ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ИМПРОВИЗАЦИИ – ЭТАЛОН СОВРЕМЕННОГО КОУЧИНГА
Тренеры – это создатели и родители твоего хоккея. Они выстраивают систему, аккуратно и бережно вводят тебя в неё и делают всё, чтобы ты впитал её, от её первой до последней «буквы». Отдав тебе всего себя без остатка, тренер отходит в сторону, а ты, раскрывая свой потенциал, полученный от реализации его системы, начинаешь творить волшебство на льду.
В любой грамотной системе подготовки заложена реализация способности игрока к импровизации. Её уровень зависит от уровня восприимчивости хоккея самим спортсменом, от его творческого потенциала и способности визуализировать образы. Чем выше степень этих качеств, тем более изысканным становится волшебство, творимое игроком на льду.
Какой же должна быть система, и что должно содержаться в её аспектах, чтобы заложить в игрока максимальную способность к эффективной импровизации?
- Первое условие – это развитие у игрока способности к анализу и исследованию своих действий. Игрок должен не просто выполнять требования тренера, но и понимать, как сами требования, так и методы их исполнения.
- Второе условие – игра. На игре должно быть построено каждое педагогическое проявление вашей системы. Просто возьмите себе за правило, если ваше задание на пронизано игровым духом или соревновательным смыслом, вы не даёте это задание своим детям.
- Условие третье – равенство. У родителя не должно быть любимых и нелюбимых детей. Поэтому каждый игрок должен иметь равные шансы проявить свои способности. Это не значит полное отсутствие наказаний за провинности и оплошности, равно как я не агитирую за «равное отношение к неравным», но свой шанс должен иметься у каждого игрока, особенно в том возрасте, когда игры не имеют турнирного значения.
- Условие четвёртое – увлекательность. Всё что делают дети должно их увлекать. Эта увлекательность не должна быть показной, огонь заинтересованности во всех своих действиях должен всегда гореть в глазах ребёнка. Ему никогда не должно быть скучно, он никогда не должен быть подавлен или, не дай бог, унижен. Ребёнок всегда должен быть заинтересован в том, что он делает в каждый момент тренировочного времени.
- И главное, пятое условие – тренер всегда должен помнить, что лучший игрок, это игрок способный к успешной импровизации, а четыре звена таких игроков = «команда мечты».
ЧТО ТАКОЕ ХОККЕЙ?
Хоккей – это хаотичный вид спорта и по своей сути он является игрой непрерывной. Да, хоккей предусматривает перерывы после каждого периода, но в отличие от американского футбола, например, в нём нет затяжных пауз во время самой игры. Средний игровой эпизод в НФЛ длится 7 секунд, а в хоккее, вбрасываний не бывает по несколько минут. В хоккее игроки должны принимать молниеносные решения сходу, на лету, и в этот момент они не могут полагаться на подсказку тренера.
Темп игры также способствует хаосу. В отличие, к примеру, от баскетбола, где большинство команд позволяет вам спокойно вести дриблинг на своей половине площадки, замедлять ход игры, а затем «взрываться» наигранными комбинациями, в хоккее вы практически всегда находитесь под давлением соперника, который пытается навязать вам свою волю. В хоккейном поединке у вас не получится как в волейбольном матче показать партнёрам за спиной на пальцах номер разыгрываемой комбинации, и исполнить её в полном соответствие с тренерской установкой. В хоккее, на ваш розыгрыш неминуемо повлияет сила противодействия со стороны соперника.
Описанные нами ограничения не позволяют тренеру в полной мере управлять игроками так, словно они повинуются движениям манипулятора на джойстике игровой приставки. И это здорово, поскольку хоккей – это игра, которая всесторонне зависит от импровизации всех её участников. Игра и предназначена для этого. Ведь чем тоньше импровизация, чем плотнее противодействие игроков и чем выше напряжение матча, тем игра зрелищнее и интереснее. Давайте дадим хоккею именно эту его составляющую!
СОЗДАНИЕ КАКОЙ СРЕДЫ БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ ИМПРОВИЗАЦИИ В ДЕЙСТВИЯХ ИГРОКОВ?
В этом плане существуют две основные идеи.
ПЕРВАЯ – СОЗДАТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
Если игрок боится рисковать, если в команде, в период отсутствия значения турнирных результатов, существуют некие «табу» на демонстрацию своих способностей, при решении игровой ситуации в свою пользу, о импровизации в действиях игрока, особенно в критические игровые моменты, можно забыть. Тренер просто обязан создать такие условия, которые могли бы сподвигнуть игрока к мысли о том, что обдуманный риск движет его прогрессом, а желание импровизировать подогревается надеждой научиться «творить» хоккейные чудеса.
Такой подход наставника к воспитанию своих игроков даст им чёткий посыл – рискуй, это можно, это не возбраняется! Не бойся потерпеть неудачу. Не стесняйся выглядеть глупо. Тренер всегда расскажет тебе о твоих ошибках и научит, что нужно делать, чтобы выглядеть умелым и качественным игроком.
Современный коучинг призывает каждого тренера избегать любого риска затормозить развитие творческого потенциала игрока. Ведь ошибки – это неотъемлемая часть процесса обучения. В команде должна быть такая атмосфера, которая бы приветствовала попытку любого игрока выделяться на площадке своими нестандартными, а порой и нелогичными действиями, даже если они пока не приносят позитивного результата. Попытка «сделать игру», всегда дорогого стоит.
Тренер обязан постоянно подавать игрокам сигналы психологической безопасности и наблюдать, как импровизация его игроков работает над созданием будущих игровых шедевров. Создавая условия для развития этих качеств, вы совершаете огромную созидательную работу.
ВТОРАЯ - УЛУЧШИТЬ КОМАНДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
"Игрок, владеющий шайбой, является «слугой» своих товарищей по команде. Всегда и в любой ситуации." Анатолий Тарасов
Сдвиг в мышлении в сторону «служения команде», мгновенно делает ваших игроков ответственнее и целеустремлённее, как на льду, так и за его пределами.
Любой игрок чувствует теперь ответственность перед каждым своим товарищем. При этом не важно, являетесь ли вы носителем шайбы, опорным игроком, игроком в зоне помощи, или игроком, обеспечивающим пространство и время для комбинационного развития атаки.
Этим сдвигом вы создали для всех находящихся на льду игроков общую оболочку. Они становятся единым организмом, той целостностью, которая живёт по общим законам и имеет общие ценности.
В такой новообретённой среде личностной ответственности перед коллективом, где служение команде превыше всего, многое становится неприемлемо. Например, сетовать на то, что кто-то отдал тебе плохой пас, вместо этого игроки в диалоге между собой выясняют, какую передачу для принимающего можно считать удобной, какую траекторию и какую технику передачи он предпочитает. Игроки выясняют, какая скорость передачи была бы более подходящей, и насколько техника приёма паса соответствует технике его передачи.
Сдвиг в мышлении в пользу «служения команде» заставляет каждого игрока стать чуточку лучше и сделать что-то, что помогло бы стать лучше всем товарищам по команде.
И я, как тренер, теперь могу ответить на вопрос – За счёт чего я могу помочь моим ребятам добиться успеха? За счёт замены обвинения на поиск решения!
Служение команде – это миссия, а любая миссия способствует сплочению.
ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ЦЕЛЬ КОУЧИНГА
Существует ли какой-либо план в педагогике импровизации? Конечно, ведь та среда, которая способствует зарождению данного качества в игроках, сама по себе сложиться не может. Вы, как тренер и наставник, должны создать её намеренно. И одним из способов создания такой среды, является система Бретта Ледбеттера. О чём она гласит?
Определяйте.
Определите философию своего хоккея, задайте ребятам систему «служения» команде, расставьте приоритеты в действиях, поставьте цели, обозначьте задачи, и в конце концов, на базе всего этого создайте культуру своего хоккея, которую вам предстоит привить своей команде.
Управляйте.
Общайтесь с командой. Бросайте вызовы каждому игроку, линиям, звеньям и команде в целом. Распознавайте слабые места, работайте над их укреплением, старайтесь чтобы любое действие соответствовало вашим ожиданиям.
Моделируйте
Убедитесь в том, что вы сами, в первую очередь соответствуете тем требованиям, которые предъявляете к своим игрокам. В том, что вы являетесь образцом для подражания в качестве старшего товарища и наставника для своих игроков. Моделируйте отношения внутри команды, моделируйте её игровые качества. Создавайте условия для рождения величия своей команды и её игроков.
Не бойтесь! Сделайте свой первый шаг к эталону современного коучинга!
На этом, пожалуй, на сегодня всё. Но впереди нас ждёт много интересных работ и полезных знаний. Подписывайтесь на наши обновления и незабывайте донатить проект. Это очень важная составляющая для роста объёма той полезной информации, которую мы для вас готовим.
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".
Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27)
Сумма перевода не регламентируется.