ДЕТСКИЙ ХОККЕЙ И ТАКТИКА ПОНЯТИЯ НЕ СОВМЕСТИМЫЕ?
Тактический навык является одним из основополагающих навыков в хоккее с шайбой. Поговорим об этом навыке сквозь призму анатомо-физиологических особенностей организма юных хоккеистов.
В младшем школьном возрасте (7-9 лет) возникают преобладающие влияния коры на подкорковые процессы, усиливаются процессы внутреннего торможения и произвольного внимания, появляется способность к освоению сложных программ деятельности, формируются характерные индивидуально-топологические особенности высшей нервной деятельности ребёнка.
Другими словами, ребёнок в данном возрасте способен воспринимать только то, что ему интересно, но, достаточно непродолжительное количество времени. Наиболее актуальная по значимости сфера интересов ребёнка в этой возрастной группе – игра и соревнование. Сделать лучше, быстрее – вот к чему стремится каждый малыш. Поэтому в игровой или соревновательной форме, ребёнок способен выполнять как технические, так и технико-тактические задачи с максимальной самоотдачей и интересом. Другое дело, какие задачи ставит перед ребёнком наставник. И здесь, конечно же, необходимо понимать, что «техника», в данный период, в значительной мере превалирует над «тактикой» и тут трудно не согласиться с автором статьи. Однако заложить основы элементов тактического взаимодействия необходимо.
В среднем и старшем школьном возрасте значительное развитие отмечается во всех высших структурах ЦНС. Например, в коре больших полушарий общая длина борозд к 10 годам увеличивается в 2 раза, а площадь коры – в 3 раза.
Период с 9 до 12 лет характеризуется резким увеличением взаимосвязей между различными корковыми центрами главным образом за счёт роста отростка нейронов в горизонтальном направлении. Это создаёт многофункциональную основу развития интегративных функций мозга, установления межсистемных связей. В возрасте 10-12 лет усиливаются тормозные влияния на подкорковые структуры. Формируются близкие к взрослому типу корково-подкорковые взаимоотношения с ведущей ролью коры больших полушарий и подчинённой ролью подкорки.
Поэтому начиная с 9 лет возможно и необходимо поэтапное структурированное внедрение в тренировочную практику элементов технико-тактического и тактического мастерства, и тактического взаимодействия . То есть выделение основных учебных элементов и установления связей между ними.
Такая работа ведётся поэтапно. Первым этапом должен стать анализ деятельности. Ребёнку необходимо объяснить важность изучаемых элементов и мотивировать его нацеленность на его изучение. На втором этапе необходимо создать новый образ предстоящей работы. Поскольку отличие возникших в её процессе требований, от устоявшихся знаний и умений, в значительной степени отличаются. Третий этап – изучение возможностей ребёнка в соответствии с поставленными перед ним целями.
Проведя поэтапное исследование, выделив элементы и установив между ними связи, наставник способен произвести оценку, и в дальнейшем варьировать как объём, так и последовательность содержания работы в зависимости от конкретных целей.
Любой тренировочный процесс должен иметь свою цель. И эта цель должна соответствовать уровню усвоения материала. В процессе работы ребёнок должен научиться опознать, воспроизвести, смоделировать и трансформировать любой элемент или ситуацию. Это задача будущего, но на начальном этапе, коим является 9-ти летний возраст, тренер обязан наметить связи, причём не все, а самые существенные. Данные связи и будут определять структуру и последовательность работы в соответствие с однородностью восприятия информации.
Технологически это выглядит так:
– Учитывается принцип минимализации. Тренер определяет, что «может помешать» работе, а что может «пригодиться». Поэтому на начальном этапе исключается всё, что может нанести ущерб в достижении цели. Здесь на помощь приходит комплекс подводящих упражнений, которые в дальнейшем, при воссоединении образуют единую структуру.
– Принцип объективных связей. Ребёнок визуально воспринимает качественное улучшение игровых возможностей, способность достижения результата наименьшими усилиями, а так же эстетику результата.
– Принцип визуализации. Возможность оценить результативность действий.
– Принцип логического следования – отражение в структуре информации причинно-следственных связей между ее элементами.
– Принцип соответствия, в котором изучаемые элементы имеют ярко выраженный практический характер применения.
– Принцип соответствия тренировочных способностей, игровым возможностям. Здесь мы вновь говорим о поэтапном, структурированном преподавании материала.
При различных видах деятельности с повышением возраста от 10 до 13 лет регистрируется резкое возрастание пространственной синхронизации потенциалов разных корковых зон, что отражает установление между ними функциональных взаимосвязей. У 13 летних подростков существенно улучшается способность к переработке информации, быстрому принятию решений, повышение оперативно-тактического мышления. Время решения тактических задач у них сокращается по сравнению с десятилетними. Однако так происходит когда спортсмен внутренне подготовлен к возрастным изменениям, когда в его сознании существует базовая платформа, позволяющая ему демонстрировать свои индивидуальные отличия, и командное взаимопонимание. Это как мозаика, нет двух трёх «стёклышек» и рисунок становится кошмаром перфекциониста.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, с достаточным основанием можно предположить, что календарным возрастом начала преподавания детям основ тактических навыков в хоккее является возраст 9 лет.
На этом, пожалуй, на сегодня всё. Но впереди нас ждёт много интересных работ и полезных знаний. Подписывайтесь на наши обновления, заходите на страницу нашего проекта в инстаграм - @powerskater_practice и незабывайте донатить проект. Это очень важная составляющая для роста объёма той полезной информации, которую мы для вас готовим.
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".
Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 на карту Банка Санкт-Петербург - 5226 2000 3527 3609 или на карту ВТБ - 5368 2900 9544 8249
Сумма перевода не регламентируется.