Главная > КОУЧИНГ

ХОККЕЙ КАНАДЫ: ПОД ЗНАКОМ ПЕРЕМЕН.

Любые изменения, всегда требуют времени. А изменение культуры хоккея, требует ещё и финансовых, и ментальных,  и педагогических усилий. И если, в плане хоккея, говорить о такой стране как Канада, всего этого потребуется очень много.

Наверное, никто не знает это лучше, чем Кори Макнабб – менеджер по развитию игроков при Ассоциации Хоккея Канады. Недавно, выступая с докладом о долгосрочном развитии спортсменов, в Тандер-Бей, он начал своё выступление с того, что рассказал, как получает примерно по сто электронных писем в день, в которых, родители юных хоккеистов,  задают самые разнообразные вопросы. Начиная от, «…а как туго нужно завязывать коньки ребёнку», до «…почему моего сына нет в заявке юниорской сборной, ведь он играет намного лучше, чем…», - сказал  он собравшимся.

«У меня есть папка писем, которые я объединил под общим названием «трэш», можете представить, какие ужасы находятся там внутри»…

Хоккей в Канаде, это гигантский пласт культуры, который нещадно эксплуатируется всеми видами бизнеса, начиная от продажи кофе и фаст-фуда, заканчивая реализацией автомобилей и банковских услуг. Всё, что продаётся, рекламируется на хоккее.

И когда подходит время мировых баталий, особенно на юношеском уровне, всю Канаду, от побережья до побережья, начинают «бомбардировать» ура-патриотическими лозунгами с каждой витрины и даже с каждой этикетки, не говоря уже обо всём обилии средств массовой информации. И вся эта канонада, призвана укрепить и без того главное канадское убеждение, что хоккей это наша и только наша игра.

В Канаде, как и во многих других странах, на сегодняшний день главенствует следующая философия развития детского хоккея: тренировка игровых качеств на ограниченных площадях, игра на ограниченном пространстве, мультиспортивное развитие, внимание к развитию навыков, а не к счёту на табло.

«Но эта идея, пусть и является национальной, воплощается далеко не везде», - сказал Макнабб. В стране достаточное количество тренеров, ассоциаций и хоккейных родителей, которые уделяют «победам» гораздо более пристальное внимание, чем они того, на данный момент, заслуживают. Тем самым превращая процесс обучения, в процесс чисто соревновательный. И это неминуемо сказывается на представительстве игроков данных ассоциаций в командах более высокого игрового уровня и сборных командах Канады.

«Европа, практически повсеместно исключила из процесса обучения детей, игры на всю площадку, пять на пять и с судьями. По крайней мере,  до момента, когда детям исполняется по 10 лет. В Канаде же, есть места, где с шести лет отслеживаются лидеры по набранным очкам, считаются броски по воротам, и иные, бесполезные, на данном этапе, показатели. Такой поход показывает нам, что хоккей там существует не для детей и их развития, а для удовлетворения амбиций взрослых, и это печально.

Если в детском возрасте, «результат» становится важнее, чем «процесс», об игроках способных прославить страну на хоккейной арене, можно забыть.

Игры на результат всегда зрелищны, и это в полной мере используется бизнесом, которому нужны зрители – потенциальные потребители его услуг. Получается так, что бизнес, развивая хоккей, стремиться поставить его на необходимые ему рельсы. Сделать зрелищным, в ущерб его поступательному развитию.

С подобного рода проблемами  США столкнулись раньше, чем Канада, но их опыт показывает, что по-настоящему эффективного противодействия этому явлению, там не нашли.

В Европе подобная культура не развита, благодаря клубной системе школ. Например, в Швеции и Финляндии есть общегосударственная программа развития, которая диктует его нормы, а выделенные региональные специалисты, следят за её неукоснительным выполнением, получая свою заработную плату за надзор над всей системой хоккейного образования.

«Клубы в Европе самодостаточны», - сказал Макнабб. «Дети там тренируются по единой системе, у тренеров, которые назначены клубом. В Канаде же, игроки вольны выбрать себе специалиста для развития любых навыков, и в этом огромная разница пути воспитания игроков. И если клубная система обеспечивает последовательность и стандартизацию обучения, то канадская, разносторонность, и многогранность тех навыков, которые прививаются игрокам.

«В Европе, в развитии игрока, чётко прослеживается методологическая последовательность, тогда как в Канаде, работа тренера сродни работе художника или скульптора. У каждого из подходов, очевидно, в наличие и свои плюсы, и свои минусы. Но при этом в Канаде есть элементы европейского развития, в Европе же, по канадскому пути сознательно не идут.

С другой стороны, того уровня стандартизации, который достигнут в Европе, в Канаде, в обозримом будущем, достичь, вряд ли представится возможным. Дело в том, что Канада с 442163 игроками младших возрастов и более чем 3500 малых хоккейных ассоциаций по всей стране, это такая махина, в которой только детских тренеров трудится более 85000, то есть больше, чем… игроков, в Финляндии и Дании, вместе взятых!

«Канада имеет бесценное богатство в виде огромного количества тренеров по формированию игровых навыков, а так же специалистов, формирующих вратарское искусство», - сказал Макнабб. «Этот факт делает подготовку наших игроков особенной, и ни с чем несравнимой».

Мы осознаём недостатки нашей системы обучения, но отдаём должное и её положительным свойствам, которые считаем уникальными и неоспоримыми. Например, с нашим подходом к спортивной педагогике, воспитанные нами игроки, никогда не буду похожи на «печенье в коробке». Они не будут обладать одним и тем же набором игровых качеств с одинаковым развитием в техническом и технико-тактическом плане.

Да, мы заметно плодим бюрократию, ведь все наши малые хоккейные ассоциации находятся в компетенции 13 филиалов Hockey Canada, но зато, мы, тем самым, обеспечиваем отсутствие последовательного однообразия в учебно-тренировочном процессе, которое рано или поздно приведёт к тому, что все юные канадские хоккеисты, будут «подстрижены под одну гребёнку».

Каждая из 13 ассоциаций имеет свою философию и свой устав, и свои методики обучения.  Здесь есть свои правила и свои приоритеты, они отстаивают друг перед другом свои позиции, и это положительно сказывается на их развитии.

Макнабб считает, что каждая ассоциация, должна очень бережно относиться к тем специалистам по навыкам, чей опыт, знания и результат работы, зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Сегодня они работают только с теми, кто готов и имеет возможность за это платить. Тренировки у таких специалистов могут стоить от 100 долларов и выше, за одно занятие.

Но почему ассоциации не нанять 6 – 8 специалистов, которые бы занимались со всеми детьми хоккейной школы на постоянной основе? Например, если в клубе обучается 800 ребят, то лишние 100 долларов к абонентской плате, дают фонд заработной платы в 80000 долларов в месяц, решая вопросы талантливых детей из семей с невысоким месячным доходом.

«Посмотрите, какая на самом деле получается экономия», - говорит Макнабб. «Средние затраты семьи на дополнительную тренировочную практику, которая оплачивается помимо взноса за обучение, не менее 500 долларов в месяц, здесь же, получится ровно сто долларов».

«Хочу заметить, что разговоры на эту тему уже ведутся, и как мне кажется, первые шаги в этом направлении скоро будут сделаны», - сказал чиновник.

***

Хоккей Канады - это большой бизнес!

Каждый родитель желает для своего ребёнка только добра, и это вполне естественно. Но частенько происходят ситуации, когда это «добро» перерастает в навязчивую идею, и вот уже хоккей для ребёнка становится не источником радости, а НХЛовской «идеей фикс» для его родителя, с мечтой о гигантских гонорарах и стипендиях. Постепенно, проводники подобных идей создали культуру, в которой наибольшее внимание уделяется не процессу, а конечному «продукту», и путь к достижению этого «продукта» стал стоить огромных денег.

Сегодня канадские родители вынуждены платить за дополнительные занятия, всевозможные турниры, летние лагеря, тренировки вне льда и частные хоккейные академии. По каким-то непонятным причинам в Канаде сложилось впечатление, что если всего этого не делать, ребёнок не будет прогрессировать. И ещё одно убеждение, что тебе никогда не видать высот мастерства Сидни Кросби, если ты не работаешь по «элитной программе» развития с первых шагов в хоккее.

Где правда? Давайте разберёмся.

Для получения ответа на этот вопрос, обратимся к Полу Мейсону – начальному тренеру «суперзвезды» НХЛ в Коул-Харборе, штат Нью-Йорк.

«Когда Сидни был совсем маленьким, он обожал играть и был великолепным мультиспортивным спортсменом. Всё свободное время он играл с соседскими детьми в обилие спортивных игр, и это было тренировкой, в которой он был сам себе тренером», - сказал Пол. «Да, он много времени посвящал хоккею и много тренировался, но закалку «игровика» он получил не на тренировках, а в играх со сверстниками.

И ещё один нюанс, слух о котором бороздит просторы интернета – коньки и их заточка для Кросби. Почему-то считается, что Сидни с раннего детства делал коньки на заказ, и имел свой секрет в заточке и профилировании лезвия. «Это не более чем байка», - сказал Мейсон, который по совместительству с тренерской работой, был ещё и владельцем хоккейного магазина на «Коул -Харбор–плейс». «У Сидни были самые обычные стандартные коньки, без какой бы то ни было переделки, со стандартной заточкой – ничего особенного».

Кросби великий талант своего поколения, который преуспел не благодаря программам обучения, а из-за того, что над ним «так» сошлись звёзды. Он любит хоккей и играет в него в своё удовольствие. Он тренируется много, но с радостью. Для него игра не бизнес, а восторг.

Мэйсон за все годы своей обучил тысячи детей, и среди них было много талантливых ребят, но таких как Сидни попросту не было. У него нет какого-то особого секрета. Он уникален, и это просто нужно принять.

Пол Мейсон, директор начальной школы, и тренер-доброволец по хоккею в Коул-Харбор, в течение вот уже 39 лет. В Дартмуте, районом которого является Коул-Харбор, 30000 жителей, и все эти годы, Пол наблюдает, как меняется хоккей и отношение к нему со стороны детей и родителей.

«Детский хоккей превратился в гонку на выживание и это попросту убивает в нём игру», сказал Мейсон. Если раньше, каждую весну мы с ребятами организовывали различные турниры по всевозможным видам спорта, то теперь их родители одержимы лагерями, тренировками навыков и всевозможными сборами. К нам в лексикон официально внедрился термин «весенний хоккей». Родители подвержены какой-то истерии, видя что сверстники их сыновей и дочерей проходят через всевозможные программы развития и боятся, что их дети что-то упустят в своём развитии и отстанут от товарищей по команде». Я говорю им: «Нет, это не правильный подход! Ни одна программа сама по себе не переведёт вашего ребёнка на более высокий уровень мастерства. Это обычная бизнес – уловка!» «Ведь развитие, это переход! Переход из одного качества в другое! Задумайтесь! Оно не в том, что много лет выпекая свой сорт хлеба, вы сделали его безумно вкусным, а в том, что вы научились, как сделать безумно вкусными ещё десять сортов хлеба, а в добавок, столько же видов сдобы и пирожных».

«Дети должны развиваться разнонаправленно. В их развитии не должен присутствовать только хоккей! Только тогда они будут иметь шанс стать настоящими игроками. Все эти дополнительные программы по формированию навыков, сделают лучше только ваши навыки. Они не научат вас играть. Это закон игровых видов спорта! Если до двенадцатилетнего возраста вы будете проводить по 8 – 10 часов на льду в неделю заставляя детей тренироваться, вы добьётесь только одного – стойкого отвращения к тренировкам в недалёком будущем. Но если вы позволите детям просто играть, даже по пять часов в день, вы станете для них лучшим другом!»

«Исходя из всего выше сказанного, и учитывая реалии сегодняшнего дня, мой совет сегодняшним родителям может быть таким: Выбирая программу развития для своего ребёнка, постарайтесь найти такую, в которой нет повторения того, что дети делают на протяжение всего учебно-тренировочного года. Нет смысла выписывать на льду виражи и прочие «восьмёрки», нет смысла изнурять себя бросками и дриблингом за дополнительные деньги. Ищите такие программы, где тренировка построена на игре, и этой игрой является не только хоккей, вот тогда ребёнок пройдёт эту программу с действительной пользой и огромным интересом».

«Когда рос Сидни Кросби, в нашей ассоциации было 650 юных игроков, из которых до недостижимых вершин дорос он один. Сегодня, в ней тренируется примерно столько же детей, и по мнению их родителей, каждый из них, способен будет затмить Сидни. Ещё бы, ведь они работают в разы больше чем он. Но совсем недавно, в разговоре родителей я услышал мнение, которое сегодня, словно «глас вопиющего в пустыне» не воспринимается ни кем: Нет, мы не будем отдавать своих детей на «весенний хоккей», ведь тогда у них не будет летних каникул…  Я буду молиться за то, чтобы это сказала мама будущего нового Сидни Кросби…»

Кори Макнабб поведал нам, что проведённые исследования делают определённый вывод о том, что больше хоккея для ребёнка, не значит лучше. Согласно долгосрочному руководству представленному Ассоциацией хоккея Канады, специализация в хоккее до 10 лет вредна, и приводит к чрезмерному количеству травм, потере интереса и ментальному выгоранию. Что в свою очередь, способствует тому, что хоккей теряет ребёнка.

«Все дети любят фруктовые хлопья», - сказал Макнабб. «Но если вы будете кормить их хлопьями на завтрак, обед и ужин, их очень скоро начнёт тошнить от одного их вида». Почему же родители «перекармливают» своих детей хоккеем? Неужели кому-то не понятно, что баланс необходим во всём, в том числе и в тренировках? Ведь очевидно же, что именно здесь, а не в ежедневных изнурительных тренировках, и таится заветный ключ к мастерству.

Находиться по 12 месяцев на льду,  да ещё и не дай бог, ежедневно, да не по одному часу, это преступление! И перед детьми, и перед хоккеем, и перед своим семейным бюджетом!

Вернёмся в Коул-Харбор, к Полу Мейсону. Его Ассоциация добилась успеха не только благодаря Сидни Кросби, Натану МакКиннону, Джоуи ДиПенте и Кэму Расселу, но и десяткам других игроков, которые играют в студенческой Лиге, получая спортивные стипендии.

На протяжении десятилетий Хоккейная ассоциация Коул-Харбор-Бел-Эйр-Минор была образцом последовательности в своей тренерской работе. И сегодня, на помощь к Мейсону пришли десятки его воспитанников, которые стали тренерами или помощниками тренеров. Все они пропитаны философией хоккея Мейсона, поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее этой Ассоциации.

Но есть и тревожные «звоночки» в наш хоккейный колокольчик. В детских хоккейных командах «тает» количество родителей-волонтёров, которые всегда и во все времена были добровольными помощниками тренеров. И дело тут не в том, что этого перестали хотеть сами родители. Во-первых значительно усложнилась процедура получения сертификата на данную деятельность. В неё вмешалась даже политика, с пристальной проверкой биографических данных. Стали сложнее курсы и процедура их прохождения. Такое впечатление, что кто-то перестал понимать, что для родителя это хобби. Что вполне вероятно, ради него родитель теряет возможность заработать лишнюю сотню-другую долларов в бюджет семьи, а ведь это не то же самое, что, например, не сыграть ради хоккея партию в гольф. Волонтёрство понемногу перестаёт быть хобби, перерастая в вид занятости. В результате мы теряем добровольных помощников и это разочаровывает тренеров, ведь теперь они тратят больше времени на подготовку процесса, в которой помощь родителей-волонтёров была неоценима.

Есть ли свет в конце туннеля?

Однако Мейсон нам поведал, что его ассоциация признала необходимость перемен в этой области, и теперь, она намерена сделать волонтёрство привлекательным для добровольцев, не являющихся родителями юных игроков. В ассоциации надеются, что эта мера поможет родителям, стремящимся любыми путями вывести своего ребёнка на более высокий уровень обучения, остановиться на минуту, чтобы задуматься и вспомнить, что же действительно является приоритетом в детско-юношеском спорте.

«Я люблю хоккей», - сказал Мейсон. «И я рад тому, что знаю, как научить детей в него играть. Но для меня очень важно и другое. Для меня важно, что мы с моими ребятами работаем как единая семья, чтобы собрать, к примеру, средства и купить одежду в приют для бездомных, мы делаем для него сэндвичи, и относим их в приют всей командой. Тем самым, мы вырабатываем навыки товарищества  «командной» работы. Мы двигаемся к цели вместе и считаем, что такие наши поступки дают нам опыт в демонстрации подобных навыков. Кто-то может сказать, «а какое отношение всё это имеет к хоккею?». Но разве мы растим исключительно хоккеистов? По-моему, в первую очередь мы растим достойных членов нашего общества, а подобный опыт, воспитывает в них ещё и командный дух».

***

В сентябре детский хоккей попал в заголовки всех спортивных изданий Торонто, по поводу методических рекомендаций Ассоциации Хоккея Канады, по обучению детей начальной хоккейной подготовке, и в частности, из-за рекомендаций по проведению занятий и игр,  на малых аренах и ограниченных игровых площадях. Эти рекомендации стали частью программы обучения, под которую попали 13248 юных игроков по всей стране.

Не смотря на то, что рекомендации по играм на ограниченных площадках мы слышим уже на протяжении более чем тридцати лет, узаконено это положение было лишь в марте этого года. До сего момента, многие ассоциации не использовали данный игровой и тренировочный формат, но теперь это вменено им в обязанность.

Программа предполагает четыре этапа обучения, в которые входят техника владения коньками, контроля над шайбой, броска по воротам и передачи партнёру, в соответствие с прогрессом личных качеств и возраста игрока. «Матчи» ребят больше похожи на игру 3 на 3, в которых нет ни табло, ни счёта на нём, нет официальных лиц, и многие из взрослых игровых правил полностью отсутствуют. Но самое главное правило, тем не менее, сохраняется. В хоккей играют с улыбками на лицах и в отменном настроении.

Но противники новой программы не дремлют!

«Я часто становлюсь свидетелем, как родители пятилетних детей, не приемлющие рекомендаций Ассоциации Хоккея Канады, покупают лёд, делают команды – селекты, и заставляют детей носиться по всей площадке, стараясь убежать от соперника, и забить заветный гол. В их понимании, только такой хоккей имеет смысл, поскольку он воспитывает скоростные качества, выносливость и желание быть первым», - говорит Макнабб. «В основном, таким рассуждением отмечаются родители, которые воспитывают не первое, или даже не второе, поколение игроков. Они не признают игры без счёта на табло, считая её никчёмной и бесполезной.

Из-за этого, нам очень сложно поменять ситуацию в детском хоккее Канады, в одночасье. Поскольку изменить ментальность и взгляд на культуру игры, весьма не просто. Всё изменит время, ведь каждый родитель видит, как много высококлассных игроков уже воспитано тренерами новой формации, проповедующими прогрессивный взгляд на тренировочный процесс».

Мы помним, как долго воспринимались в штыки новые правила детского хоккея, которые в 2013 году запретили игру в тело для игроков младше 11 – 12 лет. Буквально сразу после заседания утвердившего перемены в правилах, на Ассоциацию Хоккея, буквально обрушился Дон Черри в эфире программы «Уголок Тренера», которая вышла в эфир 23 марта 2013 года.

«У вас, вероятно, были добрые намерения», - сказал Дон Черри. «Но я надеюсь, вы помните, что добрыми намерениями вымощена дорога в ад. И вы очень пожалеете о своём решении, когда полностью разрушите основы канадского хоккея», - добавил он.

Спустя четыре года после этого эфира, исследование проведённое Университетом Калгари, наглядно показало, что уровень сотрясений мозга в детском хоккее снизился на 64%, а общая травматичность, при этом, упала на 50%. По оценкам данных исследований, детский хоккей, после принятия данных правил, обходится ежегодно без 4800 сотрясений мозга, которые были бы статистической нормой до 2013 года.

Однако мы не ожидаем, что новые правила, предписывающие внедрение в кросс-айса в структуру обучения, создадут столь яростную оппозицию, учитывая тот факт, что многие ассоциации уже во всю его используют.

Макнабб, говоря об этой проблеме, приводит вполне удачный пример футзала, для тренировки малышей-футболистов. И этот пример обычно работает.

«Обучая детей владению мячом на большом поле, мы теряем возможности научить их играть под давлением, в условиях нехватки времени и пространства, что неминуемо отрицательно сказывается на их будущем мастерстве», - сказал Макнабб. «В хоккее, от этой ситуации нет радикального различия. Научиться хорошо играть, на большой и свободной площадке, а потом перейти на малую и стопроцентно перенести приобретённый навык, немыслимо тяжело. Я бы даже сказал, невозможно. За то наоборот, сделать это намного проще. На свободном льду у вас нет необходимости работать в «рваном» ритме, стартовать после резкого торможения, менять направление движения. Но научившись это делать под воздействием ограничений, накладываемых недостаточным пространством, вами будет заложен прочный фундамент на будущее».

Макнабб говорит, что увеличение скорости игры в НХЛ, сделало её похожей на игру на ограниченном пространстве, настолько быстро приходится игрокам маневрировать, принимать решения и воплощать их в жизнь. Игра стала намного более компактной и динамичной, а следовательно и более зрелищной. И это явное следствие тренировок на ограниченных площадях.

«Игры почти полностью копируют тренировки. Мы провели исследования и выяснили, что почти 84% игровых ситуаций проходит в пределах blueline-in, и лишь 16% в средней зоне. Анализ тренировок дал практически идентичный результат, при котором 85% действий происходит в пределах зоны защиты\атаки, и лишь 15% в средней зоне.

Мы ушли от «сквозного» типа игры к ситуативному хоккею, сделав его мобильнее, динамичнее, вывереннее, и в конечном итоге драматичнее и зрелищнее.

Всё о чём мы говорим, не возникло на пустом месте и подкреплено учебными материалами, и даже специальным приложением Hockey Canada Network в котором есть буквально всё, и планы тренировок, и упражнения, и аналитические статьи, и рекомендации. Как для тренеров, так и для игроков и их родителей. Приложение можно скачать бесплатно, хотя есть премиальный вариант от 4 долларов в месяц.

Одним из вопросов, которыми занимается Кори Макнабб, является создание сезонных учебно-методических планов развития игроков. Итак, давайте поинтересуемся у Кори, каким должен выглядеть оптимальный план для, скажем, двенадцатилетнего игрока? И будет ли та рекомендация, которую даст нам специалист, востребована всеми без исключения игроками данного возраста?

«Конечно, такая рекомендация не может быть универсальной, поскольку ребята, постоянно решают различные вопросы, которые перед ними периодически возникают. Кто-то находится в поиске команды и готовится к тому, чтобы успешно пройти свои пробы. Кто-то понимает, что, скорее всего, дойдёт до плей-офф, и его подготовка должна предполагать весьма продолжительный сезон. А кто-то, наоборот, в январе – феврале будет свободен от баталий. На мой взгляд, копирование системы плей-офф НХЛ порочно, для игроков 10 лет и младше, но раз уж мы говорим о двенадцатилетних детях, примем её за основу.

В феврале, зима в Канаде ещё в самом разгаре, и дать возможность ребятам не прошедшим в плей-офф развивать свои навыки, наша первейшая задача, ведь многие возможности с развитием навыков встанут у ребят на свои места, и тренеры хорошо понимают это».

Макнабб считает, что ключ к развитию игрока – это развитие тренера. И в Канаде этот процесс поставлен неплохо. Однако проблема, которую мы озвучили выше, постоянно пытается вклиниться в плавное течение развития канадского хоккея. Имя этой проблемы – коммерческое, политическое и культурное влияние современной среды на хоккей.

«Наша игра, находится в отличной «форме» и мы знаем, как сделать её ещё лучше, и самое главное, сделать это быстро и эффективно. Единственное,  что мы просим, не пытаться исправить то, что не требует исправления, и позволить профессионалам заниматься тем, что они умеют делать очень хорошо.

В развитии хоккея каждой страны есть свои плюсы и свои минусы. Мы пристально следим за всеми, и не стесняемся взять в займы то, что показалось нам интересным. Мы постараемся развить и приумножить полученные знания и реализовать их в своих интересах. Такая работа не предусматривает строгой регламентации знаний,  мы приветствуем интересные идеи, и рады когда они работают.

Но есть общий план развития, и весь канадский хоккей обязан его придерживаться, как бы этого кому то не хотелось. Может быть, это не слишком популярная на сегодня мера, но мы уверены, что она принесёт большую пользу в деле воспитания юных канадских хоккеистов».

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".

Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27) 

Сумма перевода не регламентируется.