РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ХОККЕЯ.
Каждый из ребят штурмующих сегодня бастионы хоккейной науки, мечтает играть на самом высоком уровне, и итоги прошедшего драфта, не могут их не вдохновлять в их мечтах. Конечно, далеко не каждый из учащихся спортивных школ удовлетворён своим сегодняшним качественным состоянием, и местом, которое они занимают в своих командах. Но давайте предельно честно поговорим о том, что диктует нам сегодня детско-юношеский хоккей, какие мифы в нём обитают, и что готовит нам его современная реальность.
Начнём с мечты. К чему стремится современный юный хоккеист? О чём он мечтает? Какие мифы создают сегодняшние спортшкольники вокруг игры?
Миф №1.
Стать успешным можно только в очень сильной команде. Поэтому в постоянной ротации команд при поиске сильнейшей, нет ничего зазорного. Играть и получать удовольствия от игры, на сегодня мало. Важно играть в лучшей команде рядом с лучшими партнёрами и против лучшего соперника.
Реальность же такова:
Игра намного важнее антуража складывающегося вокруг неё. Кто при этом является вашим соперником, не столь важно. Вы можете играть со сверстниками и ребятами старше или младше вас. С командами девочек или соперниками выше или ниже вас по классу. Проигрывать или выигрывать. Важно, чтобы из каждой игры вы смогли извлечь тот урок, который она вам преподносит. А вот то, что любая игра преподносит уроки, это уже бесспорно! Этими уроками могут быть различные ситуации, которые нужно пережить и уметь разыграть. Навыки, которые необходимо освоить или усовершенствовать. Роли, которые нужно сыграть и отточить. Системы и концепции, которые необходимо освоить и уметь применять. При этом в партнёрах у вас может быть как высококлассный спортсмен, так и тот, кто только идёт к своему мастерству. Сложно ли это? Да, конечно сложно! Но в игре это будет и захватывающе и весело!
Миф №2.
Если к 10-12 годам ребёнок не попадает в команду топового уровня, то на его профессиональной карьере можно поставить крест. К этому мнению и детей, и родителей усиленно подталкивают не только реалии сегодняшнего дня, но и тренеры работающие с игроками индивидуально, так называемые «подкатчики», создающие некую «легенду о единороге».
Реальность же такова:
Действительная ценность попадания в сильный коллектив способный решать турнирные задачи, наступает к 14-15 годам. До этого момента турнирные расклады не имеют принципиального значения, и главной задачей перед ребёнком стоит стремление сформировать устойчивое игровое мастерство и стойкий игровой навык, а этому, как мы уже отмечали выше, способствует обилие игровой практики, что называется «без табло», то есть без решающего турнирного значения.
И дети, и родители, должны хорошенько усвоить, - совершенно не важно с какой позиции вы начинаете гонку, важно на какой вы её заканчиваете! Не зацикливайтесь на стремлении во что бы то ни стало, с первых шагов по льду, носить на груди топовый хоккейный бренд. Умерьте своё эго, утихомирьте амбиции. Просто растите и совершенствуйтесь в своём мастерстве, и самое главное становитесь честным и порядочным гражданином своей страны.
Миф №3.
Важны только напряжённые поединки, потому что только они развивают игрока. При этом ни время, ни деньги не имеют никакого значения. В поисках таких поединков имеет смысл ездить по турнирам не жалея ни времени, ни денег.
Победы со счётом 6-0 и выше – пустая трата времени. Равно как и поражение с таким же счётом. Играть нужно только с равными по классу командами, добиваясь побед и двигаясь вверх по рейтингу команд, сокрушать одну за другой.
Реальность же такова, что ответ на этот вопрос нами уже дан при сокрушении первого мифа. Для детей должна быть важна каждая игра. Перестаньте ориентировать их на табло! Лучше обратите внимание на то, как играет ребёнок, как выполняет задание данное тренером на игру, и относится ли с уважением к каждому противнику, пусть даже он слабее и младше.
Миф №4.
Мы выбрали хоккей, и нет никакого смысла тратить попусту время, на что либо иное. Как можно отвлекаться на другие виды спорта, если хоккею мы посвящаем по несколько часов в день, а ведь ещё есть общеобразовательная школа и культурные увлечения. Да и поиграть хочется, и пообщаться с друзьями.
Но реальность такова, что 87,5% от игроков задрафтованных НХЛ в первом раунде 2018 года, это игроки прошедшие «школу мультиспорта», игравшие не только в хоккей, но и в другие игровые виды, защищая цвета своих школ, отстаивая честь района или города. Кроме того, не чужды ребятам и непрофильные дисциплины – силовые единоборства, лёгкая атлетика, гимнастика. В среднем, задрафтованные игроки занимались в детстве тремя, а то и четырьми видами, почему же сегодня, иных из детей заставить заниматься чем либо, кроме хоккея, всё равно что заставлять убираться в своей комнате. Если они и делают это, то с крайней степенью неохоты.
Здесь мы должны постараться убедить ребят, показав им статистику и достижений, и травм. Подтолкнуть, уговорить, поощрить, принудить или стимулировать… Одним словом сделать всё, чтобы дети прониклись идеей мультиспорта и безропотно культивировали его в своём теле.
Миф №5.
Единственное место, где можно научиться быть хоккеистом - это лед. Все эти спортивные залы, бросковые зоны и специальное оборудование, всё от лукавого. Только лёд может сделать ребёнка хоккеистом.
Реальность же такова, что подавляющее большинство двигательных качеств, а так же способность выполнить их продуктивно и эффективно, формируется исключительно на земле, равно как и формирование навыков развивающих многие способности и качества ребёнка. Занятия на льду, безусловно главенствуют в подготовке хоккеиста. Но родители ни в коей мере не должны удивляться тому, что в спортивно-оздоровительных группах, в которые изначально попадают дети решившие связать свою судьбу с хоккеем, возможно расписание с двумя ледовыми занятиями в неделю, против трёх - четырёх тренировок в игровых и специализированных залах.
Кроме того, в юношеском возрасте, когда ребёнок попадает в группы совершенствования спортивного мастерства, работе вне льда так же уделяется огромное значение, и при формировании силы, и общей выносливости, и скоростно-силовых качеств.
Бред Хамахер - тренер по хоккею.