Главная > КОУЧИНГ

ДЭН УАЙТ. «ЧТО ТРЕБУЕТ ОТ ТЕБЯ ИГРА?»

В последние несколько месяцев нет ни одного дня, чтобы я не задавал себе, и своим ученикам один вопрос, а именно тот самый, что вынесен в заголовок этой статьи. Я делаю это, с целью заставить своих игроков задуматься об игре, о собственной роли в ней, и даже о чём-то абсолютно конкретном, что требует пристального внимания и скрупулёзного изучения.

Позвольте мне начать с самого начала. Я считаю, что в хоккей играют игроки. Тренеры просто помогают, страхуют, и подталкивают их в нужном направлении. Как мне кажется, роль тренера состоит в том, чтобы помочь игрокам понять игру, культивировать её в себе, и научиться слаженно и продуктивно взаимодействовать с партнёрами. Не научившись этому в детско-юношеском хоккее, можно даже не начинать мечтать о хоккее профессиональном.

Я также считаю, что если мы хотим воспитать из каждого юного игрока компетентную в хоккее личность, которая сможет принимать эффективные решения, мы должны доверять им самостоятельное принятие и воплощение решений. Задача тренера в такой момент дать ученику пройти до конца выбранный им путь реализации, самостоятельно обработать информацию и применить имеющийся опыт для её воплощения. Даже ценой множества сделанных ошибок. И только после этого разобрать вместе с ним весь пройденный путь.

Погружаясь в пучину тренерской работы, мы увидим, что в любой тренировке есть те самые ключевые компоненты, которые стимулируют развитие тех или иных навыков у игроков. Планируя тренировку, мы должны чётко осознавать её цель. Понимать, в чём мы хотим,  чтобы игрок стал лучше? Проанализировать, сможет ли это произойти при помощи подобранных нами средств, или нет? И самое главное, адаптирована ли к предлагаемой работе основная масса игроков команды?

Далее, мы должны отчётливо понимать, что мы предлагаем своим подопечным. Сделать для них практическую репрезентацию подготовленного материала, и подать его в максимально  игровой форме. Но при этом, тренер обязан им разъяснить, что игра, это не просто игра, и её результатом не является  счёт на табло, зато им является факт преодоления трудностей, и становления устойчивого двигательного и ментального навыка востребованного игрой.

Как этого добиться?

В первую очередь я бы посоветовал многократные повторения упражнений с большой вариативностью и интуитивным поиском их возможных продолжений. Наверное,  как тренер, я бы создавал для этого все условия, и ставил задачи, способные спровоцировать у игроков развитие креативного мышления.

Мы, тренеры, постоянно стремимся совершенствоваться в своём ремесле. Многие из нас возвели его в ранг искусства, и это не мудрено. Ведь предела совершенству в этом ремесле попросту нет. Ни один тренер, никогда не добился абсолютного результата, и у него всегда оставалось место для улучшения любого достижения. Это и ценно! Благодаря этому ваши игроки могут и будут совершенствоваться.

С приобретаемым опытом я стал сторонником такого рода мотивации моих игроков, которая заставляет думать и рефлексировать о том, что мне бы хотелось до них донести.

Применяя этот опыт в тренировочном процессе, я задаю ребятам одни и те же наводящие вопросы, получая ответ от каждого. И когда они понимают, что рассуждая продуктивно о «свободных зонах», «подстраховке», «глубине и ширине атаки», «позиционных действиях», они используют одни и те же термины, и раз за разом проигрывают одни и те же ситуации, создавая одинаковые мысленные образы, тренировка, а затем и игра, становится для них телевизионной передачей «колесо фортуны», которую они смотрят в записи,  зная наизусть все ответы.

Очень часто коллеги задают мне вопросы о том, как я контролирую процесс и как добиваюсь нужных мне результатов? Какие принимаю меры для их достижения? В чём состоит моё вмешательство в процесс формирования командного единомыслия и мастерства? И задумавшись над этими вопросами, я понял, что как раз в вопросах, вернее в их формулировке и лежат ответы, которые нам хотелось бы получить. Например, я спрашиваю: «Что нужно сделать, чтобы получить точную передачу от партнёра?» И ответ напрашивается сам собой – «В первую очередь, нам нужно открыться под эту передачу». Отлично! Если все это знают, почему это происходит далеко не всегда? А если это происходит не всегда, тогда вы как тренер ответьте уже на вопрос себе, а эффективно ли построен ваш тренировочный процесс? И в поисках его решения,  попытайтесь установить более плотную взаимосвязь между процессом подготовки к решению и полученным результатом. При этом вы не должны забывать, что знание того, что «под передачу необходимо открыться» и выполнение тренировочных заданий которые без применения этого знания на практике, не могут быть выполнены, это последовательные звенья одной цепи, и их ни в коем случае нельзя разрывать.

За ответом на вопрос всегда должно следовать действие по его воплощению. И пусть данный фактор моего педагогического влияния  не является определяющим, но он как раствор для кирпичей, цементирует всё здание.

Движемся дальше.

Взаимосвязанные вопросы. Например, я задаю своим игрокам вопрос: «Если игрок Х, твой партнёр владеющий шайбой, делает вот такой манёвр, что должен сделать ты?» На этот вопрос  я прошу ответить всех игроков команды, как в рамках действий по их амплуа, так и в качестве общей концептуальной оценки действий по ситуации. Метод взаимосвязанных вопросов, в основном, я применяю при разборе различных игровых ситуаций в контексте общекомандных действий. И надо отметить, он очень эффективен. Особенно вкупе с видео сессией и разбором эпизода на тактической доске.

Ответы на вопросы не должны быть односложными, а тренер должен всегда сопровождать их дополнениями и уточнениями. Например: «Что дальше?» или «А что, если…?»

Через несколько недель такой работы игроки уже сами могут провести разбор практически любой игровой ситуации, но чтобы для юных хоккеистов эта работа была наиболее увлекательна, я позволяю им самим находить вопросы, и требовать на них ответа от товарищей по команде. А потом мы все вместе оцениваем и прозвучавший вопрос,  и ответы на него. Таким образом, мы подвергаем оценке не только игровую ситуацию, но и способность игроков выявлять все погрешности при её проведении, а так же находить способность к их устранению. Но,  даже отдав инициативу в руки игроков, я всегда готов попросить их рассказать больше, или раскрыть вопрос глубже.

Подобного рода требования,  сподвигли моих ребят научиться самостоятельно анализировать практически любую игровую ситуацию, а меня лишили необходимости разъяснять сделанные ими ошибки. Я просто задавал им вопрос «как ещё ты мог бы поступить в данном эпизоде?», и игрок находил решение, демонстрируя его уже в следующем подходе. Так может продолжаться до момента выработки у игрока эффективного подхода к реализации того или иного навыка. Помимо этого, такой метод заставляет игроков максимально критично отнестись к своему уровню компетенции, получить максимальный опыт, а так же задуматься о той роли, которую они могли бы сыграть в том или ином эпизоде, действуя максимально продуктивно.

И тем не менее!

Есть огромное количество игроков, которых не вдохновляет стиль поиска решений,  и они не выносят неопределённости. Поэтому говорить о том, что мой метод универсален, пожалуй, нельзя. Таким игрокам нужны не вопросы и поиски, а ответы и решения. Именно поэтому стиль наставничества мне так же не чужд.

Но есть и ещё одна категория игроков. Игрок может быть талантлив, но ленив. Такой ученик не торопится искать решение, он ждёт, когда его найдут другие ребята, или подскажет тренер. Тренеру очень важно отличить тех, кто не может, от тех, кто не хочет, и попытаться найти подход к каждому.

Для этого, в моём арсенале есть универсальный вопрос.  «А что игра требует конкретно от тебя?»

Ответ на этот вопрос не может быть односложным, и, как правило, он становится началом диалога, который способен вскрыть нарождающуюся проблему.  У любого из игроков есть мнение на этот счёт,  и ведя диалог с игроком, тренер начинает понимать соответствуют ли ожидания игрока его месту в команде. Может ли спортсмен адекватно оценивать действия соперников и партнёров, способности одних и возможности других, тактические действия и стратегические схемы.

Я всегда бываю горд тем, что слышу от своих юных воспитанников попытки анализа и самоанализа различных игровых действий. Мне импонирует их способность рассуждать, ведь она зарождает опыт самоорганизации, находит способ добиться успеха. Это очень похвальная способность и её необходимо взращивать в каждом игроке.

Научившись отвечать на вопрос «А что игра требует конкретно от меня» игрок неминуемо придёт к обладанию навыком выполнить это требование. Если этого не произойдёт, то, скорее всего я, как тренер, допустил ошибку.

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".

Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27) 

Сумма перевода не регламентируется.