ТРЕНЕР - ИГРОК. КАК ПОСТРОИТЬ ПАРТНЁРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Аарон Вилбур, Стив Хамилтон
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ТРЕНИРОВКА?
А.В. …До того, как мы начнём поиск наиболее эффективного коучинга, мы должны сделать всё, чтобы культура преподавания и педагогика в работе тренера, стали тенденцией. Современные дети ясно дают понять тренерам свои предпочтения. Они показывают нам что готовы к визуальному восприятию и с большой долей сомнения относятся к разного рода объяснениям и пояснениям.
Современный тренер, даже на раннем этапе своей карьеры, сегодня коммуникативен, идёт в ногу с реальностью, обладает хорошим чувством юмора и умеет найти подход к каждому ребёнку. Мы нашли такого тренера без труда, поскольку вот уже несколько лет он побеждает во многих тренерских номинациях в конце сезона, и это Стив Хамилтон из Эдмонтона. И первый вопрос, который мы ему сегодня зададим будет вопрос о том, как настроить ребят на тренировку, когда они после школы пришли к вам на хоккейный корт?...
С.Х. …Любая тренировка всегда начинается у нас с игровой разминки и заканчивается тоже игрой. Ребятам нужно переключиться, поэтому выходя на лёд мы можем поиграть в пятнашки или в какую-нибудь из разновидностей рондо. А в конце работы нас ожидает игра на ограниченном пространстве, и это как правило, игра в хоккей. Мы можем поставить ворота напротив друг друга, или сетка к сетке, можем использовать четверо или трое ворот, можем расставить их в шахматном порядке, но это определённо будет игра в хоккей, с каким-то особым заданием или новыми интересными условиями, придуманными тренером. При переходе от одной работы к другой, ребятам обязательно нужен этап переключения, для которого мы используем игры, поэтому их включение возможно и в ход тренировки, когда наши упражнения, которые мы предлагаем своим хоккеистам, меняют свою направленность. Это могут быть совершенно не сложные игры, ведь их задача переключить внимание ребят. Мы, например, можем сыграть в пробитие буллитов на выбывание, с каким-нибудь весёлым заданием для трёх игроков оставшихся последними, ну или придумать ещё что-нибудь этакое…
РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ НА НЕДЕЛЮ
А.В. …Давайте поговорим о построении расписания для команды на предстоящую неделю. Как вы готовитесь к игровому «уик-энду», как проходят ваши тренировки, на чём вы акцентируете внимание ребят? …
С.Х. …После игр в дни «уик энда» у нас назначается обязательный выходной день, после которого мы выходим на лёд и проводим восстановительную тренировку с короткими индивидуальными заданиями, без противоборств и скоростно-силовых нагрузок. Это может быть работа над индивидуальными навыками, или весёлые восстановительные игры на льду, желательно мало связанные с хоккеем. В среду ребят ждёт работа потяжелее и гораздо более системная в плане организации игры. В ней по-прежнему будет мало противоборств, но скоростно-силовой компонент, будет в этой работе использован в полной мере. В среду мы можем работать над какими-то подводящими навыками, развивать что-то новое и внедрять эти новые навыки в нашу будущую игру. Среда - день скоростной, развивающей работы и он очень любим ребятами. В четверг в нашем тренировочном расписании самый напряжённый день. Как правило тренировка, проходящая в четверг разделена на станции, которых может быть шесть, четыре из которых посвящены противоборствам различного вида - игре под воротами и в закруглениях у борта, а две – чисто техническим аспектам, и они являются активной паузой, между той нагрузкой, которую несут силовые станции. В пятницу много игры. Ребята выполняют тактическую тренерскую установку, усваивают новые комбинации, наигрывают сочетания, много работают над взаимодействием и завершением. Если игры у нас приходятся на оба дня уик-энда, то в пятницу мы выбираем время и для отработки игры в неравных составах. Если игра назначена только на воскресенье, правда такое бывает редко, суббота полностью посвящена предыгровой подготовке.
Большое внимание мы уделяем и психологической работе с нашими игроками, мы много говорим с ними о цене победы, о их будущем, и о том, какие перспективы может открыть перед ними спорт. Мы говорим о команде, о её единстве и ценностях, которые мы проповедуем. Мы говорим о дружбе и самоотдаче. О готовности постоять за друзей, и о справедливости в отношениях.
Всё о чём мы упомянули, востребовано нами из недели в неделю, в течение всего сезона. Именно на базе этих мероприятий мы готовим свою подготовку, в которую если что-то и вмешивается, то только индивидуальная практика наших ребят, над целенаправленным развитием необходимых им игровых качеств…
О ЧЁМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ?
А.В. …Это всё из чего состоит фундамент, на котором базируется мастерство вашей команды, или есть ещё что-то, о чём нам необходимо знать? …
С.Х. …Если мы говорим о детско-юношеском хоккее, то, пожалуй, да, это всё, о чём бы нам следовало упомянуть. Но если мы говорим о молодёжном хоккее, то тут определённо есть чего добавить. Это что-то возрастной ценз команды. Все мы знаем, что на драфт в молодёжные команды попадают совсем юные шестнадцатилетние проспекты, - выходцы из детско-юношеских лиг. В это же время в молодёжной команде играют и двадцатилетние игроки, а это иногда уже становится проблемой. И дело тут не столько в разнице в возрасте, сколько в разнице восприятия того материала, который преподаётся в молодёжном коллективе. Условно говоря, если в детских командах, дозируя материал мы оперируем «столовой ложкой», то в «молодёжке» - «совковой лопатой» и более возрастные игроки, гораздо быстрее воспринимают этот материал, превращая его в устойчивый навык и автоматизмы, чем вчерашние юниоры.
В молодёжных командах мы работаем не покладая рук, и с высочайшей интенсивностью. Одно задание сменяет другое с калейдоскопической быстротой. За одну тренировку мы можем поработать над несколькими игровыми аспектами, и каждый из них должен быть игроками досконально понят, воспринят и переработан в навык. Переходы из обороны в атаку и обратно сменяют друг друга молниеносно. Задания носят игровой характер, в котором нет времени на какие-либо технические огрехи или неточности. Ты делаешь только то, что умеешь, а тренер решает, то ли это, что ему от тебя нужно.
Мы работаем так изо дня в день, и игрок либо становится мастером, либо не выдерживает давления и покидает этот уровень хоккея…
ПЕРЕХОД В МОЛОДЁЖНЫЙ ХОККЕЙ
А.В. …Расскажите нам о переходе игрока из детско-юношеского хоккея на молодёжный уровень. Как помогают ребятам тренеры их команд, что нужно сделать, чтобы такой переход состоялся безболезненно? ...
С.Х. …Ребята, про которых вы говорите, — это начинающие молодые профессионалы. Хоккей – это тот путь, который они выбрали сознательно, и они отдают себе отчёт обо всех трудностях, которые ожидают их на этом пути. Но мы с вами говорим о молодых парнях, у которых играет кровь и которые имеют множество интересов за пределами катка. У них есть свои поклонники, они любят встречаться с девушками, но тем не менее если они действительно имеют профессиональный подход к своей работе, им это не мешает. Наша задачи направлять их в нужное русло, не снижая их мотивации и постоянно подпитывая энергией мастерства, которую мы хотим в них вложить.
Увы, не смотря на все наши усилия проблемы иногда случаются. И если это не проблемы ментального характера, то мы стараемся справиться с ними здесь на катке. Часто бывает так, что игрок не готов к молодёжному хоккею по причине отсутствия у него замещённых навыков. Дело в том, что те платформенные навыки, которые дал ему детско-юношеский хоккей, далеко не всегда срабатывают на молодёжном уровне, и игроку необходимо провести замещение этих платформенных навыков на более продвинутые, создав новую базу своих умений. Мы готовы помочь ему в этом и в этом видим свою задачу. Мы выделяем проблему и стараемся купировать её, развивая сопутствующие навыки, которые тянут за собой ущербную привычку, словно тягач легковую машину из снежного кювета. Мы следим за тем, чтобы юный игрок подходил к вопросу замещения навыков со всей ответственностью и профессионализмом, поскольку, даже весьма небольшие нюансы могут повлиять на его дальнейшую карьеру, затормозив или остановив её.
Всё, о чём мы говорим, упирается в культуру хоккея, без которой не может быть профессионального роста. Любой игрок должен быть её частью и не искать некие пути, которые, как ему кажется, могут, вдруг, привести его к необходимому результату. Так, например, если тренер советует игроку, что для того, чтобы ему улучшить силу и точность броска, необходимо обратиться к тренеру по физической подготовке, игрок не должен игнорировать этот совет и идти за помощью к тренеру по навыкам броска по воротам. Ведь его тренер видит проблему, скрытую в игроке, быть может, достаточно глубоко для того, чтобы игрок сам её внимательно рассмотрел. И в этом, зачастую кроется множество проблем.
Вообще, культура хоккея — это не только взаимное уважение мнений, но и высокопрофессиональное отношение к своим обязанностям, которые ты на себя взял. Мы все помним об этом поскольку совсем недавно подписали хартию взаимного уважения с Западной Хоккейной Лигой, в которой закреплены правила, по которым должен жить молодёжный и юниорский хоккей Канады.
Могу сказать, что это мощный ориентир. Мы, например, сделали несколько мотивационных плакатов с цитатами из этой хартии и повесили их в своей раздевалке. Совпадение ли это, или нет, не знаю, но с момента как мы сделали это, наши ребята набрали на 30 процентов больше очков. Поэтому, даже если это совпадение, то наши плакаты, как минимум не навредили ситуации.
ИДЕНТИЧНОСТЬ
А.В. …Давайте немного поговорим об идентичности вашей команды и о том, как на неё повлияла подписанная командой хартия…
С.Х. …Я очень надеюсь, что и подписанная нами хартия, и сделанные из её цитат плакаты, не изменили нашу идентичность, но лишь подчеркнули её. Мы всегда были и остаёмся коллективом, который прилагает все свои усилия для достижения поставленной перед собой цели. Для этого нам не нужно дополнительной мотивации, просто очень приятно, когда кто-то кроме нас ещё думает об этом и заботится о том, чтобы мы это ощущали.
Мы всегда говорили о том, что хотим быть командой, которая во всём и всегда прилагает максимальные усилия. Мы всегда стремились быть узнаваемы в игре, благодаря её почерку и самоотдаче каждого игрока. В этом и проявляется наша идентичность.
Стараясь во всём и всегда стремиться только к главным вершинам, мы говорим об усилии как о навыке. Мы всегда намереваемся навязать сопернику наши условия игры, какими бы они не были. Мы хотим, чтобы наша индивидуальность была узнаваема и была способна приносить результат даже в те дни, когда игра откровенно не идёт. Пусть это будет просто дань уважения, которое испытывает к нашим усилиям наш соперник.
КОММУНИКАЦИЯ
А.В. …Как создаётся обратная связь с игроками? Всегда ли это командные собрания, или может быть беседы с игроками один на один, или в группе? Может быть, у вас практикуется общение с капитанами и их помощниками? Как формируется эта коммуникация? ...
С.Х. …Я часто шучу в команде, что у нас стопроцентная выживаемость игроков, приходящих на встречу с тренерами! И мы очень надеемся и дальше сохранить этот показатель! (Смеётся) Вопрос об «открытых дверях» — это очень хороший вопрос, потому что часто он вызывает у ребят, какое-то ложное стеснение. Ребята не всегда идут к тренеру со своими проблемами, и иногда нам приходится подталкивать их к этому. Часто бывает так, что игроки приходят сами и это очень важный фактор партнёрства между хоккеистом и тренером, поскольку в современном спорте, и спортсмен и тренер в нём очень нуждаются.
Наше общение с игроками никогда не проходит в форме лекций, когда мнение лектора превалирует над мнением аудитории. У нас с игроками постоянно происходит диалог, в котором мы не навязываем им своего мнения, а стараемся доказать ребятам, что то, что мы стараемся до них донести, и есть истина. Такой подход сегодня востребован современными спортсменами, и любой наставник, понимая это, должен научиться принимать данный стиль общения, ибо он формирует культуру команды и её философию, без которых в жёсткой мире современного спорта, не обойтись.
Мы знаем, что на протяжение длительного соревновательного сезона у команды будут и победы, и поражения, которые очень важны и в педагогическом плане, и в плане становления нашего коллектива, но то, что делают в своей повседневной работе два десятка молодых игроков, то, как они преображаются, впитывая и эту культуру и эту философию, ежедневно становясь на шаг ближе к своей мечте, дорогого стоит.
РАЗВИТИЕ
А.В. …В составе твоей молодёжной команды «Калгари Хитмен» много выпускников детско-юношеских школ Калгари. Как тренер молодёжки, что бы ты мог посоветовать тренерам детских команд в работе с юными хоккеистами? Может быть, стоит обратить внимание на какие-то особые навыки, или развитие некоторых индивидуальных качеств, что ты можешь нам сказать по этому поводу? …
С.Х. …О, да, здесь есть о чём поговорить. Насколько я помню, каждый тренер более старшего уровня, на который переходит игрок, сетует на то, что на уровне ниже его учили не тому и не так. И это очень распространённое мнение среди тренеров, которые не совсем понимают основы хоккейной педагогики.
Дело в том, что в ней есть понятие аспектов «платформенных» навыков, о которых мы тут уже упоминали и эту тему отлично раскрыл в своей книге Дэррил Белфри. Спортсмен, который проходит обучение и играет за команду U10+ имеет те платформенные навыки, которые позволяют ему действовать на данном уровне весьма эффективно. Но перейдя на уровень выше, игрок понимает, что этих навыков ему не хватает. Понимает и то, что они требуют замещения. Так возник термин «замещающие навыки», которые должны быть приобретены игроком при переходе на более высокий уровень. Если такого замещения не происходит, у тренера новой команды и возникает этот «риторический» вопрос.
Я хочу сказать в этой связи что и в отношении нас бытует то же самое мнение, когда наши ребята приходят в НХЛ (смеётся). Так что такая реакция тренеров перманентна и наверное, некоторым образом, закономерна.
Если вообще говорить о проблеме обученности игроков с точки зрения закономерностей, то главной из них является обучение ребёнка соревновательности и объёму проделываемой им работы. А также способности мыслить, в любой, даже в самой сложной обстановке.
Кто бы и как к этому не относился, но фундаментальные навыки, отрабатываемые молодыми людьми на пилонах, тоже очень важны, поскольку именно из них складывается будущий объём возможностей игрока молодёжной команды.
Всё о чём я сказал выше, в моём понимании есть «начальная подготовка». Может быть, кто-то вкладывает в этот термин несколько иной смыл, но я в своей работе использую именно его.
Вернёмся к соревновательному навыку и к тому, что я вкладываю в это понятие. Развитие соревновательного навыка, наличие которого необходимо претенденту на молодёжный состав – это формирование умения вести созидательную и разрушительную борьбу при активном противоборстве со стороны соперника. Порою предельно жёстком и даже жестоком. Я с большим пиететом отношусь к игрокам способным забивать «лакросс-голы», но для меня эта способность не показатель мастерства. Это скорее некое пижонство, или «вишенка на торте», если хотите. Ценным голом для меня является тот, который вы сумели «закопать» в ворота «вместе с вратарём», в окружении двух игроков соперника, или пробить вратаря «насквозь» мощнейшим выстрелом с организованной вами же, «убойной» позиции.
Переходя от уровня к уровню, игроки демонстрируют свои новые возможности и это нормально. Но есть и такие ребята, чья игра, увы, остаётся на прежнем уровне. Тогда несмотря на то, что на этом, прежнем уровне, ты был «записным» лидером, боюсь, что впереди тебя ждут только трудности. И без индивидуальной работы над развитием твоих игровых навыков, тебе не обойтись.
Я всегда говорю, что ребята не должны отчаиваться, как бы не складывалась для них дальнейшая ситуация. Даже если у тренеров молодёжной команды к ним есть вопросы, наиболее важно иметь высокоразвитые соревновательные качества и в первую очередь, конечно, характер. Про всё остальное, не без оснований говорится, - «вода камень точит».
НАСТАВНИЧЕСТВО И ПУТЬ К НЕМУ
А.В. …Наверное этот вопрос может показаться банальным, но я не могу его не задать, как тренер понимает, что желание стать тренером это не прихоть, а его призвание? ...
С.Х. …Если говорить обо мне, то это довольно забавная история. Я никогда не думал о себе как о тренере. Я всегда хотел стать хоккеистом, и я стремился к этому каждую секунду, пока в 21 год я не понял, что моя мечта стать профессиональным игроком невыполнима. В это время, я стоял не перепутье, и не знал, что предпринять. Желание играть было велико, а тоска от невозможности этого делать сжимала сердце. В этот момент я уже учился в Университете ровно два года, и у меня было впереди ещё четыре, чтобы понять кем я хочу быть. Решение я принял достаточно быстро и перевёлся из Университета Северного Мичигана в Университет Альберты, чтобы стать преподавателем.
Став им, я снова обратил свой взор на лёд, ведь, по сути, это одна и та же работа. Я искренне считаю, что тренер, — это тот же преподаватель, только вместо кафедры он читает свои лекции на льду. Разнится только программа, но преподавательские навыки остаются неизменны. Я работаю тренером, и работаю, надо сказать весьма успешно, в течение всего лишь пяти лет. 18 же лет до этого, я трудился преподавателем, а моё рабочее место находилось в тёплой аудитории. Вся разница, что называется, только в этом.
В остальном, управление классом, группами учеников, отдельными личностями, равно как и способы донесения материала – отличаются от тренерской деятельности весьма незначительно. На уроке также важны ваш тон, ритм работы, самоотдача учеников и дисциплина. И в том, что сегодня мне помогает на ледовой площадке я научился именно в школе. Я стал тренировать школьную команду, и мы получили возможность играть в Западной Хоккейной Лиге. Хоккей стал забирать у меня слишком много времени и поставил меня перед выбором. Я выбрал игру и отказался от преподавания. Но я благодарен школе за эти годы, поскольку это были годы практического обучения, которого я не имел возможности получить в университете. Может быть поэтому, я влился в семью тренеров без особого труда и каких бы то ни было трений.
Сегодня я пытаюсь развить многие из этих навыков, чтобы перейти в своём тренерском мастерстве на более высокий уровень, как игрок, который двигается от одного этапа своего обучения к другому. И это нормальное явление для каждого молодого специалиста.
СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ
А.В. … На мой взгляд очень важным вопросом может являться вопрос о способе общения с ребятами. Как ты говоришь с ними, в каком тоне, чего больше в твоём общении, и какого стиля общения ждут от тебя твои хоккеисты…
С.Х. …Есть очень много тем, которые я не стану обсуждать с ребятами в групповом общении, и это на мой взгляд верно, потому что парни больше доверяют тебе, когда беседа ведётся глаза в глаза. Я никогда не стану общаться с ребятами под запись на диктофон или камеру, если только это не публичная лекция или урок.
Для меня, как для тренера, очень важно, иметь способность оценивать ситуацию и держать свой коллектив в тонусе, поэтому общения у меня бывает очень много, и в основном это либо индивидуальные, либо групповые беседы. Моё общение, может быть, короткими и мягкими, а может продолжительным и резким. Я не люблю разделения команды на группы по предпочтениям и не терплю, если между такими группами вдруг возникает антагонизм. Я пресекаю такие ситуации на корню. Часто бывает так, что новичкам команды бывает нужна адаптация в ней, и тогда я веду беседы с лидерами коллектива, чтобы они взяли над парнем шефство и помогли ему ассимилироваться в команду.
Я не сторонник нагнетать ситуацию, поэтому, когда я чувствую, что ребята чересчур напряжены, я могу устроить для них, например, весёлое «сокоизвержение». Взяв со стола с напитками пакетик с соком, я открываю его, набираю в рот, но вместо того, чтобы выпить, проходя мимо кого либо, делаю вид что поперхнулся, выпуская соковый фонтан из своего рта. Раздевалка тут же заводится, и всё заканчивается грандиозной уборкой помещения после пары десятков соковых фонтанов. Ну и конечно всё сопровождается хохотом и хорошим настроением игроков. Иногда вместо «сокоизвержения», вход идёт стрельба мороженым, одним словом, для того чтобы снять напряжение, мы часто придумываем различные весёлые действия, которые нравятся ребятам.
А.В. …О,кей. С этим разобрались. Давай теперь зайдём с другой стороны. Расскажи нам как тренерский штаб «Хитмен» реагирует на оплошности и ошибки игроков, особенно если они невынужденные? …
С.Х. …Когда игрок, совершивший результативную ошибку, приходит со смены на скамейку запасных, вероятно никто на катке не чувствует себя хуже, чем он. Поэтому я никогда не добавлю негатива к его состоянию. Да и в порыве эмоций, я вряд ли найду для него нужные слова.
Любое аналитическое действие необходимо производить с холодной головой. Из своего опыта я знаю, что процентов сорок ситуаций, которые кажутся в игре очевидными, в процессе анализа перестают таковыми быть. Поэтому моя первая реакция на ошибку моего хоккеиста, будет подбодрить парня, и сказать пару мотивационных, но в то же время успокаивающих слов.
Единственно, что я могу посоветовать игроку, визуализировать эпизод, и постараться рефлекторно воспроизвести те действия, которые, по его мнению, он должен был бы предпринять. Это не решает проблемы, но часто помогает игроку успокоиться.
Я, как тренер, очень много внимания уделяю своим адекватным действиям во время матча. Я никогда не допускаю срывов и не показываю своей команде, ни толики волнения, даже если внутри меня колотит нервная дрожь. Я спокоен и стараюсь напитать этим спокойствием своих игроков. Мне нужен их холодный разум и раскованные ноги, в противном случае результата наших совместных действий будет плачевен.
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что ситуационная осведомлённость тренера, это тот навык, который даёт ему возможность предвидеть многое из того, что можно ожидать от любого из его игроков во время матча. Я знаю каких ошибок, когда, и от кого можно ждать в тот или иной момент игры. Ментально я готов к любой ситуации, которая может возникнуть в поединке с любым соперником.
Продолжение следует...
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".
Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27)
Сумма перевода не регламентируется.