«КОНТРОЛИРУЙТЕ ТО, ЧЕМ УПРАВЛЯЕТЕ», ИЛИ «ТРЕНЕР И ИГРОКИ, ВСЕГДА ПЛЫВУТ В ОДНОЙ ЛОДКЕ»
«Прилив уносит все лодки» - афоризм, который следует запомнить.
Каждый хоккейный тренер от Сент–Джона до Каламазу выводит на игру тех игроков, которым доверяет. Он знает, что на сегодня, это его лучшие парни, и только они смогут попытаться сделать всё, чтобы показать тот результат, которого он от них ожидает. Очень часто его решения не совпадают с мнением родителей, агентов игроков и фанатов на трибунах. У каждого из них свои предпочтения и свои пристрастия, и сегодня, частенько такие пристрастия формируются вирусными видео на YouTube, а не готовностью тех, кто претендует на место в основе.
Но бывает и так, что за бортом оказываются записные лидеры команды. Не видя своего сына и подопечного в составе на игру, и родители и агент «звезды», чаще всего бывают настолько взволнованы, что сию же минуту готовы начать жёсткий диалог с тренером. Но я могу поспорить на свои ботинки, что тренер, в этот момент, тоже испытывает огромное давление и дискомфорт. Ведь его задача успех, и принимая решение не ставить основного игрока на матч, он руководствуется только одной целью при помощи данной воспитательной меры достичь успеха.
Воспитательные меры, очень действенные меры, и если кто-то, вдруг начинает выпадать из стройного игрового ансамбля, на его статус в нём, никто не станет обращать ни малейшего внимания. Ведь все прекрасно понимают, если успешен каждый игрок, то успешна и вся команда, а если успешна команда, то успешен и тренер её возглавляющий. Однако успешный тренер это огромное искусство. Ведь его успех в самом конце длинного и сложного пути, и на этом пути, на тренере лежит огромная ответственность связанная с манипуляцией игроками, а ещё точнее, живыми людьми.
Мы все в одной лодке, друзья.
Что видят болельщики наблюдающие за игрой с трибун? Они видят внешние атрибуты игры. Её динамику и драйв, пропитываясь её харизмой. Способны ли они, при этом, осознать все её нюансы? Проанализировать всю поступающую от неё информацию?
В то же время игроки, на которых опирается тренер, и которые являются его инструментом в достижении результата, находятся под гигантским давлением практически с трёх сторон. С одной, тренер возлагает на них огромную ответственность, и порой даже большую, чем они способны на сегодня выдержать. С другой, на них давит собственное сознание, а с третьей стороны трибуны, с их постоянным требовательным кличем «шайбу – шайбу». Возможно ли полноценное развитие мастерства в таких внешних условиях? Ведь игровой навык – это тот двигатель который управляет нашей игрой, в этом нет сомнений. Но что необходимо для того, чтобы его работа была устойчивой и мощной и постоянно велась в тех условиях, которые мы оговорили выше?
И вот здесь, на передний план выходит тренерское искусство, которое состоит в том, чтобы снять часть этого давления с плеч игрока. И в особенности оно проявляется тогда, когда дела у игрока идут не идеально. Стресс способен разрушить любую карьеру, но хороший тренер должен уметь значительно ослабить его давление на спортсмена.
Конечно, это требует от тренера и времени, и сил, и знаний, но умение решать подобные проблемы, это едва ли не главная особенность хорошего наставника. Согласитесь, как много в нашем цехе тех, кто всю вину за ошибки игроков, всегда возлагает исключительно на их головы.
Неудачи – важный шаг в развитии каждого хоккеиста, и тренеры, готовые в любой момент помочь игрокам справиться с ними, потратить массу времени на объяснение пути преодоления трудностей, очень часто бывают вознаграждены рождением большого мастера хоккея.
На этом пути, хороший тренер и его игроки всегда стоят плечом к плечу и двигаются в одном направлении. Когда игрок осознаёт, что, что бы ни произошло, тренер всегда будет на его стороне, он с гораздо большей долей вероятности пройдёт сложный путь своего становления более непринуждённо, без страха ошибиться в борьбе и при совершении игрового действия. Это не просто и хоккей часто показывает нам это, когда клюшки разбиваются о борт, а бутылки с водой летят на лёд. Но ответьте мне на вопрос, кому такая реакция помогла стать лучше?
Садясь в лодку, удостоверься, что не забыл дома вёсла.
Не подготовившись должным образом к игре, хоккеист не должен удивляться тому, что поединок с самым простым соперником может превратиться в его полное фиаско. Это правило применимо не только к игрокам, но и к тренерам. Для меня лично, нет ничего важнее планирования предыгровой работы, под каждого конкретно предстоящего соперника. Я постоянно нахожусь в поиске решений, анализирую каждое игровое действие. Я бываю очень доволен, когда всё задуманное получается и тренировки проходят стройно, интенсивно и на высоких скоростях. Но больше всего, я слежу за тем, чтобы моим ребятам было интересно выполнять мои задания, чтобы они делали всю работу с радостью, испытывая лишь положительные эмоции.
Я в своих командах требую жёсткого соблюдения дресс когда. Мои ребята, на игры и тренировки приходят в строгих костюмах, которые настраивают их на торжественный и в то же время, на деловой лад. Мы носим цвета клуба, и это та система, которая живёт в наших действиях вне игровой площадки. Такая система отлажена и в повседневной тренировочной жизни. На сегодня мы много занимаемся тактической работой, но обязательно переключаемся от неё на то, что приносит игрокам бурные эмоции – игры на ограниченном пространстве и ситуативную практику, имитирующую игровые ситуации. Игрокам очень нравится такой подход. Что может быть лучше того, что обучение проходит в хорошем настроении и с улыбками на лицах. И я хочу вам сказать, что мне очень легко спится ночью, когда я осознаю, что сегодня днём, у меня получилось всё, что я задумал.
Не стоит раскачивать лодку.
Периоды эмоциональных спадов у игроков неминуемы. Они возникают неожиданно, и порой бывает так, что для их возникновения вообще нет предпосылок, но они, тем не менее, появляются. Это явление, к которому, безусловно, нужно проявить повышенное внимание. Однако не стоит зацикливать на нём внимание игрока, пока его поведение в целом позитивно и оптимистично. Но бывает и так, что игрок заходит в раздевалку словно «Эдвард руки – ножницы», с первой минуты своего присутствия начиная распространять вокруг себя негативную энергию. Моё правило – никаких энергетических вампиров в команде. Да, я готов помочь такому игроку, но не готов, чтобы он «заразил» свои «спадом» партнёров, поэтому скорее всего, вместо предыгровой тренировки, ему придётся начать общение с психологом, а вместо игры «попинать консервную банку на дороге» (сленг).
Прилив уносит все лодки
Я считаю себя страстным тренером. На тренировках я всегда в приподнятом настроении, я бурно реагирую на умопомрачительные сейвы вратарей и красивые голы своих подопечных. Я постоянно делаю замечания, хотя порою, проанализировав работу игрока на видео, забираю их обратно на собрании команды. Я ничего не могу с собой поделать. Мне нравится быть на льду, кричать и улюлюкать по часу каждый день. Отдавать энергию – это моя работа, но я бы солгал, если бы сказал, что это на мне не сказывается. Конечно, бывают дни эмоциональных спадов и у меня. В такие дни я раздражён больше обычного и у меня не хватает сил, чтобы вызвать страсть в моих игроках. «Лампочка» обычно загорается тогда, когда я меньше всего это осознаю, и я, вдруг внезапно осознаю, что сам превратился в «Эдварда руки - ножницы». В этот момент я понимаю, что от меня слишком мало толку как от наставника и тренера, поэтому, не стесняясь, передаю свои функции помощникам и капитану команды, давая им заполнить ту пустоту, которая образовалась с обуявшими меня проблемами. В такие часы я проверяю себя на прочность, а заодно смотрю со стороны на потенциал людей, с которыми работаю бок о бок, опираясь на них в своей повседневной работе.
Я помню один момент, который произошёл два года назад. Перед видеоразбором тренировки в раздевалке стоял невообразимый гвалт. Игроки сновали туда – сюда, смеялись, перекрикивали друг друга, и казалось, их веселью не будет конца. Я, находясь в плену энергетического спада, понимал, что если сейчас начну призывать парней к порядку, о видеоразборе нашей работы, можно будет забыть. Но мне на помощь пришёл капитан команды – гигант Гаррет Стремли, который встал на скамейку и громко прокричал: «Кто пролил «гаторейд» и не вытер его за собой со стола?» В раздевалке установилась тишина, которая позволила мне начать видеоразбор. Я много раз рассказывал эту историю на своих лекциях, и считаю, что она очень показательна.
Хоккей командный вид спорта. Отношения внутри коллектива на льду и вне его, напрямую влияют на результат нашей работы. Когда игроки прислушиваются друг к другу, когда сообщение о пролитом «гаторейде» способно установить в раздевалке тишину, это неизбежно проявляется и в играх. Такие ребята играют друг за друга, они всегда способны подстраховать своего товарища, а если надо и защитить, выйдя с соперником на середину круга вбрасывания, скинув перчатки. В таких командах комфортно работать тренерам, а игроки почитают за честь попасть в такой коллектив. На создание этой идентичности требуется много времени и гигантский объём проделанной работы, но если вы тренер с большой буквы «Т», вы отлично понимаете, чем привлекателен такой стиль работы и почему он приносит свои плоды.
«Прилив уносит все лодки», но если вам по силам создать мощный, сплочённый коллектив, в котором каждый из его участников понимает своё место и свою роль, когда в любой момент времени он готов взять на себя ту «ношу», которую несёт его товарищ идущий рядом, никакие «приливы» вам не страшны.
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".
Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27)
Сумма перевода не регламентируется.