ОБЩЕНИЕ - ВОТ ЧТО ПРИЗВАНО ДАТЬ ОТВЕТЫ НА МНОГИЕ ВОПРОСЫ
Как определяется общение? Какие формы общения приносят результат, а какие нет? Как донести свою точку зрения до двадцати с лишним ребят таким образом, чтобы каждый из них её понял и проникся ею? Как, так обработать имеющуюся у тебя информацию, чтобы каждый из твоих хоккеистов не только понял и осознал то, что ты от них хочешь, но и сделал это в унисон со всеми, дабы не страдала стройность той подготовки, которую ты для них запланировал.
Второй аспект общения, это общение с коллегами. Не секрет, что программ, по которым работают ведущие хоккейные Академии, великое множество. Есть база, рекомендованная Ассоциацией, но это лишь остов, скелет, на который каждый сам наращивает мышечную массу. Но в конечном итоге, все мы трудимся на благо страны, поэтому объединены единством целей, а следовательно, обязаны общаться и общаться максимально продуктивно.
Откуда берётся самая важная часть общения – понимание? В первую очередь хотелось бы спросить об этом самих игроков и тренеров, которые сними работают.
…«В первую очередь, к общению меня подталкивает понимание того, что мне говорят, и отношение со стороны говорящего. Если человек, с которым мне приходится разговаривать принимает в моей хоккейной судьбе живое участие, помогает мне, и относится неравнодушно, я готов к общению с ним, могу и хочу понимать о чём он говорит, и следовать его указаниям» — это мнение одного из молодых игроков Академии Оканаган…
… «Мне нравится общаться с тренером и с товарищами по команде, потому что наше общение доставляет мне удовольствие, создавая хорошее настроение. После него я всегда готов к работе, потому что мне весело и я радуюсь возможности потрудиться вместе со всеми» - говорит ещё один игрок…
…Если представить взаимоотношение между тренерами, игроками и школой в виде луковицы, то в данной работе, нам хотелось бы очистить её от «шелухи», скрывающей суть этих взаимоотношений. Поэтому мы взяли к себе в собеседники несколько специалистов как Северо-Американского, так и скандинавского хоккея, дабы выяснить роль общения в воспитании будущих мастеров хоккея…
Тибо Пуши – Финляндия
…«Я работаю с самой младшей категорией хоккеистов, которым едва-едва исполнилось семь лет, и самым сложным в общении с ними это установление правил, по которым нам предстоит играть и учиться. Мне необходимо не просто донести эти правила до каждого, но и посодействовать тому, чтобы они услышали их, обработали и приняли. Почти всегда дети понимают о чём я их прошу, но далеко не всегда они готовы принять это, и уж тем более следовать этим правилам во время нашего совместного общения, постоянно»…
Скот Мэй – США
…«У меня есть поговорка, если дети не понимают того, что я от них хочу, то это не их вина. Если это происходит, я должен остановиться, заглянуть во внутрь себя, во внутрь каждого тренера моего штаба, и понять, почему это происходит? Почему, нечто понятное и не сложное, не усваивается моими детьми? Часто мы слышим, что этот ребёнок не такой как все, он не готов воспринимать то, что готовы воспринимать другие. Но такое мнение меня не устраивает. Если я не смог заинтересовать каждого, дело только во мне. Если я выбираю ребёнка, я обязан сделать так, чтобы он был готов воспринимать те знания, которые я для него приготовил»…
Блейк Уэсли – Канада, Австрия
…«Взаимопонимание с детьми – это вызов для каждого тренера. Если я не сумел увлечь ребёнка, объяснить, разъяснить или растолковать то, что мне хотелось бы, чтобы он воспринял, — это вызов. Не справляешься? Найди способ исправить ситуацию, найди иной подход или другие слова для объяснения, новый метод демонстрации. Сделай всё, чтобы каждый ребёнок проникся твоими идеями и вышел с тобой на открытый диалог»…
Глен Карнеги – Канада, США
…«Озвучить проблему, запрограммировать её решение, запустить программу и найти само решение – вот маршрут, по которому необходимо следовать тренеру формируя пути общения с юными игроками. Для этого, в первую очередь необходимо провести сеанс, или даже несколько сеансов общения с родителями ребят. В особенности тех из них, общение с которыми никак не выходит на должный уровень. Вы обязательно должны владеть информацией о реакции детей на ваши усилия, а поскольку родители обязаны быть вам союзниками в деле установления тесного общения игрок-тренер, на них смело можно делать ставку в этом вопросе»…
Йокко Микконен – Финляндия
…«Коучинг не является тренировкой в привычном смысле этого слова. Мы воспринимаем коучинг как связь тренера с игроками, как тесное взаимодействие по любым относящимся к спорту, и не только, вопросам. Для установления такой связи важны коллективные общения, когда вы собираетесь с командой, может быть даже в неформальной обстановке, у костра или на берегу реки и говорите о самом сокровенном и даже о наболевшем. И такой разговор всегда протекает непринуждённо и имеет огромный резонанс на дальнейшие взаимоотношения. После продуктивного общения, тренер, как будто бы становится «старшим братом», становится наставником, но с нотками сокровенной духовной близости, становится единомышленником понять которого не составляет особого труда.
Бывает и так, что команда разделяется на группы по «нехоккейным» интересам, но благодаря общению с тренером и общим интересам, завязанным на хоккее, это разделение не носит характер разобщения, особенно в юношеском возрасте»…
Клинт Торонтон – США, Австрия
…«Осознавая важность общения с игроками, мы продвигаем идею «групповой терапии» с теми хоккеистами, чьи проблемы схожи. Мы собираемся в узком кругу и обсуждаем почему что-то не получается, и что нужно для того, чтобы результат всё-таки пришёл? Кому и чего для этого не хватает? Такой метод работает прекрасно и практически в любой ситуации. Мы в своей Академии создали «круглый стол для бесед» и можем собрать за ним, скажем, игроков, играющих ведущую роль в команде, и тех, кто считает себя недооценённым, дабы поговорить по душам обо всех проблемах. Или хоккеиста, у которого, в любой игровой ситуации, шайба словно магнитом притягивается в сетку ворот соперника, и того, кто с метра не может поразить пустые ворота. Поверьте, такое общение показало самые невероятные результаты»…
Майкл Нитхэм – Канада
…«Зачастую мы сталкиваемся с ситуациями, когда у части ребят получается всё, а у второй части, ничего. Первые, как будто без труда достигают результата, у вторых всё валится из рук. У первых всё получается играючи, вторые вынуждены работать не покладая рук, чтобы хоть на миллиметр приблизиться к первым. И в результате, у вторых возникает резонный вопрос. Почему я должен делать то, что не приносит мне результата? А кто-то, получает этот результат, вообще не прикладывая никаких усилий!?
Слушая этот вопрос, мы понимаем, что он не задаётся грубым или эгоистичным ребёнком. Это весьма справедливый вопрос, который возник у пацана, находящегося в недоумении и отчаянии. Наверное, раньше мы сталкивались с подобным нечасто. Но коучинг последних лет сильно изменился, и нам придётся привыкать к подобного рода вопросам, и искать на них ответы.
Дети стали больше доверять тренеру, и тренер поощряет эту открытость, получая в виде благодарности общение со своими подопечными без подводных камней и скрытых течений. Но тренер, безусловно, должен иметь ответы на все вопросы, иначе доверие как возникло, так и иссякнет»…
Уухо Майки – Финляндия, Канада
…«Я очень прямолинейный тренер, и в общении ценю честность и открытость. Может быть, кому-то это покажется забавным, но я всегда говорю то, что вижу и что чувствую. Прямолинейно и честно. Стараясь относиться к своим ребятам как к маленьким мужчинам. Я учу их ответственности за свои поступки и слова, умению держать обещания и взятые на себя обязательства, ибо считаю это очень важным для воспитания характера юного спортсмена. Мои ребята точно знают, что им следует ожидать от того или иного моего требования и решения. Я даю им понять, что реальный мир хоккея, это не только удовольствие от игры, но это ещё и большая ответственность перед своими партнёрами, болельщиками, руководством. И нести её в одиночку, утаивая что-то от друзей, ограничивая себя в общении, будет очень сложно. Я уверен, что игроки понимают мою позицию, и ещё не раз скажут мне спасибо за тот культ честности и открытости, который я им прививаю»…
Поговорим о роли детей в команде. В особенности, если эта команда состоит из игроков, собранных из разных концов страны, имеющих разную культуру воспитания и восприятия действительности.
Многие из них были «звёздами» своих команд и собравшись в единый сильный коллектив могут чувствовать себя неуютно. Как этому противостоять, поможет ли общение решить проблему коммуникации в данной ситуации?
Уухо Майки – Финляндия, Канада (продолжение)
…«Я привык работать с ребятами, которые ещё совсем недавно были звёздами в своих школах, но перейдя в Академию, столкнулись с определёнными трудностями, поскольку в моей команде потеряли свой «звёздный» статус. Тем не менее, каждого из них я считаю «чистокровным» и «породистым» хоккеистом, и с большим пиететом отношусь к тому, что каждый из них претендует на ведущую роль в моей команде.
Прежде чем сделать выводы, на которые у меня может уйти довольно много времени, я ставлю перед каждым из моих игроков определённые цели и смотрю, с какой настойчивостью они к ним следуют. При этом я постоянно общаюсь с каждым из детей, и понимаю кто из них что чувствует и на какой стадии своего развития находится. Я доподлинно знаю, кто их моих хоккеистов проникся предложенной мною философией, кто старается её принять, а кто ведёт с ней борьбу. С каждым из них я имею пространные беседы, добиваясь их доверия, и делая каждого из них своим единомышленником. Как правило они понимают это, не закрываются и стараются соответствовать всем тем требованиям, которые перед ними стоят.
Но быть честным и вести открытый диалог мало. Необходимо вовлекать в него и семьи юных хоккеистов. Для этих целей мы практикуем родительские собрания, на которых я стараюсь выражать свои мысли просто и предельно ясно, чтобы каждый родитель, также понял и принял мои требования и помог мне в донесении моей миссии до своих сыновей. Может статься, что тебе не понравится то, что тебе говорит тренер. Но если он с тобой честен, то это единственное, что ты в праве от него требовать»...
Любой ребёнок и каждый родитель должны понимать, что далеко не все из них будут довольны своим игровым временем, проведённым на льду. Далеко не каждый из них сможет выйти на лёд в решающей смене. Этот выбор – прерогатива тренера. Но тренер ошибается если не доносит этот свой выбор до игроков команды, или считает, что его выбор касается только его и стратегии игры его команды. Ещё больше тренер ошибается, когда, обнадёживая игрока, потом, не придерживается сказанного.
В твоей команде 20 игроков из которых трое вратари. Если каждому из этих вратарей постоянно доказывать, что он не слабее партнёра и достоин каждую игру быть основным, а ведь именно это хочет слышать каждый из них, значит кривить душой. Три вратаря не могут одновременно быть в стартовом составе. Не каждый из оставшихся семнадцати ребят будет выходить при игре в большинстве, но каждый желает это от вас услышать. И уж тем более не каждый выйдет на игре в решающей смене, но и на это надеется каждый.
Если тренер ведёт с детьми диалог «путём обещаний», то дети очень быстро просеют его слова сквозь сито доверия, и тренер моментально его потеряет.
Томас Саскинен – Швеция
…«Честность в общении с детьми должна демонстрироваться тренером буквально с первых слов общения с ними. Даже если тренер работает с семилетними малышами, любое слово сказанное для них, должно быть словом правды. Никаких фантазий и грёз по поводу их безоблачного будущего в хоккее. Ибо дети непременно воспримут эти слова как свершившийся факт. Все слова тренера должны стать исключительно руководством к действию, а значит в первую очередь, они должны нести в себе истинную информацию.
Работая с маленькими хоккеистами, я в первую очередь доношу до них и их родителей, что их ошибки – это положительная сторона их обучения. Я поощряю любое действие, даже если оно ошибочно, и обязательно доношу это до ребёнка. Но в случае бездействия, или хитрости со стороны игрока, связанной с неисполнением моего требования, я также не закрываю на это своих глаз, и обязательно оповещаю об этом каждого хитреца. Я понимаю, что игроком пытающимся скрыть свои ошибки движет доброе желание «не ударить в грязь лицом», но всё же сетую ему на то, что наши отношения всегда должны быть открыты и правдивы.
Для меня в любом игроке важны желание и усилие предпринятое для его исполнения. Важна способность преодолевать невзгоды, потому, что я знаю, что в хоккее они не заставят себя долго ждать.
Другая сторона этой медали – суровость к себе. Многие ребята сильно переживают свои ошибки и это, порою, становится огромной проблемой. И здесь тренер должен с высокой адекватностью смотреть на возникшую проблему, создавая в беседах с игроком предпосылки для открытого обмена информацией, способами достижения цели, и самое главное, цены за эти достижения»…
Мы определились, что ошибки в детском хоккее – это нормальное и даже ожидаемое явление. Но что нам делать потом, когда игроки переходят на иной этап своего развития, а ошибки забывают исчезнуть? Томас Саскинен продолжает:
…«Не бойтесь ошибок! Наберитесь мужества их принимать, анализировать и учиться на них. Принимайте свои ошибки как возможность усвоить урок и стать лучше. Становясь старше, продолжайте анализ своих ошибок. Вы, наверное, видели, как в «ночных хоккейных шоу» игроки, являющиеся признанными мастерами, умеют делать это прямо в прямом эфире, ничего не боясь и никого не стесняясь. Как говорится, «что сделано – то сделано», это не списать и не забыть, но это можно принять, проанализировать и сделать соответствующие выводы, и тогда, это будет полезным для каждого игрока, будь он мастер или начинающий карьеру спортшкольник.
Совершив оплошность, игрок не может вернуться на миг назад и всё исправить, но тренер может сделать так, чтобы ошибка была принята игроком, но не имела для него фатальных последствий. Единственное, что при этом требуется от тренера, чтобы с его стороны, монолог с игроком не нёс в себе обвинительного тона и такой же направленности. Ошибка – это средство обучения, а обвинение за неё – способ наказания. Тренер должен определиться кто он, учитель или экзекутор, и уже от этого строить свою карьеру. Правда детским хоккеем, такой выбор, к счастью, не предусмотрен!
Как должен поступить тренер? Какие вопросы задать игроку, чем подтолкнуть его к пересмотру своих решений в той или иной игровой ситуации?
Что ты видел? Что пытался сделать? Что пошло не так, и как ты хотел бы, чтобы прошёл данный эпизод? Оглянись сейчас назад. Были ли у тебя другие варианты? Если да, то какие? Эти три вопроса непременно помогут вам раскрыть истину, но это произойдёт только в том случае, если игрок доверяет вам как тренеру и как наставнику, ибо игрок понимает, что все эти вопросы помогут ему исправить ошибки, и помогут стать профессиональнее в своих действиях.
Кстати, вполне вероятно, что ваш разговор откроет и другие истины. Вполне вероятно, что предпринятое игроком действие или решение верно, но какая-то оплошность помешала его воплотить в игру. И в этом случае, вы, как тренер, обязательно поощрите сделанное игроком и посоветуйте ему воплотить данное решение на тренировке и потом, полноценно перенести это воплощение в его игру»...
Покинув детский хоккей и перейдя на юниорско-молодёжный уровень, дети обязательно столкнутся с рядом новых невзгод, которые подстерегают каждого при таком переходе. Эти невзгоды не станут препятствием на ухабистой дороге ведущей их к мастерству, если тренер станет для них проводником на этом пути, а не сложностью, которую им необходимо научиться преодолевать.
Это время, наступает со стартом этапа начальной и углублённой спортивной специализации, как и следующего за ними, этапа совершенствования спортивного мастерства. Тренировки в этот период становятся дольше и интенсивнее, вырастает их количество и спрос с каждого спортсмена. Ребёнок начинает посвящать хоккею столько времени, что он становятся значительной частью его жизни. Веселье и радость от игры сменяется эйфорией и удовлетворением от проделанной работы. Просыпается профессиональный интерес к делу и удовольствие от игры, сменяется удовольствием от полученного результата.
На игрока падают значительные обязанности по тайм-менеджменту. Он сам учится совмещать спорт, занятие в школе и домашние дела. Наступает период ответственности, в котором родители уже не играют столь заметной роли, как раньше.
Какое значение в течение этого периода играет тренер? Давайте снова спросим об этом Уухо Майки.
…«На самом деле это действительно большая составляющая нашего общего успеха. Специалисты, которые работают с ребятами, знают о них всё. Школьную успеваемость, домашние проблемы и нужды, любую мелочь, ведь подавляющее большинство наших детей откровенны со своими наставниками. У нас нет ребят пропускающих занятия, и дисциплина хоккея этому хорошо способствует. Если ребёнок отстаёт в знаниях, тренер об этом хорошо осведомлён, и поскольку в нашей Академии есть свои учебные залы, наставнику или его помощникам не составляет труда проконтролировать как тот или иной ребёнок борется с этим отставанием. В учебных залах спортсмен может найти лекции по любым темам, любого предмета, и прослушать эти лекции в подкасте, или скачать видео уроки для дальнейшего использования.
Более серьёзные проблемы с успеваемостью начинают влиять на хоккей, ведь общее образование наших детей первично. Ребята могут пропустить тренировки и даже игры, и это будет продолжаться до тех пор, пока ребёнок не решит свою проблему с учёбой. Если же проблема имеет глубокий хронический характер, то меры воздействия могут быть любыми, вплоть до отчисления из Академии. При этом попасть в другую Академию при отчислении, становится в высшей мере проблематичным, каждый ребёнок знает об этом и старается не допустить столь фатального для себя исхода.
За год, у каждого ребёнка есть четыре отчётных периода. Поэтому, даже если наставник что-то упускает из вида по ходу сезона, или бывает введён ребёнком в заблуждение, в отчётный период всё встаёт на свои места»…
Дэйв Накони – США
… «Я являюсь школьным наставником – то есть человеком, призванным стать тенью для каждого ребёнка, чтобы уберечь его от опасности необдуманных шагов и поступков. Я являюсь тем человеком, который призван первым «вступить на территорию огня». Если он вдруг «вспыхнул».
В мои задачи входит организовать помощь если она требуется и донести до тренера команды любое, даже самое маленькое достижение игрока из его нехоккейной жизни. Я веду беседы с игроками и их родителями, и только полностью вникнув в проблему, выхожу с ней на тренера. И эти мои возможности, являются огромным подспорьем в работе хоккейного наставника»…
Когда мы говорим о стройности в работе Академии, мы должны понимать, что она возможна, только если все, кто принимает участие в её жизни – единомышленники. Но если тренер может повлиять на восприятие игрока или родителя, то кто должен повлиять на тренера, если он вдруг разочаровался в том или ином подходе к решению того или иного вопроса, или способе его решения?
Олле-Пекка Петконен – Финляндия
…«Планирование и моделирование той программы, по которой призвана работать структура – вот самая надёжная гарантия того, что в структуре работают только единомышленники. Открытость информации и соблюдение последовательности её воплощения, ещё один краеугольный камень на пути к общему взаимопониманию.
В нашей Академии есть программа позволяющая ребятам, чьи отдельные игровые навыки не вполне соответствуют командному требованию, получить дополнительное образование в работе с тренерами по навыкам, в виде дополнительной образовательной услуги. И некоторые тренеры решили, что реализация данной программы может быть отдана полностью на их «откуп». Но мы довели до сведения специалистов по «скилам», что вся их деятельность должна проходить в строгом соответствие с потребностями команды, а для сего они обязаны согласовывать все свои действия с командным тренером игрока, который к ним направлен, или изъявил желание самостоятельно поработать, над тем или иным аспектом своего мастерства»…
Действительно. Общий успех любой программы держится исключительно на единомышленниках. Всегда возникает много вопросов, когда после сезона или, хуже того, в течение одного сезона, тренерский состав школы или Академии меняется более чем на 5-10%. Это задаёт определённые вопросы. Причём совсем не важно кого увольняют, главные ли это тренеры команд, их помощники, или тренеры по навыкам. Любая кадровая «текучка», как минимум, говорит об отсутствии единомыслия, а как максимум, о полном отсутствии профессиональных целей и методик для их достижения.
Однако мы сейчас не станем говорить о том, о чём говорить нет никакого смыла по причине отсутствия должной профессиональной составляющей. Давайте поговорим о молодых школах и о взаимодействии тех игроков и тренеров, которые находятся рядом друг с другом менее, чем в течение двух-трёх лет.
Микко Нурманен – Финляндия.
…«Нашей школе 2 года, и наш главный козырь – общение. Любой сотрудник нашей школы всегда готов ответить на вопрос каждого ребёнка, его родителя и даже болельщика, случайно зашедшего на стадион. Мы открыты для общения 24/7 и гордимся этим своим достижением.
Как и в любой другой успешной школе, тренерские коллективы наших команд состоят из единомышленников, дополняющих друг друга. Специалисты с удовольствием и любовью объясняют ребятам каждую мелочь, отвечают на любой их вопрос.
С каждым месяцем мы видим, что сплочённость наших коллективов растёт, а значит общение работает и мы на верном пути к успеху.
Нашим отличием от других школ является выпуск бюллетеня, который выходит не реже одного раза в две недели, и освещает все наши успехи, неудачи, проблемы и нужды. Бюллетень отличная находка для того, чтобы быстро сподвигнуть всех ребят и их родителей на необходимое школе действие, хороший способ найти выгодное для всех решение, ведь одна голова хорошо, как говорится, а несколько сотен голов намного лучше.
Мы создали партнёрский спортивный магазин, который торгует без коммерческих наценок, мы заказываем клюшки с логотипом школы, одежду и сувениры и это объединяет наших учеников и их родителей в единую хоккейную семью.
В такой программе развития как Йоккерит или Фрёлунда, хоккей объединяет до 500 детей, а это значит, что с ними работает по 45 – 50 тренеров. И все эти специалисты объединены информационным бюллетенем коучинга, который является главным и основополагающим регламентом для каждого тренера системы. Бюллетень задаёт вектор, но это не значит, что методические аспекты работы не имеют отклонений. Я и мои коллеги постоянно работаем со всеми техническими и технологическими новинками, и не выпускаем из рук планшета, создавая всё новые и новые средства для тренировок.
Мы с удовольствием ведём диалог с главными тренерами и помощниками тренеров команд, так как считаем, что именно в общении единомышленников рождается тот путь, который ведёт нас к общему успеху»...
Скотт Мэй – США
… «Ни одна из программ подготовки не может учитывать менталитет детей, поскольку он не может быть единым для всех учащихся. У нас общая философия, общая модель работы, даже шаблоны тренировок, но менталитет нам ещё только предстоит сформировать.
В этой работе, ведущую роли играют тренеры и специфика их работы. Нет мы не говорим о том, что если в нашей школе 12 команд, нам нужно 12 программ и столько же идеологий. Нам нужно, чтобы у тренера каждой команды было полное понимание того «языка», на котором они хотят, чтобы заговорила вся их команда. А для этих целей, тренеру необходимо создать такой круг общения, чтобы все в этом круге стали единомышленниками. Не все дети одинаковы и не ко всем детям есть подход по единому рецепту общения, и тут, на помощь тренеру должна прийти та гибкость, которая позволит ему найти подход к каждому игроку, как к индивидууму.
В формировании подхода к каждому ребёнку в отдельности, может поменяться множество факторов, кроме одного – фундаментальной структуры, на которой базируются проповедуемые тренером ценности»...
Итак, мы опросили достаточное число специалистов и имеем несколько точек зрения на один предмет, которые схожи в одном – настоящий коучинг – это постоянное общение со своими подопечными.
И может быть, я сейчас резюмирую для кого-то неожиданно, но главная цель коучинга, это построить такую систему, чтобы старшие спортшкольники совершенно спокойно, без всякой потери качества, смогли, при необходимости, заменить тренеров при работе со своими младшими одноклубниками.
Я так говорю, потому как знаю множество Академий, где подобное практикуется. И тренировки и семинары и лекции, которые старшие проводят для младших и это, на наш взгляд, очень достойный итог работы Академии.
Тренер – игрок. 3 совета по общению. 3 tips for improving coach-player communication
Поток информации всегда идёт в обоих направлениях, а коммуникация является основой отношений, будь то отношения между игроками, или между игроками и тренерами. К сожалению, эффективность общения тренера и игрока часто упускается из вида, и ей не придаётся должного значения в построении зрелой командной игры.
Качество общения очень важный вопрос строительства команды. Как наставник вы должны быть убеждены в том, что всё, что вы доносите до своего коллектива, им, коллективом, услышано. И более того, не просто услышано, но интерпретировано игроками так, как вам это было необходимо. Но какие же действия необходимо предпринять, чтобы повысить вероятность того, что всё, что вы доносите до игроков, будет ими принято и воплощено?
У нас была возможность поговорить об этом с Кармен Ботт – тренером с 15-ти летним стажем, профессором СФУ и колледжа Лангара, и выяснить её взгляды на способы общения тренера с игроком.
Сотрудничество
Любой процесс общения должен стать процессом сотрудничества между тренером и спортсменом, дабы поток информации шёл в обоих направлениях.
«Очень действенный способ наладить такой диалог говорить на отвлечённые темы, которые интересны обоим собеседникам. Можно обсуждать музыку, фильмы, игры или текущие события. Таким образом внимание собеседника расфокусируется, он не будет акцентирован на вопросе, по которому инициирован ваш диалог, и достаточно полно будет вовлечён в беседу» - говорит Ботт.
«Такая тактика диалога не только усиливает общение, но и раскрывает все аспекты идентичности спортсмена, уделяя внимание каждой из затрагиваемых принадлежащих игроку устойчивых характеристик его бытия. Когда этот диалог понятен юному спортсмену, когда он ведётся честно и открыто, коммуникация игрок – тренер становится наиболее эффективной» - добавляет она.
«При общении с группой спортсменов, очень важно обращать внимание на её размер. Старайтесь подбирать для своего общения группу сформированную по амплуа, - например 5 защитников или 8 нападающих.
Проведя с ребятами полный цикл бесед и диалогов, настанет время проверить как укрепилось в них услышанное. Для этих целей, бросьте каждого в «огонь испытаний» и внимательно посмотрите, насколько их слова расходятся с их делами» - снова делится с нами Кармен.
Повторение, повторение, повторение
Вернёмся к нашему диалогу. «Результатом общения всегда является работа. Вы обсудили с игроком поставленную задачу и приступили к её воплощению на площадке. А любое воплощение, как известно, сводится к многократному повторению. Каждое действие, чтобы быть устойчиво закреплённым, должно сначала вербализоваться по максимуму – то есть стать сознательно оформленным. И уже после этого закрепиться путём своего перехода в устойчивый двигательный навык. Предположим, если игрок отрабатывает передачу «бэкхендом», и она у него вызывает трудности, он много раз проговаривает своё действие, визуализирует его и только после этого воплощает в движение. Расхожее мнение утверждает, что мастерство воплощения того или иного технического приёма приходит на десятой тысяче повторений этого приёма. Не уверена, что это утверждение абсолютно верно, но согласна с тем, что повторение, тем не менее, играет в процессе освоения любого навыка ключевую роль
Повторение – штука хитрая, ибо оно может сыграть со спортсменом довольно злую шутку. Не имея сотрудничества и общения с тренером, игрок может усвоить технику исполнения того или иного приёма по наитию или, ещё хуже, у такого «специалиста», для которого обучение игрока не является главным приоритетом. И тогда повторение сформирует ложный стереотип, который закрепившись, превратится в навык, и создаст спортсмену большие проблемы. И этот пример, становится ещё одним доводом к постоянному сотрудничеству спортсмена со своим наставником.
Взаимодействуя с игроком, тренер не должен фокусировать его сознание на ожидании чего либо, но должен акцентировать его внимание на поведении сопутствующим скорейшему проявлению ожидаемого. Например, если игрок поставил себе целью десять раз попасть с точки броска в мишень, тренер не акцентирует его внимание на мишени и количестве попаданий, но фиксирует его сознание на деталях исполнения того типа броска, который позволит игроку достичь желаемого результата.
Любая обратная связь, которую предоставляет тренер игроку, должна быть не обвинительного характера, и не аналитического, с точки зрения анализа результата проделанной работы, но она должна быть целиком и полностью посвящена анализу самой работы, технике её исполнения и способам её совершенствования.
Эта идея очень созвучна с тем, что предпринимает Главный тренер «Сиэтл Сихокс» Пит Кэролл в занятиях со своими игроками. Пит говорит игрокам: «Мы не станем критиковать результат вашей работы, не станем разбирать те ожидания, которые были у всех нас перед игрой, но мы с вами «по косточкам» разберём все те усилия, которые каждый из вас приложил для того, чтобы одержать сегодня победу».
Если команду преследуют неудачи, то каждый тренер должен время от времени задаваться вопросом, «а в чём, собственно кроется причина наших неудач?» и я уверена, что большая половина наставников ответит себе – «в моих игроках». Но давайте вспомним о том, что действия ваших игроков — это продукт взаимодействия множества факторов, и крайне редко в первых рядах этих факторов стоят отсутствие способностей, лень, неясные цели или отсутствие мотивации. Куда чаще там находится непонимание того способа, при помощи которого это результат должен быть достигнут. А в этом, согласитесь, вины ваших игроков не так уж и много».
Обратная связь
Поиск обратной связи чрезвычайно важен для Кармен Ботт. Ведь не имея такой связи убедиться находишься ли ты на «одной волне» со своими подопечными, практически невозможно. Тренеру очень важно понимать, что закодированное им сообщение, это то, что необходимо его подопечному в данный момент времени. Обратная связь вносит в понимание взаимоотношения спортсмен – тренер максимальную ясность, и это способствует осознанию того состояния, в котором каждый из них находится.
Процесс обратной связи – это не разовая акция, он не носит формата собраний или семинаров с участием игроков и тренеров. Он является перманентным побочным продуктом общения, который позволяет обеим сторонам чувствовать себя весьма комфортно, делая общее дело. Однако могут наступить моменты недопонимания и тогда возникают трудности.
«Формальные сложности возникают тогда, когда мне приходится работать с большими группами игроков. В этом случае мне необходимо много времени на подготовку, ведь я должна осмыслить и держать в голове все те аспекты работы, которые я должна проделать с каждым из игроков. Мне необходимо понимать, ощущают ли они себя подготовленными к переходу на тот уровень, к которому я их веду, или нет? И есть ли что-то, чего они никак не ожидали в нашей работе, но о чём я пока не имею ни малейшего представления» - задаётся вопросом Ботт.
Иногда бывает так, что вопросы, которые стоят между игроком и тренером, носят слишком интимный характер и озвучивать его лицом к лицу с наставником, спортсмену попросту неудобно. В особенности это касается младших групп обучения. Для этих целей, раз в неделю, в Академиях предусмотрены дни анкетирования. И игроки могут обратиться со своими проблемами к тренеру письменно, в пояснении к ответам на еженедельном опросном листе. Ботт-же, в этом случае советует иметь помощником молодого тренера или волонтёра, чья разница в возрасте с игроками будет не столь существенна, и в интимных вопросах, может предполагать большую откровенность.
В конце концов, общение никогда не бывает идеальным, такова уж реальность во взаимоотношении людей друг с другом. Безусловно, у тренера есть множество способов убедиться насколько хорошо понято игроками его «послание», но главным качеством, тем не менее является коммуникация и получение информации через это качество, является наиболее ценным.
Коммуникация — это вопрос сотрудничества, но не контроля» - говорит Ботт. «Чем больше мы пытаемся контролировать своего собеседника и навязывать ему свою волю, тем меньше у нас шансов наладить с ним конструктивное общение.
Развитие.
Игра постоянно развивается, и мы можем заметить одну простую закономерность. Стоит только тренеру перестать учиться и остановиться в своём развитии пусть даже на самом высоком профессиональном уровне. Вслед за этим останавливается и прогресс в обучении каждого из его детей, и в целом, той команды, которую он возглавляет.
Мировое тренерское сообщество развивается ежесекундно. Сотни семинаров, открытых уроков и подкастов, постоянно рождают новые знания. И с этим нельзя не считаться. Поэтому общение – это не только взаимодействие тренера с игроком, но и тесное сотрудничество внутри тренерского сообщества, с обменом мнениями, и позициями по развитию современных средств преподавания.
Образовательный проект «Жизнь в хоккее» предлагает такое общение посредством обширной библиотеки накопленных знаний, участником и членом которой может стать любой желающий. Как тренер, так и игрок, родитель, или спортивный функционер.
Hockey Factories Podcast Ep. 3: Communication
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".
Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27)
Сумма перевода не регламентируется.