Главная > КОУЧИНГ

CLA  - МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОГО МАСТЕРСТВА В УСЛОВИЯХ  ОГРАНИЧЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ХОККЕИСТА

Практически у каждого игрока есть предел его физических, игровых и ментальных возможностей, в рамках границ которого игрок развивается и играет. По возможности игрок раздвигает эти границы, но рано или поздно понимает, что выше определённого предела ему не суждено будет продвинуться в своих достижениях. Это вполне нормальное и закономерное явление, в рамках которого в Северо-Американском хоккее создана целая система обучения, именуемая Constraints Led Approach, или (CLA). Образно говоря, CLA – это увеличительное стекло, через которое тренер оценивает каждого своего подопечного, его возможности, способности и барьеры, стоящие перед ним, на пути к их максимальным величинам.

Перед игроком во время обучения стоят три основные преграды:

- Исполнительская преграда – это игровые способности и индивидуальные технические и технико-тактические возможности игрока.

- Пространственная преграда – это способность к взаимодействию с партнёрами и возможность распорядиться своими игровыми качествами в определённых игровых условиях.

- Игровая преграда – это способность результативного восприятия напряжённого  хода игрового поединка.

Вот в таком виде предстают перед нами ограничения, способные стать преградой на пути достижения спортсменом высот исполнительского игрового мастерства. Давайте рассмотрим их более детально.

Исполнительская преграда.

- Росто-весовые показатели спортсмена. Они способны внести значительные коррективы в действия игрока на площадке. Кроме того, на результат влияет и степень подготовленности спортсмена, его физических качеств  – сила, гибкость, быстрота и аэробные возможности.

- Умственные возможности – это способность концентрироваться, уверенно принимать решения, читать действия оппонентов и ход игрового эпизода.

- Личностные характеристики – спортивная наглость, спортивная злость, решительность действий, контроль над излишними эмоциями, работоспособность, способность работать в команде.

Пространственная преграда.

- Решения, принятые по ходу игрового эпизода, имеют гораздо большее обучающее воздействие, чем любое, самое скрупулёзное разъяснение тренера. То же относится и к взаимодействию с партнёрами, с которыми ты делишь игровое пространство в данный момент времени. Но только тренер может задать игроку те условия, которые сподвигнут игрока принять на площадке то или иное продуктивное решение, и если этого не происходит, видоизменять эти условия до момента получения необходимого результата.

Игровая преграда.

- Непосредственная деятельность игрока на площадке, его функционал. Мы разрабатываем для игрока определённые функции, которые он призван выполнять, как единая часть игрового организма. Мы можем менять правила, изменять стимулы, но требуем от игрока тех решений, которые позволяют действовать результативно всему игровому коллективу.

Что же стимулирует (CLA) и зачем смотреть на подготовку и обучение сквозь призму этой программы?

Подход, основанный на понимании спортсменом своих ограниченных способностей, убедительно ему показывает, что можно решить любую проблемную ситуацию в рамках своих возможностей, стремясь находить решение любым способом, которые им подвластны. CLA - это ситуационное обучение.

Поэтому, вместо того, чтобы обучать своих подопечных определённой тактике и «идеальным» моделям движений и техник, тренер позволяет направлять обучение тем ограничениям, которые присущи игроку в данный момент. Этот способ позволит перестать стремиться стать таким как все, но поможет ограничениям стать исключительным плюсом хоккеиста и одновременно стимулом их нивелировать. Ограничения сами начнут обучать игрока тому, как их обойти. Многие тренеры сегодня делают это инстинктивно, однако принципы CLA способны избежать спонтанности и эмпирического пути в познании метода.

Главный плюс программы CLA в том, что программа создаёт для спортсменов те условия обучения, которые позволяют принимать ограничение их способностей как стимул для достижения игрового результата. Принимая CLA, тренеры могут лучше манипулировать ключевыми факторами, лежащими в основе производительности, чтобы повысить эффективность своего коучинга.

Существует множество ограничений, которые тренер может использовать для повышения эффективности своих подопечных. Отсутствие габаритов может нивелироваться скоростью и маневренностью. Отсутствие силы резкостью, а выносливости – взрывными качествами. Если игрок не проявляет универсальных качеств, они могут быть заменены на чёткое выполнение установки в системе распределения игровых ролей. Игровая цель заменяется конкретным выполнением поставленной задачи, а установка на игру, предельно точным игровым действием. Союзником тренера здесь всегда выступает время. Тренировка конкретных качеств занятие менее трудоёмкое, чем комплексное развитие.

CLA в рамках работы по приобретению игрового навыка.

Тренировочная система Constraints Led Approach это не только, и не столько, работа над игровым мастерством в рамках каких-то ограничений, сколько расширение способностей каждого игрока до пределов его возможностей. Для того, чтобы оценить это утверждение, хочу привести следующий пример. Предположим,  вы обучаете детей технике владения клюшкой, а именно контролю над шайбой. Для этих целей вы выставляете ряд препятствий в виде конусов выстроенных в одну прямую линию, которые дети призваны обогнуть в движении,  без потери шайбы. Что стимулирует та среда, в которой выполняется данной упражнение? Главное препятствие в виде конуса находится на льду, там же находится шайба, которую так же необходимо контролировать. Все эти ограничения справедливо понуждают детей смотреть вниз, чтобы решить проблему обхода препятствий.  Поэтому, не смотря на постоянные крики тренера «выше голову, выше», на выходе мы имеем устойчивый навык опущенной вниз головы.

Что же советует предпринять методика CLA? Чем можно нивелировать ограничение в виде опущенных вниз глаз? А давайте попробуем поместить конусы не по прямой, а в круг вбрасывания, или в любое другое ограниченное пространство, и запустим детей не по очереди в колонну по одному, а всех вместе, с заданием объехать каждый конус без потери шайбы хотя бы один раз. Теперь игроки не смогут двигаться опустив голову, им волей – неволей придётся поднимать глаза и контролировать не только шайбу и препятствие, но и действия партнёров.

CLA призывает добавить в игровой процесс ещё больше игры.

Как это можно сделать? Безусловно, ограничив игровую площадку. Игры 2 на 2, 3 на 3 дают детям массу дополнительных возможностей. Но как, например, научить ребёнка видеть партнёра, если он сконцентрирован исключительно на владении шайбой и заключительном броске по воротам? Методика CLA призывает тренера поставить ребёнка в такие условия, в которых он, прежде чем заняться любимым делом, а именно обыгрышу соперника и забиванию голов, будет вынужден играть по заданию. Например, бросить по воротам можно только после того, как сделал две точные передачи на партнёра. И заметьте, вводя новые правила в игру, мы не идём в разрез с её логикой, что само по себе очень ценно.

Так же воспитывается и способность к взаимодействию. Внутри хоккея, где критерий успеха всего один – гол в ворота соперника, мы можем придумать множество игр, где перед игроком будут стоять другие, не менее увлекательные задачи. Например, мы можем начислять игрокам  результативный бал за определённое количество точных передач, или засчитывать результативное действие за умение открыться под партнёра, создать для него свободное игровое пространство или вывести на ударную позицию своим креативным действием. Другими словами создать такие условия, при которых гол, партнёр забрасывает в ворота соперника, и практически беспрепятственно.

CLA, как система обучения,  позволяет нам попытаться найти сильные стороны в недостатках игроков, используя их как козыри в борьбе за их игровое мастерство.

Грег Ревак - тренер по хоккею.

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".

Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27) 

Сумма перевода не регламентируется.