РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО. ГРЕГ РЕВАК. «ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ» И ВСЁ, ЧТО ЗА НИМ СКРЫВАЕТСЯ.
«Челночный бег». Если вы играли или играете в хоккей, то вы, наверняка проходили через это. Очень многие наставники прибегают к нему, когда команда недостаточно усердна или недостаточно сосредоточена на тренировке. Может быть ушей тренера достигла болтовня в то время, как он чертит на макете схему тренировки, а может быть у тренера просто был плохой день. «Челночный бег», почти всегда, является «запатентованным лекарством» от подобного рода заболевания.
Как бы то ни было, а «челноки» используются тренером тогда, когда он ставит перед собой цель довести команду до изнеможения.
Самый известный вид «челночного бега» - это «Херби». То самое знаменитое «Херби», знакомое всем по фильму «Чудо», когда после тусклого проигрыша Норвегии, Херб Брукс раз за разом гонит своих ребят вперёд, а Крейг Патрик при помощи свистка отсчитывает отрезки.
Для тех, кто не знаком с «челноками Херби» поясним, как выглядит это упражнение. Старт от лицевой линии – торможение на синей – возврат на лицевую с торможением – старт до красной линии с торможением – возврат на лицевую с торможением – старт до дальней синей линии с торможением – возврат на лицевую – старт до дальней лицевой линии, торможение – возврат к месту старта на лицевой линии. Жутковато, правда?
В восьмидесятых годах прошлого столетия данное тренировочное средство считалось очень эффективным уроком преподаваемым игрокам. Но как обстоит дело сегодня? Сегодня, когда придумано множество более продуктивных способов «повысить градус» тренировки, почему тренеры с завидным постоянством используют этот «челночный архаизм»?
Для того, чтобы попытаться это понять, хочу вспомнить вот такую историю. Когда мне было 15 лет, меня призвали на несколько тренировок с молодёжной командой. Я переоделся раньше всех и был готов выйти на лёд, когда «Замбони» ещё делала первый круг по площадке. Ожидая, я заметил, что возле раздевалки начался переполох. Игроки что-то громко кричали и жестикулировали, а помощник тренера вынес и выставил перед дверью рядом с ведёрком с шайбами, ящик пива. Я ничего не мог понять, но по реакции игроков видел, что происходит что-то из ряда вон выходящее.
Буквально через секунду я похолодел от ужаса. Помощник объявил, что сегодня команду ожидают «челноки» на протяжении всей тренировки, потому что тренер команды видел, как молодой игрок приглашённый на тренировку из юниорской команды купил это пиво на заправке, чтобы после занятий угостить всех игроков, причём сделал это по водительскому удостоверению старшего брата, что значительно усугубляет проступок.
Я уже ощущал в воздухе электрические разряды от взглядов, бросаемых на меня командой, но тут помощник объявил, что сыграл с нами шутку, чтобы моё слияние с командой прошло на позитивной ноте. Надо заметить, это ему удалось. Вся команда просто расплылась в благодарности за то, что я не покупал этого пресловутого пива.
Так почему же всё-таки многие тренеры считают «челночный бег» ценным тренировочным инструментом?
Какие аргументы приводятся чаще всего в защиту этой концепции?
Ну вот, например:
- Чтобы усердно работать в игре, нужно усердно практиковаться.
- Сложная работа на тренировке позволит стойко преодолевать любые игровые сложности.
- «Челночный бег» вырабатывает способность терпеть.
- Угроза «челнока» - отличная мотивация для профессионального отношения к тренировочному процессу.
Таким образом, продвигая идею страха как мотивации, «челнок» из разряда тренировочного средства постепенно переходит исключительно в разряд испытания и наказания.
Заставит ли такой аргумент игрока работать более продуктивно? Вопрос!
На мой взгляд, это очень неэффективная стратегия. «Челнок» в виде наказания, неминуемо отчуждает игроков от тренера. Время, которое можно потратить на становление тех или иных навыков, исправление ошибок или разучивание новых приёмов и элементов, тратится на психологическое угнетение и отвращение от хоккея - занятия, которое является любимым делом всей жизни.
Однако ситуации, при которых тренер обязан отреагировать жёстко, перманентно возникают во всех коллективах, и мудрый наставник очень часто в наказание или порицание использует повышение нагрузки, даже, порой, в ущерб своему учебно-тренировочному плану. Но мудрый наставник разнообразит нагрузочную работу. Вводит в неё элемент соревновательности, в котором даже челнок превращённый в эстафету выступает не только средством наказания, но и тем самым развивающим фактором, являющимся целью тренировочного процесса.
Что сильнее и долговечнее воздействует на личность? Позитивное воздействие, или негативное?
«Челночный бег» как наказание убивает «спортивный дух» несколькими способами. Во-первых, применяя такую форму порицания, тренеры отталкивают от себя своих игроков. Во-вторых, игроки начинают воспринимать тренировку, как рутинную работу. В-третьих, каток перестаёт постепенно быть для них вторым домом и начинает превращается в «голгофу».
С физической точки зрения наука говорит нам, что спринты, длящиеся дольше 10-15 секунд, контрпродуктивны во всех возрастах. Это происходит из-за закисления мышечных волокон и в связи с этим, неминуемой потери техники бега на коньках.
Ну и наконец, практика «челночного бега», попросту тратит ценное время тренировки на льду, которое можно было бы использовать с большей пользой.
Какие полезные инструменты повышенной напряжённости в работе доступны тренерам?
Начнём с того, что гладкий бег на коньках в течение длительного времени, эффективной тренировкой не является и являться не может. Даже если предположить, что таким образом мы работаем над специальной выносливостью, данный метод будет выглядеть притянутым «за уши». Хоккей игра маневренная, и как минимум, функциональная подготовка должна отражать эту необходимость в своих методах.
Необходимо разнообразить беговую работу, вводить в неё различные технические элементы, переходы, переключения, со сменой направления движения и без. Работать не над тем, что сложно, а над тем, что полезно. Пусть это будут различные виражи и обманные движения. Но при этом, вся работа обязательно должна вестись в игровом и соревновательном ключе. Тогда любая нагрузка будет вашим ребятам по плечу.
Включайте в работу больше единоборств, провоцируйте игроков на контакт. 2 на 2 в углу площадки, 2 на 2 в борьбе под воротами, добивайтесь требуемой нагрузки интенсивностью работы.
Основные выводы:
- «Челночный бег» приносит больше вреда, чем пользы, поскольку истощает нервную систему игрока, и не эффективен как учебно-тренировочное средство.
- Если «челнок» является частью программы обучения, используйте его в виде эстафет, в упражнениях соревновательной направленности.
- Угроза «челночного бега» может стать отличной возможностью переориентировать коллектив, или заострить на чём то его внимание.
- Не делайте «челночный бег» страшилкой для команды, это приведёт к отсутствию должного уважения игроков к тренеру.
Сделав для себя эти выводы, я с удовольствием подкрепил их цитатой от Майка Бэбкока «Для детского тренера, задачей №1 является передать ребёнку такую страсть к игре, чтобы уходя из раздевалки, он любил хоккей больше, чем когда он в неё входил».