ПРОХОЖДЕНИЕ СРЕДНЕЙ ЗОНЫ. (ПОДСМОТРЕНО У КОМАНДЫ МИЧИГАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)
How the University of Michigan is Revolutionizing Neutral Zone Transition
I. Проблема
Когда Брэндон Наурато – тренер хоккейной команды Мичиганского Университета размышлял на тему начала сезона для своей команды, результат стартового отрезка игр не мог ничем его порадовать. Девять побед, при девяти поражениях, из которых две в овертайме. Результат весьма посредственный для амбициозной команды. И в этом он видел проблему, которую ему предстояло решить.
Брэндон со своим тренерским штабом тщательно проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что неубедительные результаты игры связаны с частыми потерями шайбы, и что наибольшее количество её потерь, приходится на среднюю зону, прохождение которой не является эффективным. Нужно что-то делать, сказал Брэндон своему помощнику Мэту Дюшаму, на что последний заметил, что на его взгляд, не стоит ничего менять кардинально до наступления игровой паузы в Первенстве, ибо это чревато ещё большими проблемами. Но Брэндон настоял на том, чтобы рискнуть.
Идея перестроений была ему навеяна вдохновением построений Пепа Гвардиолы при переходе из обороны в атаку, которые опирались на дисциплину, владение мячом и агрессивный прессинг. И Наурато моделирует три уровня таких построений:
«Зона построения» (Build-It Zone) - верхняя часть зоны обороны, от которой начинается движение игроков по средней зоне.
«Северная зона» (North Zone) – зона наиболее быстрого перемещения шайбы. Её протяжённость от синей линии зоны защиты, до красной линии. Прохождение данной зоны за счёт средних и коротких вертикальных и коротких диагональных передач.
От красной линии до синей линии зоны атаки, по мнению Наурато лежит (the Rim Zone), - «зона побега вдоль борта» прохождение которой обуславливается ускорением вдоль борта, или неконтролируемый вброс шайбы в зону с последующим прессингом.
Резюмируя своё предложение, Наурато говорит: «вся игра в средней зоне зависит от дисциплины, скорости перемещения при владении шайбой и умения организовать свободное пространство для себя и партнёров. Если у меня есть пространство, я могу и убежать, и обыграть, и обмануть. Именно свободное пространство должно формировать нашу игру.
II. Решение
План тренера состоял в том, чтобы перенести в среднюю зону ту расстановку, которую команда Мичиганского Университета использовала при игре в большинстве, при самых эффективных розыгрышах этого стандарта.
Наурато поясняет:
«Если говорить простыми словами, то при прохождении средней зоны мы повторяем расстановку игры в большинстве. Например, мы играем 1-3-1, в этом случае мы имеем вершину, игрока под воротами, бампера (опорного игрока) и двух игроков на флангах. Мы начали наигрывать такое построение, и надо сказать получилось у нас не дурно.
Наша стандартная расстановка при прохождении средней зоны "build-it" подразумевала её охват, при котором оба защитника играют от синей линии зоны обороны, два крайних нападающих поднимаются высоко, стараясь дать атаке максимальную ширину, а центральный нападающий контролирует «королевскую дорогу» по всему её периметру, с позиционным приоритетом к центральной (красной) линии.
Наурато хотел придумать нечто необычное, что бы могло поставить в тупик соперника и дать его команде позиционное преимущество при начале атаки. Для этого он и позаимствовал игровой принцип 1-3-1, используемый при розыгрыше численного большинства.
В этой расстановке, защитник в роли организатора атаки и разыгрывающего, поддерживаемый вторым защитником, выполняющим роль флангового игрока, и одним из крайних нападающих, образующих вместе со вторым защитником «разгоняющий кулак» атаки. Второй нападающий, выступающий в роли бампера (опорного игрока), занимает середину «королевской дороги», стараясь не выявлять особой активности и не привлекать к себе, до поры, до времени, особого внимания. Третий нападающий, образующий вершину атаки, и играющий под синей линией зоны защиты соперника, наоборот, играет максимально активно, стараясь сковать своими действиями, как можно большие силы противника.
Цель такого построения состоит в том, чтобы иметь несколько потенциально обоснованных маршрутов входа в зону соперника, таящих в себе известную угрозу на развитие результативных действий.
Как пояснил Наурато, причина, по которой он счёл возможным внедрять столь значительные перемены в тактическую модель команды по ходу соревновательного сезона, заключается в том, что новый подход, опирается на те концепции и тот игровой стиль, в котором команда уже достаточно поднаторела:
«Они прочно преуспели в розыгрыше большинства, кроме того, ребята очень убедительны в зоне атаки, при атакующем созидании сходу. Для них это «хлеб с маслом», поэтому я был уверен, что рисунок игры, перенесённый из зоны атаки в среднюю зону, быстро и хорошо приживётся».
Одним из важнейших аспектов этой системы является позиционная гибкость (ещё один несомненный плюс в тактике Пепа Гвардиолы). И как говорит Наурато:
«Проходя среднюю зону и играя в позиционный хоккей, мы не делим своих игроков на нападающих и защитников. Для нас – это пять членов одной команды, выполняющих доверенную им функцию, работающих как единый, слаженный организм, какую бы миссию, каждому из них, не приходилось выполнять в данный, конкретный момент игры».
III. Почему это работает
Что делает атакующую структуру 1-3-1, при прохождении средней зоны, эффективной тактикой? Ключевых преимуществ два.
Во-первых, структура достаточно уникально для того, чтобы дезориентировать соперника, чья тактика противодействия, как правило рассчитана на расстановку 2-1-2 или 1-2-2.
Во-вторых, наша идея состоит в том, чтобы своей активностью в центральной зоне сконцентрировать на ней всё внимание соперника, сковать его там, и постараться развить скоростной прорыв через слабый фланг.
«Завязав» центр, и вершину средней зоны буквально до синей линии зоны нашей атаки, мы рассчитываем на сверхбыстрые фланги. Вот так описывает эту ситуацию Наурато:
«Нам важно усыпить бдительность соперника активностью в центре средней зоны, и через передачу от опорника, развить максимально быстрый фланговый прорыв».
«Чем постоянно озабочена каждая команда?» - спрашивает Наурато. «Каждая команда, как зеницу ока стережёт «королевскую дорогу», стараясь даже близко не подпустить к ней соперника. Поэтому мы и проявляем в этой зоне свою ложную активность, чтобы «связанный» по рукам и ногам соперник, только взглядом проводил наш прорыв к своим воротам».
Даже если у нас не получается реальной голевой угрозы посредством быстрых фланговых действий, и соперник не ловится на приманку в виде нашей активности в центре, мы вбрасываем шайбу в зону бесконтрольно, и ускорение наших фланговых игроков становится направленным на активное силовое давление (форчек). Вот, что ещё, по этому поводу, говорит Наурато:
«Мы постоянно в движении и всегда заполняем пространство… но в конечном итоге, мы безусловно хотим быть с шайбой и при этом, в самой, что ни на есть, убойной позиции. Поэтому мы создаём сильное давление в центре, а атаку ведём быстрым прорывом через слабый фланг. Таково наше тактическое построение, если о нём говорить в двух словах».
Такая динамика направлена на создание численного преимущество для организации обманных действий и скоростного, для реальной угрозы воротам. Наша задача, за счёт ложной активности сделать оборону соперника максимально скованной и мало подвижной.
В качестве примера нашим словам, позвольте предложить гол, забитый 24 февраля 2024 года в ворота «Нотр-Дама».
Мы видим как защитник Итон Эдвардс №73 подбирает шайбу, вышедшую из зоны Нотр-Дама. Он контролирует шайбу в зоне, которую Наурато обозначает как "build-it". Итон ищет продолжения и тактика игры команды подсказывает ему передачу на Маршала Уоррена №77, каковой тоже является номинальным защитником, но здесь он выполняет роль опорного игрока.
(Тут, пожалуй, снова надо повторить истину, гласящую, что каждому игроку бывает комфортно в той игровой роли, в которой он добивается максимально эффективного результата).
Все игроки активны, и отменно запутывают соперника постоянной сменой своих ролей на площадке: Ти Джей Хьюз №13, перемещается справа налево, поперёк средней зоны, пока Гэвин Бриндли №4 наращивает скорость по правому флангу. Роль опорного игрока, при этом призван выполнять Дилан Дьюк №25, который своим смещением сковывает на себе внимание соперника и даже пытается для Гэвина поставить что-то типа заслона, хотя это и не выходит убедительно. Мы видим, что благодаря активности партнёров большая часть соперников находится в полпозиции или оттянуты на номинально сильный фланг, что позволяет Гэвину Бриндли воспользоваться пространством, и выйти, фактически против одного соперника.
Бриндли беспрепятственно развивает скорость, он никем не опекаем и давление на него сведено к минимуму. Это позволяет ему без особого труда ворваться в зону соперника и воспользовавшись хорошо поставленным броском, завершить угрозу голом.
IV. Практическое обучение и точки роста
Новая тактика требовала немедленного воплощения и тренерский штаб придумал игровое упражнение, которое, как нам кажется, идеально подходило под поставленную перед командой задачу. Честно говоря, штаб частенько конструировал средства, которые временами не приживались в тренировочном процессе, а иногда и встраивались в него, как будто были там испокон веку. Так и эта работа, которая стала основной на всю вторую половину сезона, показала себя с наилучшей стороны.
В этом игровом упражнении, задание выполнялось «пять на пять», проходило в средней зоне и походило на игру в «держиморду». Тренер вбрасывал шайбу в игровое пространство, команда, завладевшая шайбой, начинала перестроение в своей зоне защиты, куда доступ сопернику был ограничен тренерским решением. Задача команды, пройдя среднюю зону, войти в зону соперника контролируя шайбу. Любой перехват – вновь откат в свою зону, команды, контролирующей шайбу, и новое перестроение. Команда, выполнившая задание и вошедшая в зону защиты соперника владея шайбой, получает одно зачётное очко. Все атакующие действия обеих команд модифицируются из построения 1-1-3.
Обучая игроков командной структуре, это занятие служит также и для роста индивидуальных игровых качеств хоккеистов в самых различных аспектах игры. Наурато пояснил:
«На самом деле я учу своих ребят владеть шайбой, контролировать её и дорожить ею. А для этих целей, ребятам нужно филигранно владеть и своими коньками, и своей клюшкой, и всем своим телом. Уметь одинаково убедительно отрабатывать и принимать решения, как при игре в обороне или в ранге опорного игрока, так и при острых выпадах в нападении. Я учу позиционной игре, пониманию её структуры, выбору действий, и как следствие управлению командными построениями».
«При этом мы не создаём из игроков «роботов» или «рабов одной игровой системы». Мы обязательно объясняем ребятам ту игру, в которую мы сегодня играем, рассказываем как она сочетается с тем, что мы уже умеем делать, как, когда и почему нам необходимо что-то поменять в наших действиях».
«Всё, что мы даём ребятам – это различные игровые навыки, которые пригодятся им в любой схеме игры и при любой её системе» – говорит Наурато.
«Я хочу, чтобы структура не подменяла навыки. Навыки – это то, что необходимо совершенствовать в первую очередь, ведь именно они, позволяют игрокам стать лучшей версией самих себя, а это главная задача нашей педагогики» - добавляет он.
Несмотря на то, что игра Мичигана приобрела необходимую стройность, новое прохождение средней зоны требовало ещё значительных доработок. Дополнительные проблемы проявились в марте, когда Мичиган уступил Миннесоте со счётом 6-2, и Наурато понял, что ещё очень, очень много есть над чем поразмыслить.
Анализируя игры, тренерский штаб убедился, что не смотря на молниеносные прорывы по слабому флангу, все перестроения на сильном фланге делаются на недостаточной скорости и с недостаточной интенсивностью. А как только игроки пытались добавить в быстроте, начинали появляться ошибки. Да, конечно, новая модель давала о себе знать помарками и оплошностями, но надо было что-то делать, и ребята стали на тренировках отрабатывать быстроту развития своих комбинаций.
Команда вновь и вновь работала на той скорости, которая позволяла ей читать игру, увеличивая обороты и интенсивность действий только когда каждое из этих действий было отточено до совершенства. Игроки должны были научиться понимать друг друга с полувзгляда и не выпадать из тактического построения из-за стоящих перед ними индивидуальных преград. В результате нашей работы над ошибками, перед самым плей-офф, команда одержала шесть побед в семи играх, и это был весьма обнадёживающий результат на пути к Frozen Four.
V. Конечный продукт
Определяющая игра сезона и, вероятно, самая запоминающаяся игра "Мичиганских Росомах" в Первенстве 2023-2024 произошла во время победы над "Мичиган Стэйт", когда «росомахи» победили со счетом 5:2, в поединке, который стал реваншем за поражение в матче Чемпионата «Большой десятки» неделей ранее, и позволил «Мичиганскому Университету» попасть в Frozen Four
Фрэнк Назар стал автором того, что позже назовут "Мичиган 2.0", отдав передачу Бриндли из-под ноги. Этот пас сразу же попал в социальные сети и в ю-туб рейтинги, но вот что никто не заметил в суматохе вокруг этого дерзкого паса Назара, так это игру «росомах» в средней зоне, которая и создала этот голевой шанс.
Эпизод начинается с высокой и плотной игры «Мичиган стэйт», которые надёжно прикрывают центральную зону, но тем не менее защитник Лука Фантилли №63 (синий), подбирает шайбу у борта и делает передачу на Рутгера Макгроарти №2, который выполняет роль опорного игрока. Мкгроарти мгновенно атакован сразу двумя соперниками, но их оплошность приводит к тому, что шайба рикошетом отлетает к Эдвардсу, играющему на левом фланге.
На этом видео показано, как схема 1-3-1 «Мичиганских росомах» становится проблемой для 2-1-2 «Мичиганских спартанцев». Они втроём пытаются остановить Макгроарти и Эдвардса, но Эдвардс ускоряется , преодолевая этот прессинг за счёт разницы в скорости и делает передачу Назару, в то время как Бриндли в гордом одиночестве набирает скорость в качестве игрока слабого фланга. Назара поддерживает Эдвардс и сильный фланг работает на полную «катушку», что позволяет Бриндли относительно комфортно подготовить завершающий бросок. Теперь всё зависит от Назара и его передачи, которая в одно мгновение становится настоящим шедевром. Бриндли просто не имеет права «запороть» сие творение, чего, в принципе, и не случается.
Безусловно, в этом эпизоде пас Назара затмил любое другое действие, но именно игра команды в средней зоне позволила Мичигану получить этот голевой шанс, а с ним и путёвку в Frozen Four.
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".
Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27)
Сумма перевода не регламентируется.