Главная > КОУЧИНГ

РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО. РИК ТАУГОТТ. «УМЕНИЕ ПРОИГРЫВАТЬ»

В финале Кубка Стэнли 1982 – 1983 годов, «островитяне» из Нью-Йорк «Айлендерс» переиграли Эдмонтон со счётом 4-1 в серии, забив 17шайб в ворота соперника  и пропустив свои 6. Это был сезон, когда «островитяне» завершали свою великую серию из четырёх Кубков Стэнли подряд, и рубеж, после которого «Ойлерс» взяла пять «чаш», за семь лет. Но именно эта серия 1982-83 года, имела наибольшее значение становления «Ойолерс», как великой команды.

Спустя много лет, звёзды «Ойлерс» – Уэйн Гретцки и Марк Мессье признались, что после решающей игры 1983 года им довелось пройти мимо раздевалки «Айлендерс», дверь в которую была открыта, и картина, которая предстала перед их глазами, полностью перевернула их представление о цене и усилиях, которые необходимы для победы в таком соревновании. Четырёхкратные обладатели Кубка все как один сидели прикладывая к разным частям своего тела пакеты со льдом. Никакого безудержного веселья и диких плясок сегодняшних дней. Тишина и витающая в воздухе боль – вот цена этой победы. Оба великих мастера признались тогда, что только после этого зрелища они поняли, истинную цену большой победы.

 Но великая самоотдача не гарантия победы сама по себе. Многие детско-юношеские  тренеры считают, что построение «большого» коллектива, команды-победительницы, невозможно без познания вкуса поражений. И они, безусловно, правы. Пройти всё обучение на «цыпочках», не зля сильных и круша слабых, ещё ни у кого не получалось. Однако очень часто бывает именно так, в особенности, когда тренер команды чересчур дорожит собственным реноме в глазах сторонних наблюдателей. И вот тогда начинаются ухищрения. Сберегаются лидеры – объявляемые заболевшими или травмированными, идут в ход другие способы попытаться сохранить своё лицо, и всё это вместо того чтобы:

- принять поражение как оно есть, и провести его тщательный разбор. Что в игре получилось, а что нет. В каких компонентах мы были значительно слабее, а что в нашей тактике сработало? Привлечь к этому обсуждению весь тренерский штаб и всю, без исключения, команду.

- осознать ситуацию и пропустить её через себя. Подготовить план устранения пробелов, обдумать кадровые решения. Создать в себе атмосферу готовности бросить вызов, проанализировав все возможности и способности ваших игроков. Проанализировать работу соперника, отметить в ней все сильные и слабые стороны, найти контр-меры. Выработать желание рисковать.

 - проверить своё желание рисковать весьма не сложно. Выигрывая у принципиального соперника в одну шайбу, достаточно иметь в себе силы поставить перед командой задачу, во что бы то ни стало выиграть в две, перенести вбрасывание в зону соперника, и снять вратаря. В глазах всего мира это решение будет безрассудным, но вас оно сделает решительным.

- когда скейтбордист тренирует новый трюк, падение для него является ожидаемым состоянием. Он не боится падений и идёт на них сознательно ради освоения будущих устойчивых технических навыков. Если на тренировках, тоже самое происходит с вашими игроками, не спешите уменьшать сложность заданий, дайте игрокам возможность пройти сквозь собственную неудачу.

 - умейте делать ходы, кажущиеся на первый взгляд нелогичными. К таким ходам можно отнести смену амплуа ваших игроков во время тренировок и матчей. Пусть номинальные защитники поиграют в нападении, а номинальные форварды выполняют тренировку в качестве защитников. Такая практика способна принести огромную пользу.

 - старайтесь выбирать в качестве спарринг-партнёров сильные команды. Лучше один раз сыграть с тем, с кем лучший счёт вашего противостояния 0-3, чем пять раз с тем, кого вы обыгрываете 8-0.

Ваш педагогический успех полностью завязан на то, какие знания и какие умения усвоили ваши подопечные. И умение держать удар, правильно переживать неудачу, является частью этого успеха. Процесс называется учебным по причине того, что он предполагает как «взлёты», так и «падения». Не бойтесь «падений», просто научите своих ребят грамотно группироваться.