КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ \ CONCEPT OF FORMATION OF GAME ACTIVITY IN SPORTS GAMES
Юрий Михайлович Макаров, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
ВВЕДЕНИЕ
Игра, как социально-биологическое явление, в своем историческом развитии постоянно приковывала внимание большого количества исследователей, пытавшихся изучить ее феномен с позиций различных областей междисциплинарного знания, до сих пор оставляет за собой право считаться до конца непознанной. В теории и методике физического воспитания и спорта игра достаточно фундаментально изучена как средство, метод и специфическая форма организации упражнения, она основное дидактическое средство. Целью нашей работы явилось изучение содержания категории «игровая деятельность» в спортивных играх и разработка концепции ее формирования.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Решение поставленной цели потребовало организации серии педагогических экспериментов, которые были проведены в рамках нескольких этапов в период с 1987 по 2012 год. В них приняло участие 2026 спортсменов разного возраста и квалификации, тренеры, специалисты по отдельным видам спортивных игр. 686 юных спортсменов прошли полный курс экспериментальной методики организации учебно-тренировочного процесса на этапе начальной подготовки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На бытовом уровне, а зачастую и в кругах специалистов в области физической культуры и спорта, игровую деятельность отождествляют с понятием «игровая спортивная (соревновательная) деятельность и связывают ее только со спортивными играми. Часто можно услышать вопрос: «А какая еще в спортивных играх может быть деятельность, кроме игровой?». Рассматривая игру с позиции теории деятельности, наблюдается разнообразие, разнохарактерность, а иногда противоречивость той совокупности видов деятельностей, которые обеспечивают ее целостность. Здесь, в первую очередь, следует обратить внимание на отношения психической и физической деятельностей, составляющих главное содержание самой игровой спортивной деятельности. Долгое время мнение о преимуществе физической деятельности в подготовке спортсменов игроков было определяющим. В основном с этим соглашались, т.к. направленность учебно тренировочного процесса на развитие двигательных качеств обеспечивало быстрый и самое главное достойный результат. Однако с возрастанием конкуренции на международной арене практически все тренеры, обладая общепринятыми или собственными методиками, научились выводить спортсменов на высокий уровень их физических кондиций. И тогда в спортивный результат начали вмешиваться другие факторы. К ним можно отнести тактико-технический, сенсомоторный, интеллектуальный, а в последнее время личностный, связанный с проявлением характера и морально-волевых качеств. В этой связи возникает проблема поиска новых источников внутренних резервов спортсменов в стремлении подняться на качественно другой уровень овладения игровой деятельностью. Такой резерв видится в интегрировании знаний накопленных в психологии, физиологии, морфологии и т.д. в теорию и методику тренировки в спортивных играх.
Подготовка спортсменов игроков, где главный акцент делается на развитие моторных способностей при обучении игровой спортивной деятельности, на сегодняшний день не отвечает требованиям спорта высших достижений. Очень часто при обучении избранной игре тренеры «натаскивают» юных спортсменов на овладение игровыми приемами. В результате чего, спортсмен отлично выполняет игровой прием на тренировке и недостаточно уверенно в игровой обстановке. Причина видится, прежде всего, в не корректном применении на практике основополагающих принципов различных научнотеоретических концепций. В частности речь идет о теории учебной деятельности, о теории функциональных систем, теории поэтапного формирования умственных действий, теории обучения двигательным действиям. Данные концепции хорошо вписываются в процесс подготовки спортсменов в не игровых видах спорта и, вместе с тем, недостаточно адаптированы к игровым видам спорта, имеющим свою специфику. В нашей работе сделана попытка преодолеть это противоречие на основе научно обоснованного методологического базиса, главное положение которого заключается в преимущественном совершенствовании психической деятельности, чем физической. Специалисты в области психологии отмечают, что психические процессы всегда «идут» впереди процесса обучения. Сегодня совершенно очевидно, что физическая деятельность по отношению к психической выполняет соподчененную функцию. Взяв за основу указанную соподчененность, следует подходить к формированию игровой спортивной деятельности со стороны первичности развития психических процессов и воспитания необходимых черт личности игроков. Совершенствование психических процессов может наиболее эффективно решаться только с использованием самой игровой деятельности. Концептуальная модель формирования игровой спортивной деятельности включает три уровня овладения.
На первом уровне обеспечивается формирование ориентировочной основы игровой деятельности при помощи специальных комплексов игр, изучения типовых игровых ситуаций, освоения ситуационной техники, и приобретение опыта рефлексивного анализа результатов собственных действий. Только после достаточно качественного формирования ориентировочной основы игровой деятельности переходят ко второму уровню – «игровая спортивная деятельность».
В игровой спортивной деятельности главенствующее положение принадлежит исполнительскому компоненту. Высокий исполнительский компонент – это качественная игровая деятельность и это соответствующий спортивный результат. Его содержание составляет тактико-техническая подготовка спортсмена, а его определяющей стороной – тактико-технический комплекс. Перейти на третий уровень суждено далеко не всем спортсменам, т.к. он определяется умением импровизировать в игре, говоря другими словами, демонстрировать игровое мастерство.
Разработанная методология формирования игровой деятельности юных спортсменов на начальном этапе подготовки значительно обогащает существующую теорию и методику тренировки и открывает совершенно новые «ветви» научного познания игровых видов спорта. Новизна предлагаемого подхода заключается в разработке и внедрении целостной концепции обеспечивающей эффективность формирования игровой спортивной деятельности юных спортсменов в учебно-образовательном процессе избранного вида спортивной игры. Она включает:
1. Трехуровневую структуру формирования содержания игровой деятельности, на основе доступных алгоритмов обучающего материала: ориентировочного, исполнительского, творческого, которые стимулируют познавательную активность юных игроков, помогают развивать компетенцию тактико-технических действий в игровых видах спорта в целом.
2. Использование компонентно-элементной структуры психической и физической деятельности юных игроков в процессе овладения игровой спортивной деятельностью.
3. Создание на учебно-тренировочных занятиях коммуникативноориентированного пространства, основой которого является формирование тактического плана-замысла и технического решения двигательной задачи через изучение типовых игровых ситуаций и освоения ситуационной техники.
4. Применение активного обучения в специально созданных типовых игровых ситуациях, моделирующих будущую игровую спортивную деятельность с использованием психолого-педагогического механизма овладения игровыми приемами.
5. Включение в реальное диалогическое общение через освоение новых знаний всех производимых и воспринимаемых действий и их мотивов, эффективно влияющих на овладение игровой спортивной деятельностью. В данном случае на основе личностноразвиваемых контактов в системе «игрок-игрок» и «игрок-тренер» осуществляется взаимосвязанное обучение в сотрудничестве.
В исследовании отражены основные теоретические положения проведенной экспериментальной работы заключающиеся: в обосновании сущности и содержания категории – «игровая деятельность» спортсменов игроков и ее место в системе спортивной подготовки; в разработке концепции формирования игровой спортивной деятельности юных спортсменов в игровых видах спорта; в обосновании психолого-педагогических условий организации учебно-тренировочного процесса юных игроков на начальном этапе подготовки; в разработке личностно-дифференцированной методики в специальноориентированном пространстве с учетом рефлексии собственного опыта для обучения игровым приемам юных спортсменов в игровых видах спорта; в теоретическом обосновании алгоритма формирования игровой (спортивной) деятельности в процессе многолетней подготовки юных спортсменов в игровых видах спорта на основе трех взаимосвязанных уровней: ориентировочного, исполнительского и творческого.
Прикладное значение полученных результатов определяется тем, что использованы концептуальные положения эффективности формирования игровой деятельности юных спортсменов на начальном этапе подготовки. Разработан алгоритм формирования игровой спортивной деятельности в процессе многолетней подготовки спортсменов в игровых видах спорта. Структурированы виды деятельностей, активизирующие психомоторный механизм спортсменов игровиков, включая интеллектуальную и креативную стороны их подготовки. Разработаны и обоснованы:
1. Методика формирования творческих способностей юных игроков на основе использования интеллектуальных и подвижных игр.
2. Сенсорно-двигательная программа формирования умения дифференцировать мышечные усилия при выполнении тактико-технических действий керлингистов.
3. Методика повышения эффективности игровой деятельности юных спортсменов на основе развития их познавательного компонента.
4. Методика обучения индивидуальным защитным действиям спортсменов игроков на основе их типологических особенностей.
5. Методика обучения ситуационной технике игровых приемов юных спортсменов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная в исследовании методологическая концепция процесса овладения игровой деятельностью юных спортсменов на начальном этапе построена на формировании, в первую очередь, ориентировочной основы этой деятельности и усвоении игровых приемов и действий в типовых игровых ситуациях. Полученные экспериментальные данные подтверждают, что эффективность обучения игровой (спортивной) деятельности может быть существенно повышена путем активизации психической деятельности игроков. Научная новизна предлагаемого подхода заключается в попытке внести коррекцию в теорию и методику спортивной тренировки в игровых видах спорта. Интегрирование полученных научно-практических результатов исследования в традиционную методику, основывающуюся на закономерностях теории обучения двигательным действиям и успешно применяющуюся в не игровых видах спорта, может качественным образом изменить сложившуюся систему подготовки спортивного резерва в игровых видах спорта, выраженного в изменении самого характера обучения тактико-техническим приемам. Предлагаемая новая концепция формирования игровой спортивной деятельности в полной мере решает эту научно-теоретическую и практическую проблему.
ЛИТЕРАТУРА
1. Макаров, Ю.М. Этап предварительной подготовки в спортивных играх : монография / Ю.М. Макаров. – Великие Луки : [б.и.], 1993. –117 с.
2. Макаров, Ю.М. Дидактические аспекты начальной тактической подготовки в спортивных играх : учебное пособие / Ю.М. Макаров, А.А. Чуркин ; С.-Петерб. науч.- исслед. ин-т физ. культуры. – СПб. : Изд-во «Олимп», 2008. – 119 с.
3. Макаров, Ю.М. Содержание и направленность педагогических воздействий на начальном этапе подготовки в спортивных играх : учебное пособие / Ю.М. Макаров ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб. : Изд-во «Олимп», 2009. – 92 с.
4. Макаров, Ю.М. Обучение защитным действиям с учетом личностных качеств баскетболистов 16-18 лет : монография / Ю.М. Макаров, Ал Тай Хусейн. – СанктПетербург : Изд-во «Лема», 2012. – 157 с.
5. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры : учебник для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению "Физическая культура" / Ю. М. Макаров [и др.] ; под ред. Ю. М. Макарова. – Москва : Академия, 2013. – 270 с. : ил. – (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат).
6. Макаров, Ю.М. Игровая деятельность в спортивных играх. Познание, системность, развитие : монография / Ю.М. Макаров. – Санкт-Петербург : Изд-во «Лема», 2013. – 237 с.
****
Yuri Mikhailovich Makarov, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, P.F. Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg (NSU named after P.F. Lesgaft, St. Petersburg)
INTRODUCTION
The game, as a socio-biological phenomenon, in its historical development constantly attracted the attention of a large number of researchers, trying to study its phenomenon from the standpoint of different areas of interdisciplinary knowledge, still reserves the right to be considered completely unrecognized. In the theory and methodology of physical education and sport the game is studied quite fundamentally as a means, method and specific form of exercise organization, it is the main didactic means. The purpose of our work was to study the content of the category "game activity" in sports games and to develop the concept of its formation.
ORGANIZATION OF THE STUDY
The solution of the set goal required the organization of a series of pedagogical experiments, which were conducted in several stages in the period from 1987 to 2012. They involved 2026 athletes of different ages and qualifications, coaches, specialists in certain types of sports games. 686 young athletes underwent a full course of the experimental methodology of the organization of the educational and training process at the stage of initial training.
RESEARCH RESULTS AND THEIR DISCUSSION
At the everyday level, and often in the circles of specialists in the field of physical culture and sport, game activity is identified with the concept of "game sports (competitive) activity and associated only with sports games. One can often hear the question: "What other activity can there be in sports games except game activity?". Considering the game from the position of the theory of activity, we can observe the variety, diversity and sometimes contradictory nature of the totality of types of activities that ensure its integrity. Here, first of all, we should pay attention to the relations of mental and physical activities, which constitute the main content of the game sports activity itself. For a long time, the opinion about the predominance of physical activity in the training of athletes players was determinant. Mostly agreed with this, because the focus of the educational and training process on the development of motor qualities provided a quick and most importantly decent result. However, with the increasing competition in the international arena, almost all coaches, possessing common or their own methods, learned to bring athletes to a high level of their physical condition. And then other factors began to interfere with the sports result. These include tactical and technical, sensorimotor, intellectual, and recently personal, associated with the manifestation of character and moral and volitional qualities. In this connection there is a problem of search of new sources of internal reserves of sportsmen in aspiration to rise on qualitatively other level of mastering of game activity. Such a reserve is seen in the integration of knowledge accumulated in psychology, physiology, morphology, etc. into the theory and methodology of training in sports games.
Preparation of athletes players, where the main emphasis is placed on the development of motor abilities in the training of game sports activity, today does not meet the requirements of sports of higher achievements. Very often when teaching a selected game, coaches "train" young athletes to master game techniques. As a result, the athlete perfectly performs the game technique in training and is not confident enough in the game environment. The reason is seen, first of all, in the incorrect application in practice of the fundamental principles of various scientific-theoretical concepts. In particular, we are talking about the theory of learning activity, the theory of functional systems, the theory of gradual formation of mental actions, the theory of teaching motor actions. These concepts fit well into the process of training athletes in non-game sports and, at the same time, are not sufficiently adapted to game sports, which have their own specifics. In our work we made an attempt to overcome this contradiction on the basis of a scientifically grounded methodological basis, the main position of which is the predominant improvement of mental activity rather than physical. Specialists in the field of psychology note that mental processes always "go" ahead of the learning process. Today it is quite obvious that physical activity in relation to mental activity fulfills a co-subordinate function. Taking the mentioned co-subordination as a basis, it is necessary to approach the formation of game sports activity from the side of primary development of mental processes and education of necessary traits of players' personality. Improvement of mental processes can be most effectively solved only with the use of the game activity itself. The conceptual model of formation of game sports activity includes three levels of mastering.
At the first level the formation of the orientation basis of game activity is provided with the help of special complexes of games, studying typical game situations, mastering situational techniques, and acquiring the experience of reflexive analysis of the results of their own actions. Only after sufficiently qualitative formation of the orientation basis of the game activity go to the second level - "game sports activity".
In the game sports activity, the performing component is of primary importance. High performance component is a qualitative game activity and it is the corresponding sports result. Its content is the tactical-technical training of the athlete, and its defining side is the tactical-technical complex. Not all athletes are destined to go to the third level, because it is determined by the ability to improvise in the game, in other words, to demonstrate game skill.
The developed methodology of formation of game activity of young athletes at the initial stage of training significantly enriches the existing theory and methodology of training and opens completely new "branches" of scientific knowledge of game sports. The novelty of the proposed approach lies in the development and implementation of a holistic concept ensuring the effectiveness of the formation of game sports activity of young athletes in the educational process of the selected type of sports game. It includes:
1. three-level structure of forming the content of game activity, on the basis of available algorithms of teaching material: indicative, performing, creative, which stimulate the cognitive activity of young players, help to develop the competence of tactical and technical actions in game sports in general.
2. using the component-element structure of mental and physical activity of young players in the process of mastering the game sports activity.
3. Creation of communicative-oriented space at training sessions, the basis of which is the formation of tactical plan-concept and technical solution of the motor task through the study of typical game situations and mastering situational technique.
4. Application of active learning in specially created typical game situations modeling the future game sports activity with the use of psychological and pedagogical mechanism of mastering game techniques.
5. Inclusion in real dialogical communication through the mastering of new knowledge of all produced and perceived actions and their motives, effectively affecting the mastering of game sports activity. In this case, on the basis of personally-developed contacts in the system "player-player" and "player-coach" the interconnected cooperative learning is realized.
The study reflects the main theoretical provisions of the conducted experimental work consisting: in the substantiation of the essence and content of the category - "game activity" of sportsmen players and its place in the system of sports training; in the development of the concept of formation of game sports activity of young athletes in game sports; in the substantiation of psychological and pedagogical conditions of organization of the educational and training process of young players at the initial stage of training; in the development of personal-differentiated methodology in special sports; in the development of personal and pedagogical conditions of training of young players at the initial stage of training.
Applied significance of the obtained results is determined by the fact that the conceptual provisions of the effectiveness of the formation of game activity of young athletes at the initial stage of training are used. The algorithm of formation of game sports activity in the process of long-term training of athletes in game sports has been developed. Types of activities activating psychomotor mechanism of game sportsmen, including intellectual and creative sides of their training, are structured. Developed and substantiated:
1. Methodology of formation of creative abilities of young players on the basis of using intellectual and mobile games.
2. Sensory-motor program of formation of the ability to differentiate muscle efforts when performing tactical and technical actions of curling players.
3. Methodology of increasing the effectiveness of game activity of young athletes on the basis of the development of their cognitive component.
4. Methodology of teaching individual protective actions of athletes players on the basis of their typological features.
5. Methods of teaching situational technique of game techniques of young athletes.
CONCLUSION
The methodological concept of the process of mastering the game activity of young athletes at the initial stage presented in the study is based on the formation, first of all, of the orientation basis of this activity and the assimilation of game techniques and actions in typical game situations. The obtained experimental data confirm that the effectiveness of teaching game (sports) activity can be significantly increased by activating the mental activity of players. Scientific novelty of the proposed approach consists in the attempt to make a correction in the theory and methodology of sports training in game sports. Integration of the obtained scientific and practical results of the research into the traditional methodology, based on the regularities of the theory of training motor actions and successfully applied in non-game sports, can qualitatively change the existing system of training of sports reserve in game sports, expressed in changing the very nature of training tactical and technical techniques. The proposed new concept of formation of game sports activity fully solves this scientific-theoretical and practical problem.
LITERATURE
1. Makarov, Yu.M. Stage of preliminary training in sports games : a monograph / Yu.M. Makarov. - Velikie Luki : [b.i.], 1993. -117 с.
2. Makarov, Yu.M. Didactic aspects of initial tactical training in sports games : a manual / Yu.M. Makarov, A.A. Churkin ; St. Petersburg Scientific Research Institute of Physical Culture. - St. Petersburg. : Olympus Publishing House, 2008. - 119 с.
3. Makarov, Yu.M. Content and orientation of pedagogical influences at the initial stage of training in sports games : textbook / Yu.M. Makarov ; National State University of Physical Culture, Sport and Health named after P.F. Lesgaft. P.F. Lesgaft, St. Petersburg. - St. Petersburg. : Olympus Publishing House, 2009. - 92 с.
4. Makarov, Y.M. Training of defensive actions taking into account personal qualities of basketball players of 16-18 years old : a monograph / Y.M. Makarov, Al Tai Hussein. - St. Petersburg : Lema Publishing House, 2012. - 157 с.
5. Theory and methodology of teaching basic sports. Movable games : a textbook for students of educational institutions of higher professional education, studying in the direction of "Physical Culture" / Y. M. Makarov [et al] ; edited by Y. M. Makarov. - Moscow : Academy, 2013. - 270 с. : ill. - (Higher professional education) (Bachelor's degree).
6. Makarov, Yu.M. Game activity in sports games. Cognition, systematicity, development : a monograph / Y.M. Makarov. - St. Petersburg : Lema Publishing House, 2013. - 237 с.