ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС. ВСЁ ЛИ ПРАВИЛЬНО МЫ ДЕЛАЕМ ЛЕТОМ?
В своё время, пандемия и все ограничения которые были с ней связаны, дали нам время для анализа тех методов в воспитании юных хоккеистов, которыми мы пользовались, и самоанализа тех действий, которые мы проводили для достижения этих целей.
Используем ли мы лучшие возможности, насколько современны наши знания? Проповедуем ли мы тот хоккей, который сегодня называют современным? Являются ли наши методы коучинга передовыми, соблюдаем ли мы паритет между нашими возможностями и способностями наших учеников, прогрессируем ли мы в области получения новых знаний и изучения технологий?
В ответе на эти вопросы, мы неминуемо найдём ответы со знаком плюс, но будут и те, перед которыми необходимо будет поставить минус. Поэтому сегодня, самое время провести самоанализ наших действий и совершив перезагрузку войти в следующий сезон во всеоружии.
Критические обзоры существующих методов хоккейного коучинга показывают, что большинство тренеров склонны обучать, руководить и наставлять своих подопечных, используя заведомо устаревшие методы. Общая тенденция в обучении отстаёт как минимум на десятилетие от современных методов, а используемые подходы не являются прогрессивными и не связаны с насущными проблемами современного спортсмена.
Бросается в глаза и очень редкая, и по своей сути незначительная взаимосвязь практики детско-юношеских хоккейных школ с достижениями спортивной науки. Глядя на школьное методическое оснащение, становится понятно, что те гигантские, невероятные достижения в области обучения, развития качеств и приобретения навыков, пришедшие в хоккей с бурным ростом технологий и инноваций в спортивной индустрии, мимо детского хоккея прошли далеко стороной. И это невероятная оплошность современного коучинга.
Проводя углублённые исследования того, что мы называем биомеханикой и развитием специальных навыков, мы делаем выводы, что детские тренеры по хоккею недооценивают работу над базовыми принципами, которые необходимо заложить в каждого спортсмена, для его дальнейшего поступательного развития. Вместо этого, мы склонны усложнять свою работу, дабы попытаться ускорить получение результата и усилить её внешний эффект. Отсюда мы получаем проблему ранней специализации, главенства тактики над техникой, насаждаемого на очень низкий базовый навык и эффективность двигательных действий спортсмена.
В результате, на выходе мы получаем слаборазвитых, технически малограмотных игроков, узкоспециализированных и с неизбежным потолком роста производительности. Эти игроки, как правило, страдают двигательной ограниченностью, стараясь изо всех сил показаться универсальными и адаптируемыми под любой стиль игры. С возрастом их возможности заметно уменьшаются и происходит их реклассификация, поскольку им попросту нечем компенсировать отсутствие должного развития их таланта.
Но это не единственный критический анализ. Научные изыскания дают нам примеры сравнения хоккеистов и высококлассных спортсменов других видов. Показатели эффективности наиболее успешных, по современным меркам, игроков-хоккеистов, не соответствуют лучшим показателям представителей других видов, ни в абсолютной и относительной силе, ни в мышечной выносливости, ни в способностях сердечно-сосудистой системы, ни даже в подвижности. Поэтому наши попытки конкурировать с ними, во многих основных показателях выглядят очень неубедительно.
Расхожая фраза гласит – «хороший игрок – это, в первую очередь, хорошо подготовленный игрок». И следуя за этим афоризмом, мы должны установить приоритеты в развитии игроков, и этими приоритетами должны являться базовые двигательные навыки.
Практическая работа, позволяет нам утверждать, что по мере укоренения у юных спортсменов базовых двигательных навыков, растёт и эффективность сложнокоординационной спортивной работы. Возрастает её надёжность, стабильность и последовательность.
Данные полученные в этой области, свидетельствуют о том, что, когда базовые двигательные навыки, а так же скоординированные или связанные сегментарные двигательные способности развиваются – будь то в командной тренировке, в игровой или индивидуальной практической работе, и превращаются в базовые спортивные навыки, их тактическое применение может стать адаптируемым и доведённым до автоматизма. Например, сложные технико-тактические действия на базе широкого арсенала маневренного владения коньками, возможности по контролю и защите шайбы, финты, броски по воротам и действия в одно касание, демонстрируют нам развитие возможностей инстинктивных действий спортсмена.
Теперь о насущном!
По какой-то причине, мы совершенно забыли о работе вне льда, которая наступает в межсезонье, после полноценного отдыха. Которую, по сути, мы отдали на откуп самим спортсменам, и слава богу, ребята подходят к вопросу профессионально, а в спортивном пространстве достаёт специалистов, которые с успехом берутся за решение этих проблем.
Однако не каждая работа может заменить коллективный труд. И ребята, работая в команде, будь то работа по станциям в потоке, эстафетная работа или калистеника, учатся взаимодействовать, общаться на площадке, подмечают особенности поведения друг друга, вырабатывают способы невербального общения.
Работа в парах и группах влияет на проприоцепцию, подчёркивает важность ментальной составляющей действий каждого игрока, необходимость развитого игрового мышления. При этом, коллективная работа имеет значительный эффект кондиционирования за счёт повышения показателей интенсивности присущего такой работе и увеличения продолжительности времени сохранения максимума и сверхмаксимума. Иными словами, коллективная работа стимулирует у спортсмена стремление продемонстрировать свои лучшие качества и лучшую спортивную форму.
Взаимодействие, выработанное летом, отлично переносится на лёд, поэтому с этой стороны, групповая функциональная и кондиционная подготовка вне льда, отличное подспорье для командной работы.
Сейчас за окном начало летас отличной погодой. Поэтому мой совет всем командам и группам игроков, вне зависимости от их возраста, как можно больше тренировок проводите на свежем воздухе. Закладывайте выездные мероприятия на природу в ваш годовой тренировочный план, запасайтесь футбольными и волейбольными мячами, тарелками фрисби, бадминтоном и другими играми с ракетками и мячами, и ай-да на природу!
Выбирайте места с песчаными обрывами вдоль рек, лазайте, карабкайтесь, забегайте, запрыгивайте, играйте в пятнашки по склону, и в любые игры, в которых бегу сопутствует рваный ритм движений, а ускорение чередуется с резким торможением. Где уход в сторону, соседствует с ускорением, и где увернуться от мяча мешает местный ландшафт.
Ходите по сваленным и наклоненным стволам деревьев, поворачивайтесь и разворачивайтесь стоя на них. Пытайтесь прыгать на одной ноге, всячески усложняя задания. Правда, перед выполнением этих заданий необходимо сделать всё, чтобы случайное падение не привело к травме. Такая работа, так же принесёт бесспорные дивиденды, после вашего возвращения на лёд.
Ещё один вид работы, которым не стоит пренебрегать в летние месяцы и который развивает так необходимые нам ловкость, равновесие, устойчивость и свойства баланса – это бросковая работа. Нет, я не говорю о клюшке и шайбах, я говорю о камнях, поленьях, копьях сделанных из веток деревьев, а так же о лопате и куче песка, которую каждый день нужно переложить с одного места на другое. Совокупность этой работы можно найти во многих упражнениях, которые мы делаем в зале, однако «дикой» специфики подручных тренировочных средств, не заменит ни что. Они развивают вашу физическую культуру, и это очень полезный аспект вашей подготовки.
Практикуйте множество игр, в которых возможен резкий переход от обороны к нападению, например пятнашки, вышибалы, «собачий волейбол», лапта и другие. Играйте в условиях ограниченного пространства, если получится на песке или в воде. Приобретённые вами в таких играх навыки, тоже отлично перенесутся на лёд.
Давно доказано, что в игре все навыки укореняются у ребят намного быстрее, чем в изнурительной и монотонной работе на тренировке. Более того, в игре, полученные навыки применяются спонтанно и инстинктивно, и на льду, подобное умение, тоже станет значительным плюсом.
Предложите ребятам практические игры. Например «10 передач», когда игроки одной команды делают десять передач друг другу без потери мяча. Зарабатывая тем самым зачётное очко, или сыграйте в «3 угла». В этой игре водящая команда не должна дать сделать три передачи игрокам соперника стоящим в углах по периметру площадки. Поскольку таких углов четыре, а передач всего три, игра получается весьма захватывающей.
После интенсивной тренировки практикуйте дыхательную гимнастику и следите за восстановлением детей. Это очень важно для летней игровой работы, поскольку в азарте игры, получить излишнюю нагрузку гораздо проще, чем в обычной тренировке.
Не гнушайтесь и «донорскими» видами спорта. Они отлично формируют базовые двигательные навыки. Бокс, борьба, боевые единоборства, предъявляют к спортсменами очень значительные требования. Единоборства в контакте с соперником, это как раз то, чего в хоккее хоть отбавляй, и так же как в борьбе, любая потеря концентрации чревата неожиданным состоянием «грогги». Кроме того, индивидуальная тактика здесь тоже играет важнейшую роль, а вслед за ней не меньшие требования предъявляются к реакции, творчеству, взрывным и лидерским качествам. Посудите сами, есть ли во всём этом что-то, что не подошло бы хоккею? Возможность открыть для себя эти навыки летом, и применить потом зимой, заманчива, не правда ли?
Резюмируя сказанное, хочется посоветовать вам, чтобы летом, вы использовали современные методы обучения и коучинга, работали творчески, и находились в постоянном поиске. И тогда зимой, когда вы вернётесь на катки, в тренажёрные и спортивные залы, вы попросту не узнаете своих игроков.
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".
Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27)
Сумма перевода не регламентируется.