Главная > КОУЧИНГ

В. КОЗИН. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ ХОККЕИСТОВ 9-10 ЛЕТ НА ОСНОВЕ СИТУАТИВНЫХ ЗАДАЧ

Современный хоккей предъявляет повышенные требования к умению спортсменов применять широкий арсенал игровых приёмов в тренировочных и соревновательных условиях. Игрокам необходимо выполнять большое количество индивидуальных действий в максимально короткий отрезок единицы времени, эффективность которых во многом зависит от рациональности принятия решений в складывающихся игровых ситуациях. Для успешного решения игровых задач важно не только хорошо владеть техническими приёмами, но и обладать знаниями о способах их применения в конкретных игровых условиях.

Таким образом, если предлагаемые тренером средства и методы тактико-технической подготовки не будут в должной мере способствовать формированию знаний о способах решения игровых задач, то игроки будут формировать их самостоятельно путем попутного и бесконтрольного научения. Результаты такого подхода к обучению отрывочны и бессистемны, при этом сам процесс будет занимать достаточно долгое время.

Недостаточное внимание формированию ориентировочного компонента действий занимающихся в конечном итоге приводит к тому, что игроки с достаточно высоким уровнем технической подготовленности испытывают трудности с реализацией индивидуальных игровых действий, связанные с неправильной программой принятия решений. Таким образом, возникает проблемная ситуация, связанная с недостаточной эффективностью выполнения индивидуальных тактико-технических действий юных хоккеистов.

Решение данной проблемы, видится нами в применении ситуативных упражнений с целью формировании у хоккеистов начального этапа спортивной подготовки представлений о структуре игровой деятельности с осмыслением возникающих ситуативных задач и способами их реализации. Постановка ситуативных задач в процессе изучения технических приёмов позволит предметно рассматривать их предназначение и посредством наложения структуры действий на структуру игры повысить уровень индивидуального мастерства юных занимающихся.

На рисунке 1 представлена структурная модель, отражающая особенность применения деятельностно-ситуативного подхода обучения.

Деятельностно-ситуативный подход в отличие от традиционного (дифференцированного) характеризуется обучением игровым действиям в привязке к игровым ситуациям, определяющим средства и способы решения задач. Ввиду того, что при использовании ситуативного подхода обучение игровым приёмам осуществляется в более специфических для игры в хоккей ситуациях, у тренеров появляется возможность одновременно решать две задачи: развивать технические навыки и тактическое мышление занимающихся.

Принимая во внимание, что техника, это всего лишь наиболее эффективный и экономичный способ выполнения движения, а как известно всеми движениями управляет сознание человека, то логичнее данный вид подготовки именовать как тактико-технический, а не наоборот (рисунок 2). Из данных представленных на рисунке 2 можно понять, что на первое место в реализации тактико-технического вида подготовки мы ставим обучение занимающихся анализу игровых ситуаций, определению путей, средств и способов борьбы, при этом не упуская из внимания не менее важную задачу, связанную с формированием технических приёмов.

Формирование тренировочных упражнений в методике осуществлялось нами на основе анализа соревновательной деятельности хоккеистов начального этапа подготовки. Детальному анализу были подвергнуты индивидуальные тактико-технические действия юных игроков, оцененные нами на 2 и ниже баллов. На рисунке 3 представлена модель построения упражнений тактико-технической направленности.

С помощью, представленной на рисунке 3 модели, нами осуществлялся анализ индивидуальных тактико-технических действий. В совокупности по результатам 15 соревновательных матчей нами было проанализировано 3019 игровых приёмов, выполненных хоккеистами 9-10 лет с низкой эффективностью.

Анализ действий включал в себя следующие характеристики: место реализации действия, анализ избранных игроками средств игры, позиций и движений игроков, траекторий передвижений и пространственных параметров реализации действий. На основе имеющихся данных нами формировались тренировочные упражнения тактико-технической направленности. Обучение игровым приёмам осуществлялось с помощью, представленной на рисунке 4 модели.

Основная направленность модели заключается в том, что в предложенных тренером условиях занимающиеся должны самостоятельно избирать наиболее оптимальный для себя способ достижения цели. Важную роль в реализации индивидуальных действий играет изучение и анализ занимающимися начальных игровых условий. Постановка ситуативных задач в ходе обучения предъявляет повышенные требования к восприятию игровых ситуаций, переработке, анализу, синтезу информации, следовательно, в ходе выполнения действий активизируется мышление занимающихся, а также запоминаются значимые для игры в хоккей деталей техники и тактики.

Методика обучения индивидуальным тактико-техническим действиям апробировалась нами в течение восьми месяцев, двухсот одного учебно-тренировочного занятия и двухсот девяносто девяти часов (таблица 1).

В ходе апробирования методики преобладали учебно-тренировочные занятия смешанного типа, в которых осваивались новые и закреплялись ранее осваиваемые навыки, а также осуществлялась спортивная подготовка по различным её видам. Основными критериями, детерминирующими переход от освоения одного навыка к другому, выступали скорость, рациональность принятия решения занимающихся в смоделированных ситуациях и качество исполнения приёмов.

Для оценки эффективности методики в контрольной и экспериментальной группах в начале педагогического эксперимента и после его окончания оценивались психофизиологический статус и уровень тактико-технической подготовленности испытуемых. Результаты исследования определялись на основе сравнительного анализа среднестатистических показателей. Результаты психофизиологического тестирования наглядно представлены в таблице 2.

В соответствии с положительной динамикой результатов простой и сложной сенсомоторной реакции можно судить о том, что педагогический эксперимент поспособствовал повышению способности своевременно реагировать на внешние раздражители в простых и сложных условиях. Исходя из положительной динамики результатов тестов: «Устойчивость внимания», «Концентрация внимания» и «Помехоустойчивость» можно утверждать, что эксперимент повлиял на повышение скорости выделения значимых для занимающихся объектов и сохранение на них концентрации, а также повысил способность быстрого реагирования в условиях повышенного внешнего раздражения. Кроме этого, у занимающихся ЭГ произошли качественные изменения показателей краткосрочной зрительной памяти и интеллектуальных способностей, что подтверждается результатами тестов: «Память на образы» и «Кубики Коса».

Для оценки эффективности индивидуальных ТТД хоккеистов нами был выполнен видеоанализ соревновательной деятельности с участием игроков контрольной и экспериментальной групп (таблица 3).

После педагогического эксперимента у испытуемых экспериментальной группы, в отличие от представителей контрольной группы был выявлен статистически достоверный прирост количественных и качественных показателей индивидуальных тактико-технических действий. Анализ количественных показателей указывает на то, что в семи из восьми игровых компонентах, таких как: «Приём», «Передача», «Ведение», «Обводка», «Отбор», «Подбор», «Бросок» увеличилось число выполняемых игровых действий (различия статистически достоверны на уровне значимости p менее 0,05)

Помимо изменения количественных показателей произошел прирост качества выполнения следующих игровых компонентов: «Приём», «Передача», «Ведение», «Обводка», «Отбор», «Подбор». Следует отметить, что отсутствие прироста на статистически достоверном уровне в результатах эффективности игры на точке вбрасывания объясняется тем, что в методике применялось недостаточно упражнений для развития данного игрового компонента.

Помимо этого, обращает на себя внимание результат эффективности бросков, согласно которому хоть и произошли качественные изменения, но не статистически значимом уровне (при P >0,05). Отсутствие статистически достоверного прироста данного компонента игры можно объяснить тем, что недостаточное развитие силовых способностей 9–10-летних хоккеистов не позволяет им с достаточной эффективностью выполнять броски по воротам со средней и дальней дистанции, что в значительной степени снижает их эффективность. Однако, несмотря на это, основываясь на полученные данные можно утверждать, что предложенная нами методика в значительной степени повлияла на стабильность и вариативность индивидуальных тактико-технических действий хоккеистов ЭГ.

Для выявления взаимосвязи между психофизиологическими показателями и результатами соревновательной деятельности юных хоккеистов нами был выполнен корреляционный анализ (таблица 4).

По результатам корреляционного анализа была выявлена взаимосвязь между:

- простой зрительно-моторной реакцией и эффективностью ведения шайбы (- 0,65), обводки (-0,96), отбора (-0,66), подбора шайбы (-0,66);

- реакцией выбора и эффективностью подбора шайбы (-0,88);

- точной реакцией на движущийся объект и эффективностью ведения (0,66), обводки (0,79), подбора шайбы (0,92);

- запаздывающей реакцией на движущийся объект и эффективностью обводки (- 0,66), отбора шайбы (-0,61);

- опережающей реакцией на движущийся объект и эффективностью ведения шайбы (-0,82), отбора (-0,56), подбора (-0,79);

- временем реакции и эффективностью подбора шайбы (-0,96);

- устойчивостью внимания и эффективностью игры на точке вбрасывания (0,64), приёма (0,89), ведения (0,73), обводки (0,86), отбора шайбы (0,92);

- концентрацией внимания и эффективностью приёма (-0,70), передачи шайбы (- 0,68);

- помехоустойчивостью и эффективностью передач (-0,73), ведения шайбы (- 0,82);

- памятью на зрительные образы и эффективностью игры на точке вбрасывания (0,77);

- результатами теста: «Кубики Коса» и эффективностью подбора шайбы (0,61).

Таким образом, с помощью корреляционного анализа было выявлено, что уровень развития психических процессов в достаточной мере влияет на количество и качество выполнения индивидуальных тактико-технических действий юных хоккеистов. Следовательно, можно сказать, что предложенная нами методика обучения индивидуальным тактико-техническим действиям поспособствовала повышению уровня психофизиологических показателей и игровой подготовленности хоккеистов экспериментальной группы.

Эмпирическим путём было доказано, что применение методики обучения индивидуальным тактико-техническим действиям хоккеистов 9-10 на основе конструирования ситуативных задач поспособствовало повышению психофизиологических показателей и их компонентов. На уровне достоверных различий (при Р менее 0,05) произошли качественные изменения в тестах: «Простая зрительно-моторная реакция», «Реакция выбора», «Процент точных реакций», «Процент запаздывающих реакций», «Устойчивость внимания», «Концентрация внимания», «Помехоустойчивость», «Память на образы» и «Кубики Коса».

Посредством повышения психофизиологических показателей и уровня технической подготовленности занимающихся, улучшились показатели стабильности и вариативности индивидуальных тактико-технических действий хоккеистов. В экспериментальной группе в нескольких игровых показателях произошли количественно-качественные изменения. В соревновательной деятельности испытуемые ЭГ стали выполнять больше игровых приёмов. В частности, увеличилось количество приёмов, передач, ведений, обводок, отборов, подборов и бросков по воротам (при Р менее 0,05)

Результаты экспертной оценки индивидуальных приёмов игры показали, что помимо изменения количественных показателей произошел прирост качества выполнения следующих игровых компонентов: приём, передача, ведение, обводка, отбор, подбор (при Р менее 0,05)

ЛИТЕРАТУРА 1. Газимов, И.Р. Методика технической подготовки хоккеистов на спортивнооздоровительном этапе / И.Р. Газимов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 1 (119). – С. 56–60.

2. Зыков, А.В. Технико-тактические задачи в обучении согласованности действий юных хоккеистов / А.В. Зыков, В.В. Козин // Международные спортивные игры «Дети Азии» – фактор продвижения идей олимпизма и подготовки спортивного резерва : материалы международной научной конференции. – Чурапча, 2016. – С. 327–330.

3. Козин, В.В. Спортивная двигательная ситуация как деятельностно-ориентированная модель игры / В.В. Козин, А.В. Зыков // Омский научный вестник. – 2015. – № 3 (139). – С. 158–160.

4. Макаров, Ю.М. Концепция формирования игровой деятельности в спортивных играх / Ю.М. Макаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 7 (101). – С. 78–83.