Главная > КОУЧИНГ

"ДИАЛОГ С ДЕТСКИМ ХОККЕЕМ"

Привет хоккей! Как у тебя дела? Не очень? Мне кажется, я понимаю, что ты хочешь мне сказать. Ведь раньше я сам был игроком, а вот теперь я работаю как тренер, детский тренер, и я полноправный свидетель того что происходит в твоём мире, и с чем тебе, зачастую,  приходится столкнуться. Вероятно, тебе предстоит долгий путь, чтобы стать могущественным и несокрушимым, и это поистине очень тяжёлая работа. Но нужно, во что бы это ни стало, сделать шаг вперёд! Когда? Да… Прямо сейчас…

Если ничего не предпринимать, и оставить развиваться всё так, как оно развивается сегодня, можно отчётливо представить, какое будущее тебя ожидает. И мне совсем не нравится то, что мне удаётся представить. В твоей обойме есть много хороших людей и классных специалистов, которые творят твоим именем настоящие чудеса. Но есть и те, кто тормозит твоё развитие, и от них, ну просто обязательно необходимо очиститься.

Но прежде чем я изложу свои мысли по этому поводу, я хочу сказать тебе нечто очень важное. Я хочу сказать тебе СПАСИБО! Спасибо за  то, что ты привил мне в мои молодые годы, за то, что осталось со мной на всю жизнь. Друзей, трудолюбие, дисциплину, трудовую этику, мечту, наконец…  Но самое главное, ты преподал мне уроки, которые сегодня я ежедневно использую в своей жизни, пытаясь сделать её счастливой, насыщенной и значимой.

Ты научил меня быть хорошим товарищем, упорно трудиться для достижения цели и терпеть неудачи. Ты научил меня тому, как нужно воспринимать победы и переживать поражения. Ты воспитал во мне лидерские качества и умение стать примером для товарищей по команде. Ты показал, как можно быть увлечённым чем-то большим, чем собой и своими делами. И самое главное, ты научил меня получать удовольствие от того, что я умею делать.

Я обязан тебе тем интересом, который подарила мне жизнь, и это я буду помнить всегда!

ТРУДНЫЙ ВЫБОР МЕЖДУ ЭФФЕКТНОСТЬЮ И ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.

Наступившее лето сулит юному хоккеисту не только отдых, но и дополнительную работу, которую готовят для них родители, в виде всевозможных кемпов, лагерей, сборов и иных «развивающих» мероприятий. Я намеренно взял слово «развивающих» в кавычки, поскольку очень не уверен, что все из многих десятков предложений на рынке дополнительных хоккейных услуг, являются развивающими. Как не уверен и в том, что тренировки такой направленности необходимы ребёнку летом.

Если вы уже твёрдо решили, что ребёнку нужна дополнительная работа, и если вам это было рекомендовано тренером вашей команды, то вы наверняка знаете, как и над чем ему придётся трудиться. Но если таких знаний у вас нет, то вы скорее навредите своему ребёнку, чем принесёте мало-мальскую пользу.

Почему? Давайте разбираться.

Любой тренер, или группа тренеров, которые готовят коммерческое тренировочное мероприятие, будь то сбор или лагерь, имеют одну цель – финансовый заработок. И в этом, в принципе, нет ничего предосудительного. Но…

Многие специалисты, стремясь сделать свою программу наиболее привлекательной, до предела усложняют её, насыщая такими техническими и технико-тактическими элементами, навыка выполнения которых у ребёнка пока ещё нет. Но начать работу с таким ребёнком с подводящих упражнений, тренер попросту не может, поскольку они, как правило, не выглядят эффектно, да и группа ребят, обычно, подбирается слишком «разношёрстная», что повлечёт за собой неминуемую рутину для части этой группы.

Фактором риска является и напряжённость предложенной работы. Напряжённая работа всегда связана с риском получения травм, а тренировочная практика в течение пяти, а то и более часов в день, о которой с гордостью обычно оповещают устроители сборов, это сверх напряжённый график, в особенности для детей младше 15 лет. Такая работа не сулит ничего, кроме большой вероятности получения ненужных травм, которые наверняка не нужны ни одному ребёнку. Пройдя пару смен такого сбора, ребёнок, даже если внешних признаков тому нет, приезжает выхолощенным, выгоревшим и уставшим. А ведь впереди, и зачастую очень скоро, командный предсезонный сбор, который является фундаментом на весь сезон. А это уже серьёзно.

Ещё один минус коммерческих кемпов – отсутствие последовательности в работе. Я очень часто был свидетелем факторов антагонистичных тренировок, которые не только были полностью бесполезны, но даже и откровенно вредны. То же относится и к графику нагрузок. Их несоблюдение гигантский риск травмоопасности, а вкупе с нерадивым составлением плана тренировочных занятий, это практически гарантия получения микротравм, перетренированности и как следствие различного рода сбоев в работе организма.

Означает ли это, что нужно полностью отказаться от сборов и лагерей во время летних каникул? Нет, конечно, не означает. Но каким должен быть сбор, который не принесёт ребёнку ничего, кроме пользы?

Ну, во-первых это должно быть строго структурированное мероприятие, чтобы ребёнку было легко запоминать и осваивать предложенный материал. А это означает, что тренер не должен пренебрегать в своей работе простыми двигательными актами (подводящей работой), дабы ребёнок подходил к выполнению задания осознанно, понимая все требования, которые ставит перед ним тренер. Такая работа позволит получить на выходе хорошо усвоенный ребёнком материал.

Во-вторых, необходимо соблюдать меру напряжённости в работе, в её интенсивности и нагрузках, дабы избежать тех негативных последствий, о которых мы написали выше.

В третьих, объём проделываемой работы не должен превышать уровня необходимого для решения задачи по поддержанию физической формы, что означает преимущественно комплексную работу с уклоном в игровую практику вне льда, и узкоспециализированную, строго дозированную работу определённой проблематики, на льду.

Мы должны помнить, что излишняя нагрузка укорачивает хоккейный век практически  любого игрока. А чрезмерное пресыщение тренировками и играми, притупляют страсть к хоккею.

Пусть ваш ребёнок проведёт  лето в активном отдыхе, спортивных непрофильных лагерях, и на пару недель съездит на грамотно сбалансированный и хорошо распланированный сбор, где будет шанс поработать не над всем подряд, что априори бессмысленно, а над конкретными качествами. Где тренировки не длятся по пять часов в день, где ребята, помимо специальных занятий много играют, ходят в походы, устраивают весёлые мероприятия и наслаждаются летом.

НЕ ФОРСИРУЙТЕ СОБЫТИЯ

Когда я был ребёнком, я умолял родителей после тренировки, позволить мне остаться на катке, чтобы посмотреть хоккейные матчи Midget Major (U18). Это был тот уровень, на котором мы все стремились играть. Мы стояли у стекла и с благоговением наблюдали, как играли старшие и темп их действий, по нашему мнению, запросто мог соперничать с НХЛ.

Но сегодня, таких эмоций, в подавляющем большинстве случаев, хоккей в исполнении команд  U18 не вызывает. Почему? Потому, что средний уровень таких команд значительно снизился. И виной тому, их обилие.

Мастерство игроков, составляющих, на сегодняшний день, большинство, из нынешнего обилия юниорских команд, на очень низком уровне. По сути, они должны играть в детский или любительский хоккей,  но в юниорских лигах остаются иллюзии профессионального развития, и хоккейные семьи идут на поводу у этих иллюзий.

Ещё одной гигантской ошибкой, является факт перехода в такие команды перспективных игроков U16, которые по своим способностям, таланту и физическому развитию способны играть в юниорский хоккей, но попадая в такие «юниорки», молодые игроки не получают должного педагогического эффекта от проделываемой работы, окунаясь в хоккей с «обеднёнными» возможностями. Они могли бы получить гораздо большую пользу для своего развития, оставаясь в мощных коллективах сверстников и работая по той программе подготовки, которая смогла раскрыть все их игровые качества.  Однако заветная «юниорка» манит, и они, со спокойной душой, совершают роковую для себя ошибку.

Многим из ребят и их родителей кажется, что играя за старших, их дети будет иметь более весомую возможность получить профессиональное предложение от молодёжных и университетских команд, но это совершенно не соответствует истине. Возможности, игрокам дают не команды в которых они играют, а хоккей, который эти игроки показывают, а так же знания и  человеческие качества которыми они обладают. И это единственные критерии отбора.

Я сам был в такой ситуации и в пятнадцать играл за команду U18, поэтому я отлично знаю предмет, о котором рассуждаю. Сейчас я вспоминаю это время, как худшее время в моей карьере.

Я ни физически, ни ментально, ни эмоционально не был готов играть против ребят на три года старше меня. И я не был достаточно зрелым, чтобы быть частью команды, где у моих товарищей  был совсем другой жизненный опыт. В результате я покинул этот коллектив, поскольку так и не смог в нём адаптироваться.

Отсюда можно сделать вывод. Получая предложение от команд, где обучаются и играют дети на два-три года старше вашего ребёнка, подходите к оценке такого предложения со всей скрупулёзностью, и принимайте только взвешенные решения.

РОДИТЕЛЯМ О РОЛИ АДВИЗОРОВ (СОВЕТНИКОВ, КОНСУЛЬТАНТОВ, СОВЕТЧИКОВ)

Прежде чем рассуждать на эту, весьма интересную тему, могу сказать, что хорошие «адвизоры» всё-таки действительно существуют. Это ребята, у которых есть свой «послужной список», игровой и соревновательный опыт, и которые ответственно подходят к тому непростому делу, за которое взялись. Они внимательны, заботливы, организованы,  да и вообще, попросту хорошие люди.

«Адвизоры» не работают с 14 и 15-летними подростками, поскольку у них нет лицензий, они не являются скаутами команд и сертифицированными агентами. Они работают в нише, которая сферу интересов менеджеров профессионального хоккея, не затрагивает.

Таков уж бизнес в наши дни. И так получилось, что бесчисленное множество людей, решило, что может принести пользу ребёнку и выгоду себе, если будет заниматься перспективным юным хоккеистом, ведя его по юношескому хоккею, в направлении к хоккею профессиональному.

И поскольку большинство начинающих хоккейных родителей не имеют опыта и знаний о процессе хоккейного образования, они слушают, регистрируются на сайтах, подписывают договоры и платят этим непонятным людям совсем немаленькие деньги.

Мне бы хотелось предостеречь вас от тех, кто желая представлять интересы вашего ребёнка, ничего кроме этого желания «за душой» не имеет.  Это тем более важно, что подобного рода «специалист» будет волей-неволей, и  возможно на длительное время, привязан и к вашей семье и её репутации. Причём во всех смыслах.

Выявить таких людей не сложно. Просто задайте себе несколько вопросов.

- Поговорите с «адвизором» о том, что он думает о сильных и слабых сторонах ребёнка, о свойствах его характера, воспитании, ментальных возможностях и прочих игровых качествах? После чего, задайте те же вопросы командному тренеру и своему мироощущению. Если мнения совпадут, то перед вами профессионал.

- Спросите у «адвизора» его мнение по последней игре (играх) вашего ребёнка. Что он подметил, что может выделить в его действиях? Спросите у ребёнка, говорил ли с ним «адвизор» после игры, и если говорил, то о чём?

- Умейте анализировать ситуацию.  Действительно ли после начала сотрудничества с «адвизором» ваш ребёнок прибавил в мастерстве, или его движения вверх по составу, плод личных, а может быть и финансовых взаимоотношений «адвизора» и тренера команды?

- Узнайте, действительно ли «адвизор» имеет авторитетное мнение в кругу хоккейных агентов и скаутов и его рекомендации в отношении будущей спортивной карьеры его подопечных будут ими рассмотрены всерьёз? Поинтересуйтесь именами игроков, чья карьера пошла вверх благодаря сотрудничеству с данным «адвизором».

Очень многие «специалисты» обхаживая родителей третьих – четвёртых пятёрок команд детско-юношеских школ, пользуются одним и тем же приёмом. Они утверждают, что ваш ребёнок «звезда», и то, что он ещё не в стартовом «ростере» ЦСКА, это нелепая случайность или, хуже того, предвзятость тренера. Родителю такие слова – бальзам на душу. Он заключает контракт, платит деньги, и даже видит изменения у своего ребёнка в лучшую сторону. «Адвизор» разводит бурную деятельность, приглашает ребёнка на дополнительную работу к «своим» специалистам, акцентируя внимание на временные улучшения показателей связанные, безусловно, не с его бурной деятельностью, а с усилением общего эмоционального фона. Но проходит время, эйфория притупляется и всё возвращается на круги своя. Всё, кроме тех денег, которые вы потратили на взаимоотношения с «горе-адвизором».

Хотя я и написал об авторитетном мнении «адвизора», как специалиста, в определённых кругах, однако мне хочется напомнить всем хоккейным родителям, что у профессиональных агентов, которые представляют игроков, и у хоккейных скаутов, которые представляют интересы команд, имеются столь  обширные знания и сведения, что сквозь их сито, практически никогда, не просачивается ни один мало-мальски значимый игрок. Просто в «дело» они вступают гораздо позже, чем «адвизоры». А это значит, что «адвизор», ни в коей мере не влияет на построение карьеры игрока, его задача, правильно подвести игрока к началу построения этой карьеры. И это необходимо понимать, особенно когда начинаешь предъявлять к «адвизору»  некие завышенные требования.

Если ребёнок достоин, его обязательно «найдут», как при помощи «адвизора», так и без неё.  «Адвизор» - же, помогает ребёнку стать тем «светлячком» лучики которого будут заметнее в группе претендентов за место под солнцем. Хоккеиста делает не «адвизор», а трудолюбие, талант, и свойства характера.

Хороший «адвизор» обязательно скажет об этом ребёнку и его родителем перед заключением своего с ними контракта.

РЕЙТИНГИ, БАЛЛЫ ЗА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И МЕСТА В ТУРНИРНОЙ ТАБЛИЦЕ

Каждый раз, когда я разговариваю с родителями о том, как дела у их ребенка и его команды, они всегда говорят мне, о турнирах, первенствах и местах на них занятых,  рейтинге команды и своего отпрыска.

Всё, что печатается на сайте «Мой рейтинг хоккея» -  имеет для них очень большое значение.

Я никогда не заглядывал на этот сайт, но у хоккейных родителей он очень и очень популярен. Я не раз слышал от руководителей многих детских хоккейных структур, что в день, когда информация обновляется, а это происходит аж в три часа утра, в ночи кипят нешуточные страсти, разыгрываются трагедии, кипят форумы, а для кого-то, наоборот, наступает время эйфории.

Этот сайт, на мой взгляд, олицетворяет всё, что творится с нашим хоккеем, не так. Всё, чем он на сегодняшний день тяжело болен.

Я содрогаюсь, когда смотрю на подобного рода рейтинги детских коллективов, и ещё больше, меня трясёт, когда мне демонстрируют какой либо рейтинг детей до 13 лет. Я вообще не понимаю, как дети, процесс обучения которых в самом разгаре, могут делиться на лучших и остальных!

Рад, что сегодня мне не 13 лет, и что, когда мне было тринадцать, подобных рейтингов не было и в помине. Любой подросток очень ценит мнение, которое составлено о нём другими людьми. И когда в моём детстве обо мне и моём хоккее писали репортёры местных спортивных газет, мне было достаточно тяжело нести этот груз, в особенности, когда это мнение было положительным. Представляю, какая ноша сейчас лежит на ребятах стоящих на вершине рейтинга, и что происходит с ними раз в неделю в три утра, когда этот рейтинг обновляется.

Я знаю действующих профессиональных игроков, которые ментально не могут справиться с бременем славы. А скольких талантливых хоккеистов оно столкнуло в пропасть забвения, пожалуй и не сосчитать.

Мне всегда было просто весело играть в хоккей. Хоккей был занятием, которое я обожал. Но давление, которое осуществляют всевозможные рейтинги на наших детей,  лишают их этого удовольствия и страсти в игре. Они все время думают о результативности, очках, и заветном месте на вершине рейтинга. И очень часто, тому виной родители, которые гонят, гонят и гонят ребёнка на эту вершину.

Совсем немного детей отваживается сказать своим родителям, что они не стремятся на вершину рейтинга, но стремятся покорить вершину хоккея, а это совсем разные по высоте вершины. Но родители, в подавляющем большинстве случаев ребят совершенно не слышат.

НЕ СТОИТ СТРЕМИТЬСЯ К ЧЕМУ ЛИБО «ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ»

«Если ты не попадаешь в стартовое звено – ты лузер»

«Если тебя не взяли в команду ААА – ты лузер»

«Если я не наберу в свою команду хороших игроков – я лузер»

«Если я не подпишу контракт с этой «звездой» - я лузер»

«Если я не удержу в своей команде всех лидеров – я лузер»

У многих «хоккейных жителей», будь то игроки, их родители, или тренеры, проблемы весьма схожи. И эти проблемы сосредоточены вокруг того, что хоккей перестал быть радостью и увлечением. Он стал бизнесом.

И, по большому счёту, мы все вместе виноваты в том, что происходит, поскольку не раз примеряли эти утверждения к себе и своим коллегам. И я точно могу это утверждать, поскольку пройдя по карьерной лестнице с самого низа до самого верха, много раз слышал эти слова, да и что греха таить, в начале карьеры сам имел столь же крамольные мысли.

Хоккей-это вид спорта, который славится своей соревновательной природой. Именно это отличает нашу замечательную игру от всех других видов спорта. Но сейчас, мы становимся свидетелями тому, что конкуренция взрослых начинает разрушать ценности детской игры. Родители, тренеры, адвизоры… мы забываем, что наши взрослые решения имеют не менее взрослые последствия, но при этом решаем мы, за наших детей. Мы позволяем себе при детях, мнения и высказывания, от которых в любом случае оградили бы своего ребёнка, если их произносили бы чужие уста. Но мы говорим, а последствия наших слов, вкушают наши дети.

Детский хоккей стал бизнесом, и это, безусловно, не идёт на пользу его развитию. Бизнес законы контрпродуктивны для всестороннего развития ребёнка и препятствуют его увлечению игрой. Мы бездумно тратим деньги на то, что нам кажется полезным, только на основании красивых рекламных слоганов, не вникая, в то, на что мы обрекаем своего сына или дочь.

На мой взгляд, давно назрела ситуация создания структуры обучающей тренеров и родителей не навредить своим детям. Нужно громко и ответственно рассказать о том, что делать имеет смысл, поскольку это развивает наших детей и приносит им пользу, что делать бессмысленно, поскольку не приносит никакого результата, а что откровенно противопоказано, так как вредит развитию юных спортсменов.

Развиваясь, хоккей не стоит на месте, а значит, он требует постоянного совершенствования знаний от тех, кто передаёт их своим ученикам. Но есть и незыблемые истины, которые не грех будет лишний раз озвучить.

- Обучая детей… забудь о достижении результата любой ценой.

- Хоккей – должен быть радостью для ребёнка… забудь о давлении и повышенных требованиях.

- Ваши взаимоотношения с товарищами по команде… важнее конкуренции с ними за место в стартовом звене.

- Будь требовательным к себе и товарищам ради роста игрового мастерства… а не ради медалей и кубков на детских соревнованиях.

- Хоккей это игра… а не бизнес.

И всё-таки закончить свой монолог я хочу словами благодарности, с которых и начал это своё повествование. Всё в моей жизни сегодня благодаря хоккею. Ценности, друзья, опыт. Я точно не приобрёл бы их, если бы не тот фундамент, который заложил в меня хоккей. Я не могу выразить словами, как я благодарен  за это любимой игре.

Мне очень повезло в жизни, поскольку и мои родители,  и мой тренер, любили и уважали тебя так же как я. Они позволили тебе научить меня всему тому, что я сегодня умею, использую и буду продолжать использовать всю мою жизнь.

Я с волнением жду появления на свет своего первенца (буквально в ближайшие пару недель), и я уверен, что и для него ты найдёшь частичку своей огромной души. Я знаю, что нет ничего большего, что я мог бы пожелать ему, как родитель.

Спасибо тебе хоккей. С большой любовью, Тофер.

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".

Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27) 

Сумма перевода не регламентируется.