КАК ВОСПИТАТЬ ИГРОКА ОБОРОНЫ, СПОСОБНОГО УСИЛИТЬ ИГРУ МАКДЭВИДА?
В последнее десятилетие хоккея, на его самом высоком уровне происходят весьма любопытные события: каждый яркий игрок, которого мы привыкли именовать «звездой» лучше и интереснее, чем его предшественники.
Нет, я не говорю, что Френк Маховлич не был хорошим хоккеистом. Или, например, Горди Хоу. Он знал всё об этой игре и играл лучше многих в своей эпохе. Потом был Бобби Орр, который был и остаётся величайшим игроком обороны.
Но что касается игры, в наше время, мы видим гораздо больше «звёздности» чем во времена Бобби Орра.
Что же произошло? Почему вдруг, случился такой прорыв?
Одним из главных факторов того, что средний уровень профессиональных игроков значительно повысился, стало появления новой хоккейной профессии – тренер по развитию навыков. Во времена Орра о таких слыхом не слыхивали, а сегодня, эти специалисты дают возможность огромному количеству, условно, «средних» игроков, найти в себе те игровые нюансы, которые позволяют им не затеряться на просторах хоккея, и в этом отличительная черта хоккея современного.
В 80-е годы, когда на площадке доминировали Уэйн Гретцки и Пол Коффи, они показывали свой невероятный класс за счёт огромного количества проделанной работы. На самом деле, в те времена, в ход формирования игрового мастерства, могли вмешаться самые нелепые нюансы. Например, отсутствие хорошего точильщика коньков, не говоря уже о возможности или невозможности залить каток на заднем дворе дома или от зари до зари тренироваться на замёрзшем озере.
В наше время всё изменилось, новые технологии правят хоккеем наряду с талантом игроков, а обилие «мастерских» и «лабораторий» по формированию исполнительского мастерства хоккеиста, помогают им в этом.
Но даже сейчас, среди россыпи звёздочек, на их фоне вспыхивают «сверхновые», открывая нам глаза на творческий хоккей и инстинкт непревзойдённого художника, как это сделал Остон Мэтьюз, или, являя пример настоящей хоккейной машины, которую остановить вообще не представляется возможным. Это я, конечно же, говорю о Конноре Макдэвиде.
Но это нападающие. А где же современные «орры и коффи»? Кто же трудится в тылу Мэтьюза, Макдэвида и иже с ними? Кто подготавливает те шедевры, которые они демонстрируют в атаке? Поговорим о том, чему должен соответствовать игрок обороны, чтобы не затеряться в тени звёздного статуса новых хоккейных героев.
Как тренер по работе с защитниками, я расскажу о том, что я считаю архи важным. Итак…
С чего начинается оборона.
Когда я начинаю работу с защитниками в начале сезона, я всегда её начинаю с синей линии зоны атаки. Все мои учебные программы составлены именно таким образом. Мы с моими подопечными организуем последовательную работу, в которой они учатся вовремя закрыть синюю линию, пойти на свободную шайбу навязав борьбу вингеру соперника, подстраховать партнёра или применить силовой приём.
Год за годом я начинаю свою тренировочную практику с плотной игры в зоне атаки, и это с лихвой окупается в сезоне. Наши защитники очень результативны и они довольны таким стилем игры.
Поскольку в зоне обороны нет места творчеству, очень быстро становится заметным тот «перекос» в сторону созидания, который мы, с моими хоккеистами проповедуем, работая в тренировочном лагере. Но, тем не менее, мы оставляем оборонительную работу на начало сезона, поскольку реальность такова, что на то, чтобы сосредоточиться на всём сразу, у нас просто не хватает времени.
И вот тут в моей политике наступает самый интересный момент. После нашего тренировочного сбора я говорю своим ребятам: «мы с вами ни дня не работали в зоне обороны, но»…
«Ошибки в ней, не имеют оправданий».
Задача защитника в зоне своей обороны, сыграть максимально просто. Получив шайбу, защитник обязан вывести её из своей зоны. Перед простотой исполнения бессильны любые хитроумные замыслы соперника. Получил, отдал, занял свою позицию.
Но бывает и так, что соперник включает жёсткий прессинг, и вбрасывая шайбу в зону твоей защиты, оказывает серьёзное давление, не позволяя игрокам обороны начать свою атакующую комбинацию свободно распорядившись шайбой. В этом случае наши форварды приходят на помощь своим защитникам, и пока ближний защитник ведёт борьбу в закруглении у борта, центральный нападающий находится в «зоне помощи», между своими воротами и соперником, а крайний сильного фланга занимает позицию на пол борта. Второй защитник занимает место под воротами, и для созидания остаётся пригодным только один игрок – крайний нападающий слабого фланга, который отвечая за центральную зону, способен мгновенно перестроиться под передачу защитника на «слабый фланг». Если такая передача проходит, вингер получает значительное свободное пространство в средней зоне, и имеет возможность начать атаку, пройдя среднюю зону с владением шайбой.
Что позволяет защитникам найти решение в подобного рода ситуации?
Практика, практика и ещё раз практика! Вернувшись из предсезонного лагеря, мы забываем о креативной работе в зоне атаки, и до оскомины в челюстях, работаем доводя навык игры в обороне до полного автоматизма. Если вдруг не идут более сложные схемы, мы вновь возвращаемся к более простым решениям. Пас ближнему, перепас, работа за воротами, реверс, и всё это до тех пор, пока уверенность вновь не вернётся к моим парням.
Мы с защитниками трудимся, отрабатывая один сценарий за другим, и при этом всегда держим в уме, что в созидании, мы должны играть максимально надёжно и просто, и тогда, условный «макдэвид» обязательно завершит начатую тобой комбинацию голом, превращая тебя в яркого приемника таланта Орра и Коффи.
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".
Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27)
Сумма перевода не регламентируется.