"КАК ХОККЕЙНЫЕ ДЕРЖАВЫ РАСТЯТ СВОИХ "ЗВЁЗД"? ВВОДНАЯ ЧАСТЬ".
За день до открытия каждого юниорского Чемпионата Мира, когда все команды опубликовали свои составы, и никаких сюрпризов ждать больше, практически, не приходится, мы осознаём, какое количество талантливой молодёжи нам предстоит увидеть на льду и оценить.
Задумывая эту серию статей, нам хотелось разобраться самим и показать своим читателям, как ребята развивались в своих странах, что в подготовке ставилось во главу угла и какие цели ими преследовались. Но по мере опросов и собеседований, мы всё больше и больше убеждались в том, что принципы развития игроков в Федерациях всех стран, примерно одинаковы. И каждая модель развития, различалась лишь в нюансах и в глубине тех или иных проблем, стоящих перед Федерациями.
Между хоккейными странами очень много общего. «Ведь на самом деле, не так уж много стран играют в хоккей», - сказал Кен Мартел, технический директор американской модели развития хоккея США (ADM). «Таким образом, международное хоккейное сообщество совсем невелико, и у нас довольно хорошие отношения практически со всеми Федерациями» - объяснил он.
Задача хоккея – соревнование. Мы все соревнуемся на каждом из предложенных уровней. Не важно, какое предстоит соревнование, Олимпийские-ли Игры, Чемпионаты-ли Мира, или иные Первенства. Главное – победа. Не принципиален даже возраст игроков. Детские команды, равно как и молодёжные, хотят выигрывать не меньше, чем Олимпийские сборные. И это, объединяет хоккеистов всего мира. Главное, чтобы игра приносила удовольствие и радость, а это бывает всегда, когда в хоккей играют ради самого хоккея.
Packed house today in Helsinki, happy to share #ADM with Finnish Ice Hockey coaches tonight! pic.twitter.com/uqIUDwQIvO
— Ken Martel (@Kenmhockey) November 14, 2017
Некоторые постулаты, которыми игроки, тренеры и руководители Программ подготовки делились с нами, были идентичными для всех стран без исключения. Формирование навыков соответствующих возрасту, отсутствие ранней специализации, культивация смежных видов спорта в тренировочный процесс и превращение тренировки в способ получения удовольствия. Были на устах у всех.
Это может показаться странным, но скучная, монотонная тренировка, это гораздо большая проблема, чем может показаться на первый взгляд. Посредством таких тренировок, можно потерять огромный пласт ребят в возрасте 11 – 12 лет, физиология которых, настойчиво убеждает их, что скука и однообразие – самый главный враг детей всего мира. При этом, они совсем недалеки от истины.
Ещё одним единодушным фактором озвучеваемым каждой страной, является доступность хоккея для малообеспеченных и многодетных семей. Даже Дания, небольшая хоккейная страна, в которой занятия максимально социализированы, даже она страдает от растущей стоимости занятий хоккеем. Все страны, в унисон, озвучили нам, что отсутствие инвестиций и времени – главная преграда на пути ребёнка в хоккей.
«Я не скажу, что это самая большая проблема, но, тем не менее, это проблема значительная», - сказал Йеспер Дуус, бывший профессиональный игрок, который сейчас является спортивным директором Датского хоккейного союза. «Хоккей – это очень дорого. Экипировка дорожает от сезона к сезону, дорожает оборудование, выездные хоккейные турниры, тоже обходятся родителям в копеечку. Да и времени всё это отнимает массу. Хоккей в Дании не самый массовый вид спорта, не смотря на всю его популярность».
Ещё одной проблемой, которая внезапно обрушилась на хоккейный мир, явилось вовлечение детей, с детства привыкших вести сидячий образ жизни. Негативная сторона различных «гаджетов» сделала своё «чёрное» дело.
«Вы больше не увидите ребячьи ватаги, гоняющие шайбу на замёрзших прудах и речках», - сказал Аки Найкки, специалист по развитию вратарей в Финской хоккейной ассоциации. “Вы больше не увидите детей, лазающих по деревьям, потому что они делают это в игровых приставках и мобильных телефонах, проходя уровни той или иной игры. Они «чатятся» в социальных сетях, и это заменяет им полноценное общение, спорт и любое другое реальное хобби. С каждым годом в хоккей приходит всё меньше и меньше детей, и нас это огорчает, зато растёт производство PlayStation, и производители различных приставок не жалеют денег на качественную и захватывающую рекламу, чтобы удержать детей у мониторов».
«Но если всё так плохо», - спросите вы. «О чём тогда вы собрались тут писать»? «Да ещё задумали аж целый цикл статей. Для чего»?
А вот для чего.
В каждой стране, в работе каждой Федерации, есть, как свои спортивные, так и околоспортивные плюсы, о которых мы и хотели бы поговорить. Например: «Как США решает проблемы удержания игроков, или как работает Финская модель воспитания вратарей? Как Швеция развивает женский хоккей и как привлекает в него игроков, привозя игроков даже из других стран?» Мы осветим все сильные стороны работы каждой Федерации, и посмотрим как они борются с проблемами, финансовыми, ментальными, кадровыми и так далее.
Не смотря на то, что хоккей игра весьма динамичная, воспитание мастеровитого хоккеиста процесс весьма кропотливый и неспешный. Он требует времени, денег, дальновидности мышления и огромного «вагона» изнурительного труда.
Игрок развивается медленно, а приобретение спортивных навыков не происходит в одночасье, это длительный процесс. И для того, чтобы вы увидели результат работы, вам потребуется много времени.
Мы посвятим свои истории тем людям, которые пытаются сделать нашу игру популярной, уделяя одинаковое количество времени и сил и Олимпийцам, и детям, впервые вступившим на лёд. Наш рассказ будет об энтузиастах хоккея и о том, как они движутся к своей цели!