КАК СОХРАНИТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ТОНУС И ИГРОВУЮ ИНТЕНСИВНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ОТМЕНЫ ПЕРВЕНСТВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА?
Увы, сегодня мы обречены в большей степени тренироваться, нежели играть. И к этому, как мы все понимаем, есть объективные причины. Те, кто здоров, или же уже перенёс эту напасть, обречены существовать без игр и соревнований, довольствуясь тренировками, двусторонними играми, и редкими «товарняками».
Что же делать? Как сохранить соревновательный тонус, и не потерять игровую интенсивность? Позвольте несколько рассуждений на этот счёт.
Конечно, первое, что непременно необходимо сделать, это удостовериться, что все меры предосторожности по обеспечению нераспространения этой губительной заразы, предприняты полностью, и наша работа проводится с максимальным обеспечением безопасности.
Во-вторых, мы должны построить тренировки таким образом, чтобы ребята смогли продемонстрировать максимальную отдачу от проделанной работы, сравнимую с той, которую они демонстрируют в матчах своих Первенств.
Мы видим, что профессионалы, в какой бы области они не работали, приспосабливаясь к новой реальности, работают сверх одухотворённо, с непомерной яростью, и только при помощи полнейшей самоотдачи достигают поставленных перед собой задач. И это объяснимо. Наступило время, которое требует от нас предельных усилий!
Принимая во внимание всё вышесказанное, мы предлагаем вам акцентировать своё внимание в работе на тренировках, на тех элементах индивидуального технико-тактического мастерства, которые наиболее часто используются в игровых моментах во время матча.
- Начнём с возможности выиграть единоборство у соперника при игре вдоль борта и в углах площадки, с выходом на оперативный простор для начала атаки. Согласно исследованию, проведённому в плей-офф Кубка Стэнли 2020 «skills – тренером» Себастьяном Лемэем, 80 % владения игроками шайбой вдоль бортов и в углах площадки, не материализуется в перспективные атакующие действия.
В зоне своей обороны, соперник непременно постарается перевести игру в угол площадки, или, оттеснив вас к борту, навязать там силовое единоборство. Игроки, не обладающие развитым навыком такой борьбы, стараются сразу избавиться от шайбы, передав её партнёру или забросив поглубже в зону соперника, на свободное место. У игроков с развитым навыком, хватает самообладания, силовых и технико-тактических качеств, выиграть единоборство, и найдя свободную зону, выйти на продуктивное завершение игрового эпизода.
Чтобы помочь юным хоккеистам освоить данный навык, можно начать с самого простого упражнения – подбор шайбы у борта, имитация контакта со стороны соперника (тренера), обманные действия и уход из-под давления, с обязательным броском по воротам.
НА ЧТО ДОЛЖЕН ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ТРЕНЕР?
Не появляется ли у игрока неуверенность в действиях при получении «порции» символического давления у борта?
Если вы замечаете её в действиях своего игрока, ещё больше упростите упражнение, дайте игроку дополнительный простор в момент приёма шайбы, снизьте темп, попросите игрока самого инициировать контакт, пусть давление попытается оказать он.
Что предпринять, если в момент приёма шайбы и следующего за ним силового воздействия у игрока «выключаются ноги»?
Обратите внимание игрока на то, что с момента приёма шайбы, он должен забыть о ведении силового единоборства! Его задача выйти из-под него! Для этих целей игрок должен использовать весь технический арсенал своих возможностей – укрыть шайбу корпусом, сделать ряд обманных движений, и ускорившись, попытаться с виражом выйти из под опеки. Для этих целей, спортсмен должен в полной мере использовать такой технический приём, как «кроссовер».
Что делать, если все действия игрока направлены только в одну, удобную для него сторону?
Ответ напрашивается сам собой. Заставьте игрока выполнять уход из-под опеки преимущественно в ту сторону, которая является для него неудобной. При этом игрок не должен забывать использовать обманные движения, как корпусом, так и ногами.
- Ещё одна работа, способная выявить полную самоотдачу каждого игрока, и задать максимальную интенсивность их действиям – это позиционная атака, с розыгрышем лишнего игрока.
В приведённом ниже клипе, игроки "Торонто Мэйпл Лифс" пытаются организовать финальный штурм ворот Коламбуса, чтобы перевести игру в овертайм. Заменив вратаря на шестого полевого игрока, Торонто «вгрызается» в оборону Коламбуса, делая всё, что в их силах, чтобы спасти игру. Их путь к успеху – выигрыш каждого единоборства и точный завершающий бросок.
Безусловно, на тренировке очень сложно воспроизвести атмосферу столь напряжённого момента игры, но это можно сделать, если у ребят есть мотивация, например поощрение за победу в этом задании.
В упражнении нет назначенных бригад. Тренер вбрасывает шайбу в зону, и та «пятерка», которая первой установила над ней контроль, становится атакующей, и к ней присоединяется шестой полевой игрок. Задача атакующих, - забросить шайбу в сетку до свистка тренера. Если время атаки не вышло, а шайба уже побывала в воротах, тренер вбрасывает вторую шайбу и борьба начинается сначала. Побеждает та пятёрка, которая забросила наибольшее количество шайб.
Подводящим же упражнением, к этой весьма непростой работе, является работа 1 в 1, при которой тренер вбрасывая шайбу, даёт возможность игрокам побороться за неё и освободившись от опеки соперника выйти на ворота с угрозой.
НА ЧТО ДОЛЖЕН ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ТРЕНЕР?
- Насколько меняется техника выполнения приёмов игроками в работе «на усталости»?
- Одинаково ли продуктивно, и с одинаковым ли энтузиазмом осуществляет игрок владение шайбой с выходом на угрозу воротам и попытку отбора шайбы у соперника в защитных действиях?
- Как быстро игрок реагирует на новую вводную – вброшенную тренером вторую, третью, и так далее, шайбу?
Jack Han - тренер. Автор книги "Тактика хоккея 2020" (Перевод и адаптация - powerskater.ru)