НЕВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ МАЛЕНЬКИМ МАСТЕРАМ ХОККЕЯ
1. ДОРОЖИ ШАЙБОЙ
Передача шайбы на свободное пространство, равно как и вброс шайбы в зону соперника, в одном случае из двух ведёт к её потере. Это плохо, поэтому старайтесь этого не делать. Ищите в себе такое самообладание, которое позволит вам даже во время огромного давления со стороны соперника, постараться не избавляться от шайбы, а сохранить её любым возможным способом.
Контролируя шайбу, ищи глазами своего партнёра. Даже если ты не видишь его впереди, или видишь, что он «закрыт» соперником, посмотри, нет ли свободного игрока сзади, и если есть, смело делай передачу, если другие твои действия способны привести к её потере. В пасе назад нет ничего зазорного, иногда просто необходимо сделать шаг назад, чтобы с новыми силами двинуться вперёд.
Однако я должен тебе сказать, что в игре бывают ситуации, когда можно, и даже нужно сыграть по шайбе, не зная куда она «полетит» после твоего удара. Но таких ситуации всего две. Первая – когда шайба уже летит в твои ворота и ты видишь, что никто кроме тебя не способен этому помешать. И вторая – когда соперник, если ты этого не сделаешь, выйдет один на один с твоим вратарём. В этих ситуациях, ты просто обязан сыграть так, чтобы устранить опасность, не задумываясь о том, что будет дальше.
Когда ты станешь старше, тренер научит тебя, что любой уровень угрозы необходимо уметь анализировать, и это сразу уменьшит количество твоих безадресных действий с шайбой. Просто угроза далеко не всегда является столь высокой, чтобы, видя её, действовать бездумно. Учись избегать паники, сохраняй самообладание даже при игре под своими воротами, даже когда соперник давит изо всех сил, и тебе кажется, что это давление тебе не вытерпеть.
Строя свою уверенную игру старайся не «отбрасываться», возьми себе за правило дорожить каждой шайбой. Я знаю, что на пути к такой игре ты совершишь ещё множество ошибок, но это нормально, даже если тренер в сердцах и попеняет тебе на них. Пройдёт немного времени, и он поймёт, что эти ошибки часть твоего обучения и обязательно даст тебе это понять. Даже если твои ошибки приведут к голам в твои ворота, это нормально. Чтобы развить уверенность в себе, спокойствие, размеренность и рассудительность в своих действиях, этого не избежать. Ведь если сейчас ты этому не научишься, то не научишься этому никогда.
2. ДРИБЛИНГ РАДИ ДРИБЛИНГА
Не увлекайся ведением шайбы. Пытаясь раз за разом протащить шайбу через всю площадку, ты совершаешь ошибку. Это очень рискованно, ведь твои партнёры тоже движутся вперёд, и неожиданная потеря шайбы или её перехват соперником, могут стать причиной острой контратаки.
В хоккее есть один закон. В зоне защиты мы работаем максимально просто, в средней зоне максимально быстро, в зоне атаки максимально креативно (с выдумкой). Относись к дриблингу с оглядкой на этот закон, созидай, проявляй своё игровое творчество в зоне атаки и максимально надёжно играй в других зонах. Помни, что опасность может возникнуть неожиданно, а игрокам соперника тоже не чужды выдумка и творческий подход к игре.
Потеря шайбы в зоне атаки – это неприятность, но она поправима быстрыми и грамотными оборонительными действиями. В средней зоне – это большая неприятность, ведь сил на оборону твоей командой будет потрачено гораздо больше, и их, почти наверняка не останется на последующую созидательную работу. Но потеря шайбы в зоне защиты, это огромная проблема, ведь в большинстве случаев таких потерь, от тебя и игроков твоей команды уже мало что зависит, а от мастерства соперника, зависит почти всё.
Дриблинг на своей половине площадки почти всегда плохая идея, но давайте ещё раз поинтересуемся, когда же он всё-таки необходим. Перво-наперво это вход в зону атаки. Вход в зону через вброс шайбы, это всегда борьба за шайбу и её результат не предсказуем. Он одинаков и для тебя, и для соперника, примерно поровну. То есть шансов, что шайбой завладеет твоя команда, всего 50 %. Совсем иное дело вход в зону соперника с владением шайбой. Во-первых, шайба на 100% остаётся под контролем твоей команды, во-вторых, вся игровая инициатива остаётся в твоих руках, и в-третьих, зона атаки как раз то место, где твой дриблинг поощряется. (Если он, конечно, ведёт к созидательным действиям, а не является просто демонстрацией твоего умения владеть клюшкой и шайбой).
Итак, давайте снова повторим правило: выход из зоны – через пас, прохождение средней зоны – через пас, вход в зону соперника – с владением шайбой, в зоне соперника – демонстрация всего игрового потенциала, который имеется у тебя в наличие.
3. О ВРЕДЕ ПРОБРОСОВ
Проброс шайбы случается тогда, когда ты делаешь передачу не доходя до красной линии, и она никого не коснувшись, пересекает лицевую линию в зоне соперника.
Пробросы в игре детско-юношеских команд случаются часто, и в общем, в них нет ничего страшного и неожиданного, ведь мастерство к игрокам приходит лишь со временем. Но проброс пробросу рознь. Тот, который случился при организации атаки, совсем не то же самое, что и проброс, который сделан при позиционной атаке соперника, во время обороны своих ворот.
Часто бывает так, что соперник, имея преимущество «давит» на пятёрку игроков так сильно, что построенная ими оборона «трещит по швам». Стараясь разрядить обстановку, защищающиеся выбрасывают шайбу не глядя, и она зачастую уходит на проброс. Это очень неумно и опасно! Почему? Давай попробуем разобраться.
При пробросе шайбы игроки защищающейся команды, допустившие проброс не имеют права на смену состава. И если атака соперника длилась более минуты и была интенсивной, сил у защищающихся почти наверняка не осталось. Во время короткой паузы игроки соперника, подгоняемые своим тренером, делают быструю смену, а тебе, тех пары десятков секунд пока она длится, для полноценного отдыха явно не хватает, и стоит только сопернику выиграть вбрасывание, всё начинается по новой. А если учесть, что соперник полон сил, то тебе и твоим партнёрам явно не позавидуешь. Что же делать, как сыграть в этой ситуации правильно?
Понятно, что тебе и твоим товарищам по команде следует избежать проброса шайбы, для этих целей лучше всего подойдёт её перевод пасом через борт на свободное место в средней зоне, или в зоне соперника, с обязательным обозначением давления и борьбы за эту шайбу со стороны одного из твоих партнёров. Как правило таким игроком оказывается тот вингер, на фланг которого направлена передача, а если отскочив от борта шайба пошла в центр, форчекером становится центральный нападающий.
Главным плюсом такой игры станет возможность смены состава и выхода на лёд «свежих» игроков твоей команды.
4. ТЕХНИКА И ТАКТИКА ВЛАДЕНИЯ КОНЬКАМИ, ИГРОВЫЕ КАЧЕСТВА И ИГРОВОЙ НАВЫК, ГЛУБИННОЕ ЗРЕНИЕ
Разговаривать с детьми по поводу хоккея и их будущей карьеры в нём, мне приходится очень часто. И меня очень радует, что практически все ребята рассуждают очень конструктивно, с большим пониманием процесса и своего места в нём. Но есть несколько вопросов, ответы на которые, на мой взгляд, не воспринимаются ими должным образом, иногда вплоть до отчаяния. Выделю три, которые на мой взгляд имеют наибольшее распространение.
Первый: "Занимаюсь в школе, хожу на "подкатки", попробовал поработать с десятками лучших специалистов "по катанию", побывал практически на всех сборах и во всех лагерях, "катаюсь" как бог, всё получается и это все отмечают, но в игре полный швах, ноги как не родные, куча проблем".
Не знаю, знакомо ли кому-то ещё это состояние, но я хочу дать ответ на этот вопрос тем ребятам, кого он беспокоит. Дело в том, что техника владения коньками имеет к хоккею хоть и прямое, но опосредованное отношение. Главным же аспектом в этом вопросе является тактика владения коньками, и не владея ею, даже самый техничный в конькобежном плане хоккеист в игре будет неубедителен. К сожалению подавляющее число специалистов по навыкам владения коньками, даже не знакомы с этим понятием, поэтому всё, что они смогут дать детям - это красивый бег, эффектные переходы, резкие развороты и крутые виражи, но к игре, как я уже отметил, они будут иметь опосредованное отношение.
Второй: "На тренировках получается всё. Уверенное владение шайбой, эффективные обманные действия, надёжный обыгрыш, точные и сильные броски. Но стоит начаться игре, куда, что девается, непонятно".
Ребята, я уже много раз говорил, что в хоккее существует два понятия - игровые качества, которые формируются на тренировках, оттачиваясь и совершенствуясь годами обучения и игровой навык - собственно, способность продемонстрировать в игре те качества, которые ты приобрёл за эти годы. И от того, в каких условиях формируются качества, в полной мере зависит становление на их базе тех навыков, которые буду востребованы от хоккеиста игрой. В этом вопросе, всё, в большей степени зависит от игрока, чем от тренера, ведь именно игрок принимает для себя решение как выполнить задание, так чтобы оно принесло результат, или так чтобы оно было выполнено.
Третий: "В игре испытываю проблемы. Делаю передачу - она не точна. Вроде вижу открытого партнёра, отдаю ему пас, а он перехватывается соперником. Иногда делаю такие передачи и принимаю такие решения, что кажется. что играю за команду соперников. От чего это?"
Ребята, есть такое понятие как "глубинное зрение". Мы уже говорили об этом, и затрагивали эту проблему в моей работе СМОТРЕТЬ НЕ ОЗНАЧАЕТ ВИДЕТЬ и здесь я вас особо ничем порадовать не могу. "Глубинное зрение" в значительной мере зависит от врожденной организации зрительного аппарата, хотя и поддаётся корректировке специальными упражнениями, которые лучше всего подобрать со специалистами.
5. О ПОЛЬЗЕ СКОРОСТИ
Начнем с самого начала. Скорость игры. Это Священный Грааль хоккея. Понимание этого исключительно важно для того, чтобы стать умным игроком. Не спрашивайте почему. Быстро – это всегда лучше, чем медленно. Так уж получается. Ваша задача – делать все, что вы умеете, но делать это быстрее.
Если вы усвоите мысль, что быстро – это в принципе всегда лучше, чем медленно, то вы на полпути к успеху. А если эту мысль усвоит вся команда, то вас ждет много побед.
При прочих равных, если я могу доставить шайбу из точки А в точку Б одним касанием, то это куда лучше, чем двумя. Почему? Потому что одно касание быстрее двух, а быстро – лучше, чем медленно. Да, есть исключения, я понимаю это. Однако слишком часто вы играете, как будто исключение – это правило.
Позвольте дать вам пару советов:
- если вы можете выполнить задачу в одно касание, не делайте два;
- если вы можете выполнить задачу в два касания, не делайте три.
Чем больше касаний вы сделаете, тем медленнее выполните задачу. Умный игрок должен стремиться действовать как можно более полезно, совершая при этом как можно меньше касаний шайбы во время дриблинга.
Если бы вы смогли вернуться в последнюю игру на машине времени, сумели бы вы сделать все тоже, но совершая меньше касаний мяча? Вам потребовалось бы думать быстрее. Потребовалось бы принимать решения ещё до приема шайбы. Потребовалось бы задействовать все свои технические возможности. Словом, потребовалось бы делать все то, что обычно делают игроки более высокого уровня.
Очень многие игроки не понимают фактической ценности быстрого передвижения шайбы по хоккейной площадке. Вместо того чтобы играть в простой и быстрый пас, который задаст высокий темп игре, они прибегают к нему лишь в крайнем случае, когда все другие варианты исчерпаны. Слишком часто игроки считают, что они обязаны, во что бы это ни стало, повлиять на счет, как только шайба оказывается у них на крюке клюшки.
Каждый раз при встрече с шайбой они стараются ярко обыграть соперника и нанести разящий бросок, ну, или, в крайнем случае, отдать эффектную проникающую передачу. Но так как ответ не всегда лежит на поверхности, они «запинаются» об эти свои варианты, в то время как скорость игры их команды падает, умирая медленной смертью.
Медленная игра – враг. Медленная игра позволяет сопернику перестроиться. Медленная игра ведет к потере и шайбы и инициативы.
Медленная игра – причина поражений. Не стоит думать, что каждая ваша передача должна непременно решить исход встречи. Вы не обязаны выигрывать игру сразу, как только коснулись шайбы. Иногда вполне достаточно просто сделать точную передачу товарищу по команде. А если получится передать её быстро, – то это гораздо лучше, чем медленно.
Скорость игры – это её культура.
Вам также будет полезно усвоить хоккейную шкалу скоростей.
Самой медленной скоростью обладает игрок с шайбой, совершающий смещение приставным шагом, совершающий при этом ложные обманные приёмы.
Медленной скоростью обладает игрок контролирующий шайбу. Пусть даже он и совершает забег на предельной скорости.
Быстрой скоростью обладает игрок, бегущий без шайбы.
А самой быстрой скоростью, обладает движущаяся шайба. Шайба передвигается по площадке быстрее всех – это бесспорно.
Теперь, когда вы всё это знаете, вы должны выбрать между тем, чтобы потешить своё самолюбие излишним владением шайбы, и… победой.
Теперь давайте добавим к тому, что мы сейчас сказали, немного житейской мудрости. Быстро – это лучше, чем медленно, мы это поняли. Но, чтобы играть быстро, надо хотеть играть быстро. Это то решение, которое нужно принять перед началом игры. Нужно осознанно решить играть быстро. Нужно осознанно решить сократить касания шайбы. Игра не станет быстрой сама по себе. Этого не случится до тех пор, пока вы действительно не решите, что так должно быть.
Скорость игры – это больше, чем привычка, это образ жизни. И вы не сможете принять этот образ жизни, пока не уясните, что нет ничего более важного в хоккее, чем скорость. Быстро – это всегда лучше, чем медленно. Скорость игры позволяет вам побеждать. Умные игроки отдают приоритет быстрой игре.
6. «НЕРЕАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ»
Игроки должны общаться по ходу игры – это аксиома. Но каким должно быть это общение? Если это обсуждение игрового момента, или ещё хуже – взаимные претензии, то лучше бы общения не было вовсе. Но если это будет полезная информация, то с ней, пожалуй, можно рассчитывать на переход в качественно новый уровень игры.
Мы обязательно поговорим об этом, а пока, хотелось бы поделиться с вами тем, чего слышать на скамейке запасных мне бы не хотелось никогда.
Что чаще всего доносится с хоккейной площадки при общении наших пацанов в игре? Правильно – стук клюшки о лёд с требованием передачи. И пока игрок изо всех сил борется с соперником в неравном, зачастую, бою, этот стук преследует его по пятам. Является ли это стук какой либо помощью для игрока? Очевидно, что нет. Какую пользу он несёт? Безусловно, никакой! Но давайте подумаем, какая информация была бы действительной пользой для вашего партнёра, за которую он был бы благодарен своим товарищам по команде?
На самом деле всё просто. Игроку, попавшему в сложную игровую ситуацию нужна действенная подсказка – руководство к действию. Например: отдай направо, на Сергея и откройся в центр,.. или сыграй назад на меня и ускорься вправо… Умный игрок всегда предоставит партнёру информацию, которая будет полезна, а партнёры, привыкнув к такой информации, будут благодарны, ведь такой подход к игре максимально повысит сыгранность игроков и степень их взаимодействия.
Умный игрок – это диспетчер звена. Он как шахматист просчитавший партию на несколько ходов вперёд, и как дирижёр, способный привести свой оркестр к стройной и звучной игре. Вот, что такое умный игрок.
Но как воспитать в своей команде «умных игроков»? Как сделать так, чтобы вместо стука клюшек и взаимных претензий мы слышали бы от игроков грамотные рассудительные рекомендации, которые помогали бы партнёрам, а не ставили их в тупик своей назойливостью и нелепостью?
Давайте представим себе ситуацию. Ваш партнёр, контролируя шайбу, продвигается по флангу в средней зоне. Со стороны площадки, его прессингует оттесняя к борту, нападающий соперника, а защитник противника уже готов встретить его силовым приёмом. Вы, двигаясь с ним параллельным курсом в свободной зоне, стучите клюшкой, требуя передачи, хотя прекрасно видите и понимаете, что такая передача попросту невозможна. Вы беситесь и приезжая на «лавку», предъявляете партнёру кучу претензий. Как должен на это отреагировать тренер?
Я предлагаю ввести в команде термин «нереальные действия». Тренер должен объяснить недовольному игроку, что даже если бы он находился перед пустыми воротами, и ему достаточно было бы просто «дунуть» в сторону шайбы, чтобы она попала в ворота, этот вариант развития игровых событий, попросту не имел бы никакого значения, поскольку партнёр этого игрока, не при каких обстоятельствах НЕ МОГ СДЕЛАТЬ ЕМУ ПЕРЕДАЧУ! Вы должны понимать, что вы злитесь и требуете от партнёра совершить НЕРЕАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, и единственное, чего вы можете добиться своим стуком клюшки об лёд, так это того, что ваш товарищ по команде может не услышать действительно продуктивного совета от более умного одноклубника.
Я прекрасно понимаю, что находясь в выгодной ситуации, вы очень хотите получить шайбу. Действительно, я очень хорошо понимаю это. Но давайте рассуждать здраво. Передать вам шайбу невозможно. И если вы осознаете это, то может быть попытаетесь проанализировать, а какие действия вашего партнёра могут быть результативными для вашей команды со знаком плюс? Может быть есть ходы, которые позволят ему не только не потерять шайбу, но и вывести вас на так желаемую вами ударную позицию? Это логично, не так ли?
Возьмите за правило общаться. И не просто общаться, а подавать продуктивные сигналы, короткие как выстрел и точные как бросок кобры. Обращайтесь к игроку как будто он слепой, и только от вас зависят его дальнейшие действия. Например: «горишь» - если сзади активно прессингующий соперник. «Под тобой» - если в этом направлении есть открытая линия для передачи партнёру. «Влево» - если в этом направлении есть свободная зона для движения или передачи. «Заслон» - если предлагаете партнёру отсечь от него соперника, или «место» - если предлагаете ему совершить смену мест. Такие подсказки могут касаться любых действий на площадке, и они действительно помогут вам решить игровой эпизод в свою пользу, чего никогда не случится, если вы будете как очумелый стучать своей клюшкой об лёд.
7. ВЕКТОР ПЕРЕДАЧИ И ЭМПАТИЯ
Передача в хоккее – это, пожалуй, главный из всех аспектов, определяющих игру. И чем точнее, своевременнее и надёжнее будет эта передача, тем больше шансов на положительный исход этой игры. Способность найти необходимый вектор для своей передачи ещё не делает тебя выдающимся игроком, но тебе нипочём не стать выдающимся, если ты не умеешь точно и своевременно определить этот вектор.
«Вектор передачи» - это направление перемещения шайбы, заданное между игроками соперника, или игроками и бортом (с отскоком от последнего или без), движение по которому обеспечит невозможность перехвата этой шайбы, и достижения ею своего адресата.
Партнёры по команде, обязаны делать всё, чтобы предоставить носителю шайбы такой вектор, причём это обязан сделать каждый партнёр, тогда атака получит стройность и возможность к неожиданным , а порой, так и просто изысканным продолжениям.
Хоккей – высокоскоростная игра, поэтому «векторы» предполагаемых передач пребывают в постоянном видоизменении. Они то появляются, то исчезают. Они меняют своё направление и угол, в зависимости от того, как, с какой скоростью, и в каком направлении перемещаются твои партнёры.
Умный игрок, владея шайбой, в состоянии просчитать перемещения партнёров и построить необходимый вектор для каждой возможной передачи, буквально в считанные доли секунды. Но и партнёры должны предоставить ему возможность сделать эту передачу точной, по траектории наименьшей сложности, и максимально безопасной, в первую очередь.
Какой же фактор, помимо точности действий, столь же сильно влияет на ход поединка? Безусловно, это скорость этих самых действий! Возможность доставить шайбу до адресата быстрее, чем её вектор перекроет соперник – в этом заключается смысл самой передачи и её влияние на общую игровую скорость. Любое техническое действие производимое игроком, связано с массой нюансов на него влияющих, но на шайбу действует только скорость её полёта, и направление этому полёту заданное – поэтому своевременная, точная и быстрая передача, самый верный способ смутить соперника и полностью расстроить его игровые планы.
Скорость передачи полностью зависит от быстроты принятия решения игроком владеющим шайбой. Но на принятие решения определённо влияет количество вариантов для передачи, которое предоставляют игроку его партнёры. Вернее количество перспективных вариантов. Эти варианты могут быть обусловлены тремя факторами: способностью игроков претендующих на получение паса открыться под предполагаемую передачу; способность носителя шайбы оценить жизнеспособность передачи; наличие у носителя шайбы того технического арсенала, который позволит выполнить данную передачу своевременно, точно и быстро.
Всегда очень красиво и эффектно выглядит та передача, которая производится игроком быстро, сильно и точно – это, так называемая, передача «в касание». Но игрок может продемонстрировать нам такую передачу, только если соблюдены все вышеупомянутые факторы. Причём не какой либо один из них, а все! Поэтому каждый игрок должен помнить, что его мастерство зависит не только от наработанной им техники, но и от способности прочитать игровую ситуацию, и от партнёров, которые всеми своими силами должны помочь ему в развитии этой атаки.
Передача «в касание» - это и звучит красиво и выглядит эффектно, но вспомните как часто игроки в пассивном ожидании ждут, когда кто-то выложит им шайбу как на блюдечке, как часто требуют паса, не обращая внимания на то, что вектор этого паса намертво перекрыт соперником, когда стучат клюшкой о лёд находясь за спиной у партнёра, и вместо активной игры по улучшению своей позиции, всем своим видом показывают, что вот если бы сейчас, я бы получил шайбу, то непременно забил, а теперь, эпизод потерял всякий игровой смысл. Правда ведь, мы наблюдаем такие явления довольно часто?
Что же становится их следствием? Всё просто. Их следствием становится потеря шайбы и контратака со стороны соперника. Казалось бы, безобидная ситуация, а в ответ мы получаем остроту у своих ворот.
Как же игроку определить тот вектор передачи, который в данном игровом эпизоде станет оптимальным? Сделать это довольно просто. Для этого требуется всего одно качество – «эмпатия», другими словами, способность поставить себя на место партнёра которому ты собираешься адресовать шайбу. Оцени, если бы ты был сейчас на его месте, хотел бы ты получить эту передачу, или смог бы улучшить позицию и открыться под неё более эффективно? Оцени его перемещение. Просчитай, возможна ли передача на него в пределах той свободной зоны, которая перед ним образовалась, и нет ли шансов у соперника перекрыть вектор твоей передачи? На всё, про всё, у тебя доля секунды, поэтому прежде чем сделать пас проанализируй всё это и визуализируй вектор своей передачи – это первый и самый важный шаг в развитии атаки твоей команды.
Шаг второй, без которого первый станет попросту невозможен. Движение! Отдать точную и сильную передачу на перемещающегося на скорости партнёра находясь в статике, очень и очень сложно. А поскольку хоккей игра сверх динамичная, то даже намерение остановиться для того чтобы сделать передачу, не находит ни каких оправданий. Не поддерживая скорость своей атаки, игрок не способен действовать продуктивно. Любые его решения в статическом режиме игры – это в высшей степени рискованное мероприятие. Без движения практически невозможно просчитать вектор передачи на перемещающегося по площадке партнёра. Поэтому если вы вышли на площадку с целью играть в хоккей – двигайтесь!
8. ПРИЁМ ПЕРЕДАЧИ
Любая передача, которую делает на тебя партнёр, должна быть принята. В хоккее бытует расхожее мнение, что «неудобных передач» не бывает. Партнёр тебя видит и делает всё, что может, чтобы отдать шайбу тому игроку, кто в его понимании находится в лучшей, чем он, позиции. Однако часто бывает так, что игрок поставлен соперником в такие условия, что техническое выполнение передачи, которую он может сделать, затруднено. И тогда на выходе мы получаем действие, которое называем «корявым». Но это ни в коей мере не умаляет усилий твоего партнёра, который увидел тебя, и сделал всё возможное, чтобы снабдить тебя шайбой. Ну, а твоей задачей, стало эту шайбу постараться принять.
Давайте представим себе, что передача на тебя от твоего партнёра прошла, дошла до тебя, и ты её благополучно принял. Если перед тобой свободная игровая зона, то ты, устанавливая над шайбой уверенный контроль, ведёшь созидательные действия, с целью довести шайбу до ворот соперника наиболее эффективным способом. Но если соперник оказывает на тебя давление, то положение шайбы на крюке твоей клюшки перестаёт быть беззаботным. Твоей задачей становится «переложить» шайбу на «игровую сторону», то есть , при помощи положения твоей клюшки, максимально укрыть её от соперника таким образом, чтобы между им и шайбой располагался корпус твоего тела.
С переходом на более высокий уровень тактико-технического мастерства игроки учатся «укрывать» шайбу не только крюком своей клюшки, но и корпусом, ограничивая степень воздействия соперника на шайбу при помощи его клюшки, и даже ногами, провоцируя соперника на нарушение правил. Однако перво-наперво нужно принять за аксиому, что шайба не должна находиться у соперника в прямой видимости.
Тренируя свою способность к приёму-передаче паса, игрок должен научиться одинаково эффективно принимать шайбу на обе стороны крюка своей клюшки, постараться, чтобы шайба при приёме не отскакивала и не рикошетила, а тебе требовалось бы минимальное количество времени на её обработку.
Принимая шайбу, игрок должен уметь анализировать игровую ситуацию, которая сложится после того, как шайба будет им принята. С какой стороны находится соперник, оказывающий на него давление? Если к примеру соперник приближается справа, то игроку имеет смысл немного сместиться в его сторону, дабы шайба пришла к нему на крюк слева, а твой корпус, в момент приёма передачи, уже размещался бы между шайбой и соперником. Если слева, то наоборот, сместиться влево и получить шайбу на клюшку перемещённую направо.
Если соперник накатывает сзади, то наиболее эффективным способом получения передачи или подбора шайбы, станет показ перемещения корпуса и клюшки в момент приёма в одну сторону, и резкий уход в другую, сразу после приёма шайбы.
Если соперник в момент приёма шайбы движется с фронта, то наиболее эффективными могут быть два приёма – резкий амплитудный уход в сторону и ускорение на «противоходе», или, «спинорама» со смещением вправо или влево, исполнение которой может спровоцировать соперника и на нарушение правил игры.
Кроме того, при приёме игрок должен уметь не только анализировать предшествующие ему действия, но и прогнозировать дальнейшие. И от этих действий, может зависеть тот способ, которым игрок должен принять шайбу, дабы не терять в дальнейшем время на её обработку.
Задумывая ответную передачу, игрок должен помнить два правила. Не делать передачу без «адреса» и не делать передачу в борьбу. И в том и в другом случае, вероятность того, что шайба будет потеряна, составляет 50%, а это значит, что соперник будет иметь равные с тобой шансы на успех, и эти шансы ты ему создал своими же руками.
И ещё одно правило, которое тебе нужно обязательно запомнить. Если для обработки шайбы тебе хватает двух касаний, не делай три, если хватает одного, не делай два. Не трать время. Время – это скорость! А скорость – это острота действий!
9. ПЕРЕДАЧА НА ПАРТНЁРА
В предыдущей главе мы с вами говорили о приёме шайбы. Теперь настала пора поговорить о её передаче на партнёра.
Выполняя передачу, первое, о чём необходимо постоянно помнить, это скорость игры. Ваша передача должна быть точной, своевременной и в меру сильной, дабы соперник не смог её перехватить. Для достижения всех этих параметров, необходимо уметь рассчитать силу и направление передачи исходя из скорости и направления движения адресата передачи с обязательной корреляцией этих данных со скоростью своего перемещения по льду. Заботясь о комфортном приёме шайбы вашим партнёром, вы соблюдаете стройность действий своей команды, а это очень важно для вашей игры.
Как мы знаем, хоккей состоит из нюансов, и точная передача шайбы партнёру один из них. Вы удивитесь, когда узнаете, как много атак заходят в тупик не благодаря действиям соперника, а из-за неграмотных, неубедительных и откровенно неточных действий при передаче шайбы между партнёрами одной команды. Очень часто, это происходит даже не от недостатка техники, а из-за неумения общаться на площадке. Например, игрок с шайбой движется с шайбой вдоль длинного борта по краю прямоугольника слота. А его партнёр ускоряется непосредственно вдоль борта. Игрок с шайбой готовит короткую диагональную передачу в сторону борта, а его партнёр вдруг смещается в центр и передача идёт в свободную зону. Исходя из этого примера, очень желательно, чтобы у игроков одной команды была разработана система невербального общения, в которой нашлось бы место особым знакам для взаимодействия при определении направления передачи шайбы.
Не менее часто игроки выполняют неточные передачи, не разобравшись в тактическом замысле действий партнёров. Например, защитник начинающий атаку, делает передачу на игрока совершающего ускорение, не разобравшись, что данное ускорение предпринято для того, чтобы оттянуть на себя игроков соперника и освободить свободную зону для второго эшелона атаки, и по своей сути, оно является ложным.
Но самое важное, как мы уже заметили выше, - это паритет скоростей игрока отдающего шайбу и её адресата. Игроки должны тщательно запомнить, что решение отдать передачу находясь в статическом положении, в девяносто процентах случаев приведёт к её потере. Передача попросту будет неточной.
Любой пас должен быть инициирован в движении. Более того, игрок должен не просто уметь отдать точно и сильно, но он обязан сделать это своевременно, для этого он должен научиться выдержать, часто необходимую для этих действий паузу. Если игрок видит, что его партнёр решил улучшить свою игровую позицию, или перемещается с этой целью в данный момент времени, передача на него становится попросту нецелесообразной, игрок может перейти на двухопорное скольжение и осуществляя ложные действия, (имитируя передачу), дождаться удобного для неё момента.
Эти же действия могут применяться и в другом случае. Например, если игрок соперника, находясь между игроком, контролирующим шайбу и её потенциальным адресатом, одинаково быстро может воздействовать на обоих. В этом случае, носитель шайбы своими обманными действиями должен постараться выманить соперника на себя, и не дожидаясь момента когда он сумеет воздействовать на шайбу пером своей клюшки, сделать пас на партнёра, прокинув шайбу мимо соперника.
Ребята, вы должны накрепко запомнить, что по статистике ошибка в передаче всего на десять сантиметров, в восьмидесяти пяти процентах случаев ведёт вашу команду к потере контроля над шайбой.
Находясь с шайбой, поставьте себя на место партнёра, которому собираетесь сделать передачу. Постарайтесь визуализировать свои действия на его месте, общайтесь с ним, вспоминайте наработанные на тренировках действия, но постарайтесь из каждого момента выжать максимум пользы. Не делайте передачу ради передачи, дорожите шайбой.
10. ПЕРЕДАЧА С РИКОШЕТОМ ОТ БОРТА И ПЕРЕДАЧА ПОДКИДКОЙ.
Бывают ситуации, когда прямая передача на твоего партнёра не проходит. У такой ситуации как минимум две предпосылки. Первая – линия паса перекрыта соперником, и вторая – ты сам находишься под плотным воздействием со стороны соперника, и то давление, которое он на тебя оказывает, не подразумевает возможность передачи прямого паса. В этом случае, игроки, просчитав траекторию полёта шайбы, отдают на пратнёра передачу с рикошетом (отскоком) от борта.
Передача подкидкой, целесообразна только тогда, когда между тобой и адресатом твоей передачи вклинилась клюшка соперника. В этом случае, твоя передача тоже не будет гарантированно точной, но шансов перехватить такую передачу, у соперника намного меньше, чем скользящую, ведь при перехвате скользящего паса достаточно положить стэк клюшки на лёд и угроза паса будет устранена. При этом следует помнить, что передача паса подкидкой, достаточно сложный, в техническом исполнении приём, хотя, наверное, и не более сложный, чем твёрдая, уверенная и сильная скользящая передача, сделанная заметающим движением.
Игрокам следует помнить, что передача шайбы – один из самых важных элементов хоккея. И как всякий важный элемент, она требует серьёзного отношения в обучении. Тренеры часто практикуют занятия, на которых игроки без устали отрабатывают данные виды передачи и приёма паса и зачастую эти упражнения бывают монотонными и скучными. Но каждый игрок должен помнить, насколько они необходимы в игре и стоически выполнять все предложенные им задания.
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".
Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27)
Сумма перевода не регламентируется.