достигнуть высокого спортивного результата.
Переносимость высоких рабочих нагрузок значительно варьирует даже среди спортсменов высокого класса; у лучших спортсменов этот уровень не всегда самый высокий. В любом случае от этой характеристики сильно зависят индивидуальные особенности спортсмена и его подготовка.
Мотивация и саморегуляция в значительной степени определяют психологический статус спортсмена и его/её индивидуальный стиль поведения. Однако эти характеристи ки могут быть улучшены: целенаправленно изменены с помощью ментальной тренировки и специально организованной тренировочной программы. Нестабильная и слабая мотива ция на грани низкой саморегуляции определённо может стать непреодолимым барьером на пути к спортивному совершенствованию.
Готовность к сотрудничеству зависит от личного опыта, умственных и психологиче ских особенностей (по типу интро/экстраверсии). Как правило, экстраверты более вни мательны к оценке извне, они более зависимы от социальных факторов и обычно пред почитают командную работу. Интроверты более ориентированы на свой внутренний мир и опыт и предпочитают работать индивидуально. Соответственно спортсмены экстраверты больше стремятся к совместной работе, хотя интроверты могут изменять свое поведение в определённых ситуациях. Безусловно, высокая мотивация и саморегуляция могут увели чить готовность интровертов к сотрудничеству.
ВАРИАТИВНОСТЬ
Разнообразие тренировочных воздействий – требование принципа адаптации. Пра вило аккомодации гласит: чем более привычна тренировочная нагрузка, тем слабее ре акция спортсмена и, следовательно, ниже воздействие, стимулирующее спортивное совершенствование. Даже здравый смысл диктует необходимость большего разнообра зия тренировочного процесса для большей привлекательности программы подготовки. Однако природа современного спорта высших достижений значительно ограничивает разнообразие тренировочных средств. Суть этого ограничения – в специфике трениро вочного эффекта, то есть в особенностях переноса двигательных способностей и техни ческих навыков. Поэтому желательное и такое важное разнообразие подготовки спортс менов должно достигаться в рамках общепринятого спектра средств, форм и методов тренировки.
Способность находить варианты в рамках высокоспециализированной подготовки – составная часть творческого потенциала тренера. Тем не менее, можно рекомендовать некоторые подходы к созданию подобных разнообразных тренировочных условий (табл. 1.7).
Как уже было упомянуто, обновление упражнений в значительной степени ограничено требованиями специфичности. Тем не менее, развитие силы, скорости и выносливости могут быть целенаправленно акцентированы посредством принятия соответствующих мер. Например, облегчение и упрощение выполнения упражнения даёт возможность перейти на более высокую скорость движения, использование дополнительного сопротивления требует проявления большей силы и т.д. Точно так же модификация тренировочных методов позволяет и концентрироваться на специфической двигательной способности, и предотвращать чрезмерную приспособительную реакцию на очень знакомые упражнения. Для этой цели все компоненты нагрузки могут изменяться: интенсивность (скорость), количество повторений, продолжительность и интервалы отдыха внутри и между сериями упражнений.
Изменение организационных форм дает тренерам дополнительные возможности для обновления их тренировочных программ. Смена состава команды помогает создавать эффект новизны; более опытные спортсмены могут стимулировать активность своих партнёров; при этом уровни концентрации и внимания могут быть повышены. Необычные эмоциональные воздействия способны существенно повлиять на уровни мотивации и усилий. Это достигается за счёт введения соревновательных элементов в однообразную тренировочную практику, выдачи призов за лучшие выступления, приглашения соперников или зрителей для создания эмоционального фона и даже подключения представителей СМИ. Все эти меры особенно уместны в течение соревновательного периода.
Соревнование – обязательная часть подготовки. Её можно разнообразить двумя основными способами: участием в дополнительных видах или дисциплинах и участием в соревнованиях в других видах спорта.
Участие в дополнительных дисциплинах особенно популярно в плавании и лёгкой атлетике; наиболее широко это используется в подготовительном периоде для борьбы с монотонностью общепринятых упражнений и для превращения тренировочной программы в разнообразную и привлекательную.
Участие в соревнованиях в других видах спорта также типично для перерыва между сезонами подготовки и начала подготовительного периода. Это может сочетаться с общеподготовительной программой и приспосабливаться к индивидуальным нуждам спортсменов.
Другая возможность – использование соревновательных попыток в других видах спорта для определения уровня общей подготовленности. Например, бег на длинные дистанции и бег на лыжах очень популярны среди спортсменов игровиков, представителей единоборств и видов спорта на выносливость. В различных видах спорта широко используются тестирования с элементами тяжёлой атлетики: например приседания, взятие штанги на грудь, жим лёжа и тяга лёжа.
Важно обратить внимание, что применение принципа вариативности может отличаться в зависимости от сложившейся ситуации. Факторы, влияющие на его применение: специфика вида спорта; возраст спортсменов, их пол и опыт; финансовые возможности команды или клуба и другие. Необходимо также принимать во внимание степень риска и факторы надёжности.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАГРУЗОК
Вообще говоря, тренировочный процесс может быть представлен как последовательность тренировочных нагрузок. Реакция спортсмена на несколько отдельных тренировочных нагрузок определяется следующими факторами:
- влиянием специфической нагрузки;
- взаимодействием этого влияния с влиянием предыдущих нагрузок.
Конечно, оба эти фактора зависят от чувствительности спортсменов к выполняемым рабочим нагрузкам. Что касается систематической тренировки, то следует подчеркнуть, что там нет отдельной нагрузки, которая имела бы отдельное влияние на спортсмена – эта нагрузка всегда накладывается на предыдущие. Соответственно, современный специфический принцип спортивной тренировки постулирует, что каждая нагрузка, выполняемая в серии с другими, взаимодействует с ними. Этот эффект зависит от влияния предыдущих тренировок и условий влияния последующих. Такое взаимодействие нагрузок имеет большое значение и для планирования, и для анализа тренировочного процесса. Возможные типы взаимодействия нагрузок рассмотрены в таблице 1.8.
Важность взаимодействия нагрузок нельзя недооценивать. По сути, этот фактор определяет процесс адаптации в целом и поэтому имеет непосредственное влияние на эффективность подготовки спортсменов. Важность и сложность этой проблемы особенно очевидны для спортсменов высокого класса, которые обычно выполняют 7–11 тренировок в неделю. Это означает, что каждая тренировка накладывается на след, оставшийся от предыдущей нагрузки. Кроме того, даже отдельная тренировочная нагрузка в некоторых видах спорта может повлиять на комбинацию упражнений, выполненных различны ми тренировочными методами. Такая комбинация может использовать положительное взаимодействие различных нагрузок. Иногда при планировании тренировочного процесса этот фактор игнорируется, и отрицательное взаимодействие нагрузок сводит усилия спортсменов на нет. Конечно, механизмы различных взаимодействий нагрузок очень сложны. Однако в целом этот фактор может и должен быть принят во внимание.
ЦИКЛИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ТРЕНИРОВКИ
Этот принцип касается периодических циклов в тренировке спортсменов. В течение длительного времени множество компонентов долгосрочного тренировочного процесса повторяются, периодически возвращаясь. Этот порядок компилирования программы тренировки называют периодизацией. По крайней мере, четыре главные фактора определяют такие периодические изменения в характере и содержании тренировочного процесса.
Циклическая сущность природы. Вызываемые внешними причинами ритмы являются одним из основных принципов органической жизни; времена года меняются так же, как день и ночь, определяя всю биологическую активность. Месяцы и недели легко делят социальную и экономическую жизнь на исторические и традиционные циклы, составляющие жизнь в целом; недельный ритм, включающий дни отдыха, например, постоянен в течение всей жизни человека. В таком случае нет сомнения, что вся биологическая, социальная и производственная деятельность подчинена внешним природным ритмам. Было бы стран но, если бы спорт был исключением.
Адаптация как всеобщий закон. Как уже было отмечено, закон адаптации определяет тренировочный процесс в целом. Следуя этому закону, спортсмены не должны допускать чрезмерную аккомодацию к привычным нагрузкам. Привычное воздействие теряет свою эффективность; чтобы восстановить способность спортсменов к адаптации, необходимо периодически изменять тренировочные программы и режимы выполнения упражнений. Другими словами, слишком стабильные, установившиеся программы ведут спортсменов к срывам адаптации, когда они вынуждены значительно увеличивать объём обычных тренировочных нагрузок, чтобы получить те же самые результаты. С этой точки зрения периодические изменения программы тренировки – требование закона адаптации.
Разделение основных задач. Серьёзная тренировка в любом виде спорта характеризуется сложностью, многообразием и вариативностью; решение основных задач тренировки, связанное с развитием общих и специфических по виду спорта физических качеств, технических и тактических навыков, может требовать чрезмерных объёмов и количества повторений. Очевидно, что все эти задачи должны быть систематизированы и разделены во времени.
Общеизвестно, например, что определённые технические навыки должны базироваться на соответствующем уровне двигательных способностей. Соответственно, некоторая подготовительная работа предшествует приобретению более специфического технического мастерства; соревнование завершает объединение этих процессов и формирует тренировочные циклы. Периодическое повторение таких циклов позволяет решать вышеприведённые задачи последовательно. Таким образом, циклическое планирование тренировочного процесса – единственный возможный способ обеспечить эффективное разделение основных задач.
График соревнований. Подготовка каждого спортсмена фокусируется на определённых соревнованиях, проводимых периодически. Национальные и международные спортивные федерации, так же как и Международный олимпийский комитет, наблюдают за частотой проведения и выбором времени для соревнований. Типичный график соревнований включает внутренние и региональные испытания, национальные и международные события, такие как кубки и чемпионаты континентов и мира. Таким образом, график со всей определенностью диктует время наступления пиков в подготовке спортсменов и, следовательно, периодические изменения в программе их тренировки. Яркий пример такого влияния – Олимпийские игры: четырёхлетний цикл олимпийской подготовки рассматривается национальными олимпийскими комитетами как самый важный период в длительной подготовке спортсменов.
Всё вышесказанное показывает, что периоды в тренировочном процессе (или так называемые тренировочные циклы) должны формировать основу для планирования и анализа. Следовательно, циклическое планирование спортивной тренировки – один из специфических принципов спортивной подготовки. Периоды в тренировочном процессе были вы явлены и уже использовались некоторое время назад. Одно из первых систематических представлений тренировочных циклов было сделано в середине 1960 х годов профессором Л.П. Матвеевым (1964, 1981). Основные принципы, обозначенные тогда, остаются уместными и полезными до сего дня. Несмотря на разнообразие видов спорта и спортивных дисциплин, деление тренировочного процесса на периодические единицы используется везде, даже несмотря на то что некоторые термины понимаются и используются некорректно.
Стоит отметить, что все тренировочные периоды имеют прямое отношение к соответствующим частям плана, в котором программа тренировки как конечный продукт процесса планирования компилируется на основе принципа цикличности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ГЛАВЕ
Тренировка спортсменов – первостепенный компонент спортивной подготовки, которая также включает соревнование и восстановление. Спортивная подготовка состоит из физической, технической, тактической, психологической и интеллектуальной подготовки, которые имеют свои собственные задачи и особенности. Основные термины и понятия, необходимые для анализа и планирования, то есть цели, содержание, средства и методы тренировки рассмотрены и объяснены в этой главе.
Принципы адаптации применительно к тренировке объясняют фундаментальный процесс приспособления спортсменов к тренировочным нагрузкам. Обобщая, можно сказать, что три генерализованных фактора – величина воздействия, специфичность упражнения и аккомодация спортсмена – определяют реакцию на тренировочную нагрузку и адаптацию. Величина воздействия регулируется объёмом, интенсивностью и новизной упражнений. Эти три компонента нагрузки особенно важны в свете принципа перегрузки, в соответствии с которым увеличение уровня подготовленности требует, чтобы величина воздействия превышала привычный уровень.
Принцип специфичности процесса адаптации выдвигает на первый план перенос тренировочного результата с выполнения одной задачи (вспомогательного упражнения) на другую (основное упражнение). Существует перенос технических навыков, который является чрезвычайно важным для совершенствования движений, а также перенос физических качеств, который определяет эффект любой программы подготовки. Аккомодация как принцип адаптации в тренировке предполагает увеличение работоспособности. Спортсмен достигает более высоких уровней выполнения соревновательного упражнения, и снижается уровень его реакции на стандартную физическую нагрузку, что позволяет ему выполнять её более экономно.
Цикл суперкомпенсации как всеобъемлющий механизм спортивного совершенствования объясняет тренировочный процесс с точки зрения взаимодействия между нагрузкой, утомлением и восстановлением. Принцип суперкомпенсации был разработан в отношении отдельной тренировки и серии тренировок. Согласно этому принципу отдельная нагрузка или сумма нескольких вызывают фазы утомления и восстановления с последующим периодом увеличенной работоспособности (фазы суперкомпенсации), которая может использоваться для организации нового воздействия и подготовки к следующему шагу в процессе спортивного совершенствования. Несмотря на некоторые ограничения и оговорки, принцип суперкомпенсации остаётся основным в теории спортивной тренировки.
Представленный вариант основных принципов спортивной тренировки включает следующее: (1) принцип специализации, который касается социальных аспектов, выбора специфического вида спорта для дальнейшего совершенствования и определения специфических по виду спорта приоритетов; (2) принцип индивидуализации, который обращается к психофизиологическим особенностям спортсменов; (3) принцип вариативности, касающийся источников и особенностей изменения тренировочного воздействия; (4) принцип взаимодействия нагрузок, связывающий положительные, нейтральные и отрицательные воздействия в цепочке последовательных тренировок; и (5) принцип цикличности в планировании тренировочного процесса, соответствующий и поддерживающий общую идею периодизации тренировки.
ЛИТЕРАТУРА ПО ГЛАВЕ №1
Bangsbo, J. (1994). Fitness training in football – a scientific approach. Bagsvaerd: HO and Storm. Bompa, T. (1984). Theory and methodology of training – The key to athletic performance. Boca Raton,
FL: Kendall/Hunt.
Bompa, T. (1999). Periodization: Theory and methodology of training (4th ed.). Champaign, IL: Human Kinetics.
Bompa, T. and Haff, G. (2009 ). Periodization. Theory and methodology of training. Champaign, IL: Human Kinetics.
Bondarchuk, A. (2007). Transfer of training in sports. Michigan: Ultimate Athlete Concepts Pub lisher.
Dick, F. (1980). Sport training principles. London: Lepus Books. Harre, D. (Editor). (1973). Trainingslehre. Berlin: Sportverlag.
Harre, D. (Editor). (1982). Principles of sport training. Berlin: Sportverlag. Jakovlev, N.N. (1977). Sportbiochemie. Leipzig: Barth Verlag.
Maglischo, E.W. (1992). Swimming even faster. Mountain View,: California: Mayfield Publishing Company.
Матвеев Л.П. (1964). Проблема периодизации спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт. Матвеев Л.П. (1981). Основы спортивной тренировки. М.: Прогресс.