В ВАШУ ЖИЗНЬ ПРИШЁЛ ХОККЕЙ
Дверь на каток, как дверь в новый мир. Неизведанный, манящий, полный таинств и неожиданных приключений. От хоккея захватывает дух и перехватывает дыхание. Он действует на людей магически, и способен воспитать в них самые лучшие, из заложенных в нас природой качеств.
Настоящий детский хоккей это весело и интересно. Это бурные эмоции и постоянная радость от игры. В детском хоккее нет побед и поражений, вернее их здесь не должно быть. В нём есть только природа удовольствия и уверенности в том, что твоя сопричастность, когда-нибудь, приведёт тебя в волшебный мир настоящей, большой игры.
В детском хоккее всё должно строиться на веселье. И усердие, с которым работает ребёнок и даже та конкурентность, которая возникает между детьми. Талантливый детский тренер, всегда создаст на тренировке такую атмосферу, которая будет способствовать проявлению детьми самых лучших своих качеств. Ведь на самом деле это совсем не сложно, и чтобы этого добиться, процесс обучения должен быть выстроен в максимально игровой форме. Он станет для детей увлекательным и азартным, а следовательно требования тренера перестанут быть раздражающим фактором, а станут частью игры, её правилами.
Открывая дверь на каток, родители полны ожиданий и предвкушения положительных эмоций для себя и своего ребёнка. Эти ожидания обоснованы и в высшей степени оправданы. Но родители должны понимать, что придётся изрядно потрудиться, чтобы они действительно стали таковыми. Но что же может входить в это понятие – «потрудиться»?
В первую очередь, родителям необходимо иметьпонимание того, что любой спорт, и хоккей в частности, это повышенное требование к физической подготовке ребёнка. Физическая подготовка – это процесс, направленный на развитие двигательных (физических) качеств и возможностей функциональных систем и механизмов, обеспечивающих уровень их проявления. Следовательно родитель должен помнить, что есть некие качества, которые, для достижения необходимого результата, потребуют определённого развития. Какие же это качества?
Физические качества – это качества, отражающие возможности человека в двигательной деятельности. Выделяют пять видов физических качеств – силу, быстроту, ловкость, гибкость, выносливость. То есть, сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость, это те качества, без которых рассчитывать на то, что хоккей станет исключительным источником радости и удовольствия, не слишком оправдано.
Давайте дадим небольшую расшифровку каждому из качеств, а затем посмотрим, когда и над чем вам предстоит работать. Итак…
Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечного напряжения.
Быстрота – качество, обеспечивающее высокую скорость движений и двигательных действий, их стремительность и реактивность.
Ловкость – способность к рациональному и точному, находчивому и экономичному решению двигательных задач в сложных и неожиданных ситуациях. Что же касается сложных двигательных действий, выполняемых в условиях, не отличающихся неожиданностью, то применительно к ним логичнее использовать термин «координация».
Гибкость – способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Термин гибкость следует связывать с суммарной подвижностью в суставах всего тела. Когда речь идет об отдельных суставах, то правильнее говорить о «подвижности».
Под выносливостью принято понимать способность к эффективному выполнению работы, преодолевая развивающееся утомление, а также способность к противодействию развития утомления и отдалению его наступления.
Данные определения физических качеств носят обобщенный характер. В реальных условиях тренировочной и соревновательной деятельности эти качества имеют множество относительно самостоятельных проявлений, обусловленных теми или иными способностями. Например, различают максимальную и скоростную силу, взрывную и стартовую силу; общую и специальную выносливость, силовую и скоростную выносливость, аэробную и анаэробную, локальную, глобальную, координационную и др.
Поэтому каждое из двигательных качеств следует рассматривать как совокупность физических способностей с решающей ролью одного из компонентов – силового, скоростного, координационного, энергообеспечивающего и др.
В таком случае физические качества человека можно представить в виде комплексов силовых, скоростных, координационных способностей, различных видов гибкости и выносливости, обеспечивающих тот или иной вид двигательной деятельности.
Теперь давайте посмотрим, над чем и когда необходимо работать, чтобы достичь поставленного результата.
Большинство двигательных способностей человека генетически предопределены, но ловкость и общая выносливость наименее зависят от наследственности и заметно меняют уровень развития в процессе многолетней спортивной тренировки.
Наиболее эффективны тренировочные воздействия в сенситивные периоды – моменты развития целого организма, отдельных органов и тканей, в момент которых организма наиболее восприимчив к влиянию внешней среды и менее всего контролируется генетически.
ГИБКОСТЬ
Активная гибкость развивается в 15,2 раза медленнее пассивной. Естественным путем гибкость улучшается до 14-15 лет. Однако в разных суставах гибкость имеет разную динамику развития: в тазобедренных суставах наибольший прирост выпадает на 7-8 лет и 11-13 лет, а с 16-17 отмечается прогрессивное ухудшение. В суставах позвоночника сенситивные периоды выпадают у девочек на 7-8 лет и 10-11 лет, затем 12-14 лет, у мальчиков – в 7-11 лет и 14-15 лет. Стабилизация и последующее снижение гибкости позвоночника у девочек начинается в 14 лет, у мальчиков – в 15.
Сенситивные периоды развития гибкости лежат в основном в рамках младшего и среднего школьного возраста, что соответствует начальному и тренировочному этапам подготовки в большинстве видов спорта. Однако недостаточное внимание к развитию гибкости на более поздних этапах спортивной подготовки не позволяет спортсменам проявлять необходимый уровень амплитуды движений, быстроты, силы.
ЛОВКОСТЬ
Следующее, рассматриваемое нами качество – ловкость – очень чувствительно к тренировочным воздействиям, так как не сильно регламентировано наследственностью. Ловкость в теории и методике физической культуры и спорта рассматривают как комплексное понятие, в структуру которого входят: способность быстро осваивать новые упражнения, координировано выполнять сложные движения и эффективно действовать в необычных условиях, создавая новые двигательные акты.
Сенситивные периоды развития данного качества выпадают на младший школьный возраст – 7-11 лет и старший – 16-18 лет, в период среднего школьного возраста, который совпадает в большей мере с пубертатным периодом, проявление ловкости сильно падает.
БЫСТРОТА
Быстрота проявляется в элементарных и комплексных формах. Элементарные формы быстроты: способность к быстрому реагированию на сигнал, способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью, способность к выполнению движений в максимальном темпе (частота). Если первая и последняя элементарные формы проявления быстроты генетически обусловлены, то вторая – развиваются в рамках тренировочного процесса.
Наиболее благоприятный период для развития скорости двигательных реакций и темпа движений наблюдается в диапазоне 7-11 лет. В препубертатный и пубертатные периоды (10–11-15 лет) проявление быстроты временно замедляется. Причем в 7-8 лет данные формы проявления быстроты лучше развиваются у мальчиков. Эти возрастные периоды относятся больше к естественному развитию быстроты и совпадают в большинстве с начальными этапами подготовки и началом специализации на тренировочных этапах.
Иначе обстоит дело с такой формой быстроты, как способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью. Сенситивный период развития данной формы быстроты выпадает на с 11-12 лет до 15-16 лет у девушек и до 14-15 лет у юношей, наблюдаются высокие темпы прироста скорости. Данный возраст занимающихся соответствует высшим этапам спортивной подготовки практически во всех видах – спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
Быстрота человека – очень специфическая способность, поэтому при ее развитии необходимо помнить: основное ускорение развития быстроты начинается с 10-летнего возраста. Человек может выполнять с большой скоростью одни движения и относительно медленнее – другие. Тренировка быстроты реакции практически никак не скажется на частоте движений. Непосредственный перенос скоростных способностей наблюдается только в координационносходных двигательных действиях.
СИЛА.
В рамках тренировочного процесса развитие следующего физического качества, которое мы рассматриваем в статье, – силы – требует не только учета возраста и пола занимающихся, но и условий внешней среды.
Абсолютная мышечная сила в младшем школьном возрасте нарастает медленно, так как ее прирост связан с увеличением толщины и силы отдельных мышечных волокон в составе мышц и общим увеличением мышечной массы.
Наибольший прирост абсолютной силы наблюдается у подростков и юношей в 13-14 лет и 16-18 лет, у девочек и девушек – 11-12 лет и 16-17 лет, что в большинстве видов спорта совпадает с этапами углубленной специализации спортивной подготовки тренировочный, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. Причем самыми высокими темпами увеличиваются показатели силы крупных мышц разгибателей туловища и ног.
Показатели относительной силы особенно значительными темпами возрастают у детей с 11лет и до 16-17 лет обоих полов, причем показатели силы у мальчиков всегда будут выше показателей девочек.
ВЫНОСЛИВОСТЬ.
Общая выносливость, также как и ловкость, наиболее чувствительна к тренировочным воздействиям и является способностью человека к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающей положительное влияние на развитие специфических компонентов работоспособности человека, благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию выявлений «переноса» тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические.
Выносливость у мальчиков наиболее эффективно развивается в возрасте 8-11 лет, в 15-16 лет показатели резко падают, а в 16-20 лет наблюдается заметный прирост – сенситивный период; у девочек высокие темпы прироста наблюдаются в 10-13 лет, в 13-15 лет наблюдается низкий темп ее развития, сенситивный период приходится на 15-17 лет.
Наиболее эффективное развитие общей выносливости приходится на старший школьный возраст, когда в достаточной мере созревают функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем, обеспечивающих работу аэробного характера.
Специальная выносливость – это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях, определяемых требованиями конкретного вида.
У исследователей области теории физической культуры и спорта и спортивной физиологии нет однозначного мнения о видах специальной выносливости – выделяют скоростную, динамическую силовую, статическую, скоростно-силовую, координационную и т.д.
Мы, остановимся на следующих видах специальной выносливости: скоростная выносливость, силовая выносливость динамическая и статическая.
Скоростная выносливость имеет высокие темпы прироста, в большей мере совпадающие с сенситивными периодами развития быстроты, а именно: 13-14 лет и 13-16 лет, средние темпы прироста скоростной выносливости приходятся на 11-3 и 16-17 лет, возраст 9-11 лет характеризуется низкими темпами развития скоростной выносливости.
Динамическая силовая выносливость нарастает в возрасте 8-10, особенно проявляется при совершении прыжков вверх. С 8 до 10 лет статическая силовая выносливость увеличивается в среднем темпе, затем она заметно уменьшается в пубертатном периоде, а нарастает, к возрасту 18-20 лет.
Таким образом, сенситивные периоды развития всех видов выносливости выпадают на высшие этапы спортивной подготовки, что можно объяснить совпадением с возрастом биологической зрелости. Поэтому акцентированное развитие выносливости наиболее целесообразно в возрастные периоды ее бурного развития, о чем свидетельствуют высшие мировые достижения в видах спорта, требующих предельного проявления данного вида физических качеств, приходящиеся на спортсменов 20-32 лет.
Итак, проведя анализ работ исследований в области теории и методики физической культуры, спорта и физиологии, мы попытались определить тенденцию сенситивности развития физических качеств в многолетнем процессе спортивной подготовки с учетом возрастных и половых особенностей человека. Тем самым, дав вам рекомендации по наиболее эффективному развитию организма юного спортсмена, во избежание нежелательных последствий от ранних травм и перетренированности.
При соблюдении данных рекомендаций и продуктивном использовании полученных знаний, вы сможете сделать хоккейное детство своего ребёнка таким, каким оно и должно быть – весёлым, увлекательным и задорным.
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".
Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27)
Сумма перевода не регламентируется.