"ХОЧУ ИГРАТЬ ЗА СИЛЬНУЮ КОМАНДУ!"
Осень - особое время года. Как говорят американцы, кукуруза уже высока, а тепло пошло на спад. И это как раз то самое время, когда катки снова наполняются детской и юношеской энергией. Заканчиваются сборы и начинают формироваться составы команд.
Каждый игрок мечтает играть у самого квалифицированного тренера, в самой сильной команде и в самом именитом клубе. Что же необходимо для этого, и что важно помнить, каждому юному хоккеисту, чтобы попытаться воплотить свою мечту? Пожалуй, снова пришла пора поговорить на эту тему, и дать ребятам несколько практических советов.
В игре есть ключевые аспекты. Их три и каждый хоккеист знает о них всё, если не сказать больше. Таким образом, каждый игрок, выполняя свою межсезонную и предсезонную практику, акцентирует своё внимание именно на этих аспектах. Что же это за качества, на совершенствование которых вы направляете всё своё межсезонье?
Владение коньками:
- техника гладкого и маневренного бега
- скорость бега и скорость исполнения маневренных приёмов, а также, скоростное сочетание всех технических элементов в единую скоростную комбинацию.
- силовое и скоростно-силовое воплощение всех параметров владения коньками и их сочетание с иными игровыми навыками и аспектами игрового мастерства.
Владение клюшкой:
- техника владения клюшкой (ведение, приём-передача паса, дриблинг, обманные приёмы)
- техника броска по воротам
- сила, точность, резкость, неожиданность и своевременность броска по воротам.
- скорость работы рук и корпуса игрока, сочетание всех технических элементов в индивидуальную скоростную технико-тактическую комбинацию.
Оперативно-тактическое мышление:
- скорость и своевременность принятия эффективных решений в игровых ситуациях.
- результативность принятых решений по отношению к развитию игровой ситуации.
Предсезонные тесты.
Игроки всех команд от U13 и старше, знают, что каждую осень их ожидают тесты на «пригодность», в которых и тренеры и сами игроки, могут проверить свои возможности на начало сезона, а также оценить качество своей межсезонной подготовки.
Хоккей - это силовой, контактный вид спорта, в котором физическая форма, наряду с технической оснащённостью игроков, играет ключевую роль. Поэтому тестирование игроков, отлично продемонстрирует нам, насколько игроки серьёзно отнеслись к своей подготовке в период межсезонья. Кроме того, тестирование после прохождения предсезонного сбора, отлично характеризует состояние игрока перед стартом долгого игрового сезона.
В зависимости от возраста игроков и наличия возможностей у тренера, такой тест должен включать в себя рывки на дистанцию 10, 20 и 30 метров, забегание в горку, ловкостную, координационную и силовую работу, а также работу на общую выносливость. Вот примерный перечень упражнений для тестирования игроков:
- рывок на дистанцию от 10 до 30 метров, для тестирования способности к ускорению и развитию максимальной стартовой скорости.
- кросс (на время) от одного до трёх километров для тестирования общей и кардиовыносливости.
- Челночный бег и бег с изменением направления движения (вокруг конусов, с преодолением препятствий, и прыжковой работой), тестирует ловкость, координацию, устойчивость, стабильность.
- отжимания, подтягивания, подъём туловища лицом вверх и лицом вниз – тестируют силу верхней части тела.
- вертикальный прыжок с места вверх и с места в длину – характеризует взрывную силу ног и способность к мощному и резкому старту.
Владение коньками.
Основой игры любого хоккеиста является навык владения коньками. Если этот навык у игроков не развит, они не смогут продемонстрировать всей полноты своих игровых качеств. Во владении коньками есть два ключевых аспекта это скорость бега и его маневренность, которая характеризуется умением контролировать работу рёбер лезвий коньков.
Для тестирования возможностей игрока по владению коньками есть множества заданий. Остановимся на самых продуктивных из них:
- движение на одной ноге идеально подходит для оценки возможностей хоккеиста. Оно даёт массу информации, от степени владения рёбрами лезвий и подвижности голеностопа, до уровня прикладываемых усилий для воспроизводства самого движения.
- забег от лицевой линии до дальней синей, вполне сопоставим по прилагаемым усилиям к забегу на 30 метров вне льда. Если тренер замечает, что между двумя этими заданиями, у одного и того же спортсмена существует разница во времени прохождения дистанции в пользу забега вне льда, то у спортсмена можно констатировать заметные недостатки в технике старта и бега на коньках. Налицо ситуация, которая требует немедленного разрешения.
Владение клюшкой.
Следующие навыки, формирующие у игрока мастерство владения клюшкой, необходимы ему настолько, что пренебрегать их совершенствованием не представляется возможным. Каждый игрок обязан потратить на это своё время и силы, причём в количестве, намного превосходящем необходимое.
В тренировочной практике хоккея великая масса упражнений, формирующих технику владения клюшкой, однако мне хочется остановиться исключительно на групповых заданиях. Такими упражнениями может стать движение по кругу спиной или лицом вперёд с приёмом - передачей шайбы партнёрам. Причём можно работать как одной, двумя, и даже тремя и более шайбами. При этом длина передач зависит от диаметра круга, по которому движутся игроки, и от задания, которое ставит перед ними тренер. Такое упражнение отлично подходит как в качестве разминки, так и в роли основного упражнения на технику владения клюшкой, и технику комплексных приёмов.
Ещё одно великолепное упражнение – «Рондо». О «Рондо» мы писали уже много раз, ему даже посвящена целая статья на нашем сайте, с которой можно познакомиться здесь. Рондо – упражнение, которое воздействует не только на технику владения клюшкой, но и на быстроту обрабатываемой информации, и на эффективность выбранного игроком решения. С любой стороны, это упражнение, модификаций которого можно выдумать без счёта, отлично вписывается в структуру достижения необходимого игроку результата от проделываемой работы.
Бросок по воротам.
Техника броска это не тот элемент, над которым вам придётся корпеть долго и нудно. Техника, в большинстве случаев ставится на раз. Быстро и качественно. Но есть тем не менее два нюанса, которыми следует овладеть наиболее эффективно, и на которых заострить внимание, всё-таки необходимо.
- One-timers, или броски в касание, следует практиковать только когда вы уверены в силе своих кистей и запястий. Способность к их производству не в полной мере зависят от таланта и способностей игрока, но в большей степени от силы и быстроты работы его рук.
- Перенос веса тела на опорную ногу наиболее важный аспект приложения двигательного хоккейного навыка во многих областях игры, но при приёме – передаче шайбы, при броске по воротам, равно как и при производстве обманных движений, обойтись без этого двигательного компонента невозможно.
Игры на ограниченном пространстве.
В играх на ограниченном пространстве хоккеист проявляет все свои лучшие качества, поэтому упражнения на их основе для хоккея просто бесценны. Мы уделяем в своей работе огромное значение этому аспекту подготовки, поэтому на нашем сайте, вы можете прочитать сразу несколько статей на эту тему. Вот некоторые из них:
- "ИГРЫ НА ОГРАНИЧЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЛЯ ИГРОКОВ СИСТЕМЫ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ"
- ИГРЫ НА ОГРАНИЧЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЛЯ ИГРОКОВ СИСТЕМЫ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП"
- "ОТДАЛ - ОТКРЫЛСЯ" - РАБОТА НА ОГРАНИЧЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ.
Противостояние и соревновательность
Игры на ограниченном пространстве отлично подходят для выявления предрасположенности к «битве за доминирование» в любых предложенных условиях. Какое бы задание не было поставлено тренером, будь то высокий прессинг или выход из зоны, игра в большинстве, меньшинстве или любое из существующих противоборств, активный и целеустремлённый игрок, обладающий техникой, напором и решительностью, обязательно себя проявит.
Вот пример интересного игрового задания, которое тренер мог бы предложить своим подопечным, на выявление самого активного, целеустремлённого и технически оснащённого игрока. Тренер оставляет на ограниченном пространстве любое количество игроков по своему усмотрению. Каждый из игроков работает против всех. Его задача выиграть вброшенную тренером шайбу и забросить её в ворота, защищаемые вратарём. Задание длится установленное тренером количество времени. Победителем является игрок, забросивший наибольшее количество шайб за общее количество повторений упражнения.
Игра и её роль в формировании команды.
Упражнения отлично подходят для определения набора навыков и качеств того или иного игрока, но их способность к действиям во время игрового эпизода, из упражнения понять очень трудно, каким бы приближенным к игре оно не было. Только игра демонстрирует истинный соревновательный дух, а следовательно, и наиболее полные возможности спортсмена.
Поэтому, после одного – двух тренировочных дней, тренер переходит к игровым заданиям, в которых соревновательность главный составной компонент, и уже на основании этой работы, делает свой предварительный вывод по правомерности притязаний игрока на место в команде.
Грамотный тренер обязательно запишет на видео все действия претендентов и досконально разберёт каждое их действие, и даже движение. Такая работа сформирует у тренера хорошее понимание игровых качеств всех претендентов, и даст ему возможность быть достаточно аргументированным в дальнейших разговорах с ними.
Общение с игроком.
Общение с игроком – это самый лучший способ понять его наиболее глубоко. Поэтому уже перед первой тренировкой, необходимо провести с каждым претендентом предварительную беседу.
Такое собеседование, поможет и тренеру и игроку, составить первое впечатление друг о друге, понять, соответствуют ли они тем ожиданиям, которые были сформировались у каждого до очной встречи.
Вторая встреча и вторая беседа, станет беседой знакомых уже людей, и на ней может быть очерчен достаточно большой круг вопросов. Конечная же цель общения, состоит в том, чтобы лучше понять игрока, проникнуться его мировоззрением и интересами, и внести в его мироощущение состояние надёжности и комфорта. После беседы он должен отчётливо понимать все ваши требования к дисциплине и тренировочному процессу, к игре и отношению каждого игрока к тому делу, которое вы делаете вместе с ним и со всей командой.
Вот несколько примеров вопросов, с которых следовало бы начать знакомство с претендентом на место в команде:
- Расскажи мне о себе как о человеке.
- Расскажи о себе, как об игроке.
- Какие задачи ты ставил перед собой этим летом? Что смог, а что не смог выполнить?
- Что ты ожидаешь от команды и от своей игры на новом уровне?
- Какие цели ставишь перед собой и при помощи чего планируешь их достичь?
По окончании тренировочного сбора для игрока наступает самое волнительное время – время формирования состава команды, в которую игрок мечтает поспасть. Игроки, практически всегда чувствуют, прошли они предложенное испытание, или нет. Но бывает и так, что грань между попал – не попал, очень узка. И у игрока нет однозначного ощущения, чтобы прогнозировать решение тренера.
Вот тут наступает время второй индивидуальной беседы с хоккеистом, в которой и игрок, и тренер расставляют все точки над «i» во взаимоотношениях игрок – команда. При этом, тренер всегда предельно корректен, и даже если игрок не прошёл отбор, тренер всегда найдёт для него ободряющие слова и посодействует ему советом, в какой клуб и в какую команду игрок мог бы подойти по уровню своего подготовленности.
Во время такой беседы игрок узнаёт все свои сильные и слабые стороны, и отвечает себе на ряд вопросов, которые роятся в его голове во всё время прохождения сбора. Но тренеру интересно есть ли перспектива для дальнейшего сотрудничества с этим игроком, поэтому он обязательно спросит, чему научился игрок, что, по его мнению, было главным на этом сборе, какой опыт он приобрёл, и что думает о своём месте в команде, с которой провёл всю предсезонную подготовку?
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".
Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27)
Сумма перевода не регламентируется.