ДЖОН О.САЛЛИВАН «ИЗМЕНЯЯ ИГРУ»
«Ты что, вообще ничего не умеешь?» - кричит на ребёнка рассерженный папа.
«Я тебе велел бросать по воротам, почему ты отдаёшь передачу!» - вопиет тренер ошарашенному мальчугану, который мог бы бросить, но предпочёл найти пасом своего партнёра, и не выполнил пожелание тренера.
«Да они вообще сути игры не понимают», - сокрушается третий родитель, когда игроки его команды теряют контроль над шайбой.
Трое взрослых и три, до боли знакомые фразы, которые мы слышим, почти что каждые выходные, на любом хоккейном, футбольном или баскетбольном матче с участием детских команд. Родители и тренеры, слишком часто контролируют то, что, по их мнению, должен делать ребёнок на площадке, тем самым забирая у ребёнка право принимать решения, ошибаться, и искать свои собственные пути к успешным действиям. Я не стану утверждать, что тренер или родитель не должен высказывать своё мнение и направлять действия юного хоккеиста на тропинку продуктивного созидания. Но… У каждого такого вмешательства есть одна общая черта…
КАЖДЫЙ ИЗ ОЦЕНИВАЮЩИХ ИГРОВОЙ ЭПИЗОД, НАБЛЮДАЛ ЗА НИМ, СОВЕРШЕННО С ИНОГО РАКУРСА, ЧЕМ ТОТ, В КОТОРОМ НАХОДИЛСЯ СПОРТСМЕН.
Это факт! Они не видели площадки глазами принимающего решение игрока. Они наблюдали за развитием игрового эпизода под совершенно иным углом восприятия, они не слышали дыхания соперника, не ощущали его давления, их решение, которое они навязывают спортсмену, было выработано в зоне комфорта и вопрос его корреляции с игровой действительностью, не очевиден.
Я вполне допускаю, что каждый из подсказывающих спортсмену, что и как нужно было делать, мыслит продуктивно. И каждый данный ребёнку совет привёл бы к определённому положительному результату. Но был ли готов юный игрок к принятию именно этого решения? Определённо, ведь, нет! Но даже если решение игрока не было лучшим, почему мы, взрослые, считаем, что имеем право вступить в конфронтацию с мнением ребёнка, тем самым лишив его возможности самому пройти путь от восприятия своей ошибки до поиска и воплощения наилучшего решения? Почему мы уверены, что имеем право смутить юного спортсмена и отнять у него право на принятие решений?
Сейчас начинается новый сезон, и я призываю всех родителей и всех моих коллег – тренеров, присоединиться к нашему соглашению с Ником Левиттом из UK Coaching, с которым мы договорились найти для полемики с игроками абсолютно иные формы. И вместо того чтобы вопрошать почему игрок, в этом эпизоде не выполнил «передачу», а в следующем не нанёс «бросок» по воротам, найти другие, с одной стороны более нейтральные, а с другой оставляющие за игроком инициативу, слова, дабы аргументировать своё решение. Например…
«МНЕ ЛЮБОПЫТНО…» или «КАК ТЫ СЧИТАЕШЬ…»
«Мне любопытно, почему в этом эпизоде ты сыграл именно так? На чём было основано твоё решение? Какую перспективу ты в нём видел?»
«Как ты считаешь, не лучше ли было здесь сыграть так-то и такт-то?» «Как ты считаешь, смог бы вратарь парировать шайбу, если бы ты послал её вот таким образом?» И так далее…
Ведя диалог в этом ключе, мы приглашаем игроков выразить свою точку зрения, не принижаем их решений и их игровых качеств. Мы оставляем инициативу за ними, чем показываем свою в них заинтересованность.
И ещё, наше общение с игроком переходит из разряда наставления и лекции, в разряд беседы и обмена мнением, что в значительной мере повышает статус игрока в своих собственных глазах.
Для себя же, мы отворяем дверь в мир игровых мыслей нашего собеседника. Он открывает нам все потаённые места и все закоулки, за которыми могут скрываться грамотные, гармоничные игровые решения, которые мы, как тренеры, должны вывести наружу и вдохнуть в них жизнь. Что никогда бы нам не удалось, оказывай мы давление на игрока и заставляй его бездумно выполнять все наши требования.
Начав работать в соответствие с договорённостью, заключённой с коучем Левиттом, я очень быстро поразился тому, сколько явлений влияют на те, или иные решения моих игроков. Я очень быстро осознал степень доверия которая есть у каждого игрока к своим партнёрам, кто в ком уверен, а на счёт кого, у каждого, есть свои сомнения. Я понял отношение моих игроков к соперникам, я выяснил, какие трудности есть у моих ребят при выполнении тех условий работы, которые я перед ними ставлю. Я смог внести коррекцию в свои требования, по отношению к каждому моему спортсмену. Вдобавок к сказанному, я заметил, что ребята стали лучше понимать мои просьбы и гораздо быстрее на них реагировать. Они стали понимать не только то, что я от них хочу, но и, почему я хочу именно этого!
Мы с коучем Левиттом искренне советуем всем и каждому, обязательно вести со своим сыном, дочерью или учеником диалоги на тему хоккея. Но при этом, мы хотим, чтобы ваши советы не несли в себе наставнический тон, а в оценке действий было гораздо больше любопытства, чем недоумения.
На этом всё, увидимся на хоккее!
Джон О,Салливан отрывок из проекта «Изменяя игру».
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".
Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27)
Сумма перевода не регламентируется.