"ПУТЬ БЕЛФРИ"
"ПУТЬ БЕЛФРИ". ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. "ЗНАКОМСТВО"
Издав свой бестселлер Дэррил Белфри мгновенно попал в поле зрение каждого, кто так или иначе связан с хоккеем, и тем похвальнее начинание Международного Сообщества Тренеров, которое подготовило для нас целый сериал, об этом специалисте озаглавив его «Путь Белфри».
Естественно, мы не могли пропустить такое событие, ведь «хоккейный новатор» Белфри своими стратегическими идеями и новаторскими методами подготовки завоевал сердца многих десятков топовых звёзд НХЛ и «сборников» всех уровней. Он работал и работает с такими игроками как Патрик Кейн, Хейли Викенхайзер, Сидни Кросби, Остон Мэтьюз, и другими звёздами.
В этом эксклюзивном 16-серийном цикле мы глубоко погрузимся в суть развития игроков-профессионалов. Каждый эпизод будет наполнен философией хоккея, которая очень глубоко раскрыта и в книге Дэррила, полезными практическими советами, которые способны мгновенно и навсегда повлиять и на подход к тренерской работе у молодых тренеров и маститых специалистов. Не меньшее влияние, как книга, так и этот сериал, окажут и на игроков, чьё развитие только началось в детско-юношеском, или успешно продолжается в профессиональном хоккее.
У команды тренерского сообщества Северной Америки, с полученным разрешением от Дэррила, появилась отличная возможность заглянуть на его педагогическую кухню, и посмотреть на его работу с группой игроков, с которой, впрочем, он никогда раньше не встречался. Все метаморфозы, которые происходили с игроками и со всеми нами в процессе этой работы, нам, пожалуй, уже никогда не забыть, и мы очень хотим поделиться ими со всем хоккейным сообществом.
Будь вы тренером, игроком или родителем, этот сериал позволит вам по-новому взглянуть на обучение, тренировки и развитие. Присоединяйтесь к нам, и исследуйте искусство и науку хоккейного мастерства вместе с Дэррилом Белфри, эксклюзивно на русском языке в научно-образовательном проекте «Жизнь в Хоккее»
Напомню, что книгу Дэррила Белфри «Хоккей Белфри», можно приобрести сделав предварительную заявку на адрес электронной почты: baltvtormet@mail.ru
Дэррил Белфри – тренер, которому доверяют лучшие хоккеисты мира. И конечно мы очень рады приветствовать Дэррила на нашей платформе. Давайте попросим его рассказать о себе, и сказать несколько приветственных слов в связи с нашим знакомством.
"Да, всем привет, я Дэррил Белфри, и я тот самый тренер, который начал свой бизнес, когда мне было всего 19 лет. Прежде чем я стал, тем, кем сейчас являюсь, я перенёс множество крутых взлётов и громких падений, я прошёл путь, который не задумываясь можно назвать тернистым, и это здорово, потому что он принёс мне немалый опыт, которым я сегодня могу с вами поделиться. Я научился многому, и теперь, я пользуюсь всем тем опытом, который накопился у меня за все эти годы.
Я работал над индивидуальной подготовкой игроков, работал в группах, работал с командами. И везде, в первую очередь мы с ребятами трудились над теми навыками, которые составляют их мастерство, стараясь отмести всё лишнее, ненужное хотя бы и внешне эффектное.
Вы можете давать игроку огромное количество заданий, развивать в нём множество навыков, но игроком будет востребовано только то, что используется им в игре. Игрок в любом случае вернётся на круги своя, как бы долго вы его не водили в дебрях поиска каких-то особых решений.
Я вижу то, что хочет игрок, и понимаю к чему он стремится, и я знаю, как помочь ему воплотить своё желание используя для этого кратчайшие пути. Пускай, поначалу, то, что у нас получится, будет похоже на лоскутное одеяло, но зато в нём не будет ничего лишнего, а следовательно, и приживётся такой навык гораздо быстрее.
Однако, если вы не идёте моим путём, это не значит, что вы работаете не так эффективно, как я. Вы в любом случае идёте по пути прогресса, просто так уж вышло, что мне удаётся сделать эту дорогу короче".
"ПУТЬ БЕЛФРИ". ЧАСТЬ ВТОРАЯ. "ОБУЧЕНИЕ ИЛИ КОУЧИНГ"?
Во втором эпизоде сериала «Путь Белфри» Дэрилл рассказывает о различиях между обучением (педагогикой) и коучингом, а также о том, что тренеры не должны упускать возможность во время обучения, акцентировать внимание ребёнка на его успехах или локальных неудачах.
Так, обучение или коучинг?
Дэррил объясняет, что коучинг – это попытка убедить группу отдельных игроков согласованно работать на достижение общей цели. Коучинг процесс групповой, тогда как педагогика и обучение процесс обособленный и сугубо индивидуальный.
В педагогике мы берём один из, к примеру, двигательных паттернов демонстрируемых ребёнком, моделируем на его базе максимально перспективное действие и воспроизводим это действие как некую конструкцию, зачастую изменяя или улучшая все двигательные навыки игрока, ему сопутствующие.
Демонстрация действия.
Должен ли тренер в обязательном порядке уметь демонстрировать игровые и двигательные навыки, прежде чем приступить к их обучению? Дэррил объясняет, что возможность продемонстрировать навык имеет свои, и весьма значимые преимущества. Однако тренерам не обязательно во что бы это ни стало владеть ими в совершенстве. Белфри отметил, что в начале своей карьеры, он был очень слабым скейтером, и ему потребовались годы, чтобы научиться демонстрировать навыки, более-менее сносно.
Он советует тренерам вести демонстрацию медленно, акцентированно, сопровождая действие рассказом о нём и анализом возможных вариантов. А если техника выполнения приёма тренером оставляет желать лучшего, то самым приемлемым вариантом, будет задействование на показе игроков с более высоким техническим уровнем, чем тот, которым владеет тренер. Во всяком случае в этом, нет ничего зазорного.
Какое соотношение коучинга и педагогики наиболее эффективно в командном тренировочном процессе?
Белфри считает оптимальными цифрами – 70% коучинга и 30% обучения. И такой расклад применим к большинству тренировок. Групповая интенсивная работа, когда вся сессия в движении, у игроков нет простоев и они постоянно находятся в необходимой степени напряжения – всё это вполне укладывается в 70% коучинга. Но при этом тренер находит момент акцентировать внимание отдельных игроков на совершаемых ими оплошностях или неточностях и на это, вполне можно отрядить 30% времени тренировки.
Белфри отмечает, что многие тренеры упускают возможности обучения на тренировках. А ведь тренеры прекрасно знают, кто из их ребят нуждается в подбадривании, для кого из игроков поставленная задача чрезмерно сложна, а кому, наоборот, требуется ещё больший вызов. Каждый тренер должен понимать, что любой игрок жаждет его внимания, и если тренер покажет себя неравнодушным, то тем самым он значительно вдохновит своих подопечных.
В третьем эпизоде "The Belfry Way" Дэррил объясняет, почему вы не можете одновременно вести тренировку и преподавать.
"ПУТЬ БЕЛФРИ" ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ВЫБОР В ПОЛЬЗУ ПЕДАГОГИКИ
Если перед тренером остро стоят педагогические задачи, он должен найти способ организации коучинга процесса без своего участия. От коучинга ему придётся устраниться. Он конечно может поручить организацию тренировки своим помощникам, но гораздо продуктивнее будет поручить коучинг самим игрокам, что мы и сделали на нашем видео уроке. Возможность вести упражнение для игроков, поощряет их к демонстрации своих организаторских способностей, а тренера к их анализу.
"ПУТЬ БЕЛФРИ". ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ. ФИЛОСОФИЯ ТРЕНИРОВОК
В четвёртом эпизоде фильма «Путь Белфри», Дэррил объясняет нам свою философию тренировок. Он говорит, что черпает содержание своей работы из игровых эпизодов, рассказывает о том, что тренировки должны соответствовать возрастным особенностям и навыкам юных хоккеистов. Из этой серии, мы узнаем, как подготовить игроков к тем сложным навыкам, которые им необходимо будет воспринять. Узнаем о том, что такое подводящие упражнения и как ими пользоваться.
Дэррил по своему обыкновению даёт игрокам самим поискать выход в тех или иных игровых ситуациях. Он пользуется аналогиями и даёт возможность нам самим сделать из них свои выводы.
По ходу ролика мы познакомимся с тремя ситуативными заданиями, которые соединяются в четвёртом, в полноценную игровую ситуацию. И посмотрим, как все они выполняются юными игроками.
ПУТЬ БЕЛФРИ. ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗРЫВА В УСПЕВАЕМОСТИ.
В пятом эпизоде фильма, Дэррил рассказывает, как тренеры могут управлять «разрывом в успеваемости» своих игроков, а попросту нехваткой талантливых игроков в команде. По сути таких способов четыре.
Во-первых, не бросайте менее талантливых на произвол судьбы. Уделите время их обучению, покажите им, что вы неравнодушны. Такой подход будет стимулировать их к обучению и к совершенствованию. Да, и ведь если игрок в вашей команде, вы просто обязаны отдать ему частичку ваших педагогических возможностей, и это не должно зависеть от уровня таланта вашего ученика.
Во-вторых, поощряйте обучение по принципу «мы равны». В отношении игроков друг к другу не должно быть высокомерия и снобизма. И одним из способов добиться этого – наставничество. Поощряйте к нему игроков. Объясните им, что один из способов научиться самому, является способность научить другого. Пусть сильный помогает слабому – от этого выиграют все.
В-третьих, вам поможет модификация упражнений. Пусть работа одной направленности предстанет перед менее обученными вашими учениками в одном свете, а перед лидерами, в гораздо более напряжённом и усложнённом виде. Это позволит слабым быть сопричастными к процессу, и одновременно мотивирует сильных к ещё большему прогрессу.
И наконец, в-четвёртых, Дэррил советует признавать и обозначать улучшения, постоянно отмечать игроков и подбадривать их. Ни что так не вдохновляет ребят, как положительная оценка тренера, которая и побуждает их прогрессировать. Но при этом, определённо, в каждом решении наставника должен быть вызов для каждого игрока. Пусть для каждого свой, но определённо, без исключений, для каждого.
"ПУТЬ БЕЛФРИ". ЧАСТЬ ШЕСТАЯ - «JUMP AROUND»
В этой серии Дэррил поговорит с ребятами о «jump around» - действии, при помощи которого игрок сможет перекрыть движение соперника по выбранной им траектории и сместить его на ту траекторию движения, которая будет выгодна самому игроку.
"ПУТЬ БЕЛФРИ" ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ - "ЗАМЕТАЮЩИЙ" ОТБОР ШАЙБЫ, ОТБОР ШАЙБЫ У БОРТА
Следующий игровой аспект, с которым нам предстоит разобраться, мы назовём «кража шайбы с крюка клюшки».
Как нам провести эту кражу? Давайте поговорим о тактике и о технике данного процесса. И первым, у нас будет владеть шайбой Джексон. Итак, шайба у Джексона, и он удерживает её перед собой. Игрок, который задумал лишить Джексона шайбы, должен быть незаметен для него, Джексон до последнего не должен ощущать давление со стороны соперника, который наметился лишить его шайбы.
Теперь Джексон будет искать продолжение своим действиям, а я готовить свои. Посмотрите, как я обычно держу клюшку, но в данном случае такой мой хват не сработает. Я должен переложить клюшку в одну руку, и удерживать её верхней рукой, кисть которой будет очень подвижна и пластична. Я установлю её на льду так, чтобы крюк клюшки прилегал ко льду не своей нижней кромкой, а всей своей плоскостью. Видите, как это? А теперь я собираюсь встать на одно колено, и заметающим движением лишить его шайбы, выбив её с крюка его клюшки.
Итак, я перекладываю клюшку в одну руку, удерживаю её так, чтобы она прилегала всей плоскостью крюка ко льду, встаю на одно колено и выбиваю шайбу, контролируемую соперником, своим заметающим движением. К заметающему движению, которое я применяю я прилагаю достаточное усилие, чтобы соперник не смог меня переиграть, и мне удалось выбить у него шайбу. Это важно. И важно сделать это быстро, слаженно и неожиданно для соперника. Изменил хват, подсел на колено, замёл шайбу. Вот такая последовательность.
Давайте попробуем сделать это самостоятельно! Давайте! Так… кое-что получается… Молодцы… давайте поменяемся местами. Какие у вас ощущения? Как вы сами считаете получается у вас упражнение?
Хорошо, молодцы! Расскажите мне, какой частью крюка клюшки вы стараетесь выбить у соперника шайбу?
- Ну… просто крюком, который лежит на льду…
А всё-таки… какой его частью?
- Не знаю… верхней?... Или вот тут, нижней…
Когда я заметаю шайбу, я хочу, чтобы этот процесс был точным и контролируемым, и чтобы шайба не сваливалась с крюка. Поэтому я использую ту его часть, которую можно условно назвать внутренней стороной «пятки», верно? Именно этой частью крюка мне необходимо «зацепить» шайбу, чтобы она была мне послушной.
Давайте пробуем ещё раз и постарайтесь сделать всё так, как я вам сказал и показал. Старайтесь с каждым новым подходом увеличивать скорость действий. Не молчите… Разговаривайте со мной, делитесь трудностями, что у вас получается, а что делать сложновато. Так… Глубже встаём на колено… Смотрите, мне кажется, что это для вас самый трудный элемент, сесть на колено, а потом встать с него. Продолжайте выполнять… Ищите своё оптимальное исполнение.
Всё получается именно так, потому что в ваших действиях нет слаженности. Вы разделили навыки, а надо их соединить. Попробуйте встать на колено, одновременно заметая шайбу и посмотри, что у тебя получится.
- Я не потерял равновесие, но не попал по шайбе. Наверное, крюк не прилегал ко льду. Или может быть я не замёл шайбу. Да, скорее всего не замёл.
Что же, давайте поработаем ещё над навыком, о котором мы уже говорили на наших предыдущих лекциях, но если честно, то этот навык настолько важен, что нам просто необходимо его повторить. И этот навык–отбор шайбы у борта.
За счёт чего мы наиболее продуктивно можем работать на отборе? Как называется приём позволяющий нам эффективно контролировать действия соперника, владеющего шайбой? Ну? Джамп… эраунд… Да, Джамп эраунд… но это контроль… а отбор? Покажите мне варианты отбора шайбы у борта. Давай сделаем так, что ты преподаватель, а я ученик, и ты должен показать мне как это делается и объяснить. Научи меня. Только сначала покажи, как защитить шайбу, а потом как отобрать.
- Защитить… Ну смотрите… Я контролирую шайбу у борта, соперник пытается атаковать меня сзади, а я защищаю шайбу корпусом. Если он попытается применить силу и продавить меня, я жёстко поставлю корпус и оттолкну его задницей.
Так, отлично, теперь покажи, как ты работаешь на отборе шайбы. Что ты предпринимаешь, чтобы ею завладеть?
- Я атакую соперника под углом в том направлении, куда мне выгодно направить его движение, если вдруг у меня не получится отобрать у него шайбу.
А разве это не делается ближе к борту? Своим приёмом ты оставил ему простор для манёвра, разве нет?
- Да, точно, я должен его сначала прижать!
Ты накатываешь на соперника под углом к борту, прижимаешь его и отбираешь шайбу.
- Я его не бью? Просто прижимаю?
Да, просто прижимаешь используя своё тело. Но теперь расскажи о своей клюшке? Что делает она?
- Я её перевожу под клюшку соперника.
И что ты делаешь когда переводишь свою клюшку под клюшку соперника?
- Я проталкиваю шайбу и оттесняю соперника корпусом.
О,кей, тогда мы добавим этот приём в твою работу. Как мы его назовём?
- Может быть подбивка клюшки?
Да, «стикс лифт», звучит определённо красиво. Отлично, тогда давайте покажем этот приём. Поехали. Молодцы, у вас отлично получается. Давайте только заострим внимание на приёме «стикс лифт». Вы подъезжайте к сопернику под необходимым углом, заводите свою клюшку под клюшку соперника, проталкиваете шайбу и пересекаете траекторию движения соперника своим корпусом. Ваши руки, обе находятся на клюшке, и вы заводите свою под его клюшку, а свои руки, на пересекающем движении под его руки и таким образом останавливаете его.
"ПУТЬ БЕЛФРИ" ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. "СДВОЕННЫЙ ОТБОР ШАЙБЫ"
Итак, один игрок у нас будет владеть шайбой, два других буду стараться его этой шайбы лишить. Игрок, владеющий шайбой, всегда должен быть в джерси другого цвета, чем те ребята, которые будут ему противодействовать. Я не стану говорить кто какое задание будет выполнять, и кто в какой последовательности пойдёт. У вас есть вводные, остальное вы решаете сами. Кто сможет повторить мои правила?
- Цвета. Игроки отбора должны быть одного цвета, игрок владения другого.
Отлично, вы всё поняли. Готовы? Кто первый, давайте разберитесь сами.
- А мы будем бороться за свободную шайбу, или начнём с владения.
Нет, игрок в красной майке владеет шайбой с самого начала упражнения, а ребята в синих джерси, стараются её у него отнять. Упражнение завершается, как только это произойдёт.
- Мне нужно убежать от них?
Нет, нет, твоя задача держать шайбу и попытаться обыграть соперников при помощи маневренных действий и обводки.
Так… стоп, отлично. Хорошая работа.
Отлично, теперь синий владеет шайбой, а красные ведут с ним борьбу.
Вот, вот… Ага, готовы? Вперёд. Отлично…. Это был крутой перехват…. Так. Хорошо… Готовы? Так… Давай… Отлично… Отработай по нему… Хорошо… Вместе, вместе… Вот так… Идеально получается… Просто здорово…
Во-первых, вы очень здорово отработали по настройке последовательности выхода. Вы не запутались в цветах маек и мне это нравится. Я не сделал вам ни одного замечания, и это круто. Теперь вы сами знаете, что делать. Я хочу, чтобы вы активно работали клюшкой, ведь при помощи неё мы многое можем сделать, подбить клюшку соперника, прижать её, выбить шайбу, украсть её из-под крюка. Но какой ещё приём воздействия на противника вы знаете?
- «Джамп эраунд» - мы можем оттеснить его от шайбы.
Нет, этот приём не совсем пригоден в данной ситуации. Вас ведь двое, и вы вполне способны отобрать у соперника шайбу, зачем его смещать. Может быть лучше постараться оттеснить его от шайбы, чтобы партнёр подобрал её? Попробуйте, попробуйте приём, про который я вам рассказал. Поехали… Давайте… Смотрите как мило у вас получается… Отлично… Это действительно хорошая работа.
Давайте ещё разок. Поехали. Хорошо, да, да, работаем вместе, работайте вместе. Что? Что дальше делаем? О… о… смотрите, он вылез из-под вас. Он вас раскачал, он всё ещё свободен. О… просто класс…
Хорошо, давайте теперь рассмотрим вашу ошибку. Вы оба работали по сопернику, но вы не работали вместе, вы были каждый сам за себя. Вы делали одну работу, а её нужно было разделить. Я стоял и смотрел, получится ли это у вас, но вы не додумались сыграть грамотно. Как они должны были сыграть против тебя?
- Я думаю, что один из них должен был меня оттолкнуть, а второй поднять мою клюшку и забрать шайбу.
Да, именно так они должны были поступить. Вот ты покрупнее и посильнее, ты должен был оказать на него силовое воздействие, а ты, поднять клюшку и забрать шайбу. Я думаю, что вам стоит ещё раз повторить упражнение.
О-ля-ля, гляди-ка, ты научил их, и они тебя переиграли, чувак. Молодец, ты всё правильно сделал. Ну что же, с этим упражнением мы закончили…