6 ПАРАДОКСОВ КОУЧИНГА
Мне хочется поделиться с вами мнением нескольких ведущих специалистов Северной Америки в области коучинга игровых навыков, которые за свою карьеру имели опыт работы с самыми перспективными, востребованными и мастеровитыми юными игроками, которые сумели реализовать свой игровой потенциал в завидную профессиональную карьеру на «все сто» и даже немного больше.
С Себастьяном Лемеем, Дэррилом Белфри, Адамом Николасом и Барбом Андерхиллом, мы провели много часов в беседах на интересующие каждого из нас темы, которые можно было бы объединить под общим лозунгом «любое действие не имеет никакого смысла, пока этот смысл не станет всем очевиден». Давайте вместе послушаем их коллективное мнение, которое я соберу для вас в «шести парадоксах коучинга».
ПЕРВЫЙ ПАРАДОКС - ЛУЧШАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ НА ЛЬДУ – ЭТО ОТСУТСТВИЕ ЛЮБЫХ ИННОВАЦИЙ.
В настоящее время, всевозможные технические приспособления просто-таки завладели хоккейной площадкой. Имитаторы игрока всевозможных видов и степеней сложности, пассеры – ребаундеры, слинг-корды, мягкие препятствия, шины от картинга и машин покрупнее, барьеры, стойки, и прочая, прочая, прочая…
Многие профессиональные тренеры полагаются на эти устройства, чтобы бросить вызов своим игрокам при выполнении индивидуальных упражнений. И полагаются так, что порою из-за «технологий» игроки не видят льда.
Обсуждая эту тему, мы с товарищами по цеху сошлись во мнении, что, в то время, как хорошие тренеры по индивидуальным игровым навыкам используют всё разнообразие дополнительного оборудования на льду в своих упражнениях, лучшие, во всяком случае из тех кого я знаю, вообще не используют никакого оборудования.
Отказ от использования технологических средств заставляет тренера работать «по ученику», противодействовать ему и взаимодействовать с ним имея целенаправленную обратную связь. Дать игроку понимание «живого, контактного» игрового действия.
Работа со всевозможными препятствиями, прохождение «над», «под», «за ними», «насквозь» и «вокруг них», совершенно не означает, что навыки всего этого «слалома», даже если они качественно освоены, будут применимы в игре. Скорее наоборот. При этом их формирование, может иметь совершенно специфическую технику преодоления этих самых препятствий. А если учесть при этом задачу параллельного контроля над шайбой, плюс совершенно абстрагированное от реальности визуальное сканирование процесса прохождения задания, мы получаем, что выполняемая игроком тренерская установка никакого отношения непосредственно к игровому заданию не имеет.
Все эти «игрушки», используемые во время ледовой тренировки, больше походят на шоу, чем на целенаправленное и планомерное воспитание игроков.
Однако, спросите вы, каким же образом будут создаваться препятствия, которые должны служить средством воспитания игровых навыков? Всё очевидно! Препятствием должны стать те, кто принимает непосредственное участие в игре, то есть сами игроки, и вот тогда все полученные и усвоенные ими навыки обязательно будут перенесены в игру…
ПАРАДОКС ВТОРОЙ – ЧТОБЫ УЛУЧШИТЬ НАВЫКИ РАБОТЫ С ШАЙБОЙ, НУЖНО НАУЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ БЕЗ НЕЁ.
Очень многие специалисты настаивают на тренировках с шайбой, с целью максимально увеличить у игроков время владения снарядом.
С одной стороны, и особенно на начальном уровне подготовки хоккеистов, казалось бы, такой подход имеет полный смысл. Но давайте подумаем, разве игрок начинает матч с шайбой на крюке его клюшки?
У любого упражнения, как и у всего логического течения игры, есть своя последовательность. В хоккей не играют ни пятью шайбами, ни десятью, почему мы начинаем огромное количество тренировочных упражнений, именно с владения шайбой? Не логичнее ли было бы, начинать упражнение с приёма передачи, ведь именно таким образом игрок получает шайбу в матче, не правда ли? Или в борьбе за шайбу, ведь это тоже вполне игровой способ установить над ней контроль.
Умение принять – отдать шайбу, выиграть единоборство – делает игру. Так почему мы в значительной степени пренебрегаем этим в ходе наших тренировок?
ТРЕТИЙ ПАРАДОКС – ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ СОЗДАВАТЬ СВОБОДНОЕ ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО, ТРЕНИРУЙСЯ У БОРТОВ.
Большинство упражнений насыщающих тренировочную практику детско-юношеских команд, как и большинство единоборств ими предписанных проходит в той части площадки, которая не ограничена естественным препятствием – длинным или лицевым бортами. Между тем любой игровой поединок докажет вам, что именно борта площадки и её углы – самое востребованное место для ведения борьбы. Любая команда стремится сместить атаку соперника в угол площадки, дабы свести риск взятия своих ворот к минимуму. И тем не менее, если взять схему реализации подавляющего большинства тренировочных упражнений, мы увидим, что основная их дислокация, находится в пределах внешних хэш меток кругов вбрасывания.
Мы все знаем поговорку – «играй так, как ты тренируешься, а тренируйся так, как играешь», верно? Но почему, в своих занятиях, мы отходим от её простой истины? Почему мы оккупируем «королевскую дорогу» на тренировках, и жмёмся к бортам во время игры?
Чтобы обратить это явление вспять, нужно создавать как можно больше упражнений, в которых игрокам пришлось бы для начала своей атаки вылезать из углов, выигрывать единоборства у бортов, укрывать шайбу корпусом, используя при этом борт как своего верного союзника. Такие задания должны изобиловать маневренным движением, взрывными и дистанционными ускорениями и постоянной нацеленностью на завоевание пространства и улучшение игровой позиции.
80% времени владения игроками шайбой, приходится на контроль над нею за пределами не только «королевской дороги», но и прямоугольника образованного точками вбрасывания в зонах защиты команд. Поэтому было бы вполне резонной идеей 80 и более процентов тренировочных заданий, совместить с борьбой и переходом игрока в пределы, так называемых «перспективных» игровых зон.
ПАРАДОКС НОМЕР ЧЕТЫРЕ – ЧТОБЫ РАЗВИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ВКЛЮЧИТЕ В ВАШИ ТРЕНИРОВКИ РАБОТУ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Индивидуальная работа – термин, который всё говорит сам за себя. Но мне почему-то кажется, что многие специалисты, понимая, на самом деле, всю абсурдность и бесперспективность такой работы, выполняют её в угоду амбиций родителей, потакая их требованиям.
Давайте посмотрим, что на этот счёт думают профессиональные тренеры и игроки? «Наличие партнёра создаёт в моей работе важнейший контекст, подталкивает к результативному выполнению каждого упражнения, ведь от моих действий зависит не только моё успешное выполнение задание, но и выполнение его моим партнёром» - говорит Сидни Кросби. Работая в парах, редко когда приходится сетовать на то, что игрок не держит заданный темп, не соблюдает ритм и такт предложенного задания, он старается выполнять его с максимальной точностью и полным взаимодействием с партнёром. Это касается любого, даже самого простого задания, которое взаимодействие с товарищем, делает намного более ответственным.
Любое упражнение, выполняемое в паре, выполняется намного эффективнее, чем при индивидуальном исполнении, но особняком тут стоят задания с демонстрацией единоборств, и всех видов давления. При работе в паре, тренеру не приходится напоминать игроку необходимость контроля действий со стороны соперника. Соперник сам заставит его осуществлять этот контроль.
Другими словами, - наличие партнёра, делает любую индивидуальную работу более насыщенной, прогрессивной и результативной.
ПАРАДОКС ПЯТЫЙ – ИЗЯЩНАЯ ИГРА ПРИХОДИТ ЧЕРЕЗ КОНТАКТНУЮ
Чтобы развить самообладание в игровых ситуациях, юные игроки должны чувствовать себя в любой из них вполне комфортно. Ведь мы так часто видим, как жёсткая игра соперника провоцирует игроков на ответную грубость и ведёт к никому не нужным удалениям. Давайте посмотрим, за счёт чего этого можно избежать?
В первую очередь, за счёт индивидуальной работы. Конечно, ведь тренировка навыков, это совсем не то место, где игроку обеспечат комфорт. На каждой такой тренировке игрокам будет брошен вызов, который бывает предъявлен их самым ранимым качествам.
Борьба за шайбу, контроль над ней в условиях жёсткого противоборства со стороны соперника, постоянное давление – всё это атрибуты вашей индивидуальной подготовки, которые придётся терпеть вам и только вам (тренировка то, индивидуальная))).
Приведу такой пример. Владение коньками сопряжено с балансом игрока на металлических лезвиях во время интенсивного движения, резких поворотах, разворотах и торможении. Такой же баланс должен быть налажен между вашими руками, клюшкой и шайбой. Между владением коньками, клюшкой и всё это в сочетании с уверенной работой вашего корпуса. И как вишенка на торте – всё в сочетании с жёстким противодействием со стороны соперника.
Если, выполняя задание игрок постоянно теряет шайбу, проигрывает единоборства и не может прицельно и сильно бросить по воротам, значит что-то идёт не так и работу нужно корректировать – ослабить давление, упростить задание и так далее, до момента формирования уверенности в действиях игрока.
Если игрок выполняет упражнение сходу, не претерпевая при этом никаких затруднений, необходимо, наоборот, усложнять задания, чтобы игрок, для его выполнения, прилагал определённые усилия.
В результате, когда максимально насыщенное упражнение проходит у игрока «без сучка и задоринки», когда он сам, по своему наитию включает в него некие креативные нотки, приходит то изящество, которое характеризуется как высокое исполнительское мастерство.
ПАРАДОКС НОМЕР ШЕСТЬ – ЧТОБЫ УМЕТЬ ВСЁ ДЕЛАТЬ БЫСТРО И УВЕРЕННО, НАУЧИТЕСЬ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЯ МЕДЛЕННО, НО КАЧЕСТВЕННО.
Я часто вижу, как тренеры пытаются вынуть из игрока все его скоростные возможности, в то время как их техника, значительно отстаёт от скорости. Это категорически неверный подход к работе! Дети быстро устают, они теряют концентрацию, и, как следствие интерес к тому, что делают.
В своё время Дэн Мэйс – тренер по навыкам Пи Кей Суббана сетовал на то, что его энтузиазм и его старание намного опережают его возможности. По своим задаткам он способен на многое, но его желание всё сделать быстро граничит с суетливостью, и страшно ему, в результате, мешает.
За своей скоростью, Пи Кей старается скрыть свои технические огрехи, и это очень хорошо видно на предложенном видео:
Он переносит центр массы тела на пятки и работает усерднее, чем следовало бы. Отсутствие подвижности голеностопа и скованность верхней части тела не выводят его из равновесия из-за того кинетического безумия, которое он генерирует.
В классических дисциплинах, основанных на движении, таких как балет или боевые искусства, движения сначала выполняются невероятно медленно и обдуманно, чтобы развить плавность, пластичность и мастерство, прежде чем добавлять к ним элемент скорости. Без этого, любые технические недостатки сразу бросаются в глаза. Пи Кей извлек бы гораздо больше пользы из каждого повторения, если бы он просто двигался медленнее.
Мне очень хочется, чтобы и тренеры и ребята поняли, - целью тренировки не является наибольшее количество шагов в наименьший промежуток времени, или повторений упражнения за отведённую на него тренером перспективу. А в том, например, чтобы сделать наименьшее количество шагов при наибольшем расстоянии, чтобы при этом удержать контроль над шайбой, обыграть соперника и метко поразить ворота. И всё это, вне зависимости от вашего возраста, будь вам хоть десять лет, хоть сорок.
Выводом к моим словам может быть следующий совет: «любое новое, или плохо поддающееся движение делать медленно. Тогда, став квалифицированным игроком вы будете уверенно делать элемент на любой скорости, а став мастером вы сможете превратить его в шедевр».
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".
Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27)
Сумма перевода не регламентируется.