СЛУШАЯ ГРЕГА БРАУНА. АКТИВНАЯ ИГРА ЗАЩИТНИКА В ЗОНЕ АТАКИ. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ.
В заключительной части вебинара Грега Брауна он ответил на вопросы слушателей.
Вопрос: Являются ли все комбинации с участием Рейнджерс, которые Вы нам показали, наигранными комбинациями, отрабатываете ли вы их на тренировках, и есть ли у вас установка на возврат защитников на свои позиции после потери шайбы или они начинают строить командные оборонительные действия исходя из занимаемых игровых позиций на момент потери шайбы?
Ответ: Многое зависит от счёта, в особенности в концовке игры. Если мы проигрываем, то стараемся играть настолько активно, чтобы попытаться сделать перехват в первые три секунды после потери, но в общем, мы конечно понимаем, что взаимозаменяемость должна работать в обе стороны и защитники должны занять своё место в обороне.
Что касается тренировки и оттачивания данных элементов атаки в тренировочном процессе, да конечно, это необходимо практиковать начиная с юного возраста, когда можно использовать практику 5 на 0, отрабатывая смену мест, проходы защитников по борту, под ворота, возвраты, ложные действия и передачи. Практикуя эту работу, игроки увидят, как продуктивно она может влиять на развитие атаки, если все действия слажены, а все игроки в него вовлечены. Конечно, эти действия не станут стереотипом так быстро, чтобы оставить свой отпечаток уже в следующей игре. Но определённо, над этим нужно много и кропотливо работать.
Вопрос: Каким должно быть общение, чтобы нападающие понимали, когда и в какой момент нужно идти на подстраховку своих защитников, а когда их рывки и забегания являются ложными? Как оно должно происходить, они должны общаться голосом, знаками или осознавать действия партнёра по наитию?
Ответ: Мы однозначно выступаем за то, что нападающий, который играет роль опорника или вершины, осознавал действия защитника без дополнительных подсказок, и даже наоборот, сам подсказывал защитнику, какие действия ему лучше предпринять. Как правило, во время позиционной атаки, мы имеем двух нападающих, опустившихся в глубину зоны соперника, и одного на вершине атакующего треугольника. Именно этот игрок выполняет роль опорного для своих партнёров по нападению, и игрока зоны помощи, для защитника, в случае его активных действий в атаке. Его наилучшая линия расположения – это линия, проходящая параллельно синей линии, через вершину круга вбрасывания. Находясь в этой игровой зоне, он успеет подстраховать игрока обороны, будет максимально полезен партнёрам по атаке, да и для броска, эта дистанция максимально опасна.
Защитник, всё-же, может подать голосовую команду своему партнёру, если заметит, что нападающий, который должен его страховать, не принимает этой миссии, но как правило это не происходит, если над этим команда неустанно работает на тренировках.
Вопрос: Не кажется ли вам, что мощные и выверенные удары от синей линии, не менее опасны для ворот соперника, чем рейды защитников вглубь зоны. Ведь такие броски практически в каждой игре приносят командам успех.
Ответ: Да, бывает так, что броски от синей линии могут быть чрезвычайно опасны, но согласитесь, чем меньше расстояние от точки броска до ворот, тем бросок предполагает быть более опасным, и если у игрока есть возможность выманить на себя соперника отдать передачу партнёру перед которым образуется свободная зона для атаки, этот вариант намного более предпочтителен, чем бросок от синей линии, каким бы мощным он не был. Предпосылкой для любого броска является плотный трафик перед воротами. И если он является таковым, когда игрок, контролирующий шайбу, находится на синей линии, то почему бы и не запустить снаряд в сторону ворот в надежде на рикошет, подставление, или слепую зону для вратаря.
Вопрос: Хоккей стал намного быстрее, выросло и взаимодействие игроков, они стали отдавать предпочтение организации свободных зон для себя и партнёров, тогда как совсем недавно предпочитали борьбу за шайбу, всем остальным игровым навыкам. Расскажите, как все эти аспекты поддаются тренировке, как вы нарабатываете это взаимодействие и противодействие популярным ранее игровым тенденциям?
Ответ: Да, вы правы, мы постоянно и неустанно тренируем все эти аспекты, используя всю глубину зоны атаки. Например, форвард входит в зону, движется вдоль борта и делает передачу назад на накатывающегося защитника, который сразу находит вектор для проникающей передачи, а в это время игрок атаки ускоряется, чтобы получить эту передачу вразрез, между игроками соперника. Это не обязательно должно быть сложной комбинацией, здесь важно, чтобы все действия каждого из игроков были своевременны, ведь вы правильно заметили, что хоккей стал быстрее, а это значит, что соперник реагирует на ваши действия также быстро, как это делаете вы. Тренировка очень важна, но не стоит торопиться. Сначала нужно просто начать уверенно выполнять требуемое действие, и когда навык его выполнения станет устойчивым, имеет смысл добавлять скорость и усложнять выбранную вами комбинацию.
Вопрос: Какое движение вы ищете у ваших защитников при игре в большинстве, какие перемещения тренируете, как, по-вашему, должен играть современный защитник при розыгрыше лишнего игрока?
Ответ: Это во многом зависит от класса ваших игроков. Но большинство команд НХЛ имеют сейчас очень приличные спецбригады, которые весьма активно играют как по периметру атаки, так и под воротами. При этом, самой прогрессивной считается игра с насыщением активными действиями сильного фланга атаки и переводом шайбы на слабый фланг под бросок в касание. Причём на слабом фланге, одинаково успешно действуют как игроки атаки, так и номинальные защитники. Но есть и другая стратегия, например игра в большинстве от «Вашингтона», которая не несёт в себе большой объём движений, поскольку двигается в основном шайба. «Кэпиталс» хороши в создании свободного пространства за счёт движения шайбы, хотя если взять того же Карслссона он умеет создать пространство даже на носовом платке. Однако почему «Вашингтон» играет именно так? Он играет так, потому что у него есть не слишком мобильный, но попросту убойный своей скорострельностью Александр Овечкин, ради броска которого и ведётся розыгрыш игроками «Вашингтона». На мой взгляд, это не самое лучшее решение, но пусть я повторюсь, но всё здесь зависит от квалификации и класса ваших игроков.
Вопрос: Вы в течение двадцати минут показали нам как должен играть защитник, претендующий на звание атакующего. Но все ваши примеры были основаны на действиях опытных мастеров. А как в этой ситуации играть молодым защитникам, как и где научиться этой активности, ведь в школах она не поощряется?
Ответ: Творчество. Вот главный стимул для успеха в преобразовании просто защитника в атакующего защитника. Творчество должно поощряться – это главная предпосылка для этой метаморфозы.
Вопрос: Но как это сделать, если на творчество в детских командах наложено строжайшее табу?
Ответ: Если творчество заложено природой в молодого игрока, это намного облегчает его движение по карьерной лестнице, но если он всё детство «простоял на синей линии», ему конечно будет сложно. Выход один, работать на тренировках, искать пути доказать тренеру свою способность к креативной игре. Ведь если этого не сделать, то в юношеских и взрослых командах, где от защитника это будет попросту требоваться как должная необходимость, игроку будет очень сложно соответствовать тем требованиям, которые предъявит ему хоккей.
Вопрос: Я понимаю, что мы ведём разговор о защитниках, но мне хочется. Чтобы вы рассказали о Панарине. О его игре, способностях и тех качествах, которые он демонстрирует.
Ответ: Панарин – это игрок интерпретация. Тренировать его не имеет смысла, ведь улучшить Панарина может только сам Панарин. Панарин, это харизма, его фирменная улыбка, это бренд «Рейнджерс», иногда мы спешим на каток, чтобы только «искупаться» в её лучах. Однако его рабочие качества располагаются на предельной высоте. Он всегда первым выходит на лёд, и последним с него уходит. Он работает над своими личными навыками без устали и с завидным упорством. Смотреть за его игрой истинное удовольствие. Он всеобемлющ, иногда кажется, что не ты наблюдаешь за ним, а он за тобой. За тобой, и за всем, что происходит на площадке. У него феноменальное видение поля и оценка любого игрового эпизода. Когда он выходит на лёд, каждая команда в эту же секунду меняется. Она перестаёт играть в хоккей, она начинает играть «по Панарину». Он всегда находится там, где без труда овладевает шайбой, а шайба, будто намагниченная ищет Панарина. Его передачи точны и опасны, а бросок по воротам, вероятно, самый хитрый во всей лиге. Он гений хоккея, и этим всё сказано.
Вопрос: Каждый игрок должен получать радость от своего хоккея. Это аксиома. Но как научиться делать так, чтобы хоккей всё время приносил только радость?
Ответ: В решении этого вопрос очень многое зависит от тренера. И в особенности от тренера детского. Ведь это именно он должен сделать всё, чтобы хоккей приносил ребёнку постоянное чувство радости и удовольствия от занятий им. Если это произойдёт, то это чувство укоренится в игроке, и даже поражение или неудачу он будет воспринимать не как фиаско и крушение надежд, а как вызов для самого себя. Дети любят играть, поэтому не стоит изнурять их на тренировках такими заданиями, которые не связаны с игрой. Это очень важно, превратить тренировку в игру. Более того, в «уличную игру», в которой тренер, её правила, прячет куда-то очень далеко, и делает незаметными для детей. Хотя для этого, конечно, необходим большой тренерский талант. Когда тренер всё делает правильно, любой игрок стремится на тренировку во что бы это ни стало, даже если он утомлён занятиями в школе или неважно себя чувствует, ибо он знает, что хоккей - это та отдушина, которая поможет ему сбросить с себя груз любой усталости и хвори.
Вопрос: И всё-таки, как научиться в хоккее всем его премудростям, как стать, если не Панариным, то игроком обладающим теми заветными качествами, которыми обладает Артемий?
Ответ: Я как-то слушал прекрасный вебинар Барри Тротца, на котором он говорил на подобную тему. «Для тренера доступно всё» - говорил он, и это похоже на правду. Барри отмечал, что во время тренировок нужно постоянно ставить игрока в ситуации, в которых он должен принимать решения. Особенно это касается ситуаций, в которых эти решения не очевидны. Ситуативная тренировка позволяет игроку самому решать, куда идти с шайбой и куда двигаться без шайбы и тогда в задачу тренера будет входит исключительно анализ действий игрока и разъяснение, почему то или иное решение не привело к необходимому результату. А ещё лучше, будет потребовать такое разъяснение от самого игрока.
Смысл игры в понимании наличия игрового пространства и общей пространственной осведомлённости, то есть в тех параметрах игры, которые способствуют перемещениям шайбы и игроков, без воздействия на них со стороны соперника.
В выполнении тренерского задания не должно быть сценария. Есть задача сделать то-то и то-то, но игрок должен выбрать сам как это сделать, причём сделать с максимальной скоростью, в минимальное время и с необходимой результативностью.
Пересмотрите ещё раз то, что мы вам показали на нашем вебинаре. Разве хоть одно действие наших игроков похоже на хорошо отрепетированное действо? Разве на бросается в глаза импровизация, от первого и до последнего шага, движения, порыва?
Однако при всём при этом – каждое из этих действий, это хорошо натренированный навык. Просто ставьте игроков в определённые условия во время их практики и требуйте от них решения этих условий. И ваша задача по воспитанию мастеровитого игрока будет выполнена.
Игрок всегда должен понимать, что делать и куда бежать, будь он с шайбой или без неё, он всегда должен дорожить ею и делать всё, для того чтобы партнёрам было комфортно с ним играть, а ему было удобно играть с ними. Вот тогда хоккей станет настоящей радостью, а игрок записным мастером.
Вопрос: Да, то что вы сказали, это совершенно правильно. Но всё-таки, если тебе необходимо выиграть, во что бы это ни стало выиграть предстоящую игру, что нужно сделать такого, чтобы мастерство ребят позволило это сделать.
Ответ: Конечно если возникла такая необходимость, можно встать на победные рельсы и попытаться достичь столь необходимой виктории. Для этого нужно изучить соперника и привить своей команде ту игру, которая будет постоянно воздействовать на его слабые стороны, нивелируя при этом все сильные. Получится ли это у твоей команды? Не факт! Но если у тебя впереди неделя подготовки, можно постараться достичь необходимого результата. Однако следует понимать, что в такой победе, тренерская составляющая будет гораздо более весомой, чем командная.
Сразу скажу, что я не сторонник такой подготовки. Я считаю, что игроки должны сами принимать решения и должны иметь навыки их принятия, а для этого мы должны работать по выбранной системе и создавать такую модель игры, которая позволит каждому игроку стать самодостаточным мастером.
Отвечая на ваш вопрос, хочу добавить, что самый быстрый путь к будущим победам лежит через игры на ограниченном пространстве, и чем большее внимание вы им будете уделять на своих тренировках, тем короче будет этот путь.
Традиционные упражнения с уходом игрока в «конец очереди» после исполнения, это позапрошлый век в хоккее. В игре нет конца очереди, нет фишек, конусов и шин. В игре есть соперник и динамика самой игры. Пока мы это не поймём, мы будем топтаться на месте.
Работая на ограниченном пространстве, ты постоянно находишься в интенсивном движении, борьбе и ситуации, в которой от тебя требуется принятие решения. Это прогрессивно и за этим будущее в тренировке хоккеиста.
В этой беседе, мы очень своевременно подметили, что смысл современного хоккея в игровом пространстве и способе его использования. Вот это и необходимо взять на вооружение, когда мы говорим о формировании мастерства наших игроков.
Мне посчастливилось поработать с Артемием Панариным и Джонни Гудроу – двумя незаурядными игроками, которые по-настоящему играют в хоккей исключительно при помощи своей головы. У них нет выдающихся габаритов, но есть выдающееся игровое мастерство и это мастерство принесло им умение творить на хоккейной площадке.
Отсюда я могу сделать вывод, как бы вам не хотелось выиграть предстоящую игру, сосредоточьтесь лучше на действиях своих игроков в ней и на тех возможностях, которые они смогли в ней продемонстрировать.
Ну и напоследок скажу, что пространственное восприятие невозможно отточить, где-нибудь в тренажёрном зале. Мы работаем над ним на ледовой площадке и работая в игровом зале над различными командными играми.
Вопрос: По всей видимости, всё идёт к тому, что скоро в хоккее не будет разделения по амплуа. Обороняться и атаковать будет вся пятёрка игроков. Наступит ли такой момент и когда?
Ответ: По своей сути, это время уже сейчас наступило. Игроки забывают о своём амплуа, как только судья вбрасывает шайбу на лёд. В этот момент каждый из них готов быть востребован на любом участке площадки, это и есть настоящая взаимозаменяемость. Мы добиваемся скорости и осознанности в действиях будь то игра в обороне, или игра в атаке, не важно. Класс игрока измеряется тем, как уверенно он может отработать на любой игровой позиции и это уже сегодня является требованием современного хоккея, поэтому можно с уверенностью сказать, что момент, о котором вы упоминаете, наступил.
Мы обязаны постоянно говорить об этом, поскольку взаимозаменяемость, значит в хоккее не меньше, чем точный пас или мощный бросок. Взаимозаменяемость - это дезорганизация игры соперника. А это означает вселение в его игру неуверенности, поспешности в действиях и необдуманности в решениях. Все эти последствия, неминуемо негативно сказываются на его игре.
Однако в этой ситуации очень важно, чтобы каждый из ваших игроков умел взаимодействовать с партнёрами, читать их игру и предугадывать намерения. Для этих целей игроки должны уметь общаться, начиная от вербального уровня общения, заканчивая ментальным. Как только в действиях партнёров пробежит тень непонимания, стройность в действиях разрушится и инициативой завладеет соперник.
Вопрос: Приём-передача паса, взаимодействие, в НХЛ команды работают над этим неустанно, но в детско-юношеском хоккее, эта работа в основном состоит из подводящих элементов, как, сколько и над какими из них нужно работать, чтобы достичь того мастерства, которое востребовано в профессиональном хоккее?
Ответ: Конечно это должна быть неустанная работа обличённая в игровые упражнения. Приём-передача шайбы, её защита, умение работать в углах площадки и вдоль бортов, умение уйти от соперника при помощи ложных и обманных приёмов, и самое главное – работа без шайбы! Движение, движение, движение! Постоянное движение для организации свободных зон и предложения себя в качестве адресата для передачи. Просчёты игровой ситуации, действия, рассчитанные на ход или на два хода вперёд – всё это приходит к игрокам на уровне детско-юношеского хоккея.
Игра без шайбы – это та игра, на которую нужно обратить не меньшее внимание чем на игру с шайбой. Посмотрите на детский хоккей, половина детей, если шайба находится у партнёра, находятся в статичном или полустатичном положении. В результате носитель шайбы не может найти быстрого, точного, а самое главное, опасного для соперника продолжения. И виной тому – пассивность его партнёров. Пассивность – вот главное, с чем современный детский тренер должен бороться на тренировках и в играх. Дети должны понимать, что в организации атаки принимают участие все пятеро из них. Любой, кто решил этого не делать ломает игру всей пятёрки!
Вовлечённость – это очень важный аспект соревновательности. Но и у вовлечённости есть свои «но». В процессе игры, каждый хоккеист должен научиться понимать, какое его действие даёт динамику развития созидающим действиям его команды, какое не даёт этой динамики, а какое, наоборот, эту динамику разрушает. И в первую очередь, это разъяснение должен сделать тренер команды, поскольку это прописные истины хоккея. Как пример – в игре, хоккеист не должен оказаться на одной линии с двумя своими партнёрами, поскольку таким образом он сокращает количество возможных вариантов передач, и так далее.
Вопрос: Какие конкретные индивидуальные тактико-технические навыки способствуют уверенной игре защитника.
Ответ: В первую очередь это умение рассчитать дистанцию до соперника и способность сканировать площадку, в особенности, когда игрок повёрнут к центру спиной. Далее, очень важным аспектом является уверенное владение шайбой при движении спиной вперёд, умение отдать точную и сильную передачу при движении спиной вперёд, быстрое и надёжное ведение, а также перемещение шайбы. Для совершенствования этого навыка нужно уделить большое внимание положению рук, которые не должны быть прижаты к корпусу, а локти рук не должны доходить до линии плеча. Фактически, руки защитника должны быть всегда перед ним, перед его корпусом.
Защитник должен как зеницу ока беречь свой «слот», не допуская туда прорыва соперника. Защитник должен не теряться в ситуациях, когда на него оказывается давление одним, или несколькими соперниками, он должен в любой ситуации найти продолжение, или в крайнем случае, вести борьбу за шайбу с превосходящими силами противника, пока партнёры не окажутся у него в зоне помощи.
Защитник должен твёрдо усвоить, что в хоккее всё зависит от наличия свободных зон, умения их создавать, и пользоваться ими. Умение вести борьбу с соперником, это отличное умение, но гораздо более востребованное качество, уйти от единоборства и через свободную зону начать активные созидательные действия. Поэтому, когда мы говорим о необходимости сканирования площадки, мы в первую очередь подразумеваем поиск свободных зон и путей их организации.
Вопрос: Сколько времени на тренировках нужно посвящать игре нападающих в зоне обороны, и вообще, в оборонительных действиях своей команды?
Ответ: Ответ, на мой взгляд очевиден. Работая по программе ситуационной практики и в позиционной работе, каждый нападающий затрачивает равное время и на игру в атаке, и на игру в обороне. Особенно если упражнение подразумевает смену диспозиции в случае потери шайбы. Я повторюсь, в современном хоккее, каждый игрок должен одинаково умело защищаться и атаковать.
Даже в упражнениях один на один мы постоянно предлагаем нападающим играть роль защитников, делая упор на организации противодействия сопернику при «подкате» к нему. У нас разработано огромное количество упражнений 3 на 3, 4 на 3 в которых нападающие задействованы в защите наряду с номинальными защитниками, и мы сознательно вводим в упражнении 3 на 3, например, с каждой стороны, по два нападающих и по одному защитнику, дабы отработать все возможные варианты развития игрового эпизода.
Вопрос: Как осуществляется акцент на ошибках игроков со стороны тренеров команды?
Ответ: Очень важная деталь, о которой нельзя не упомянуть. Сегодня в эпоху развитого видео, мы записываем не только игры, но и тренировки, поэтому каждый тренировочный эпизод и каждую ошибку мы можем проанализировать не дожидаясь, пока она будет совершена в игре. Это очень удобно.
Вот конкретный пример. На тренировке, нападающий соперника входит в зону по борту, ему противодействует защитник, а нападающий, партнёр этого защитника, занимает позицию в зоне помощи на вершине круга вбрасывания. Нападающий соперника неожиданно ускоряется, оттесняет защитника и вылезает на ворота с угрозой. Я говорю нападающему из зоны помощи: «Ты проиграл позицию. Если бы ты сместился ниже вершины круга вбрасывания и контролировал борьбу своего защитника с соперником в динамике, ты бы не дал нападающему противника вылезти из-под защитника, вовремя заблокировав его действия». В ближайшей к этой тренировке игре, случился эпизод, в точности повторивший тренировочный. В нём мой игрок сыграл грамотно, заняв необходимую позицию, он заблокировал продвижение соперника к воротам.
Вопрос: Расскажите пожалуйста подробнее о пользе игры на ограниченном пространстве.
Ответ: Игра на ограниченном пространстве, это отличный способ развития как оборонительного, так и наступательного инстинкта в действиях игроков команды. Они особо хороши тем, что смена диспозиции в таких играх происходит очень быстро. Ты только что атаковал, и вдруг «бац», ты уже защищаешься. Эта динамика приносит огромную пользу игрокам, особо это относится к способности переключиться с оборонительных действий на атакующие и наоборот. И тот, кто лучше других воспринял это качество и сумел им воспользоваться, тот в конечном итоге и может претендовать и на рост своего мастерства и на востребованность в профессиональном хоккее.
Я не помню кому принадлежат слова о том, что, владея шайбой ты на 70 % играешь в атаке, а на 30 готовишься обороняться, и наоборот, не владея шайбой ты на 70% обороняешься, а на 30 подготавливаешь атаку, но это чертовски верное утверждение. Эта поговорка свидетельствует о том, что, обороняясь, ты должен думать об атаке, а атакуя, об обороне, и это очень верно.
На практике это выражается следующим образом. Контролируя шайбу и ведя атакующие действия, ты всегда должен отчётливо понимать, какими будут твои действия при потере шайбы твоей командой. Какие первые шаги ты предпримешь? И наоборот, об этом же ты должен думать и в момент перехвата шайбы у соперника.
При этом игрок не просто должен знать, что он будет делать, но и выявлять уязвимости в позиции соперника и стараться этими уязвимостями воспользоваться, просчитав возможное развитие событий и выбрав, при этом, самое оптимальное.
Поэтому мы с уверенностью можем сказать, что самая большая польза от игры на ограниченном пространстве, заключается в формировании ментальной способности игрока к переключениям и не просто к переключениям, а к эффективным действиям, которые способны принести продуктивный результат.
Вопрос: Какие три наиважнейших навыка вы бы посоветовали к развитию тренерами, у своих защитников, на регулярной основе?
Ответ: Перво-наперво это приём-передача паса. В современном хоккее шайба движется так быстро, что без этого навыка хорошему защитнику точно не обойтись.
Видение площадки. Полный контроль за позицией соперников и партнёров. Осознание того, кто и какие действия может предпринять в данный момент, и что от кого можно ожидать в моменте предстоящем.
Игра с каждым годом становится всё быстрее и быстрее, поэтому ещё одним важным критерием успеха становится активность и динамика действий. Игрок должен постоянно находиться в движении, быть готовым к резкому ускорению и неожиданной смене ритма своих действий. Должен уметь пользоваться своим телом, ложными приёмами и паузами в действиях.
Итак, подытожим. Приём-передача паса, сканирование площадки с правильным выбором позиции, скорость и быстрота действий вкупе со способностью к перестроениям – вот три важнейших аспекта игры защитника. Я бы сюда ещё добавил навык разрушительной игры клюшкой, но это будет уже четвёртый аспект, а вы у меня спросили про три главных, поэтому данный навык, как и все остальные, мы оставим за скобками.
Вопрос: Нет, всё-таки расскажите о четвёртом факторе, а именно, об оборонительных действиях при помощи клюшки подробнее, это интересно.
Ответ: Это, безусловно важный аспект, ведь клюшка играет огромное значение в оборонительных действиях. При помощи вытянутой вперёд клюшки вы блокируете броски по воротам. Отставленная в сторону клюшка перекрывает возможную линию передачи. А положенная на лёд – лишает соперника возможности сделать скользящий пас. Клюшка помогает в борьбе с нападающими соперника у борта и под воротами, другими словами, оборонительное владение клюшкой, это тот навык, которому также необходимо отдавать приоритет в работе с игроками обороны.
Вопрос: Атакующий защитник обязан думать об обороне своих ворот постоянно. В чём это должно выражаться?
Ответ: Наверное вы заметили, что не смотря на то, что хоккей принимает всё более ярко выраженное атакующее естество, в котором игроки обороны активно задействованы в атакующих действиях, выходов с глазу на глаз с вратарём, в последнее время, стало заметно меньше, чем раньше. Всё потому, что игроки обороны стали намного грамотнее в позиционной игре. Такие ребята как Фокс или Ди Анджело, которые не выделяются крупными габаритами, но весьма активны в атаке, выполняют свои непосредственные обязанности за счёт грамотной позиционной игры. А грамотный выбор позиции это способность не проиграть единоборство как в атаке, так и в обороне.
Кроме того, подключаясь к атаке, защитник всегда должен быть уверен, что его страхует его товарищ по команде, ну а об универсальности игры мы уже с вами поговорили выше.
Ещё очень важно заметить, что каждый защитник, обязан использовать в игре, в полной мере только те качества, которые являются его сильной стороной. Использование слабо развитых качеств может привести к потере динамики действий, и как следствие сбоях в игре команды. Посмотрите, к примеру, на того же Фокса и, скажем, на Джейкоба Троубу, это абсолютно разноплановые игроки, и у них совершенно разные сильные стороны, поэтому мы никогда не увидим их играющими в одном ключе. Это должны понимать все игроки и знать все тренеры. Нет никакого смысла подражать силовой игре мощного, коренастого, низко сидящего на коньках партнёра, если твой козырь скорость, подвижность и лёгкость в смене направления действий. Как говорит известная русская поговорка – «не в свои сани не садись». Куда нужно тебе, они тебя не привезут.
Заключение.
Последний вопрос от ведущего вебинара: Грег, если бы тебе довелось вернуться к истокам своей тренерской карьеры, что бы ты поменял в себе, как в тренере?
Ответ: Я пришёл к тренерской деятельности из профессионального хоккея и мне повезло, что я сразу стал тренировать очень хорошую команду. Но в то время я был приверженцем жёсткого стиля руководства, с постоянным криком и другими способами выражения своих бурных эмоций. Ведь меня тренировали именно так, и никакого другого способа работы, я попросту не знал. С годами я научился источать позитивные эмоции и увидел, что этот способ работы действует намного лучше, чем способ жёсткого давления на своих подопечных.
Главное, чтобы игроки не приняли «доброту за слабость» и ты сумел дать им это понять. Если всё произойдёт именно так, то тебе обеспечена работа в идеальном коллективе с хорошо выстроенными внутрикомандными отношениями. Поэтому если бы у меня был шанс начать всё сначала, я бы выстраивал с командой именно такие отношения с самого начала.
Высшая задача тренера, способствовать тому, чтобы каждый выход его игрока на лёд, будь то игровая смена или тренировка, приносил игроку только положительные эмоции, и это мой главный совет всем молодым наставникам!