ТРЕНЕР - ИГРОК. КАК ПОСТРОИТЬ ПАРТНЁРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Аарон Вилбур, Стив Хамилтон
ГЛАВНОЕ МНЕНИЕ
А.В. …Сегодняшние юноши получают огромный поток информации. Это относится ко всем игрокам, любого уровня подготовки. При этом твои ребята, приходя на игру молодёжной команды уже пообщались и со своими агентами, и с родителями, и с друзьями. Уже почитали напутствия в социальных сетях и имеют обо всём что связано с их игрой, и игрой всей команды, какое-то, может быть не слишком устоявшееся мнение и оценку, данную всему этому снаружи. У этой информации нет какого-либо фильтра для обработки, но это, вполне вероятно и правильно. Однако молодой хоккеист приходит на каток, и ему предстоит выслушать тебя и попытаться коррелировать главное мнение – мнение тренера, со всем что он услышал ранее. Что ты говоришь? Как ты это делаешь? Похоже ли это на «кормление с ложечки» или это «залпом выпитый стакан с соком?»…
С.Х. …Типичный игровой день, это самостоятельная подготовка игроков, сбор, две разминки, - утренняя раскатка и двигательная разминка без льда, подготовка и проверка амуниции, разминка перед игрой, воспроизведение предстоящей тактической модели и выход на ледовую площадку для игры в семь часов вечера.
Раскатка проходит утром, ребята опробуют лёд, заточку коньков, мы немного работаем над игрой 5 на 5, 5 на 4 и 5 на 3, после чего пробиваем серию буллитов и на этом заканчиваем работу. Как правило, на тренировке мы много говорим о предстоящем сопернике, и о тактике его игры. Во время пробития штрафных бросков, говорим с ребятами об особенности игры вратарей соперника. При этом наша разминка не отличается сверхвысоким темпом и интенсивностью.
Затем мы собираемся за полтора часа до игры, проверяем экипировку и проводим двигательную разминку, которую игроки проводят обычно самостоятельно и состоит она из игры с мячом с какими-нибудь весёлыми заданиями. Пока ребята играют тренеры готовят для них памятку по тактике предстоящих действий и особых нюансах грядущей игры, которые необходимо запомнить. Такая памятка размещается на грифельной доске, и пишется очень прямолинейно, чтобы восприятие не нуждалось ни в каких трактовках. Ребята должны прочесть наши наставления, и уже после того, как все оделись на игру, мы все встаём вкруг посредине раздевалки, обнимаемся, и дружно, вслух вспоминаем, что написано на доске, как правило, ребята всё запоминают очень хорошо. Во-первых потому, что это очень важно, а во-вторых, потому, что это давно стало традицией.
Для тренера имеет большое значение то доверие, которое он испытывает к игроку. Я не напрягаю своих подопечных, поскольку знаю, чего от них ожидать. Я знаю, что, если я сказал сделать десять серий по десять выпадов на каждую ногу со штангой, он сделает всё и ещё немного. Он осознаёт, что я ему доверяю и это придаёт ему дополнительные силы, даже когда парень работает на пределе своих возможностей.
Я часто говорю своим парням о том, что я не выходил на лёд в игре вот уже более 20 лет, но все эти двадцать с лишним лет, я учился и работал, чтобы встать на тренерский мостик и тренировать их. Я доверяю вам игру, в которую я уже не могу сыграть, так как вы, а вы, в свою очередь, должны доверить мне подготовить вас к ней. Я сделаю всё, что умею, для вашей победы, а вы должны будете сделать для неё всё, что умеете, а наше взаимное доверие и уважение, позволит нам плечом к плечу прийти к нашему совместному успеху.
ВЗАИМНОЕ ДОВЕРИЕ
А.В. …Что главное в вашем взаимном доверии, поясни…
С.Х. …Доверие, на мой взгляд, основывается на уважении, уверенности и патриотизме. На самом деле, если мы с тобой оглянемся назад, то с высоты наших прожитых лет, мы увидим, что всего лишь небольшая категория людей в твоей жизни, готова предложить тебе «честный товар» — это твои родители, твои учителя, и твои тренеры. Я стараюсь доказать это моим ребятам своими поступками. Но я очень хорошо знаю, что в жизни каждого подростка есть период, когда именно эти категории людей ценятся меньше всего. Только с течением времени у нас есть шанс оглянуться назад и понять, как были правы мама и папа, стараясь научить нас тому, что потребуется нам в нашей взрослой жизни.
Нам казалось, что мы имеем право на своё мнение, и это мнение единственно верно. Нам, бывало, очень странно, когда мы видели, что окружающие не разделяют с нами этой убеждённости, и нам начинало казаться, что люди просто не хотят нашего успеха.
Часто подросткам во всём мнится предвзятость, мы вгрызаемся в конкуренцию и пытаемся «разорвать» конкурента, словно бультерьер брошенное в стирку полотенце.
Каждый из моих сегодняшних ребят мнит себя игроком первой линии. Он искренне убеждён в этом и считает, что только весьма недалёкий тренер может не видеть очевидного. Он не всегда понимает, что команда, в которой он играет устроена не так как ему кажется, и что даже если он лучший бомбардир этой команды, у тренера могут быть свои решения для его использования в игре.
Я стараюсь объяснить ребятам, что я отлично осведомлён о возможностях каждого из них и готов каждому отвести в команде ту роль, которую он хочет исполнять. Но в личном разговоре, прошу помочь мне определить, кто бы из ребят, на его взгляд, сумел бы заменить его на тех обязанностях, которые он выполняет для команды сегодня. Иногда ребята долго думают, потом протягивают мне руку и говорят: «о,кей, тренер, я всё понял». А иногда начинают перечислять фамилию за фамилией, и мне приходится ему доходчиво и въедливо объяснять, почему «нет». Результат как правило один и тот же, мы расходимся, пожав друг другу руки и обретя взаимное доверие.
ДИСЦИПЛИНА И ТРЕБОВАНИЯ
А.В. …Практически каждый из игроков твоей команды, ещё вчера-позавчера был одним из лучших, а может быть и определённо лучшим, в рядах своего детско-юношеского коллектива. Как они, привыкшие к тому, что они частенько были «вольными стрелками» в своих командах, относятся к дисциплине и требованиям, которые ты для них устанавливаешь? Эффективно ли то общение, которое ты ведёшь с ними на тренировках и в играх?
С.Х. …Я уважаю своих игроков, но бывает и так, что мне приходится быть прямолинейным, чтобы сказать им, что детский хоккей в их жизни с сегодняшнего дня завершился. Я тренер и я часто рассказываю моим ребятам одну историю из своей жизни. Играя за школьную команду, я всегда выходил на игру в меньшинстве. Я был заправским «убийцей» «большинства» соперника. Но придя в молодёжный коллектив, я лишился этих обязанностей и меня это удручало, ведь тренер ни разу не дал мне проявить себя. Я стал пристально наблюдать за игрой нашей первой спецбригады и заметил, что её результат почти 95%, у второй, около 85%. Наконец настал день, когда я вышел поработать в меньшинстве и мы пропустили гол через 12 секунд, после вбрасывания шайбы в игру. И я сразу выкинул из головы все мысли об этом, предоставив тренеру самому решать эту проблему.
Ещё одной непростой работой является заставить вчерашних «королей горы» блокировать шайбу, садясь под бросок. К счастью, в нашей команде есть отличный обычай праздновать каждую блокировку, и этот обычай превращает каждое такое действие в предмет тёплого поздравления. Но до того, как мы установили такой обычай, было непросто с этим справляться.
Узаконить эту обязанность было гораздо сложнее, чем указать на то, что бомбардирские способности в школьной лиге и в молодёжной команде, это две большие разницы. С голами и передачами, всё просто, их можно посчитать, и принять их отсутствие за сигнал к тому, что в молодёжке тебе предстоит потрудиться в несколько ином ключе, чем в детской команде. Но как быть с тем, когда в молодёжку приходит этакий Марк Костелло со 177 сантиметрами роста и 75-ю килограммами веса и в первой же игре ложится под шайбу или встречаешься у борта со своим почти что полным тёзкой Марком Костеликом, который имеет почти 2 метра в высоту и добрую сотню килограммов веса? На самом деле, если у ребят до этого момента ещё и были вопросы «почему», поверь мне, любые «почему» после нескольких игр в Лиге полностью исчезают.
Надо отдать должное, что нам, тренерам, в этом плане, не приходится делать слишком много. Молодые ребята, которые каждый год вливаются в команду, отлично осведомлены о том, с кем им придётся играть в одном коллективе. И это, как ты правильно заметил, «звёзды» своих детско-юношеских команд, которые старше и опытнее тех, кто пришёл сегодня. Они уже относятся к ним с огромным пиететом. Плюс тот институт наставничества, который существует в нашем коллективе, довершает благое дело, вводя ребят в могучее русло реки, под названием команда.
ТРЕНЕРСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ
А.В. …Ещё совсем недавно, тренера невозможно было представить без планшета в руках. В мою бытность работы в «канакс» наши тренировки всегда проходили в режиме работа – «планшет» - работа, когда каждые 6 минут игроки собирались у планшета и тренер объяснял им свои требования. Сейчас этого нет, любая тренировка динамична и проводится практически без затрат тренировочного времени на объяснения. Но как происходит общение с ребятами, как они получают тренерские наставления?
С.Х. …На самом деле здесь нет никакого особого секрета. Мы объясняем ребятам все упражнения рассылая им схемы и видео выполнения, и когда приходит очередь каждого из них, мы просто озвучиваем его название и ребята знают, что им предстоит выполнять. Это очень удобно. Когда видео и гаджеты пришли в игровой и тренировочный процесс, это значительно упростило нашу работу, как и программы, в которых мы можем нарисовать и «оживить» всё, что хотим донести до ребят.
У нас практически нет пауз в работе, вернее мы пользуемся ими только для того, чтобы переместить шайбы, поэтому рабочее время практически не теряется. В тренировке предусматривается только одна – две минутные паузы, для пополнения водного баланса.
Любые вопросы, которые всё-таки нет-нет, да и возникают во время работы, мы стараемся обсуждать в течение того времени, которое находимся в раздевалке, ведь там у нас есть и макет, и экран, на который можно вывести любой игровой или тренировочный момент, по которому возникли вопросы.
О вреде перерывов во время тренировки можно говорить и в другом ключе. Непрерывная работа с короткими паузами отдыха поддерживает игровой ритм. В своей работе, мы можем выстраивать нужный нам темп и необходимую интенсивность, которые теряются при наличие длительных пауз, которые понадобятся нам для разъяснений упражнений во время самой тренировки.
СОВЕТЫ СТАРШИХ
А.В. …Стив, я, наверное, открою для кого-то секрет если скажу, что твой отец был первым капитаном в истории «Эдмонтон Ойлерс», но этот факт, я хочу связать со следующим своим вопросом. Обращаешься ли ты к своему отцу за помощью, какие советы он тебе даёт? Это очень интересно!
С.Х…Когда я был игроком, я конечно прислушивался к его мнению, но я и сам видел, что мою игру нельзя было назвать сверх успешной. Что в хоккее, что в школе, я был обычным парнем, про которого говорят – «середняк». Я очень хорошо помню, что, когда отцу удавалось выбраться на мои игры, он дожидался меня из раздевалки, сажал в машину, ехал в какой-нибудь укромный уголок и там останавливал «тачку».
«Нам надо перекинуться парой фраз, сынок», - говорил он, и я знал, что сейчас последует очень откровенный разговор, в котором придётся говорить без «обиняков», то есть предельно открыто и честно. В этих разговорах я всегда полагался на обратную связь и перспективу, которую старался открыть передо мной отец, поскольку в юности, мы часто этого лишены.
Отец провёл 15 сезонов в НХЛ. Родил троих детей, жил в уважении достатке и с хорошими перспективами на будущее своей семьи. Когда я стал тренером, таких пространных и мощных диалогов у нас уже не было. Нет мы говорили о разных мелочах и нюансах, но всё, что отец хотел мне дать глобально, он дал тогда, когда останавливал машину в укромном месте.
Я горд от того, что тогда, в восьмидесятых я был его ярым фанатом, не смотря на мои пять-семь лет от роду, и что теперь, в свои семьдесят с лишним, он с неменьшим рвением болеет за меня и мою команду. И мы оба знаем, что я очень ценю это.
ОПЫТ И ПЕРЕДАЧА ЗНАНИЙ
А.В. …Я знаю, что многие тренеры ведут дневники, в которых они отражают всё, что влияет на игру и тренировку, как в лучшую, так и в негативную сторону. Делаешь ли ты что-то подобное, или у тебя есть иной способ аккумулировать свой опыт. Как твои знания передаются команде, ка ты настраиваешь ребят перед игрой, какие слова находишь? …
С.Х. …Я стараюсь объяснить ребятам, что игра – это процесс движения вперёд. Если ты сыграл плохо, ты сегодня не продвинулся, а если, к примеру, плохо тренировался, так и вовсе, сделал шаг назад. В любом процессе есть движущая сила. В процессе игры, движущая сила ваше мастерство. Если вы сумели его предъявить в нужном месте и в нужный момент, значит вы находитесь в движении вперёд, если нет, то в лучшем случае, вы топчитесь на месте.
Тренер важный механизм этого определения. Именно у него в руках нити управления командой, именно он может ответить на вопрос, что же является движением, и достаточна ли та движущая сила, которая это движение направляет. Команда может проиграть, но при этом сыграть здорово, самоотверженно, не отходя от требований, выстроенных тренером ни на шаг. А может выиграть, но показать блеклую, никчёмную игру, которая не будет иметь на дальнейший прогресс игроков никакого влияния.
Мы не раз выигрывали главный трофей лиги, поэтому я хорошо знаю предмет, о котором рассуждаю. Но каждый новый сезон, это всегда новый вызов и новое начало, и я безусловно беру за основу весь свой опыт, который мною был наработан с предыдущими командами и это очень помогает мне.
Есть некоторые факторы, которые работают вне зависимости от твоего тренерского опыта. Таким фактором может являться утверждение, что чем ниже уровень способностей игроков твоей команды, тем большее количество работы тебе предстоит сделать, как тренеру. И это не потому, что ты будешь уделять команде больше внимания, нет, столько же внимания ты уделял бы и наиболее мастеровитой команде. Просто уровень твоих игроков не позволит тебе играть так, как позволил бы играть «чемпионский уровень», а следовательно, теперь, чтобы добиться успешного результата, ты должен игровые качества хоккеистов твоего коллектива, подменить некоторыми другими активами, и эти активы, как правило, находятся в недрах тренерского опыта.
С чем можно сравнить подобную ситуацию? Наверное, только с необходимостью драки, когда у соперника в руках огнестрельное оружие, а у тебя холодное. И для победы в этой схватке, тебе потребуется не столько твоё оружие, сколько твоя хитрость, смекалка и умение действовать быстро и непредсказуемо.
КАК СТАТЬ ЛИДЕРОМ?
А.В. …Насколько активным было развитие твоих лидерских качеств, как ты их приобрёл?
С.Х. … Мне повезло, в команде, которую я возглавляю, всегда был очень сильный коллектив единомышленников, как среди игроков, так и среди специалистов, составляющих тренерский штаб. Поэтому институт лидерства у нас сформировался как коллективное действие с коллективными же возможностями. Однако тут надо, наверное, сказать, что я очень многое подмечаю у соперников и в работе профессиональных команд более высокого уровня. Мне трудно быть фанатом хоккея, я тренер, поэтому, когда я включаю телевизор и сажусь смотреть хоккей, я вижу совсем не то, что видят болельщики. А это значит, что, глядя на любое игровое действие я постоянно анализирую ситуацию. Любой хоккей проходит для меня сквозь призму анализа процессов, совершаемых всеми действующими лицами. Я выделяю увиденное, делаю пометки или нарезаю фрагменты. Сравниваю эти аспекты с аспектами своей работы, выявляю в ней узкие места, смотрю, чем и как я могу её усилить.
Я стараюсь находить различные точки зрения, задавать себе вопросы и быть непредубеждённым в ответе на них. Кроме того, я вовлекаю в этот процесс своих единомышленников, которые работают со мной в тренерском штабе моей команды, и этот процесс становится по настоящему творческим, что и является приобретением и становлением тех лидерских качеств, которые необходимы нам в нашей работе.
Я надеюсь, что как личность я не являюсь «скудоумной фиалкой», поэтому всё что я делаю, мне кажется правильным и оправданным, и самое главное, раз это приводит к результату, значит я нахожусь на правильном пути. Я не уверен, что это нравится всем, но это моя индивидуальность.
Я всегда бываю рад тому, когда против меня или моего мнения выступает сильный соперник, поскольку это возможность проверить себя на прочность и посмотреть, чего я стою на самом деле.
...И СНОВА О ЛИДЕРСТВЕ
А.В. …Хорошо… А как ты развиваешь своих игроков. Ведь некоторые из них находятся в твоей команде уже четыре года. Не задавлены ли они ещё твоим авторитетом?
С.Х. …Когда мы прощаемся с двадцатилетними ребятами, которые заканчивают период своего молодёжного хоккея, я очень часто произношу одну фразу: «Увы» - говорю я. «Но я обречён быть тем садовником, которому никогда не суждено подержать в руках плоды своего садоводства». Но и ребята находятся точно в такой же ситуации. Они вместе, только пока они вместе, то, что произойдёт дальше, никому не ведомо.
И тем не менее, наша совместная работа отличается большой продуктивностью. Ребята превращаются в настоящих профессионалов своего дела – умных, хитрых, самодостаточных игроков. Дилан Гюнтер, Джек Найтли и другие – это игроки большого таланта, который при должном его раскрытии и постоянном взращивании, даст этим игрокам возможность играть на самом высоком уровне.
У каждого игрока в раздевалке есть своя роль. Для меня очень важно, чтобы как можно большее количество игроков имело возможность и способность высказываться, выражать своё мнение и пытаться убеждать в нём окружающих. Такое течение игрового и тренировочного процесса, означает только одно, что дух лидерства в этой команде силён, и в ней нет засилья какого-либо одного, пусть и весьма авторитетного мнения.
Да, обычно тон этому задают твои двадцатилетние ребята. Но давай подумаем, у кого они этому научились? Если ты с ним работаешь последние 4 года, то вероятнее всего от тебя, а значит, в зависимости от того, как и чему ты их научил, с большой долей вероятности они транслируют команде и твою точку зрения. Может быть подспудно, но если ты был убедителен и авторитетен, то всенепременно.
Очень важно, чтобы та культура хоккея, которую вы несёте в команду, была инклюзивна, ведь в этом случае она затронет умы и души наибольшего количества ваших ребят, которые будут проявлять себя с самой лучшей стороны. В этих условиях, тебе остаётся только ждать, когда кто-то в команде проявит себя как настоящий лидер, потому что все предпосылки к этому, ты уже создал.
Мы помним игру, в которую играли совсем недавно. Мы помним тот авторитарный тренерский стиль, который царил и на площадке, и в раздевалке. Мы помним строгую игру по линиям и зонам, при которой любое своеволие и креатив считались, чуть ли не преступлением. К счастью, эти времена в прошлом, хоккей расцвёл не просто личностями, а художниками своего дела. Он стал разнообразнее и зрелищнее, в нём появилась магия, и это очень ценно.
Сегодня молодые игроки, которые приходят в Национальную Хоккейную Лигу, уже с первого дня могут быть влиятельны и сильны. На них может строиться командная игра и под них формироваться командная тактика. Как ни странно, но этот процесс работает всё лучше и лучше, оттачиваясь год от года до подгонки мельчайших своих нюансов.
То, что сегодня происходит в хоккее, а именно, возможность, данная каждому перспективному игроку проявить себя на сильном профессиональном уровне – это безусловное достижение развития современного спорта.
ДАВЛЕНИЕ
А.В. …На тренеров, практикующих в детском, юношеском и молодёжном хоккее оказывается постоянное и мощное давление. Посмотрите на коридор, который ведёт с ледовой арены в раздевалку, он всегда полон людей, у которых перманентные вопросы к тебе неисчислимы. Это и родители, и болельщики, и агенты и твои коллеги по развитию. А в кабинетах тебя ждут представители Лиг и клубов, у которых не меньше вопросов и даже требований к твоей персоне. Как с этим справляться, есть ли к этому готовый рецепт?
С.Х. …Самые большие трудности, в связи с этим, как ни странно, ожидают тебя дома. Семья, жена, дети, родители, все нуждаются в тебе, в твоём общении делах и решениях. И это весьма непросто совместить их с твоей командой, которая также, отчасти, является твоей семьёй. Мне повезло, моя жена была профессиональной балериной, и она не понаслышке знает, что такое командная работа, и какие отношения связывают тебя с твоим коллективом.
Став женой, она превознесла семью выше карьеры, но тем не менее, «генетически» она командный игрок, поэтому отлично меня понимает. Тем не менее я не увиливаю от домашних заданий прикрываясь занятостью, и я точно так же, как и любой другой родитель вожу своих детей в школу и на тренировки, хожу на их собрания и игры. Вожу их в кино. Наверное, я не всегда идеальный домочадец, но я стараюсь им быть.
Да, я постоянно нахожусь на бегу, но я могу открыть один маленький секрет, как быть соучастным с близкими мне людьми. Я всегда нахожусь с ними на связи. Даже если я не могу быть сейчас дома, и мне приходится вести массу диалогов на катке, после каждого такого диалога, я набираю кого-либо из домашних, и просто общаюсь, заряжаясь любовью и эмоциями. Это даёт нам обоим ощущение сопричастности. И это не иллюзия, это действительно ценное свойство.
Ещё я ненавижу, когда мы сидим за ужином и вдруг звонит телефон по какому-то рабочему вопросу. В этот момент, меня нет в моей семье. Мне приходится переключаться. Всё что в ней в этот момент происходит, происходит без меня, и я этого очень не люблю.
Многие вещи имеют для меня ключевое значение, но я не готов делить себя между семьёй и работой, несмотря ни на что. Был один случай, когда наша команда была в шаге от победы на кубке «Роял Бэнк Кап», и руководство настояло, чтобы я на финальную серию, состоящую из семи поединков, отложил все свои дела, сосредоточившись на команде и переехав для этого в гостиницу рядом с катком. Я пошёл на это, но не могу сказать, что это помогло мне или команде. Нет мы хорошо играли и могли победить в борьбе за трофей, проиграв лишь в решающем седьмом матче по буллитам. Но после финального свистка, первое что я сделал, я пришёл в кабинет к Президенту Клуба и написал прошение об отставке, ибо я ничего не готов делить со своей семьёй, даже свою карьеру.
На тот момент у меня не было другой работы, но я сделал это, поскольку не чувствовал себя в здоровом состоянии и не мог смириться с тем, что могу быть кем-то отлучён от моей семьи.
Моя прострация длилась недолго, и я нашёл клуб, Президент которого ставит семейные ценности превыше всего. Он конечно же профессионально требователен, но он отлично осознаёт, что всё, что происходит на катке, должно оставаться на катке и не должно уноситься домой вместе со сменным бельём.
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".
Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27)
Сумма перевода не регламентируется.