"ПУТЬ К ЗОЛОТУ". КАК ЮНОШЕСКИЙ ХОККЕЙ США ДЕЛАЕТ СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ ВЕЛИКОЙ ХОККЕЙНОЙ ДЕРЖАВОЙ.
В тот день, когда Боб Манчини вынес на суд людской «евангелие» новой модели развития американского хоккея, ему предстояло столкнуться с волной полного непонимания, как со стороны родителей юных хоккеистов, так и со стороны тренеров, и даже некоторых функционеров.
«Меня атаковали всюду, где бы я не находился», - сказал Манчини – региональный менеджер модели развития хоккея США. «Это была очень жёсткая критика и практически полное неприятие со стороны очень и очень многих людей, так или иначе связанных с детским хоккеем.
Фразы – «Какого чёрта вы натворили! Мы ненавидим вашу шайку! Что вы сделали с американским хоккеем!?» - были самыми вежливыми из того что пришлось выслушать Бобу и его коллегам.
Боб Манчини, уважаемый тренер и функционер, которого отлично знают в Хоккейных кругах Северной Америки. Именно он, впервые внедрял программу (АDM) – Американскую модель развития хоккея в Миссури, Индиане, Иллинойсе и в самом пекле хоккейного хардкора – Мичигане.
ADM в своё время была тем, что мы сегодня называем новым способом мышления. Модель совершенно изменила понимание того, как дети должны развивать свои игровые навыки. В основе модели лежали возрастные особенности организма юных хоккеистов, специфика их развития, а так же новые теории и методики, этому способствующие.
С тех пор прошло достаточно много времени, но Боб Манчини, со своим коллегой и соратником Кеном Мартелом – техническим директором АDM США, находятся на постоянной связи со всеми хоккейными структурами страны. Вот и в прошлом месяце в режиме видеоконференции было проведено рабочее совещание посвящённое проблемам продвижения программы в реалиях нелёгких современных условий.
***
По словам Кена Мартела, хоккей в США испытывал период бурного роста в период с 1990 по, примерно, 2001 год. За это время, количество зарегистрированных игроков выросло больше чем вдвое. Такой рост был предопределён тем, что страна стала строить катки в заведомо «нехоккейных» регионах, тем самым, привлекая в хоккейную «секту» новых «адептов». Однако в первом десятилетии нового тысячелетия, темпы прироста начали снижаться, и хотя цифры всё ещё выглядели привлекательно, они в большой степени лишь маскировали нарождающуюся проблему.
Дело в том, что удобоваримые цифры давал прирост хоккеистов-любителей, которые пришли в хоккей во взрослом возрасте, а так же значительно возрос интерес к хоккею со стороны родителей девочек, но зато мы потеряли более 50000 мальчишек и как ни странно, из тех мест, где позиции хоккея казались незыблемыми.
Что же стало причиной этого?
В первую очередь, растущие расходы на хоккей, далее, причины идут очень плотной группой. Здесь и страх получить травму, количество и качество коучинга и отсутствие удовольствия от занятий. На всемирном хоккейном саммите 2010 года в Торонто, Манчини во время дискуссионного круглого стола, озвучил ошеломляющую статистику: В США, 44 процента детей, бросают занятие хоккеем в возрасте до 10 лет!
***
Главная задача программы ADM заключалась в том, чтобы сделать игру привлекательней для малышей. Мы, во что бы это не стало, должны были уйти от значимости результата в игре, перестать форсировать события, и сделать подготовку наших ребят соответствующей их возрастным критериям. Мы ввели в программу развития максимально возможное количество обучения в формате подготовки на ограниченном пространстве, чтобы дать возможность детям большее количество тренировочного времени контролировать шайбу. Стали всемерно поощрять игровую направленность занятий и мультиспортивные игры, в принципе. Мы устранили раннюю специализацию, и сформировали Лиги по территориальному принципу, чтобы исключить длинные переезды, сократить расходы родителей и дать им возможность инвестировать время и деньги в развитие индивидуальных навыков ребят.
Высвободившееся от поездок время помогло нам и с улучшением квалификации детских тренеров, поскольку мы ввели специализированную программу семинаров и курсов, которая во многом поспособствовала этой цели.
Многие ключевые вопросы мы закрепили законодательно. Например, для улучшения качества подготовки игроков, мы установили лимит на проведение игр в соотношении к тренировочной практике. Отныне, соотношение более чем 1 к 3 стало считаться нелегитимным. По мнению Манчини, такой подход очень быстро дал положительные результаты.
Программа сразу же показала отличный результат, полученный от её внедрения. Кен Мартел представил цифры, из которых следовало что коэффициент привлечения и «удержания» детей в возрасте до 10 лет в хоккее, увеличился примерно на 7 – 8%, с 10 до 12 лет остаются «верными» хоккею примерно 90% ребят, а возраст 12+ показал и вовсе прекрасные 93,2%
Мартел считает, что помимо всех вышеперечисленных изменений в правилах обучения, на столь стремительный рост привлекательности детского хоккея, повлияли и ограничения на ведение силовой борьбы, которая была запрещена в соревнованиях мальчиков до 12 лет, и на всех уровнях для девочек. Это ограничение не только убрало фактор страха у детей, но и позволило повысить уровень их мастерства.
С момента активации программы, привлечение детей в хоккей продолжает расти рекордными темпами. Так, например, только за прошлый год в стране зарегистрировано 115694 игрока в возрасте младше 8 лет! И эта тенденция продолжает расти!
Но ситуацию пока трудно назвать радужной. Во многих регионах, где хоккей культивируется давно, а через детские школы и клубы прошло уже не одно поколение жителей, перемены нам даются очень нелегко.
«Наследственность в методах обучения в таких регионах изменить очень трудно», - говорит Манчини. « Родители и тренеры, которые так же являются продуктом староформатной системы, не хотят видеть преимуществ нового подхода. Однако, успехи тех регионов, в которые хоккей пришёл относительно недавно, являются отличным примеров для всех приверженцев «ортодоксальной» точки зрения».
Федерация хоккея США представила свои инициативы по играм и тренировочному процессу на ограниченном пространстве, ещё в 2010 году. Тогда, эта инициатива ещё не обрела форму закона. Но очаги сопротивления ей, не угасают даже сегодня.
«В нашей стране ещё находятся хоккейные регионы, где превалирует мнение, что шестилетним малышам следует играть в «настоящий хоккей», на всю ледовую площадку», - сказал Мартел. «Такая позиция, всё ещё является проблемой для хоккея США, поскольку она будоражит умы людей. Но мы, всё-таки, уже значительно продвинулись вперёд в борьбе с нею».
***
Когда в прошлом сезоне, Ассоциация Хоккея Канады принимала положение о проведении игр для команд U6 на площадках ограниченных размеров, возмущение всех заинтересованных в детском хоккее лиц, по словам юриста Hockey Canada Шона Фитцжеральда, было сродни бунту. Канаду будоражило от южных до северных границ. И только после того, как было объявлено, что нововведение не касается игр команд-селектов, напряжение немного улеглось.
«Мы в США воспринимали эту ситуацию как дежавю», - сказал Мартель. «Ведь мы только-только через это прошли сами».
Быть может это прозвучит абсурдно, но нашу цель, - сделать хоккей радостным занятием для детей и весёлым временем для их время препровождения, бизнес не разделяет. А молодёжный, да и детский спорт в Северной Америке давно стал крупным бизнесом, и этот бизнес хочет жить по своим, бизнес-законам.
«Хоккей это серьёзный вид спорта. В нём нет места веселью, на любом уровне»,- приводит Манчини слова представителей хоккейного бизнес-сообщества.
Даже выступая на пресс-конференциях и семинарах, где Манчини и его команда делают презентации разработанных Федерацией проектов, они тщательно подбирают слова, чтобы придать детскому хоккею вес, с которым к нему относятся в некоторых хоккейных регионах страны.
«В своих речах, я стараюсь не использовать это слово (весело)», - сказал он. «Вместо этого, я пользуюсь более «скромным» термином «вовлечение», и тогда читая доклады, я не вижу «закатанных глаз» и ироничных ухмылок. Поэтому теперь, когда вы слышите из моих уст слово «вовлечение», знайте, что произнося его, я говорю о том, что для детей хоккей должен быть радостным и весёлым занятием».
***
Одной из самых больших проблем развития хоккея стоящей перед Федерациями любой страны, является растущая стоимость обучения и экипировки хоккеиста. Хоккей становится «элитарным» видом спорта. А если учесть, что концепция «мультиспорта» является первейшей необходимостью при воспитании хоккеиста, то очевидно, - хоккей, стал откровенно дорогим видом спортивных игр. Законы экономики, конечно, нашли свои ходы, чтобы в соотношении цена – качество установился паритет. Школы пошли по пути Академий, предоставляя детям услуги «полного дня», медицинское сопровождение и круглогодичную специализированную подготовку на условиях абонемента или членства в клубе. А поскольку эта проблема присуща не только хоккею, эффективные ходы, сообща, нашлись довольно быстро.
«На стороне хоккея очень удачно сыграла и конкуренция. Удачная модель развития школы, моментально подхватывалась и тиражировалась, а неудачные модели, прекращали своё существование», - сказал Мартел. «В любом случае, как бы события не развивались, хоккей должен приносить прибыль. С одной стороны это большая проблема. С другой – отличный двигатель».
Но существуют и другие сложности. Даже не смотря на то, что многие частные школы и Академии проповедуют продвижение идеи мультиспорта, не всё развивается так, как нам видится. И те родители, чьи дети не посещают такие школы, зачастую лишены финансовых возможностей для её воплощения. Вдобавок, существует целый пласт родителей, считающих, что хоккей должен быть в жизни ребёнка ежедневно и по 11 месяцев в году. Таким образом, наша цель – воспитание не только хороших хоккеистов, но и в целом хороших атлетов, пока далека от достижения, хотя мы и идём к ней достаточно уверенно.
***
Мы так часто заостряем внимание на этих двух проблемах – «мультиспорте» и «игре на ограниченных площадках», потому, что считаем их «краеугольными камнями» в деле воспитания игроков для хоккея США.
Манчини и на себе тоже испытал эту проблему. Его сын Виктор играет за команду Compuware U16, и минувшим летом, ему пришлось работать на дополнительных хоккейных сборах, поскольку в течение сезона он недодал хоккею некоторое своё время, которое потратил на выступление в соревнованиях по другим игровым видам.
«Это заблуждение, полагать, что перейдя через препубертатный период юноша, станет сильным, ловким, быстрым и перестанет отставать от сверстников, повзрослевших раньше него. Только гармоничное комплексное развитие даст вам эту уверенность», - сказал Боб Манчини. «Наверное поэтому, мой собственный сын, до сих пор увлечён идеей «мультиспорта».
Как ни прискорбно об этом говорить, но дети, даже самые лучшие, в чьей жизни был только хоккей, хоккей и ничего кроме хоккея, покидают его очень рано – «перегорая», отставая от сверстников или теряя увлечённость. Но донести эту информацию до родителей и их детей бывает очень сложно.
Мы использовали все возможности социальных сетей, мы приводили сотни примеров, но пока не достигли той реакции, на которую рассчитывали.
По второму ответственному аспекту обучения, мы тоже не сидим сложа руки. В начале 2014 года мы создали аналитическое видео на своём канале YouTube, где проанализировали действия ребёнка 6 – 8 летнего возраста в игре на всю хоккейную площадку, сопоставив его действия с действиями игроков NHL. Видео посмотрели более пятисот тысяч пользователей, но даже не смотря на всю карикатурность аналитики сравнения, значительная часть комментариев показала, что видео не достигло своей цели на 100%, и основная работа у нас впереди.
***
«Мы достаточно быстро осознали, что дело не в том, что мы хотим изменить, а в том, как мы хотим это сделать» - сказал Мартелл. «Речь идёт о том, как мы пытаемся донести до игроков, тренеров и родителей, суть наших изменений. Мы постарались быть последовательными, но в то же время, сделали так, чтобы наши службы постоянно изобретали новые формы подачи материала, пока не сформируется некий, всех устраивающий формат его подачи.
Мы создали мобильное приложение, которое является бесплатным для всех участников, но имеет и платное хранилище файлов, к которому можно получить доступ за 8,99 долларов в месяц. На сегодняшний день наши пользователи уже скачали приложение более 300000 раз, а не менее 2000 пользователей, ежедневно пользуются платным контентом.
«Мы не скрываем своих знаний, и каждый, кто в них заинтересован, может забрать их частичку с собой», - сказал Мартел. «Мы гордимся тем, что сайт USA HOCKEY, на сегодняшний день, один из самых информативных в мире».
***
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".
Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27)
Сумма перевода не регламентируется.