БЕН ИВЗ - «ХОККЕИСТ РОЖДАЕТСЯ НА ЗЕМЛЕ»
Бен Ивз прошёл замечательный игровой хоккейный путь. Четыре сезона в NCAA и выигранный национальный титул. Девятилетняя карьера в НХЛ и АХЛ, и наконец, тренерская деятельность со специальным акцентом на развитие игрока.
Бен не понаслышке знаком с тем, как тяжела работа, и как важно внимание к её деталям, когда речь заходит о развитии навыков, которые позволят игроку подняться в своём мастерстве на более высокий уровень.
В качестве специалиста по общей и специальной физической подготовке, а так же функциональной диагностике Ивз работал в Университете Майами, помощником главного тренера хоккейной команды Колледжа святого Олафа, а с прошлого сезона, занимает пост главного тренера команды U-18 ААА «Блу Джекетс» из Огайо.
Бен Ивз поделился с нами своим мнением, почему работа вне льда не менее важна, чем работа на хоккейном корте, и почему юные хоккеисты должны уделять этой работе пристальное внимание и проявлять должное усердие:
- В чём важность тренировок вне льда, и какие качества в игроке они развивают?
- Важность этих тренировок в том, что они дают представление юному игроку о физической грамотности и культуре. Спортсмены постигают азы движения, учатся контролировать своё тело. Воспринимают такие понятие как приложение силы и её поглощение. Постигают азы техники. Как правильно ускориться, и как замедлиться или затормозить. Как работать на спринте, и как на стайерской дистанции. Как правильно приседать и выполнять мультифункциональные задачи.
Ещё одним очень важным фактором работы вне льда, является способность предотвращения травм и хронических заболеваний, ну, и конечно же, обеспечение функциональной состоятельности и отсутствия спадов по ходу сезона.
- В каких областях мастерства спортсмен добавляет быстрее, если помимо программы ледовых тренировок, он работает по программе физического развития вне льда?
- Перво-наперво это конечно абсолютная сила. Это тот фундамент на котором строится мастерство игрока. Однако это касается старшей группы атлетов. У совсем юных, на первом месте стоят баланс, координация, устойчивость, подвижность, гибкость и быстрота. Вот качества, которые требуют обязательного и постоянного развития. Это тот фундамент, на котором строится здание исполнительского мастерства.
В юном хоккейном возрасте, игрок проявляет на льду свои лучшие ловкостные качества, юркость, маневренность и быстроту во всех её проявлениях, а в зрелом, на первый план выходит умение вести игру под постоянным давлением, и самому уметь навязывать единоборства, не потеряв при этом созидательного эффекта от своих действий.
- С какого возраста игрокам необходимо работать над абсолютной силой. И какие нагрузки показаны ребятам, кто по своим физиологическим параметрам, ещё не подошёл к работе с весами?
- Когда мы говорим о возрастных особенностях работы на силу, мы подразумеваем возраст 12 – 14 лет. Но мы не говорим при этом о работе со свободными весами. Во-первых, начиная примерно с этого возраста, мы начинаем подводить ребёнка к предстоящей ему работе. Формируем технику его приседа, толчковые движения, рывок. Создаём правильный шаблон движения, чтобы потом не иметь неразрешимых проблем. Так например я сам, когда готовился к силовым упражнениям, а мне тогда было 13 лет, я работал не с грифом от штанги , а с клюшкой. Она была моим «весом», но при этом, тренер, скрупулёзно следил за техникой моих движений. Нужно запомнить, что техника в производстве силы – это самый важный аспект!
Во-вторых, кто сказал, что сила, это обязательно дополнительные веса? Разве сила не формируется под воздействием веса собственного? Вот, например приседание на одной ноге. Я вообще считаю его царицей всех упражнений на силу ног. В мире очень мало найдётся тренажёров, которые по своей эффективности сравнятся с этим упражнением. И уж во всяком случае, практикуя силу при помощи упражнений с собственным весом, тренер всегда может держать работу с весами для юных, рвущихся в бой огольцов, как некий стимул к успешному освоению предложенной программы подготовки.
Ну и в-третьих, даже перейдя на штангу и гантели, работа должна быть поступательной, без приложения максимальных усилий, как мы говорим, «до первого ожога мышц».
- Как наилучшим образом игроку улучшить свою скорость?
Кто бы, что не говорил, а между скоростью на земле и скоростью на льду существует прямая корреляция. Поэтому короткие спринты с нагрузкой и без, прыжки с места, тройные прыжки, запрыгивания, выпрыгивания, напрыгивания одной и двумя ногами, медленно, но верно формирует скорость игрока. Взрывные движения, дистанционное и взрывное ускорение на земле, от одной тренировке к другой, будут работать над вашим прогрессом на льду.
Очень важно, чтобы игроки помнили это, и не пасовали перед убеждением, что скорость понятие не тренируемое.
- Насколько в подготовке юного хоккеиста важна программа «Balance and Stability»?
Эта программа даёт игроку уверенность в его устойчивости и мобильности. Умение перенести центр тяжести на опорную ногу, выбрать правильную стойку и вести согласованную маневренную работу всем телом – это возможность игроку выйти победителем из любой сложной игровой ситуации. Поэтому данная программа это наиболее важная программа подготовки, особенно для ребят возраста U8 – U12.
Работа на нестабильной поверхности, работа с активным использованием только одной конечности – отличная возможность развить в юном игроке необходимые двигательные качества и ловкость. Ведь на льду игрок может оказаться в самой непредсказуемой ситуации, из которой необходимо выйти с честью, а без должной подготовки, это боюсь невозможно.
- Что необходимо учитывать при подготовке тренировки на земле?
- В первую очередь это проведение продуктивной динамической разминки, которая подготовит ваши мышцы, суставы и сухожилия к предстоящей работе. Повторюсь, разминка обязательно должна быть динамической, потому, что именно она усиливает мышечную производительность и мощность, а так же способствует увеличению диапазона заданных движений.
Далее, вы должны следить, чтобы все задания, которые вы предложили детям, были для них понятны и не вызывали трудности исполнения. Работа должна приносить радость, поэтому её сложность должна быть под силу спортсменам, которые её выполняют.
Задания, которые вы приготовили детям, необходимо сделать весёлыми, интересными и захватывающими. Вносите разнообразие в работу, элемент игры и даже головоломки. Дети должны думать над выполнением задания, о том, как сделать его лучше, быстрее и продуктивнее. Часто вводите в свои занятия формат соревнований и эстафет. Оценивайте не только быстроту, но, в обязательном порядке, технику, слаженность групповых действий, смекалку и находчивость. Постарайтесь сделать так, чтобы тренировок на земле, дети ждали не меньше, чем тренировок и игр на льду.
- Нужны ли тренировки вне льда в течение сезона, или им необходимо уделять внимание только на предсезонных сборах?
- Здесь всё зависит от программы подготовки выбранной тренером. Конечно, в основной массе, тренеры выбирают такие программы, в которых основной упор на работу вне льда приходится на период подготовки. Будь то предсезонная практика, или периоды переключения. Однако, как мы с вами уже говорили, это не касается динамической разминки и статической растяжки до и после ледовых тренировок. Это не касается и занятий в игровом зале, которые тренеры часто используют в тактическом плане, ну и занятий на формирование индивидуальных кондиций, за которыми так же пристально следят тренеры команды. Но нам следует помнить, что данное положение вещей касается только ребят категории U18 и старше.
Для ребят младших возрастных категорий, работа вне льда, такой же неотъемлемый атрибут их подготовки, как и работа на льду. И здесь не может быть двух мнений.
- Почему в работе с младшими возрастными категориями важно сосредотачиваться на развитии игроков, а не на результатах их соревновательной деятельности?
- На самом деле, и победы, и конкурентоспособность, это тоже часть развития игроков, но для нас важно, чтобы этот рост и это развитие работало на конечную цель – воспитание профессионального спортсмена. Нам совсем не интересно, когда спортсмен «выгорает» на турнирах детского уровня, когда он играет с травмами, через боль, на ничего не значащих финалах детских региональных турниров. Поэтому мы не требуем побед, но мы требуем полной самоотдачи в каждой игре, и анализируем именно этот факт, а не результат матча.
- Как вы считаете, все ли современные тренды развития хоккея учтены в американской модели его развития?
- Да, я определённо так считаю. Мы делаем детский хоккей интересней, используем много игр, работаем на ограниченном пространстве увеличивая интенсивность и динамику тренировок. Детям интересно работать играя, они это делают с удовольствием. А занятия на ограниченном пространстве позволяет детям часто владеть шайбой, чаще и быстрее принимать игровые решения, больше и интенсивнее перемещаться, меньше ожидать своей очереди во время пауз отдыха. Это великолепная программная находка.
Считаю, что нам стоит продолжать прикладные изыскания в этой области, и тогда хоккей станет ещё более привлекательным видом спорта для тысяч американцев.
БОНУС
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".
Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27)
Сумма перевода не регламентируется.