Главная > КОУЧИНГ

ЦЕНА ПОБЕДЫ, "ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ"

Работа каждого тренера, заключается в стремлении развития всех игроков, которые составляют его команду. Но вот беда, игроки, от игры к игре, сидящие на скамейке запасных, этого развития, абсолютно лишены.

Из года в год, по мере приближения соревновательного сезона, родительский коллектив команды разбивается на «два лагеря». Первый лагерь выступает за «короткую» скамейку, с убеждением что играть должны лучшие, ведь «победа превыше всего», и второй, для которого превыше всего развитие игрока, и родители этого лагеря, убеждены, что играть должны все, поровну. Наверное, я буду не очень далёк от истины, если предположу, что это характерно для большинства хоккейных школ, на всех континентах.

Я, как тренер, побывал в разных ситуациях, пообщался со всеми типами родителей и их детей-игроков, которые смотрят на «мир» их глазами. Я пытался найти «золотую середину», но быстро понял, что это невозможно. Её нет, и единственно чего я добился в результате своего поиска, - это недовольство обоих «лагерей» одновременно.

Дети, на каком бы уровне мастерства они не находились, хотят играть, и те ребята, которые регулярно выходили на площадку, были счастливы в игре, те-же, кому приходилось сидеть – расстраивались. Как тренер я обязан найти выход - установить контроль на скамейке запасных определив для каждого ребёнка и его родителя, оправданность питаемых ими ожиданий. При этом, было-бы всё-таки лучше, добиться понимания со стороны игрока, а родителю объяснить сложившуюся ситуацию, исходя из наших с игроком договорённостей.

Как я выходил из ситуации? В моём распоряжении было пять линий (звеньев, троек) игроков, из которых в игре принимали участие 4. Эта четвёрка линий формировалась по итогам работы в течение недели. Ротация внутри линий не меняла сути выбора, и на  игру попадали те ребята, кто в течение недели показывал наилучшие результаты.

Я начинал игру в три линии, бывало, так, что переходил и на игру в две, но как только разница в счёте достигала разрыва в четыре шайбы, причём абсолютно не важно в какую сторону, я давал возможность игрокам третьей и четвёртой линии проявить себя в полном объёме.

Со стороны это конечно звучит логично, но в игре, вам постоянно кажется, что даже при 1-6 вы стоите на пороге «возвращения», а уж если забиваете вторую, так и вовсе велик соблазн снова вернуться на игру в два звена. Я не делал этого, и это было моим компромиссом с игроками 3, 4 и 5 линий.

Победа любой ценой.

Недавно я был гостем подкаста Beyond the X's and O's, и рассказал там историю о том, как вывел свою команду в финал Чемпионата Калифорнии.

На этом турнире, по пути к финалу, родители команды снова и снова убеждали меня сократить скамейку и добиваться победы двумя линиями. Мы проделали 10-ти часовой путь на север, поэтому им очень хотелось победить и получить трофей. Сейчас даже не вспомню послушался ли я их, или это было моё решение, но я перешёл на игру в два звена и это сработало. Мы вышли в финал, где нам противостояла самая сильная команда лиги. Я решил ничего не менять, и мы вновь вышли бороться двумя звеньями. Но на этот раз обмануть хоккейного бога не удалось. Нам не хватило сил, и мы проиграли, но самое большое разочарование ещё ждало меня впереди.

Когда мы вернулись после турнира домой, мы проиграли второй раз, лишившись ребят из третьей линии, которые решили в отместку моим решениям на турнире, покинуть наш коллектив. Это были крепкие ребята, которые не раз доказывали свою необходимость команде, и в том, что произошло, я винил только себя. Я необоснованно пошёл за перспективой результата и был за это справедливо наказан.

Мне было больно смотреть на ребят, которые плакали сначала из-за того, что я не позволил им помочь команде, плакали из-за проигрыша, и потом из-за того, что были вынуждены покинуть команду из-за решения родителей. И в этом была только моя вина.

Ошибки тренера обходятся ему дорого.

После этого жуткого сезона, я осознал, что первое что мне необходимо – это обретение своей собственной философии хоккея. Я должен снова завоевать доверие игроков, поэтому я подошёл к формированию команды по-новому, я стал наигрывать звенья, стараясь сделать одну ударную линию и три примерно одинаковых по игровым качествам единицы.

Я наигрывал все звенья для игры в большинстве и меньшинстве, я старался сделать так, чтобы в каждой линии был свой лидер, который мог повести ребят за собой в самую трудную минуту. Когда мы имели достаточный перевес в счёте, я давал дополнительные шансы тем, кто по моему мнению сегодня выглядел менее предпочтительнее, чем его партнёры, дабы каждый из игроков чувствовал себя максимально комфортно.

Хуже дело обстояло с буллитами, поскольку я примерно знал, чего и от кого я могу ожидать, но тем не менее, я всё равно каждый раз спрашивал ребят, на предмет желания и уверенности выйти с глазу на глаз с голкипером соперника. В конце концов, я начал чередовать тех игроков, кто изъявил желание выйти и пробить, даже если у меня были какие-то свои предубеждения.

Этот метод устроил многих родителей, но многих и расстроил. Я сначала переживал, но очень быстро понял, что поступи я по-другому, то полярно настроенных родителей осталось бы то же количество. Просто поменялись бы знаки их полярности, и для меня это не сыграло бы никакой роли. Мог ли кто-то сделать счастливыми сразу всех? Да, вероятно, это могли бы сделать все игроки, если бы играли одинаково надёжно и результативно, но такого, как вы понимаете, попросту не бывает.

Я часто проверял те концепции, которые выстраивал. На одном из турниров, моя команда уровня «А», играла в финале с командой уровня «АА». Первый период прошёл примерно в равной игре, и мы ушли на перерыв при счёте 1-2, однако во втором периоде мы посыпались и к середине «горели» уже 1-5. За восемь минут до конца второго периода я взял тайм-аут и спросил своих ребят, хотят ли они попытаться вернуться в игру? «Что для этого нужно?» - спросил капитан. «Давайте перейдём на игру в два звена, и попробуем вытащить этот поединок». На скамейке воцарилась тишина, но капитан бросил несколько взглядов на партнёров и кивнул – «Давайте!» Моим ребятам было по 11 – 12 лет, и они приняли это решение.

Мы выстояли до конца периода без пропущенных голов и в третьем периоде сумели забросить одну шайбу, не пропустив в свои ни одной. Родители снова бушевали, но в раздевалке слово взял капитан команды и сказал, что это было решением всего коллектива.

Однако, в конце сезона, я вновь не избежал потерь. Родители, из числа тех, кто не был согласен с нашей политикой, покинули команду. Остальные остались и вздохнули с облегчением.

Мы становимся сильнее

Постепенно мы изменили философию нашего хоккея. Мы ушли от культуры «победы любой ценой», заменив её на культуру «содержательной командной игры». Игроки знали, что «скамейка» им грозит только за нарушение игровой и бытовой дисциплины, и за отсутствие усердия в работе. Поэтому в любой день, они выходили на площадку и делали всё, что умели, для достижения результата. Я отмечал только старание, воспринимая любой успех, как награду за усердие.

К сожалению, культура детско-юношеского хоккея сосредоточена больше на результате, чем на развитии, поэтому мы не могли рассчитывать иметь в своём составе «звёзд» первой юношеской величины. Но мы шли вперёд и добивались результата за счёт совершенно иных его составляющих.

Мои ребята стали значительно отличаться от тех пацанов, кто вливался в нашу команду по ходу сезона и в межсезонье. Все, кто был с нами играли с правом на ошибку. Они знали, что ошибка – это не повод для отстранения от игры, поэтому не боялись ошибаться и от них прямо веяло уверенностью. Каждый наш ребёнок имел огромный кредит доверия. И это нас выгодно отличало от абсолютного большинства команд.

В последнем турнире сезона, мы «на пальцах» разыграли очерёдность выхода «линий», и каждая последующая пятёрка выходила в соответствие с этой очерёдностью, несмотря ни на что. Мы дошли до полуфинала в битве с шестнадцатью соперниками, и в команде не было ни одного недовольного игрока или родителя. Культура нашего хоккея изменилась полностью.

Справедливости ради, надо заметить, что в команду даже вернулись некоторые из тех ребят – лидеров, кто покинул её по ходу сезона, и это было нашей огромной победой.

Работа тренера заключается в полноценном развитии хоккеистов. Но каждый тренер понимает – развитие невозможно у того игрока, который вместо игры протирает штаны, сидя на скамейке запасных.

В своей-же карьере, я очень хорошо усвоил, что победа «любой ценой» имеет чересчур высокую цену!

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".

Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27) 

Сумма перевода не регламентируется.