ПРОТИВОБОРСТВО 1 НА 1, ИЛИ 2 НА 2, ЧТО ВАЖНЕЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОМАНДНОЙ ИГРЫ?
Давайте заглянем в процесс формирования и развития игровых качеств хоккеиста. Оценим важность некоторых из них, и постараемся разобраться, за счёт чего они возникают и как совершенствуются.
Игра «один на один»
Этот навык формируется одним из первых, и на самых ранних этапах познания хоккея. Этот период характеризуется большой разницей в двигательном умении детей, в зависимости от срока занятий и предрасположенности к игровым видам. Такие игроки в своих командах считаются «звёздами», но и им присущи их маленькие «звёздные» хитрости. Они почти всегда стараются выбрать из числа соперников наиболее слабого, эффектно атакуя и обыгрывая его 1 на 1. Более сильных соперников, способных сыграть плотно и навязать сопротивление «звёзды» пытаются избегать. К слову, так вырабатывается привычка играть исключительно на «свободном льду», и в дальнейшем, она создать хоккеисту немало проблем.
По мере формирования мастерства игроков, партнёры учатся взаимодействовать друг с другом, страховать друг друга, учатся взаимозаменяемости, коллективному отбору и другим премудростям, которые нивелируют «звёздный статус» бывших лидеров до нуля. И им приходится либо перестраиваться на коллективную игру, или уходить в тень. Наверное, интуитивно мы это понимали с самого первого дня, ибо все смотрим профессиональный хоккей, в котором удачные действия в игре 1 на 1. Скорее достижение, чем обыденность. И если брать Национальную Хоккейную Лигу, то мы будем свидетелями статистики, которая на порядок, или даже на несколько порядков, будет в пользу игроков обороны.
Тем не менее, работа 1 на 1 – это тот вид тренировок, с которого мы начинаем свою игровую практику.
Говоря о преимуществе в индивидуальной борьбе, нельзя не упомянуть ещё один аспект, ведущий к успеху в игре 1 на 1. Это половое созревание и раннее возмужание некоторых игроков. Различие в силе, на определённом этапе вновь открывает окно индивидуальных возможностей, но вновь не на долго, правда и этим грех не воспользоваться для приобретения опыта результативной индивидуальной игры.
Но и тут надо понимать, что как только соперник начнёт «навёрстывать упущенное», показатели успеха «новой звёздочки» вновь будут снижаться.
Делая ставку в своём развитии на игру 1 на 1, хоккеист, как правило, рано или поздно в нём останавливается. Теряя свои преимущества из-за слабого развития других навыков.
Игра два на два
По мере взросления игроков и совершенствования их игрового мастерства, взаимодействие с партнёрами по команде начинает приобретать всё большее и большее значение. Взаимодействие – это тот водораздел, преодолев который, любой игрок переводит свои способности на качественно иной уровень игры.
Будучи главным тренером USNTDP (программа подготовки игроков для национальной сборной команды США до 18 лет), Дон Гранато говорил: «Наша главная задача, в первый же год совместной работы, научить всех без исключения ребят, пришедших в программу, постоянному взаимодействию друг с другом на хоккейной площадке.» Многие команды современной эпохи развития USHL проповедуют ту же концепцию, например «Чикаго стил», «Су-Фоллс Стэмпид» и другие, показывают отличное взаимодействие, на котором и строится тактика игры их команд.
«Наша задача помочь игрокам, найти способы и решения, которые помогут им воплотить в своих навыках все наши требования, доведя формирование своего игрового мастерства до логического завершения. Необходимо, чтобы каждый из кандидатов в сборную принял нашу концепцию и воплотил её в своей игре» - добавил Гранато.
Большое количество тренеров, разделяет нашу концепцию, воплощая её в своей практике. Мы много общаемся сними, дискутируем и находим новые пути воплощения задуманного. Одним из таких партнёров является Эрик Виландер. Он большой специалист в области взаимодействия игроков, и мы не понаслышке знаем, как много времени в своих тренировках он посвящает единоборствам два на два. Давайте посмотрим на некоторые его замечания:
«Начиная с 14 лет, в нашей программе подготовки нет упражнений в которых ребята работают 1 на 1. Бывают игры в которых используется этот элемент, но основное внимание мы уделяем игре 2 на 2, в которую вводим примерно пять атакующих паттернов с целью последовательного преображения игры 2 на 2, в игру 2 на 1. Примерно через шесть месяцев целенаправленной работы в этом направлении, она не вызывает у ребят никаких трудностей» - говорит Виландер.
«В игре два на два, игроки знакомятся с понятием «разница скоростей», сталкиваются с необходимостью организации свободного пространства для возможности товарища по команде , действовать эффективно и результативно, при этом создавая необходимые для этого условия, на ограниченном пространстве обозначенной тренером, игровой площадки» - добавляет он.
Примером квалифицированного, продуктивного взаимодействия может считаться организация розыгрыша два на одного, в рамках игры два на два. Такой розыгрыш позволяет игрокам создать численное преимущество при игре в равных составах. Тренеры называют способность к созданию подобных ситуаций – «разделяй и властвуй».
Бывает и иная ситуация, когда наиболее мастеровитый игрок создаёт совокупность обстоятельств, которые приводят его к борьбе один на два, с целью организовать свободное пространство для партнёра, установить контроль над шайбой в борьбе с двумя соперниками, и организовать для товарища по команде возможность продолжить атакующие действия один на ноль.
Игровое противоборство «один на один» и его преимущества.
Давайте вернёмся к игре «один на один». Как мы установили выше, командная игра и групповое взаимодействие имеют в игре решающее значение, поэтому игровые перспективы противоборства «два на два», значительно более предпочтительны. Так почему мы начинаем обучение с игры «один на один» и довольно продолжительное время обучения концентрируемся на этом игровом аспекте?
Самой важной причиной, является проникновение элементов противоборства «один на один», практически в каждую игровую ситуацию. Любая победа в единоборстве означает организацию свободного пространства и это очень ценно, но добывать это преимущество практикуясь в тренировках «один на один», тем не менее, идея весьма сомнительная.
Мы беседовали со многими ведущими специалистами по навыкам в мире, которые много размышляли над средствами развития игровых навыков своих ребят. Они постоянно упоминают о том, что слишком ранний уход от тренировочной практики «один на один», фактически сильно обедняют игровые качества юных хоккеистов. И эти задания, в том или ином виде, должны быть включены в программу подготовки команд, наравне со всеми остальными, как минимум, до 13-14 лет.
Да, в этом возрасте групповое взаимодействие и командная игра должны иметь некий приоритет, но работа «один на один», тем не менее, важный тренировочный аспект, о котором не следует забывать. Игроки умеющие обыграть «один на один» и знающие как это сделать, являются огромным командным преимуществом в игре любого уровня.
Послушаем Грега Ревака:
«Единоборства 1 на 1 на уровне игр НХЛ, например, достаточно редкое явление. В основном все команды действуют с подстраховкой, опорными игроками и «зоной помощи».
Но тем не менее, такая возможность проверить себя иногда выпадает, и в этом случае, нужно помнить о трёх элементах, способных помочь в игре «один на один».
- Дифференциал скорости – способность рвать ритм, менять темп, ускоряться и притормаживать тогда, когда этого требует игровая ситуация.
- Обыгрывая соперника стараться задействовать его «слепой треугольник» три вершины которого образуют лезвия его коньков и перо клюшки на льду.
- Постараться поймать соперника на противоходе используя ложные движения и обманные действия» - говорит Грег.
Заканчивая очерк, хочется заострить внимание игроков и тренеров на исключительной важности обоих игровых компонентов, и на том, что без должного внимания к одному, не будет необходимого прогресса и во втором. Помните об этом и не спешите лишать ваш учебно-тренировочный процесс той работы, которая в будущем приведёт к прогрессу ваших игровых качеств.
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".
Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27)
Сумма перевода не регламентируется.