ПОТОЧНАЯ РАБОТА И МАСТЕРСТВО ХОККЕИСТА
How to Practice Rush Play
Тренеры всех уровней пристально смотрят за тем, что делают на тренировках в командах мастеров, и это абсолютно нормальная практика. Любопытство это здорово, как здорово и то, что специалисты, работающие в детско-юношеских командах, пытаются заимствовать увиденное для работы в своих коллективах.
Ниже мы приводим упражнения, часто используемые в командах Национальной Хоккейной Лиги, и столь же часто перенимаемые тренерами, работающими на более низком уровне.
Игроки НХЛ выполняют эти упражнения на постоянной основе и достаточно часто, настолько часто, что все движения, их ритм, тем и такт, заучены игроками с высокой точностью.
Однако регулярное выполнение данных заданий, совершенно не будет означать того, что ваши игроки с такой же лёгкостью будут созидать в предстоящей им игре.
То, что элитные спортсмены элитных клубов делают «что-то» на своих тренировках, вовсе не означает, что это «что-то», приведёт их к элитному результату!
«Работая тренером в детско-юношеском хоккее, затем на университетском и наконец на профессиональном уровне, я видел, как игроки трудятся над упражнениями выполняемыми в потоке, на протяжении многих лет» - говорит Джек Хан.
Лучшие игроки, при этом, сохраняют свои преимущества над менее мастеровитыми, поэтому менее опытные не растут в своём мастерстве в игре против них, а только продолжают отставать. Как говорит Дэррил Белфри: «происходит увековечивание разрыва в достижениях».
По его мнению, и мы это мнение полностью поддерживаем, непрерывные, «потоковые» упражнения, не подходят в качестве инструмента развития игрока, по нескольким причинам:
Они слишком лёгкие, в них отсутствует игровая сложность
Игра 2 на 1 или 3 на 2 при полном покрытии площадки, оставляет нападающим слишком много времени и пространства, которое они получают без должного игрового противоборства. Следовательно, и то напряжение, которое несёт в себе игра, будет отсутствовать, а значит и темп, и ритм, и интенсивность совершаемых действий, не будет нести в себе игровых оттенков. Да и вообще, все действия, производимые в данных упражнениях, имеют весьма опосредованное отношение к хоккею 5 на 5 с максимальной интенсивностью.
С другой стороны, эти упражнения, могут быть слишком сложны для защитников, которые могут начать играть в излишний «откат» и необоснованно «рвать» дистанцию, вместо того чтобы эффективно контролировать «зазор» между собой и нападающими. (Посмотрите за действиями игроков обороны в клипе 3 на 2, выше).
Ограниченные возможности обучения
Эффективная атакующая игра состоит из деталей. И эти детали: смена скоростей и направлений для манипулирования защитниками, точные, острые и своевременные передачи на партнёра, выбор и улучшение углов атаки, векторов броска и так далее.
Тренеры могут и должны давать игрокам своевременную индивидуальную обратную связь, наблюдая за тем, как проходит упражнение, а затем резюмировать действия игрока (игроков) когда он (они) возвращаются на линию ожидания. Но так происходит далеко не всегда, в основном тренер ограничивается замечаниями по ходу упражнения, и на всё остальное у него нет времени. Ну разве что может постучать клюшкой по льду, когда действия оправдывают его ожидания, и красиво разыгранная шайба влетает в ворота. В подобного рода работе, тренер упускает те педагогические возможности, которые имеет.
Игровой навык не формируется в контексте игры
Большинство тренировок, выполняемых в потоке, формируются следующим образом:
- Нападающий подбирает свободную шайбу, не подвергаясь давлению со стороны соперника.
- Нападающий получает передачу от тренера, не подвергаясь давлению со стороны соперника
- Нападающий получает пас от партнёра по команде, не подвергаясь давлению со стороны соперника.
Заметили, какая составляющая во всех трёх случаях является перманентной? Совершенно верно: «не подвергаясь давлению со стороны соперника». Однако мы знаем, что в момент получения шайбы, игрок как раз таки и находится в наиболее уязвимой позиции, почему же формируя свою работу, мы постоянно упускаем из виду этот важнейший игровой контекст?
Начните подобное упражнение с давления, и вы увидите, что его выполнение станет практически невозможным, поскольку игроки будут к этому не готовы. Будут возникать паузы, перехваты и неточные передачи. Тренер и игроки станут тратить свои нервы на складывающуюся ситуацию, раздражаться, упускать свои возможности. Ну и конечно, менее опытные и менее оснащённые в игровом плане хоккеисты, опять-таки, только расширят ту пропасть, которая есть между ними и «звёздами» команды.
Что же делать, и как реагировать на эту ситуацию?
Для начала, давайте запомним правило «большого пальца» (именно он загибается на руке последним, когда мы перечисляем доводы, по степени их убедительности)
- «Поточные» упражнения не формируют мастерство хоккеиста! Они не придуманы для улучшения качества игры! Они существуют для того, чтобы игрокам стать более последовательными и гибкими в своих действиях, более подготовленными с точки зрения предстоящей игровой работы.
Если сказать проще и другими словами, пусть даже это будет грубовато, - даже если вы 10 лет подряд будете делать «поточные» упражнения, профессионалами своего дела, вам, увы, не стать.
На видео выше показан теннисный эквивалент «поточного упражнения». Как видите, профессионалы ATP и WTA тоже проходят примерно одну и ту же разминку перед каждым матчем.
Будущие соперники обмениваются ударами с отскоком от грунта в разных направлениях, выполняют «volleys» и «overheads», а также подачи, направленные в разные углы корта.
В действиях игроков (относительно) небольшой темп, нет интенсивности, а сложность ударов предельно низка. Но это отличный способ подготовить все части тела к предстоящей игре. Впрочем, как и в тех поточных упражнениях хоккеистов, которые мы показали вам выше.
Однако, если мы, будем на подобные упражнения делать основной упор в своих тренировках, и практиковать их из года в год, надежду на профессионализм своих игроков, можно даже не доставать из «сундука» своих надежд.
А что же предложить игрокам для полноценного развития?
В любом хоккейном поединке, успешная атака – это либо результат грамотной игры в зоне обороны, с быстрым отбором шайбы и началом своих атакующих действий, либо грамотный агрессивный прессинг (форчек) в зоне атаки, перехваты и подборы шайбы с последующей перегруппировкой, быстрым выходом из-под давления, агрессивным прессингом и результативной маневренностью.
Начало атаки всегда складывается из перехода от обороны, перехвата шайбы, или выхода победителем в борьбе за свободную шайбу, отскок или рикошет. Это самый критичный момент развития созидательных действий, поскольку владение шайбой ещё не является устойчивым.
Этот момент отрабатывается в показанных нами упражнениях, но он предлагается тренером без малейшего противодействия со стороны соперника, и этот факт необходимо исправить, хотя-бы наличием пассивного противодействия, на начальном этапе освоения этого задания.
Поэтому, идея №1 – соединяйте атаку и противодействие её началу. В момент получения шайбы, игроки атаки должны ощущать противодействие со стороны соперника. Как на приёме шайбы, так и при прохождении средней зоны. На предложенных нам видео, условия по преодолению игроками давления со стороны игроков противника, не представлены. Поэтому вам следует дополнить свои модели данных упражнений дополнительными вводными, связанными с противодействием.
Это же касается и других модификаций данного упражнения – атак 2 на 2, 3 на 2, 4 на 2, 4 на 3 и так далее.
Можно сделать, например, активное противодействие атакующим на рубеже синей линии зоны атаки, и в случае неудачи в их организации, уже второй шайбой, провести атаку с пассивным сопротивлением и заменой игроков обороны, чтобы с одной стороны, сопротивление было обозначено, а с другой, атакующие уже работали на усталости.
Кроме того, можно модифицировать задание таким образом, чтобы игроки, отрабатывающие в первом подходе активное противодействие, а во втором пассивное, третьим своим включением, сами переходили к атакующим действиям.
В любом случае, игра на второй или третьей шайбе, несущая в себе определённую степень утомления игроков, будет положительно влиять на их концентрацию.
Идея №2 – введение дополнительных и вспомогательных навыков
При выполнении упражнений в потоке игроки легко могут зациклиться на привычных шаблонах движений, поэтому может быть целесообразным вводить в атаку использование обязательного игрового навыка, например: «скрещивания», «реверса», «оставлений», передач назад, фиксированной «фактуры» передач от защитника на нападающих, передачи в касание, передачи по диагонали, вертикальные, горизонтальные переводы и так далее.
В итоге: мы даём игрокам специфику навыка, затем определяем его выполнение в рамках подводящих упражнений, после чего отрабатываем навык без внешнего воздействия. На следующем этапе определяем навык для контролируемого поточного тренинга, затем переводим на отрабатывание при полном покрытии площадки с пассивным, полупассивным, активным или комбинированным противодействием, и наконец переводим задание на ограниченную игровую площадь, варьируя заданиями по своему усмотрению.
Пройдя по этому пути, мы не только превратим упражнение в полноценный игровой навык, но и сделаем его воплощение максимально вариативным, а значит и наиболее сложным для восприятия соперником.
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".
Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27)
Сумма перевода не регламентируется.