Главная > КОУЧИНГ

РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО. «РАННЯЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И РАННИЙ ОТБОР. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ»

Дебаты по поводу плюсов и минусов ранней специализации, равно как и раннего отбора игроков в спортивных школах, это как противостояние Люка Скайуокера и Дарта Вейдера  – они вечны.

Кто в нём прав, а кто ошибается? Кто, в конце концов, победит, любопытно, правда? Но не старайтесь заглянуть в конец этой статьи и найти там ответ, постарайтесь прочитать весь текст и сформировать этот ответ самостоятельно. Мы предложим вам несколько возможных сценариев, и вашим правом будет выбрать один, или несколько из них.

По хорошему, мне бы самому,  очень хотелось ответить – «всё зависит от обстоятельств», но этот мой ответ погрязнет в различного рода  обвинениях и укоризненных взглядах. Так что я, скорее всего,  от него воздержусь, ведь и на самом деле, как бы мне не хотелось, чтобы было именно так,  я,  вероятнее всего,  ошибаюсь.

Ответ на этот вопрос не может быть однослойным, даже если у вас лично есть положительный опыт в той или иной последовательности действий. Поэтому, прежде чем начать рассуждать на эту тему, давайте мы эту тему,  для себя конкретно определим. 

РАННЯЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ -

это сосредоточение внимания и усилий по формированию умений и навыков в одном конкретном виде спорта, с исключением занятий другими видами.

Это означает, что все тренировки, игры и соревнования, для ребёнка проходят только по одному конкретному виду. В нашем случае – хоккею.

Зима, весна, лето, осень – хоккей, хоккей, хоккей, хоккей…

Четыре – пять дней в неделю тренировок на льду и профильная работа в залах, одна – две игры в неделю, турниры, фестивали, сборы, лагеря… и над всем этим только хоккей!

Безвозвратно кануло в лету то время, когда учителя физкультуры и тренеры различных спортивных обществ формировали летом футбольные команды, а зимой хоккейные. Когда наши прославленные мастера играли в двух Чемпионатах России, а студенты защищали честь своих ВУЗов на Универсиадах по всем игровым видам сразу.

Я рос в это время, поэтому знаю, о чём говорю. Было именно так. А кроме того, были спортивные лагеря, с «казаками-разбойниками», «царём горы», «собачьим волейболом», «лаптой» и прочими интереснейшими и полезнейшими развивающими играми.

Может быть поэтому, жажда взять поскорее в руки клюшку была практически болезненной. И когда она попадала-таки в руки, казалось что наступил самый счастливый день в жизни.

Кому-то может показаться, что я слишком критичен к ранней специализации, но это не так, и в дальнейшем я это докажу. Для этого мне нужно перенестись в день сегодняшний. На дворе 2020 год, и мы однозначно можем сказать одно: - по сравнению с годом, скажем так, 1980-м дети стали намного менее активными. Этот факт вряд ли кто-то возьмётся опровергать.

В школах стало меньше уроков физкультуры, почти совсем не осталось районных, областных и городских спортивно-массовых мероприятий. Закрылись почти все бесплатные кружки и секции. Внимание детей захватили гаджеты, поэтому спортивные площадки в школьных дворах и на придомовых территориях практически всегда пусты.

На фоне этого, раннюю специализацию уже можно считать, скорее,  благом, нежели каким-то сокрушающим фактором.

Ведь что мы имеем в реалиях сегодняшнего дня?

Организованные системы совершенно чётко прослеживают те цели, которые перед собой ставят. Вся их работа ведётся по чёткому учебно-тренировочному плану, который утверждён в вышестоящих организациях. Есть стандарты, нормативы, методики. И если даже на словах мы против некоторых аспектов ранней специализации, на деле, мы именно ею и занимаемся, не имея практической возможности, что либо изменить.

Вы скажете, что это не так. Ну, или, как минимум не везде… Согласен. Но почему-то мне кажется, что противоположная реальность в абсолютном практическом меньшинстве.

Плохо ли это? В принципе, как мне кажется, не то, чтобы плохо, а скажем так, не слишком хорошо. Это если рассуждать принципиально. По состоянию-же на сегодняшний день, для большинства систем такое обучения вполне приемлемо.

Понимая двоякость ситуации,  многие школы ищут из неё выход. Вводят в тренировку новые упражнения из различных игровых видов спорта, используют профильные методические наработки, и даже организуют совместные соревновательные мероприятия по различным игровым видам.

И тем не менее, по прошествии восьми – десяти лет обучения, дети устают от хоккея настолько, что мы имеем череду потерь потенциально перспективных игроков, в результате утраты интереса или возникновения осложнений хронических профессиональных  травм. Многие ребята, в рамках своего развития не дотягивают до требований предъявляемым к ним профессиональным спортом.

Отчего это происходит? И почему этим фактом ловко манипулируют противники, как ранней специализации, так и раннего отбора?

Их аргументы таковы…

Дети лишились уличных  спортивных баталий, а это значит, что творческая составляющая – этот огромный пласт,  формирующий игровое мастерство,  остался ими практически  неизведан. Они потеряли право на ошибку, которую всем и каждом даёт игра на школьном дворе. С первым свистком тренера, под большой вопрос встало их самовыражение и самооценка.

Эстафеты и «городки» в спортивных залах превратились в рутинную работу, отодвинув на далёкий план «лианы» горизонтальных гимнастических лестниц и походы над пропастью по балансирующим ступеням на придомовых детских аттракционах, «засады на бледнолицых» с ловкостью и координацией обезьян,  в кронах деревьев, и  «подготовку в космонавты» на дворовых качелях и каруселях.

А ещё, если кто помнит, «двор»  не был только местом наших игр, он был местом формирования нашего мировоззрения, школой жизни, закаляющей характер и вырабатывающей те его свойства, которые потом, как никогда были необходимы нам на соревновательных площадках.

Как же сделать так, чтобы в результате нашей практической работы, произошло преодоление негативных последствий вмешательства в формирование личности современного юного спортсмена,  того социума в котором он развивается? Возможно ли это?

Мы обязательно поговорим об этом, но сразу после того, как определимся с понятием «отбора» в спорте, о котором и поговорим незамедлительно.

РАННИЙ ОТБОР -

мы можем определить как выявление у ребёнка  высокой степени предрасположенности (одарённости) к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта). Что влечёт за собой предоставление таким детям особых организационных  условий для занятий, как избранным видом, так и всеми сопутствующими видами, способствующими гармоничному и последовательному развитию юного спортсмена. Но здесь мы будем говорить только о тех реалиях, когда ребёнок отобран в двух и более видах, как перспективный и одарённый атлет. Что делать в этом случае?

Прежде чем погрузиться в выборку причин и следствий, давайте ответим на вопрос, почему способный игрок талантлив в том, что он делает?

Вот возьмём,  к примеру,  успешного адвоката. Неужели кто-то считает, что причиной его триумфа в  зале суда, являются лишь все те уроки права, которые он когда-то посещал?  Уверен, это совершенно не соответствует истине. Ведь уроки языка научили его писать, уроки риторики и литературы – говорить, психологии – разбираться в людях, искусства – создавать образы, маркетинга – мыслить креативно, философии – многогранности взглядов на проблему,  и так далее.  Кроме того, множественные неструктурированные интересы, сформировали различные способы и стили ведения его работы.

Проще говоря, исключительно юридический курс, без всей этой дополнительной образовательной  базы, оказав на нашего адвоката решающего влияние, принёс-бы, вероятно, малозначительное количество пользы, если не сказать больше…

Хорошо.  А что тогда делает детского тренера – специалистом с большой буквы?  Предположим,  он знает теорию и методику обучения,  тактику и стратегию хоккея, но хватит ли этого,  чтобы предоставить своим подопечным исчерпывающие знания об игре и навыках, которые будут необходимы им для того,  чтобы быть в ней востребованными? Очевидно, что нет.

Вам потребуются знания в области физиологии, психологии, социальных дисциплин, и мотивационные способности, чтобы быть чутким к любым изменениям в коллективе и поведении каждого вашего игрока в отдельности.

Такие знания делают вас универсальным специалистом, а универсальность одно из наиглавнейших качеств тренера в детском хоккее.

Это небольшое отступление поможет нам в дальнейшей характеристике детских игровых видов спорта. Ведь в большинстве из них, сходств больше, чем различий. И вот несколько примеров этого…

Вращательная сила плечевого сустава формирует бросок в лакроссе и в бейсболе, реактивная ловкость и маневренность свойственны баскетболу, хоккею и футболу, противоборства, толчки, активная работа корпусом – хлеб хоккеиста и игрока в американский футбол. И над всем этим стоят скорость, устойчивость, координация и подвижность – качества, основные из которых, в нагрузках предлагаемых игрой, определяют ловкостные способности спортсмена.

Однако забавен и другой факт. Даже когда перенос качеств не так очевиден, он помогает развивать детям определённые спортивные навыки, которые вне сомнения пригодятся им в дальнейшей карьере. Примером тому может служить  постоянное упоминание Златаном Ибрагимовичем о пользе полученных в детстве умениях на занятиях по тхэквондо.

Составляющие универсализма  которые мы затронули, безусловно,  положительно повлияют на факторы раннего отбора,  усугубляемые ранней специализацией, и отвечают на вопрос «почему», который мы задали выше.  Но при раннем отборе в условиях ранней специализации есть и другие риски.

Например…

Однообразная работа, в которой изобилует множество повторений однотипных мышечных движений, приводит к дисбалансам и компенсаторным моделям движения. При перемещениях общего центра тяжести (ОЦТ) системы «спортсмен — снаряд» по горизонтали в том или ином направлении перемещается и проекция ОЦТ на площадь опоры, т. е. изменяется и устойчивость в том же направлении. Здесь, при движении «снаряда» в одну сторону, наблюдаются компенсаторные движения частей тела спортсмена в противоположную сторону. Это объясняется действием 3-го закона динамики, согласно которому действие силы всегда вызывает одинаковое по величине и противоположное по направлению противодействие.

Благодаря компенсаторным движениям частей тела спортсмена ОЦТ системы «спортсмен — снаряд» мало перемещается по горизонтали и линия тяжести обычно проходит через центр площади опоры, что более выгодно для сохранения равновесия. Компенсаторные движения в опорном положении происходят обычно в нижнем суставе. Если голеностопный сустав зафиксировать напряжением мышц, то компенсаторные движения произойдут в коленном и тазобедренном суставах.

Для юных спортсменов это имеет непосредственную опасность, как риск  нарушения координации движений, осанки, устойчивости таза, лодыжек и коленей.

По словам Реншоу и его коллег (2009), эти вредные привычки очень быстро усваиваются, если вовремя не отреагировать на их приобретение.

Такой реакцией может и должна стать возможность для гармоничного развития у ребёнка,  всех групп мышц, а не только тех, что участвуют в профильных тренировках.  Поэтому крайне важно, даже в условиях раннего отбора соблюдать этот паритет, дабы в любой момент дать себе ответы на следующие вопросы:

- Растут ли координационные и ловкостные способности детей по мере их физиологического роста?

- Формируется ли в заданном порядке устойчивость и подвижность  суставов и связок?

- Развиваются ли качества баланса и устойчивости в степени достаточной для  работы на предельных нагрузках и скоростях, без риска получения травмы.

- Достаточна ли проведённая работа над гибкостью голеностопного, коленного и тазобедренного суставов для уменьшения вероятности их травм и приобретения профессиональных заболеваний?

РАННИЙ ОТБОР ПО СТЕПЕНИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ИГРОВЫМ ВИДАМ -

Убедившись в том, что ранний отбор возможен и показан  начинающему «игровику» только в условиях гармоничного универсального развития двигательных навыков, мы можем говорить о том,  что разнообразная палитра движений смежных игровых видов, приведёт к ярко выраженным положительным свойствам.  Главным из которых,  будет отсутствие перегрузки организма юного спортсмена, которое может способствовать возникновению состояния хронической усталости и сопутствовать риску получения травм.

К явным преимуществам раннего отбора можно отнести и формирование у ребёнка среды социальной ответственности, способности к постановке цели и  преодоления препятствий на пути к ней. Контроль над эмоциями. Постановку задач и их решение.

Миелинизация нервных волокон головного мозга в детском и подростковом возрасте нарастает очень быстро.  Миелинизированные волокна становятся деятельными,  и это положительно отражается на умственной работе юных спортсменов.

В это время дети имеют объективную предрасположенность к развитию сразу нескольких сценариев физической активности. А ментальное восприятие имеет первостепенное значение не только для созидания первых тактических воплощений в спорте, но и для полноценного решения задач по программе общеобразовательной школы.

В исследованиях проведённых Трюдо и Шепардом в 2008 году, а так же Сейдлером в 2010-ом, доказано, что дети, испытывающие наибольшую физическую активность через программы специальной физической подготовки,  имеют, по сравнению со сверстниками, лучшую успеваемость в общеобразовательной школе, за счёт лучшей концентрации, дисциплины и привычке к интенсивной работе.

Однако при этом, мы снова отмечаем тот факт, что дети, активно занимающиеся в рамках различных программ дополнительной спортивной подготовки, зачастую лишены развивающего влияния «уличных игр», где между ними и их сверстниками не стоит строгий наставник, а у принимаемых решений нет рамок и ограничений.  Да и над полётом фантазии не нависает рациональность результата.

Мы должны твёрдо помнить, что неструктурированные игры, не менее важны,  чем структурированные.  В них гораздо быстрее развивается логика, ярче интуиция и твёрже последовательность решений. В этом феномен нейропластичности нашего мозга – чем больше новых переживаний мы испытываем, тем крепче нейронные связи ими вызванные. Именно поэтому так важны игры, в которых дети сами принимают решения, в которых отсутствуют ограничительные «рамки»  и тренерские «установки».

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ РАННГО ОТБОРА -

Разбирая их, нам необходимо затронуть проблему, которая может стать ещё одним камнем преткновения на пути формирования в ребёнке предпосылок к гармоничному спортивному развитию. Это проблема несвоевременного выбора соревновательных приоритетов. Что возможно,  когда ребёнок,  занимаясь в двух или нескольких спортивных секциях, одновременно и выходит в обоих на соревновательный период.

Опасность такой ситуации безмерна. Если оба вида связаны со скоростной, высокоинтенсивной контактной борьбой, изобилующей рваным ритмом, маневренностью, взрывными и дистанционными ускорениями, а так же резким изменением направления движения, то игрокам классификации УТГ и ГСС выдержать такую нагрузку без обоснованного риска получения травмы, практически не представляется возможным.

Неизбежны и ментальные потери. Ни один тренер не будет доволен ситуацией, в которой игрок, на которого он рассчитывает, не готов к стопроцентной самоотдаче. И это не может не наложить на спортсмена отпечатка неуверенности в собственных силах.

Поэтому выбирая сопутствующий спорт, важно иметь хорошее представление о том, как распределяется по дистанции сезона соревновательный период, чтобы ни физически, ни ментально не быть зависимым от тех перипетий  в которые раз за разом попадал Труффальдино – герой комедии Карло Гольдоне «Слуга двух господ».

В подобной ситуации, максимум чего возможно добиться, это морального и физического истощения юного организма и полной растерянности в действиях молодого спортсмена.

Показанные проблемы, относящиеся к раннему отбору, могут, как вы уже поняли, относиться к различным аспектам  формирующим мастерство юного хоккеиста.  Совсем скоро мы поговорим о возможных решениях, а пока вернёмся к вопросу…

КОГДА РАННЯЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛЕЗНА? -

Заметьте, я не ставлю вопрос «почему ранняя специализация полезна?» Я спрашиваю «когда?» Если мы наблюдаем картину, что дети десять месяцев году чередуют ежедневные организованные тренировки с официальными и товарищескими играми на Первенство Федераций и на коммерческих турнирах, и всё своё время тратят исключительно на организованную тренировочную и соревновательную практику в одном, избранном виде, нам в пору быть очень обеспокоенными.  К сожалению, сегодняшняя реальность такова, что поводов для подобного беспокойства у нас не убавляется.

Но как я уже упоминал ранее, даже в подобного рода условиях есть возможности создать структуру, при которой дети будут развиваться гармонично и последовательно. Мы, в детско-юношеской хоккейной школе  спортивного клуба «Красная Звезда» изучили и «разложили по полочкам» педагогический опыт многих передовых систем с успехом практикующих в различных видах спорта, и с гордостью можем констатировать, что дети, следующие нашим рекомендациям в своём развитии, остаются здоровыми и полными энергии даже в условиях значительных нагрузок и объёмов тренировочных практик.

Одной из таких систем, навигация по модели развития которой способна задать правильный вектор в развитии детско-юношеской спортивной школы, является система подготовки юных спортсменов в футбольной Академии «Аякса», материал о которой мы подготовим для вас  в ближайшее время. Уверен, будет очень интересно.

Забегая вперёд расскажу, что учебно-тренировочный план тренера по общей и специальной физической подготовки Академии – Рене Вормхауда, разработан с учётом всестороннего развития детей,  как универсальных спортсменов, в дополнение к специализированным футбольным навыкам.  (система развития ASM) В основу плана легла методика освоения различных двигательных навыков – метания, ловли, ползания, прыжков, лазания, падения и так далее. Все навыки сочетаются с работай над координационными и ловкостными качествами и переносятся на равно и разнонаправленные действия футболистов в игре.

В программе Вормхауда сочетаются акробатика, гимнастика, лёгкая атлетика и игровые виды, что позволяет превратить раннюю специализацию ребёнка в процесс  воспитания полноценного универсального спортсмена.

Ранняя специализация не будет абсолютным злом, если дети, попавшие в систему,  будут защищены от физического и психологического выгорания связанного с узкой направленностью предложенной им работы.

С другой стороны, если ребёнок целенаправленно идёт на приобретение узконаправленного опыта «одного вида», полностью увлечён им, и наслаждается этой работой, мы не вправе его ограничивать в этом выборе. Наша задача лишь предупредить его о том, что многие физические качества, без которых ему невозможно будет обойтись в последствие,  необходимо развивать параллельно, не устанавливая приоритеты только на ту работу, которая является для него интересной.

ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАННЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И РАННЕГО ОТБОРА -

Мы поговорили о теоретических аспектах, и теперь настало время практических примеров. За 11 лет работы с детьми, в пространстве российского детско-юношеского хоккея и других игровых видов, мне и моим коллегам попадалось достаточное количество ребят, которые вписываются в концепцию,  как раннего отбора, так и ранней специализации.  И те частные случаи, которые я сейчас опишу, это лишь частные случаи и ни в коем случае не сценарий развития событий для данных концепций. Итак…

Девочка,  14 лет специализируется на футболе и баскетболе, играет в двух Первенствах. Имеет пять стрессовых переломов костей стопы и болезнь Осгуда-Шлятера.

Мальчик, 12 лет.  Ранняя специализация с 9 лет, три тренировки в неделю в футбольной школе, ещё три - дополнительные индивидуальные занятия специальными навыками. Самостоятельная домашняя тренировочная практика, игры один раз в неделю по выходным. Имеет хроническую болезненность в левом подколенном сухожилии, во время игр и тренировок носит компрессионную повязку.

Мальчик,  10 лет. Ранняя специализация  - хоккей. Пять тренировок в неделю плюс дополнительная подготовка над развитием индивидуальных технико-тактических качеств на льду. Очень любит хоккей и футбол. Хотел бы заниматься параллельно, но не имеет времени на занятия второй игрой. Как результат, имеет периодическую потерю уверенности в своих силах, тревогу и сомнения связанные с волнением по поводу отсутствия стойкой любви к хоккею.

Девочка, 13 лет. Занимается хоккеем,  кёрлингом и атлетизмом. Ранней специализации нет. Готовясь к соревнованию по одному виду спорта, по необходимости может пропустить тренировки в другом виде. Здорова, счастлива, готовится со следующего сезона специализироваться в одном виде, но пока не выбрала в каком.

Мальчик, 14 лет. Ранняя специализация с 10 лет – хоккей. Мультиспортивен. Занимается лёгкой атлетикой (стайер) и у-шу. Работает под медико-биологическим сопровождением. Полностью здоров, проблем не испытывает.

Мальчик, 10 лет. Ранняя специализация – хоккей. Начал заниматься в 4 года. Тренировки шесть раз в неделю, включая командные. Над развитием индивидуальных навыков работает минимум два – три часа в день. Сопутствующих видов спорта нет. Проблема – периодические устойчивые боли в области поясницы.

Этот список можно продолжать и продолжать, но мы не ставим целью убедить вас обилием примеров. Однако всё это есть в реальности, это абсолютно «живые» случаи и мне бы хотелось, чтобы вы помнили об этом.

Так же, мы не ставим перед собой цели, дать вам универсальный совет. Каждый человек сугубо индивидуален. Но мы можем дать общие рекомендации, основанные на нашем опыте работы и это уже ваше право, прислушаетесь вы к ним, или нет.

Мы же, основываясь на полученной информации, будем расширять наши знания, чтобы в следующий раз открыть для вас новые горизонты и заложить новые продуктивные вектора развития ваших детей.

ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ -

Скорее всего, та ситуация в которой занимается ваш сын или ваша дочь, нашла отражения в опубликованной нами статье, поэтому дочитав её до конца, вы знаете к каким последствиям , скорее всего, вам нужно быть готовым. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из родителей всё и всегда делал правильно, а наши дети не имели ни одной проблемы связанной с соревнованиями и тренировками. К сожалению так не получается, поэтому мы постоянно говорим и пишем на эту тему.

Давайте и сейчас, резюмируя всё вышесказанное, сделаем необходимые выводы.

- Мультиспортивность юного атлета похвальна. Но в условиях современных реалий, когда ранний отбор стал нормой спортивной жизни, два организованных вида это для ребёнка слишком большая нагрузка. Ребёнок теряет производительность, появляется хроническая усталость и связанная с нею боль в мышцах, возникают признаки стресса и беспокойства. Наш совет – отобраться в один вид, посещая все остальные виды факультативно. Или сделать факультативным посещение всех секций и специализироваться в одном виде позднее, когда понимание его важности в жизни ребёнка, станет беспрецедентным.

- Неорганизованные занятия имеют наибольшее влияние на формирование разнообразия действий, творческого навыка и импровизации в становлении двигательных качеств ребёнка. Лазайте по деревьям, боритесь, играйте в  «вышибалы», «собачий волейбол», «лапту», «прыгалки» и «казаки-разбойники».  Делайте всё, что позволяет разучить и сформировать новые приёмы, навыки и состояния. Прыгайте на батуте, парите в аэротрубе, катайтесь на «американских горках». Фантазируйте в играх, творите, развивайте свою  творческую и интуитивную составляющую.

- Помните, что ранний отбор и ранняя специализация накладывают на вас свой обязательный отпечаток. Поэтому развивайтесь гармонично, даже если у вас нет времени на другие виды спорта. В первую очередь это касается безопасной биомеханики движения. Ускорение, резкое торможение и смена направления движения – очень травмоопасные действия. Регулярно наращивайте силу, гибкость, подвижность и устойчивость

- Ранний отбор для специализации в двух видах спорта, это очень рискованное мероприятие. Но если ваш ребёнок всё же настаивает на одновременном полноценном занятии двумя видами, постарайтесь выбрать такие виды, которые предполагают как различные нагрузки, так и их различные уровни на детский организм. Например,  хоккей и гольф, это отличная комбинация, потому,  что ребёнок не перегружается эксцентрическими движениями,  связанными со сменой направления, поэтому нет излишней нагрузки на мышцы, сухожилия, суставы и связки. То же касается баскетбола и сноубординга, футбола и борьбы,  волейбола и гимнастики.

- Оптимизируйте восстановление детей. Активный отдых это не лежание на пляже. Активный отдых это любое спортивно-развлекательное мероприятие не связанное с организованным спортом,  в котором специализируется и в который отобран ваш ребёнок.  Один – два   месяца активного отдыха в год – это наша настоятельная рекомендация, которая позволит вашим детям развиваться полноценно и при этом гармонично.

ПОСЛЕСЛОВИЕ -

Ну,  вот и финал наших размышлений. Цель которых,  состояла в том, чтобы разъяснить вам плюсы и минусы ранней специализации и раннего отбора детей в детско-юношеские спортивные школы, которые готовят профессиональных атлетов.

Мы представили на ваше обсуждение несколько сценариев развития событий и дали им некоторые характеристики, позволив вам самим сделать выбор в пользу Люка Скайуокера или Дарта Вейдера .

По хорошему, относительно ранней специализации и раннего отбора,  мне бы по прежнему очень хотелось ответить – «всё зависит от обстоятельств».  Но вот вызовет ли теперь этот мой ответ ваши укоризненные взгляды, прошу засвидетельствовать в комментариях, которые можно оставить по форме обратной связи нашего сайта.