СИСТЕМНЫЕ МЫСЛИ О ХОККЕЕ...
СИСТЕМНЫЕ МЫСЛИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
...Всё начинается с шайбы. Ваша задача - постоянный контроль над ней. В хоккейном матче только одна шайба, и пока вы её контролируете, соперник не способен поразить ваши ворота, и наоборот, именно у вас есть шанс на успех...
...Как играть, когда вы владеете шайбой? Уверенный контроль, точный пас, грамотное взаимодействие и активные перемещения на свободные зоны - вот критерий успеха для данного компонента игры...
...Если команда перестаёт контролировать шайбу, шайба начинает контролировать команду!... (распечатать и повесить в раздевалке!)))
...С партнёрами нужно взаимодействовать так, чтобы от этого взаимодействия соперник испытывал стресс!... (тоже на стене не затеряется!)))
...Контролируя шайбу, взаимодействуя, открывая свободные зоны, игроки должны подчинять эти действия одному - броску по воротам с целью их взятия...
...Современный хоккей это пять нападающих и пять защитников на площадке единомоментно, полная взаимозаменяемость, подстраховка, скорость действий и взаимодействия...
...Ментальность успешного тренера основана на скаутинге. Рассмотреть в юном игроке талант, способность, предрасположенность - задача не из лёгких. Тренер оценивает умение мыслить, технические и тактические характеристики игрока, его работоспособность, характер. При этом по-настоящему профессиональный наставник, не смотрит в этот момент на росто-весовые показатели игрока. Они его вообще не интересуют, если спортсмен является прирождённым хоккеистом...
...Главный критерий отбора - игровое мышление. Умный игрок сыграет на любой позиции и закроет любую брешь в составе. Если в ростере команды есть 10 умных игроков, то у команды есть пять пар классных защитников и три тройки первосортных нападающих...
...Изучайте каждого претендента на место в составе, как доктор изучает анамнез своего пациента. Если врач не обладает о своём пациенте полной, стопроцентной информацией, риск не вылечить заболевание равен 100%...
...Не загружайте детей физической подготовкой и в особенности бегом. Какая вам польза в том, если каждый из ваших подопечных будет бегать стометровку как олимпионик, но при этом не сможет контролировать шайбу на крюке своей клюшки? Ловкость, координация, гибкость - эти качества пригодны для обособленной специальной работы в детском возрасте. Все остальные специальные качества должны развиваться через подвижные игры...
СИСТЕМНЫЕ МЫСЛИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
...Скорость манёвра, более результативна, чем скорость бега...
...Такой аспект как "скорость действия", для тренера мало информативен, зато "скорость совокупности действий" несёт в себе массу информации...
...Ментальная быстрота и способность принимать эффективные решения за наименьший интервал времени, определённо важнее скорости перемещения по площадке...
...Способность быстро ориентироваться во времени и в пространстве, способность видеть партнёров и соперников, а так же анализировать действия каждого из них - это и есть та быстрота, которая определяет скорость совокупности действий игрока на хоккейной площадке...
...Быстрые ноги - это "клад", быстрый ум - "волшебная палочка"...
...Контроль шайбы, выбор позиции и быстрый контр прессинг в случае её потери - вот критерии успеха хоккейного поединка. Позиционная грамотность игроков - это возможность слаженной командной и групповой работы, как в атаке, так и в обороне своих ворот...
...Выбор позиции при действиях в обороне, не менее важен, чем при действиях в атаке. Грамотно выбранная позиция даёт возможность защищающимся прессинговать соперника и эффективнее, и быстрее...
...Прессинг в зоне атаки преследует две цели: Навязать сопернику борьбу в непосредственной близости от его ворот, и изнурить соперника необходимостью защитных действий...
...Отбор шайбы у соперника посредством прессинга, увеличивает атакующие возможности команды за счёт неожиданности её действий и позиционного доминирования вызванного агрессивным давлением на соперника...
...На площадке всего одна шайба, и задача команды обеспечить владение ею. Но само по себе владение шайбой ничего команде не даёт. Мы должны знать, что, и в какой момент времени предпринять, чтобы наше владение переросло в угрозу воротам соперника. А это значит, что наша голова должна работать в равной мере с нашими ногами и руками...
...Мы говорили уже о важности скаутинга, но на одну ступеньку с ним встаёт и последующее развитие игроков обеспечивающее их игровой потенциал для будущих свершений...
...Важно помнить! Наличие в команде игроков, способных не только начать атаку, но имеющих острый и точный "первый пас", увеличивает шанс на победу своей команды до 88%...
...Точность, своевременность и неожиданность передач сделанных в позиционной атаке, увеличивает шанс на победу команды до 68%...
...Наличие в команде игроков способных сделать точную, неожиданную и даже замысловатую передачу, хоть и повышает шанс команды на победу, но гарантировать эту победу не может. Хоккей это игра, поэтому любая статистика хоккея, это лишь ориентир, из неё можно делать выводы, но уповать на неё не стоит...
...Проникающий пас, это самый сложный пас в хоккее. Считается, что обучить ему нельзя, можно только научиться. И это верное определение, поскольку в данном компоненте высокую роль играют врождённые свойства игрока. Хотя, как мне кажется, в хоккее нет ничего невозможного и игроки должны стараться овладеть всеми премудростями этой великой игры...
...Проникающей является передача отрезающая двух и более соперников от активного участия в игровом эпизоде...
...Проникающая передача всегда изменяет ритм атаки. Она одинаково эффективна и при атаке сходу, и при позиционной атаке...
...Проникающий пас, это "высокоточное оружие", он не является "оружием массового поражения", им нельзя бомбардировать противника на протяжение всей вашей атаки. Проникающий пас должен стать оружием "снайпера", в противном случае, подстроившийся под такую игру соперник доставит вам массу хлопот...
...Результат от проникающей передачи основан на терпении, хитрости, быстроты принятия решения, скорости исполнения, и точности взаимодействия с партнёром...
...Прессинг, это не бездумная беготня за соперником, это чёткие и выверенные действия определённые игровой схемой установленной на матч...
...Результативный прессинг, это не затрата энергоресурса, а его экономия...
...Результативный прессинг соответствует правилу трёх секунд. Если в течение трёх секунд после потери шайбы вы не навязали сопернику борьбу за неё, соперник, скорее всего сможет выйти из-под вашего давления при помощи передачи шайбы на своего партнёра...
...Прессинг это часть позиционной игры, и как любая позиционная игра он зависит от свободного игрового пространства. Оставляя его сопернику вы ослабляете свою позицию на площадке...
...Игра хаотична. Но чтобы создать её модель, нам необходимо понимать структуру этого хаоса, управлять им. То есть превратить непредвиденное в предвосхищаемое...
...Как структурировать хаос? Двигаться в нужный момент, в заданном направлении, на заданном участке площадки с целью выполнить конкретно поставленную задачу...
СИСТЕМНЫЕ МЫСЛИ ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ИГРАЕМ В "РОНДО"
...Контроль шайбы, её приём и передача, основные слагаемые игрового успеха. Играйте в "Рондо"! Различные модификации и задания этой игры, откроют перед вашими игроками дорогу к будущему мастерству...
...Играя в "Рондо" варьируйте не только способы приёма-передачи шайбы, не только способ перемещения, но и темп игры. Выставляйте на игровую площадку наибольшее количество пассивных помех в виде игроков, выполняющих эту роль...
...Постоянно усложняйте игровые задания. Наигрывая упражнение требуйте его максимально быстрого исполнения...
...Игра в "Рондо" это, в первую очередь, тренировка позиционной атаки, поэтому очень важно чтобы расстановка игроков в игре, соответствовала требованиям предъявляемым к ним позиционными действиями...
...И игроки (нападающие), и "джокеры" (защитники), при игре в "рондо", располагаются в соответствие с теми тактическими ходами, которые запланированы тренером для развития позиционных атакующих действий...
...Играя в "рондо" на ограниченном пространстве, (например определяя две сдвоенные зоны атаки), используйте одного центрального и одну пару джокеров (защитников) на обе зоны. При этом, игроки зоны атаки меняют друг друга в роли центрального нападающего...
..."Рондо" тем интереснее, чем сложнее её правила. Игра в одно касание, сочетание коротких и длинных передач, передача только неудобной стороной крюка клюшки, приём передачи только ногой или только в движении, все эти и другие дополнительные сложности делают игру более насыщенной и интересной...
...Включая "Рондо" в тренировки младших возрастов, требуйте передач только тому партнёру, которого игрок видит. Никакого поиска, никаких передач на свободные зоны. Передачи только конкретным адресатам...
...Игра в "Рондо" это всегда три равноценные вершины и два "джокера" в качестве опорных игроков. Как бы не перемещались вершины и в каком бы направлении не строилась игра (по часовой или против часовой стрелки), "джокеры", по заданию тренера, всегда должны быть задействованы (вторым, третьим, и т.д. пасом). Получив шайбу "джокер" делает передачу на второго джокера, и только второй джокер делает передачу на любую из вершин...
...Способ приёма-передачи паса, направление и способ движения, количество и последовательность передач, а также перемещение одной из вершин (центрального нападающего) во вторую зону атаки, регламентируется тренером...
..."Джокеры" (защитники), во время игры всё время удерживают друг друга в зоне видимости...
...Одна из моих любимых игр - "Рондо" "8 передач". Игра происходит 4 на 4 на одни ворота в зоне атаки. При этом девятый игрок исполняет роль игрока "большинства". Тренер вбрасывает шайбу в лицевой борт, и команда завладевшая шайбой разыгрывает численное большинство 5 на 4. Особое условие - бросок по воротам возможен только после 8 точных передач друг другу. Если защищающиеся перехватывают шайбу, игрок "большинства" играет в их составе и они становятся атакующей командой...
СИСТЕМНЫЕ МЫСЛИ. ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ
...На одной линии одновременно не может находиться более двух игроков одной команды. Нахождение на одной линии трёх и более хоккеистов, значительно сужает фронт созидательных действий коллектива...
...Самое опасное пространство на площадке "королевская дорога", а в зонах защиты и нападения - зона слота. Никогда не оставляйте эти зоны бесконтрольными. Постарайтесь сделать всё, чтобы соперник не имел инициативы в этих зонах...
...Умение играть по позиции, нивелирует отсутствие у игрока многих других качеств...
...Передача с отскоком от борта, отличная альтернатива прямой передаче, если соперник способен перекрыть линию прямого паса или воздействовать на его точность...
...При движении вдоль длинного борта, передача с отскоком под углом менее 90 градусов невозможна...
...Открывайтесь под передачу. Игрок владеющий шайбой, всегда должен иметь пять адресов для передачи, (включая передачу себе на ход)...
...Базовые понятия позиционной игры в атаке: Нападающие располагаются в зоне соперника в рамках геометрической фигуры образующей треугольник, у которого как минимум одна "вершина" способна угрожать воротам соперника. Защитники контролируют взглядом положение друг друга, имея вербальный и невербальный контакты на протяжение всей игровой смены. Каждый игрок располагается на площадке таким образом, чтобы иметь возможность принять передачу от партнёра владеющего шайбой...
...При потере шайбы помним о правиле "трёх секунд"...
...При игре в обороне, основной задачей обороняющихся является способность перекрыть сопернику возможность точной передачи на своего партнёра...
...При уверенном контроле над шайбой в зоне соперника и выраженной возможности отдать точную передачу на своего партнёра, прессинг со стороны обороняющихся практически обречён на отсутствие созидательности...
...Когда хоккеист бессистемно "бегает" по площадке или "катается" игнорируя поставленную перед ним задачу - это признак того, что его действия лишены всяческого созидательного смысла. Для осмысленной, результативной и эффективной игры, от игрока требуется "перемещение" согласно той "геометрии" которую диктует хоккеисту игровой эпизод...
СИСТЕМНЫЕ МЫСЛИ ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ПОЗИЦИОННАЯ ИГРОВАЯ ТРЕНИРОВКА
...Два-три раза в неделю, настоятельно рекомендуется выполнение упражнений, завязанных на позиционных розыгрышах «без ворот». На начальном этапе подготовки, для проведения позиционной работы основанной на розыгрыше шайбы, должно быть задействовано достаточно большое игровое пространство, например одна из зон хоккейной площадки. При улучшении качества выполнения игровых заданий, игровая зона уменьшается, а количество занятых в задании игроков, увеличивается. Игра «без ворот» сконцентрирует внимание игроков непосредственно на самом розыгрыше, на приёме-передаче паса, поиске лучших решений, а также на скорости выполнения всех комплексных приёмов. Позиционный розыгрыш шайбы «без ворот», очень полезные в тактическом плане упражнения…
…Позиционная игра «без ворот» по типу «рондо», отлично воспитывает пространственное мышление, и дети, которые овладевают её навыками, гораздо быстрее начинают взаимодействовать друг с другом, быстрее оценивать игровую ситуацию и принимать решения. Позиционные игры воспитывают все эти качества гораздо быстрее традиционной развивающей работы…
…Развитие пространственного мышления и уверенность в действиях имеют свои характеристики. Как только вы увидели, что ребята делают передачи друг другу в одно-два касания, усложняйте задание. Их уверенная работа в одно-два касания, информирует вас о том, что навык освоен и пора двигаться дальше…
…Позиционная игра не подразумевает беговых упражнений и открываний в немыслимых точках. Игроки должны чётко соблюдать позиционный «треугольник атаки», или «конверт», если в игре участвует пять человек…
…Задача «защищающихся» игроков, поскольку цель обороны своих ворот перед ними в данной игре не стоит, перекрыть линии паса создаваемые атакующими. Особое внимание обороняющихся должно быть сосредоточено на импровизированном «слоте» - центральной оси игровой зоны…
…При потере шайбы «атакующими» игроками, у них есть три секунды на возврат шайбы при помощи тотального прессинга. Если через три секунды «атакующие» не установили контроль над шайбой, тренер останавливает игру, и меняет составы играющих. Как правило, защищающиеся становятся атакующими, а в защиту выходит свежая группа игроков…
…Позиционная игровая тренировка актуальна начиная с первого года обучения на этапе начальной подготовки (не путать со спортивно-оздоровительным этапом) до конца игровой карьеры, украшенной заслуженным обладанием перстней завоевателя многочисленных Кубков Стэнли…
…По мере повышения мастерства, позиционная игровая тренировка становится и сложнее, и интереснее. В результате, позиционная игра оказывается самым любимым тренировочным средством подавляющего большинства хоккеистов…
…Перемещайте шайбу быстро, ведь шайба никогда не устаёт…
…Проводя позиционную игровую тренировку постоянно уменьшайте игровое пространство, это постепенно приведёт к повышению уровня мастерства ваших игроков, за счёт улучшения реакции, уменьшения времени на принятие решения, скорости взаимодействия, а также развития других немаловажных игровых качеств…
…Быстрое перемещение шайбы делает задачу защищающихся архисложной. И самая большая сложность заключается в невозможности провести быструю перегруппировку. Шайба всегда быстрее любого, даже самого быстрого игрока. Позиционная групповая тренировка – ключ к наивысшей степени взаимодействия и его скорости между партнёрами…
…Упражнения позиционной тренировки, имеют стопроцентную переносимость на любую игровую тактическую схему…
СИСТЕМНЫЕ МЫСЛИ ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. О СКОРОСТИ
…Любой отскок шайбы от вашей клюшки – играет на руку сопернику. Даже если во время приёма передачи он от вас на расстоянии 3 метров, любой, самый незначительный отскок, сразу делает его ближе к шайбе, а вас дальше от неё…
…Уверенный приём передачи, заставляет соперника изменить намерение лишить вас шайбы, на решение – попытаться перехватить вашу передачу. А если он всё-таки не меняет своего намерения, ваша острая и точная передача партнёру будет являться победой в этой микродуэли…
…Ваш замысел сделать передачу на партнёра, останавливает ноги опекающего вас соперника……Покажите ложное стремление сделать пас, и внезапно ускорьтесь – в 90 случаев из 100 вы получите фору в один метр над соперником…
…Идя на трёх соперников, не ставьте своей целью, во что бы то ни стало попытаться их обыграть. Это авантюра. Но идя на эту авантюру, имейте решение сделать острую передачу на партнёра. Ведь если три соперника скованны вашими действиями, то, как минимум два ваших партнёра не имеют опекунов…
…Точный пас – лекарство от давления со стороны соперника…
…Обрабатывая шайбу при приёме, в первую очередь просчитайте возможность острой передачи, и только во вторую, иные действия по её перемещению…
…в 95 случаев из 100, в поединке побеждает так команда, на чьём счету большее количество острых и точных передач…
…В детских хоккейных командах (8-10 лет), 4-5 точных передач подряд, сделанных во время атаки, в 80% приводят к взятию ворот соперника, ещё в 15% случаев, соперника выручает вратарь, в 5% случаев вратаря выручают защитники, или неточные завершающие действия атакующего…
…Точная передача партнёру – главный шанс команды на продолжение владения шайбой…
…Позиционные упражнения, которым в нашей теории уделено огромное количество материалов – «золотой ключик» к решении проблемы контроля над шайбой, и как следствие созданием игрового преимущества…
…Уверенно владея шайбой при прохождении средней зоны, вы не должны беспокоиться о том, что синяя линия зоны обороны соперника предстанет перед вами непреодолимым рубежом, поскольку у вас, всегда есть несколько вариантов её прохождения…
…Первый и самый благодатный – вход в зону, это вход с владением шайбой. Для этого очень важно создать численное преимущество в зоне воздействия на оборону соперника, подготовить ширину и глубину дальнейших атакующих действий…
…Быстрый проход по флангу при перехвате шайбы и организации острой контратаки, практически всегда сопровождается контролем носителя шайбы со стороны защитника соперника. Поэтому наиболее верным решением по созданию глубины атаки, будет действие партнёра под носителем шайбы, занятием им свободной зоны и скидкой на него шайбы со стороны носителя, с последующим поиском эффективной вершины для дальнейшего розыгрыша или атаки ворот соперника…
…При входе в зону атаки особое внимание уделяется положению головы всех участников зарождающейся атаки. Если носитель шайбы видит, что кто-то из партнёров устремил свой взгляд в лёд, передача на такого партнёра может считаться рискованной и существует большая вероятность потери стройности атакующих действий. Игрок должен выбирать того адресата для передачи, с которым у него осуществлён вербальный или невербальный контакт…
…Самым острым началом атаки при входе в зону соперника, является вход через «королевскую дорогу», то есть через середину зоны соперника…
…При входе в зону атаки, очень важно создать перепад скоростей в движении игроков, поддерживающих атаку, сразу после того, как шайба, контролируемая её носителем, пересекла синюю линию. Носитель шайбы либо ускоряется по направлению существующей свободной зоны, меняясь местами с игроком, выполняющим роль вингера, либо наоборот, замедляется с целью создания свободного пространства, предоставляя возможность своим партнёрам занять выгодное положение для продолжения атаки, или для создания трафика под воротами соперника…
СИСТЕМНЫЕ МЫСЛИ ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ. ИГОРЬ ЛАРИОНОВ
…Ментально слабые хоккеисты, это игроки, которые попав в плей-офф, взяли на даты проведения финальной серии путёвки на Мальдивы…
…На бумаге ты можешь быть силён. Но статистика в хоккей не играет…
…В сегодняшнем хоккее, если ты быстро не бежишь и быстро не думаешь, все остальные качества, определяющей роли не играют…
…Команда появляется тогда, когда вокруг тренера объединяются игроки, понимающие игру также, как понимает её он. Это не просто, особенно для тех специалистов, которые не готовы ждать и терпеть…
…Очень важно постоянно держать руку на пульсе и понимать, что и в каком направлении меняется в мировом хоккее. Изменения происходят постоянно. Хоккей как живой организм, он постоянно эволюционирует. Я, например, чтобы уловить современные тренды, этим летом, в течении двух месяцев просматривал по две-три игры плей-офф НХЛ ежедневно…
…Своим молодым игрокам я всегда даю советы посмотреть нарезку игр тех мастеров хоккея, которые своей игрой смогли бы помочь им добавить в том или ином компоненте хоккея…
…Задача четвёртого звена – семь-десять голов за сезон, но ни как ни один и не два. Для такой игры нужна быстрота, и в первую очередь быстрота мысли. Такая игра сегодня у Колорадо, у Нью-Йорка, у той же Тампы…
…А дальше идёт футбол. Все должны двигаться. В атаке всегда, минимум четыре человека…
…Уже выросло несколько поколений хоккеистов, потерявших навыки игры прошлого, когда мы творили на хоккейной площадке. Сегодня мы каждую тренировку начинаем с игры (с ситуативной работы. Прим. Редактора), это позволяет нам играть компактно, в быстрый, умный, атакующий хоккей, с полным контролем шайбы…
…Контроль шайбы – контроль игры…
…Современный хоккей, это симбиоз командных игровых видов спорта. В каждой из этих игр тренер может почерпнуть для себя и своей команды, множество полезных и необходимых в игровом плане аспектов…
…Хоккей - это игра! Ошибки в ней - естественный процесс. Но мы ругаем своих игроков не за ошибки. Мы недовольны отсутствием ответственности за свои действия…
…Бывает так, что требование тренера влечёт за собой перестройку психологических принципов игрока. Это нормальный процесс и ответственный игрок это понимает…
…Если жизнь преподносит тебе лимон, имеет смысл сделать из него лимонад… (Умей воспользоваться тем, что дарит тебе сложившаяся ситуация. Прим. Редактора)
…Умейте создавать численное преимущество за счёт движения. Такой подход к игре всегда приносит успех…
…Каждый игрок, выходя на площадку должен помнить, что он играет для зрителя, а зритель, живёт этой игрой, поэтому я, как тренер, требую от своих игроков умную и зрелищную игру на высоких скоростях и при хорошем взаимодействии…
…Тренер говорит игроку, что нужно сделать в том или ином игровом эпизоде, но только игрок в процессе этого эпизода, решает, как он это сделает…
…Грамотный тренер, для того чтобы сделать из игрока «хороший продукт», не ждёт, когда ему исполнится 23 года, а лепит из него хоккеиста с 16 лет…
…Начинать работать нужно рано. Мы в Детройте в 6-30 были уже на завтраке, а в 7-30, одна группа шла на каток, вторая в зал. 40 минут интенсивной работы на быстроту, развитие реакции и игрового мышления, и это была наша ежедневная практика. Потом обед, четыре часа отдыха, и продолжение работы…
…Много игры – это моё кредо. Половина тренировки должна быть посвящена различным играм на взаимодействие и принятие решений. Никакого бега, никаких 18 по 400… Как-то мы спросили у Владимира Владимировича Юрзинова, а зачем мы столько бегали? Мэтр ответил предельно честно… «Да я и сам теперь не знаю, зачем»…
…Функциональная подготовка безусловно важна! Но это должна быть индивидуальная работа. Никаких двадцати пяти станций одинаковых для всех, никаких «упираний» на тренажёрах. Вся функциональная подготовка должна учитывать специфику каждого игрока. Кому-то необходимо работать над взрывной силой, над способностью вести жёсткие единоборства, а кому-то необходимо добавить пластичности, мягкости и способности к дистанционному ускорению и маневренности…
…Моя «неудобная» рука, сильнее, чем «удобная»…
…Движение, быстрый пас и быстрая мысль, могут «побить» любую систему…
…Мы убираем «таранный хоккей» даже у Коваленко, мы прививаем ему другую игру, не идти сломя голову на редут из игроков, а замедлиться, стянуть соперника на себя, просканировать площадку и отдать передачу на свободного партнёра…
…Очень важно дорожить шайбой. Победителем в игре всегда становится та команда, которая понимает это лучше, чем её соперник…
СИСТЕМНЫЕ МЫСЛИ ЧАСТЬ ДЕСЯТАЯ. АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ НА ИГРУ. ДЕЙСТВИЕ И ВОСПРИЯТИЕ. СМЫСЛ И ОСМЫСЛЕННОСТЬ, ПОНИМАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ.
…От каждого игрока хоккей требует досконального понимания смысла своей игры. «Что для меня шайба»? «Чего ожидает от меня команда»? «Чего я хочу достичь своими действиями»? Перед игроком должны встать десятки подобных вопросов, и только ответив на каждый из них юный хоккеист сможет оценить игру и своё в ней место…
…Какие аспекты способны повлиять на твой хоккей самым кардинальным образом? Первое – это эффективность твоих действий. Она развивается благодаря освоению игровых навыков, но не приходит, если ты не имеешь достаточной паузы на восстановление между игровыми сменами. Отсюда совет – игровые смены должны быть короткими…
…Второе – динамика и интенсивность твоей игры. Их увеличение лежит в плоскости твоих тренировок на ограниченном и сверхограниченном пространстве. Кроме того, и динамика, и интенсивность зависят от темпа, максимум которого ты сможешь поддерживать своей игрой…
…Третье – игровые качества. Здесь всё просто. Тренируйся много и креативно, постоянно совершенствуй и усложняй свою игру. Однако помни… на тренировке ты волен работать над любым игровым приёмом, раз за разом оттачивая своё мастерство, но в игре, ты применяешь только те из них, в исполнении которых ты совершенно уверен…
…Четвёртое – качество игры. Чем меньшее время занимает исполнение задуманного, тем выше качество его исполнения. Выполняя эти нехитрые правила, ты быстро увидишь, насколько глобально изменится твой хоккей в лучшую сторону, в самое короткое время…
…Что является главным в игровом действии? Мы почему-то редко даём правильный ответ на этот вопрос. Главное – это взаимодействие игроков, их коммуникация на площадке. Это принятые ими решения, их слаженность и поступательность. Это тактико-техническое исполнение задуманных действий, и наконец, это способность быстро вернуться в оборону…
…Что первично восприятие или действие? Вопрос, казалось бы, сродни проблеме «курицы и яйца». Но тут всё несколько проще. Ведь в каждом действии есть восприятие, а каждое восприятие ведёт к действию…
…Этим правилом мы можем объяснить отсутствие у некоторых юных игроков связей между вышеозначенными аспектами, которые безусловно влияют на их игровые способности. Круговорот восприятия и действий, затрудняет чёткое выделение ключевых качеств каждого аспекта, поскольку любое действие является лишь следствием воспринимаемой ситуации, а любое восприятие обосновано проведённым действием…
…Не все игроки улавливают необходимую последовательность действий, отсюда спутанность восприятия. Они стараются работать не в той последовательности, которая приведёт к эффективному решению, а в той, которая демонстрирует их самые сильные качества, что зачастую оказывает на действия коллектива разбалансирующее воздействие…
…Видя решения своих игроков, оценивая их, каждый тренер должен понимать, что их игровые возможности не продукт обучения игрока, в прямом смысле этого слова, а результат воспринимаемой им ситуации. Поэтому развитие данного игрока, нужно начинать не с корректировки его тактико-технических возможностей, а с коррекции восприятия им той или иной игровой ситуации. Именно поэтому, ситуационная работа – единственно возможная работа, которая способна повлиять на проблемное восприятие игроком той или иной игровой ситуации…
…Испокон века, обучение хоккеиста начиналось с техники. С техники владения коньками и клюшкой, техники броска по воротам и приёма передачи паса, с техники ведения единоборств и силовых приёмов. В результате подавляющее большинство игроков научились гонять шайбу, но не научились понимать игру…
…С первого дня дети должны играть! Много и разнообразно. В игре меняются цели, направления и соревновательная напряжённость. Но остаётся главное – прививание понятия смысла и осмысленности действий. Возьмём, к примеру, передачу. Если ребёнок поймёт её значимость в игре, он непременно будет стараться изучить все способы её воспроизводства. Или возьмём обводку. Часто для ребёнка она сродни самоцели, но если он понимает, что при её помощи он оттягивает на себя соперника создавая пространство для действий своего партнёра, то и обводка, и своевременность передачи, обретут для него новый смысл…
…Поэтому, сначала понимание, потом исполнение…
***
…Техника или тактика, что первично? Встаём на коньки, учимся ими владеть, затем берём в руки клюшку, учимся пасовать, делать дриблинг, бросать, и… начинаем играть в хоккей. Но позвольте… А не кажется ли вам, что мы путаем обучение с производством? Ведь игра, это производство, верно? И то, что мы делаем сегодня, сродни тому, что, обучив водителей «крутить руль» и «нажимать на педали», мы бы выпустили их в рейс. А как же правила дорожного движения?..
…Обучение характеризует постоянное изменение в знаниях и в поведении, которые ведут к укоренению игровых качеств, их и демонстрирует игрок в хоккейном поединке, превращая в устойчивый игровой навык. Но подменять одно понятие другим, ни в коем случае нельзя, поскольку в обучении мы отталкиваемся от умения продемонстрировать свои игровые способности, а в поединке, возможность на базе этих способностей и приобретённых на их основе игровых навыках, достичь требуемого спортивного результата…
…Проходные упражнения создают иллюзию обучения, потому что игроки совершенствуются лишь в определённых контекстах, тратя на них весьма короткое время. Кто-то скажет, что такие задания улучшают «производство», даже если и не способствуют обучению. Однако это не так! Как говорится, продолжается улучшение «навыка вождения автомобиля», но «правила дорожного движения» как не изучались, так и не изучаются, а на игру одинаково влияет и то и другое! Так какой мы должны сделать вывод?..
СИСТЕМНЫЕ МЫСЛИ ЧАСТЬ ОДИННАДЦАТАЯ. ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 11 – 13 ЛЕТ
…Игроки всё ещё находятся в «золотом возрасте обучения» а это значит, что развитие качеств превалирует над их совершенствованием…
…Начинается период осознанного сравнивания себя с товарищами по команде и соперниками. Игрок начинает сознательно задумываться над тем, почему он играет меньше, чем некоторые его товарищи, и почему в самые напряжённые моменты на площадке находится не он. Игроки начинают чаще смотреть на себя со стороны…
…Появляется понимание ответственности игры на команду. Команда начинает становиться для игрока более значимой…
…Взаимоотношения в команде становятся сложнее, многие ребята, с кем ещё вчера запросто общался на все темы, становятся для тебя непонятными и сложно воспринимаемыми…
…Достаточно большое значение в игре команды начинает играть тактика. Это может стать дополнительной сложностью, несмотря на то, что игроки команды постепенно подводились тренером к её поэтапному восприятию…
…Как мы отметили выше, до 13 лет игроки находятся в «золотом возрасте» обучения, и их восприятие находится в наивысшей фазе, однако собственное мнение, которое в этом возрасте является орудием самоутверждения, часто является глобальным разрушительным качеством…
…Собственное мнение является фактором проявления игроком независимости своего мышления и способности принимать решения, но и мысли игрока, и тем более его поступки, зачастую могут идти вразрез требованиям тренера, потребностью команды, или мнением судьи матча…
…Растущая способность детей выносить суждения позволяет им больше сосредоточиться на оценке происходящего и самооценке собственных действий...
…Индивидуальная подготовка игроков, по-прежнему имеет приоритет над командными результатами…
…Тренер старается чётко объяснить ребёнку те ожидания, которые он имеет по отношению к его игре на данной игровой позиции. При этом, в своём общении, наставник должен применять максимальную доброжелательность, выдержку и такт…
…В этом возрасте дети не должны быть перегружены, ни физически, ни ментально. Нет никакой необходимости ставить перед детьми заведомо невыполнимые конкретные задачи. Игры и тренировки должны приносить максимальное удовольствие…
…Запасным игроком быть всегда неприятно. Каждый игрок хочет только одного – играть! Если в вашей команде 22-24 человека полевых игроков, это становится проблемой. Тренер обязан давать шанс каждому игроку, который находится в его команде. В противном случае, наличие «запасных» игроков в команде не преследует спортивные цели…
…Сезон, проводимый игроком в команде, должен соответствовать его ожиданиям. В противном случае, тщетно ожидать от этого сезона созидательного роста для данного игрока…
…На этапе начальной спортивной специализации, (11 – 13 лет) всё большее значение начинают приобретать двигательные и игровые способности ребёнка…
…Не смотря на то, что этап специализации, это очень сложный и значимый в спортивном плане этап, особое внимание нужно уделять и занятиям игрока в общеобразовательной школе. Фактор наказания за неуспеваемость должен быть неотвратимым. А самым болезненным наказанием для ребёнка, является лишение его возможности играть. При этом дети с первого дня должны давать себе отчёт о неотвратимости наказания, какими бы значимыми для команды они не были…
…На этапе начальной специализации ребёнок должен научиться: «читать игру» и понимать её рисунок, уметь пользоваться «свободным игровым пространством», а также уметь создавать его для себя и для партнёров, научиться взаимодействовать с партнёрами и предугадывать действия соперников…
…На этапе начальной специализации, тренер команды начинает осваивать с детьми те задания, которые им придётся совершенствовать на этапе углублённой специализации. При этом отношение к исполнительским требованиям учеников, остаётся неизменным, в связи с их возрастной категорией. Любые задания тренер даёт ребятам в соответствие с их игровым опытом…
…Постепенно тренер начинает требовать от своих подопечных переноса выработанных на тренировках игровых качеств в игру, и формирования из них устойчивого игрового навыка…
…Игроки вступают в период ситуативно-позиционной работы…
СИСТЕМНЫЕ МЫСЛИ ЧАСТЬ ДВЕНАДЦАТАЯ. БОБ МАНЧИНИ О СИТУАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ В ХОККЕЕ.
...С развитием новых тенденций в игре, мы столкнулись с тем, что времени на подготовку игроков нам стало катастрофически не хватать. Хоккей стал умнее, быстрее и многограннее, а количество часов подготовки в неделю не увеличилось. Что делать? Мы думали, что нам поможет введение в школьные команды специалистов по навыкам. Эффект от такого шага есть, но он явно недостаточен, как же нам быть?..
…Мы ищем выход, а оказывается он находится у нас под боком. Посмотрите это видео, оно всё отлично характеризует. Это моё любимое видео как пример того, о чём я хочу вам сказать сегодня…
...Не так давно мы стали говорить о ситуационной практике. Сначала шёпотом, потом в пол голоса и вот теперь всё громче и громче говорим о том, что имитация в хоккее давным-давно себя изжила. Мы заявляем, что нет никакого смысла учиться «чертить лёд» вокруг конусов, шин и различных имитаторов игроков. Их нет во время игры, поэтому они ничему не смогут вас научить, и представленный мной видео отрывок об этом красноречиво свидетельствует…
…Я верю в то, что наши тренеры по навыкам, работающие с ребятами индивидуально оказывают им квалифицированные услуги. Я верю, также, что в командах с ребятами тоже работают грамотные специалисты, способные дать им квалифицированные знания. Но давайте смотреть правде в глаза. Можете вы дать гарантию, что в реалиях сегодняшнего хоккея, вы успеете всё это сделать в полном объёме и с достаточной компетентностью? Скорее всего нет…
…При этом я согласен, что каждый игрок, особенно профессиональный игрок, обязан филигранно владеть коньками, поэтому я не оспариваю пользы и значимости работы тренера по навыкам. То же относится и к работе по владению клюшкой, и к становлению вратарского искусства, всё это критически важно. Но реальность такова, что дело не только и не столько в физическом движении, сколько в его целесообразности. Целесообразно ли накручивать виражи вокруг конусов и обыгрывать автомобильные покрышки? По-моему очевидно – нет, не целесообразно! Очевидно, так же и то, что пришла пора считать такой подход ошибкой, и более того, системной ошибкой! Вот в чём дело…
…Повторюсь. Очень важно, чтобы игроки могли выполнять любой технический элемент грамотно, экономно и технически обоснованно. Но более важно, чтобы этот элемент был эффективен и результативен, а вот это уже определяет та среда, в которой этот элемент проходит свою подготовку…
…Самый простой пример. Подбор защитником шайбы у борта, с выходом по синей линии для броска по воротам. Я посмотрел с десяток повторений, сделанных одним игроком, и все они как близнецы-братья, вышедшие из-под одного штамповочного станка. Неужели мы не понимаем, что во время игры даже теоретически не представить себе ситуации, в которой бы два подбора, два… не то, что десять… хоть в чём-то походили бы друг на друга? Скорость полёта шайбы, её траектория, угол атаки защитника соперником, каждый раз всё будет исключительно разниться, поэтому всё, что он делал на тренировке отрабатывая подборы, было по-настоящему простой потерей тренировочного времени!..
…Вот мы и пришли к тому, что встали на пороге новой эры подготовки хоккеиста, у которой пока ещё нет официального названия, но есть настоятельная потребность в появлении новой концептуальной теории обучения хоккею, появлению методик, и планов, которые позволят привести подготовку хоккеиста к соответствию с потребностями современного хоккея…
На этом, пожалуй, на сегодня всё. Но впереди нас ждёт много интересных работ и полезных знаний. Подписывайтесь на наши обновления, заходите на страницу нашего проекта в инстаграм - @powerskater_practice и незабывайте донатить проект. Это очень важная составляющая для роста объёма той полезной информации, которую мы для вас готовим.
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".
Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27)
Сумма перевода не регламентируется.