Главная > КОУЧИНГ

РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО… РИК ТРАУГОТТ «СЕКРЕТЫ УСПЕШНОГО НАСТАВНИЧЕСТВА ИЛИ КАК ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕМПИОНОВ».

Кэролин Уолдо была легендой канадского синхронного плавания в восьмидесятых. Она выигрывала Чемпионаты Мира, Олимпиады и игры Содружества. И на Олимпиаде 1988 года в Южной Корее, она тоже считалась записным фаворитом. За шесть месяцев до Олимпиады репортёр «Торонто Стар» спросил тренера Уолдо Дебби Мьюир, что она думает о предолимпийских стартах, и какую задачу ставит на них перед чемпионкой? Мьюир ответила, что поскольку на Олимпиадах судьи всегда придирчивы и скептичны, нужно обязательно выиграть предолимпийский старт, чтобы в подкорке у рефери заранее отложилось, кто здесь лучший. К сожалению Уолдо проиграла и заняла второе место. И вполне естественно, что репортёр интервьюирующий Мьюира перед соревнованиями, был первым, кто задал ему вопрос: «И какова теперь будет ваша концепция, с учётом досадного поражения?» Мьюир ответил: «Вы знаете, оно произошло очень вовремя. По крайней мере, на Олимпийских стартах нам теперь не грозит излишняя самоуверенность, которая могла бы проявиться в случае победы».

Я люблю эту историю.  Это прекрасный пример «переосмысления» - способности находить положительные моменты в отрицательных ситуациях.

В этом году моя команда разгромно проиграла лучшей команды нашей Лиги. (Впрочем, возможно не только Лиги, но и всей страны). Для меня это был очень важный шаг нашего развития. Неудачи хороши тем, что они всегда сплачивают команду, и при этом, я нашёл в этой ситуации множество дополнительных козырей. Ту игру мы проиграли с катастрофическими 6 – 19. Но в среднем за сезон мы забивали по 3,6 гола за игру, а в этой игре с лидером, сумели забросить аж шесть шайб. И я не преминул заострить на этом внимание ребят.  Кроме того, мы проанализировали свои моменты, и поняли, что могли бы быть более результативными, но нас подвели технические огрехи, а их вполне есть шанс исправить. Пропущенные шайбы, так же оказались плодом технического брака, плюс соперник находился в лучшей кондиции. Мы разобрали каждый пропущенный гол, и лишь в трёх из них соперник проявил более высокое тактическое мастерство. В основной же массе голов, преобладал наш технический брак, а техника – дело наживное. Вот таким образом,  мы достали из ярко выраженного негативного результат игры,  массу позитивных ноток,  и сложили из них приятную для уха игроков мелодию.

В своей прошлой статье я писал об удовольствии, которое хоккей должен приносить юным игрокам. Удовольствие – это та призма, через которую мы должны смотреть на детский хоккей. Но есть и другие составляющие, которые идут с ним рука об руку и лежат в основании «пирамиды» игрового успеха. Одними из таких составляющих являются позитивное ОБЩЕНИЕ и КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ.

Я достаточно оптимистичный парень. Я люблю шутить о том, что «мой стакан даже не на половину полон, а на три  четверти». Но в карьере тренера слишком много дней, когда кажется,  что твоя голова просто взорвётся от обилия проблем, которые тебя беспокоят, и при этом ты ни в коем случае не имеешь права показать это своим подопечным. Улыбка и блеск в глазах, это те атрибуты,  с которыми я встречаю их каждый день перед тренировками и играми. Я обязательно спрошу, как прошёл их день, что их беспокоит, есть ли что-то, что может помешать им провести полноценную тренировку. Я общаюсь с ним во время работы. Подбадриваю, подсказываю, исправляю, а иной раз просто похлопываю по плечу в знак одобрения. Я всегда вместе с ними в групповом чате, в котором мы общаемся после игр, радуемся победам и поддерживаем друг друга в дни поражений. На скамейке во время игр я всегда позитивен. Я самый большой болельщик моих игроков. И даже когда кто-то из моих хоккеистов показывает откровенно плохую игру, я говорю ему примерно так: «В следующей смене ты покажешь свой лучший хоккей. Я много раз видел его в твоём исполнении, и он мне очень нравится. Я хочу увидеть его снова».

ОБЩЕНИЕ – способ распространения позитивного настроя. Оно имеет множество форм и осуществимо различными способами. Это могут быть глобальные диалоги и брошенные на ходу фразы, жесты поддержки или мимика позитивных эмоций, но все они ведут к единению и полному взаимопониманию.

Мои личные формы общения разнообразны. Например:

- Я постоянно делаю рассылку по электронной почте всего того, что я считаю необходимым донести до нашего командного сообщества в которое входят мои помощники, игроки, родители, руководство хоккейной школы и даже учителя в школе общеобразовательной. Все всегда в курсе расписания игр и тренировок, направленности предстоящей работы и игровой статистики.

- В чате, помимо общения после игр, я размещаю короткую информацию. Например о сборе денег на поездки или турниры, задолженностях по документам, об одежде, погоде, и о том, на чём нужно сфокусироваться на предстоящих занятиях.

- В раздевалке у нас есть информационный стенд, на котором я постоянно вывешиваю цвет маек для каждого игрока на предстоящей тренировке, место в составе, расписание, и так далее.

- Помимо регулярных собраний команды, каждые две недели я провожу «круглый стол» с капитаном команды, его ассистентами и моими помощниками. Эта встреча проходит в рамках диалога, а порой и прений. Я могу попросить поддержки в проведении каких-либо реформ или решений, например по ужесточению дресс-кода, поддержанию порядка в раздевалке, и иных вопросов. Остальные участники диалога, могут выразить свои проблемы и опасения. Все участники отлично знают, что все о чём говорится на «круглом столе» на нём и останется, поэтому не боятся говорить честно и открыто.

- Я всегда стараюсь соглашаться с предложениями игроков, даже если они мне кажутся непродуктивными. Это сплачивает коллектив и формирует доверие, с одной стороны, а с другой, даёт время и возможность ребятам самим оценить свои инициативы.

- Если в команде возникают проблемы, а подавляющее большинство из них связано даже не с игроками, а с их родителями, я стараюсь не отделываться разговором по телефону или электронными письмами. В таких случаях мне нужны «глаза» собеседника. Только взглянув в них я могу понять, насколько глубоко проникла проблема в нашу команду.

 - Я стараюсь общаться с каждым своим игроком ежедневно. Даже если это просто зрительный контакт, кивок головой или взмах руки. Важно чтобы каждый юный хоккеист ощущал, что он для тебя важен.

Таким образом,  мы закладываем ещё два уровня в нашу пирамиду успеха – это ОБЩЕНИЕ и КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ. Они идут рука об руку и без них немыслимо построение сплочённого дружного коллектива именуемого – команда.