Главная > КОУЧИНГ

РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО. "РЕЗУЛЬТАТЫ ИГРЫ НА РЕЗУЛЬТАТ"

Два мнения и два взгляда на одну большую проблему детского хоккея!

Джек Блатервик (Jack Blatherwick) - преподаватель, тренер

Стэмкос и Овечкин прячутся на «незагруженной» стороне, заставляя соперников как бы забыть об их существовании, но и конечно прячутся они не там, где тренеры рисуют схемы на своих планшетах. Затем, когда приходит длинный пас, который они превращают его в мощный щелчок фактически в пустые ворота, поскольку вратарь не успевает среагировать.

Дацюк и Кросби входят в зону и, как Гретцки, лет 20 назад, режут угол под 90 градусов, двигаясь параллельно синей линии, прямо в трафик, вытягивая за собой защитника на шаг-два. После этого они делают свой магический скрытый пас из-за спины партнеру, который выкатывается в пространство, освобожденное вытянутым защитником.

Рискованно? Нет, не рискованно… когда за дело берутся выдающиеся исполнители. Более важный вопрос: «А как они становятся лучшими? Им что, разрешали пробовать и проваливаться когда они не были лучшими из лучших?»

Сегодня мы видим много юношеского хоккея, игры между школами, командами юниорских и студенческих лиг, но редко с такими исполнителями. А почему? Да потому, что победа любой ценой стала более важным фактором, чем поощрение юных игроков к попыткам творческого подхода к игре, когда не все сразу получается, и им дают право на ошибку при исполнении сложных приемов, когда они стараются, срывают, но, в конечном счете, продолжают стараться и делают!

Конечно, рискованно разрешать детям 8-10 лет пробовать разные трюки и обманные действия вроде скрытого паса поперек из-за спины у чужой синей линии. Ошибки могут дорого обойтись, если думать только о победах. Так что, если не разрешать им делать такие вещи а-ля Дацюк, то становится действительно слишком рискованно, когда (и если) они будут пробовать это в следующей возрастной группе, а затем и в более старших.

Решение? Отключите это злосчастное табло, хотя бы на большинстве игр на детско-юношеском уровне. Нашей хоккейной культуре следовало бы развивать индивидуальное мастерство и радостные эмоции вместо всепоглощающего стремления к победам. Пока этого не будет сделано, вряд ли можно рассчитывать, что у нас появятся творческие плеймейкеры вроде тех же Дацюка и Кросби или снайперы вроде Овечкина и Стэмкоса.

Второй фактор - тренировка. Броски в касание и их точность требуют многолетней тренировки, бессчетное количество повторений. Однако лёд сегодня в дефиците. Поэтому больше времени следует уделять отработке броска на ограниченной поверхности вне льда, на бетоне или пластмассовом покрытии. Двое из бывших НХЛовцев, Скотт Бьюгстад и Лэнс Питлик, (Scott Bjugstad and Lance Pitlick), подготовили отличные видео и обучающую программу по владению клюшкой (Google мог бы послужить хорошей стартовой площадкой).

Важнейший фактор? Страстное стремление забить. Могу заверить вас, что, наблюдая, как Овечкин работает на тренировке, страсть является единственным важнейшим фактором, который и делает его выдающимся бомбардиром. Не катание. Не габариты и не физическая сила. Даже не точность и быстрота его броска. У других игроков НХЛ арсенал побогаче, но ни у одного не замечал того сумасшедшего, упорного стремления забить.

Бросать умеют все, но настоящий бомбардир наносит бросок из любой, пусть даже неудобной ситуации. Здесь-то и сказывается тренерское мастерство, именно в нем и состоит вся разница, чтобы он бросал до того как почувствует себя полностью готовым и из удобного положения. Без грамотного контроля тренера игроки могут позволить себе поводить немного, готовясь к броску, поставить ноги, дать паузу и только затем бросить, причем только когда идешь на ворота; при этом они считают, что если этого не сделать, шанс упущен.

Броски сходу становятся рутиной после часов бесконечной тренировки при мягких передачах в ноги. Необходимое усложнение упражнений включает такие передачи под бросок, которые требуют быстрой адаптации коньком или даже броска туловища вперед, чтобы только дотянуться клюшкой до шайбы - это подготовка к реальным игровым ситуациям.

Голевая страсть не рождается, она обретается в тренировке. Мастерство тренера и состоит в том, чтобы сделать изнурительную тренировочную работу радостно-эмоциональной и благодарной, одновременно предлагая подопечным самим расширить комфортную «свою зону» для броска. Страсть развивается через возбуждение от состязания, но не от монотонности иступленных повторов. В то же время, повторение является исключительно важным фактором, потому упражнения и должны разрабатываться так, чтобы в них содержался вызов игроку, а награда придет от сознания классно выполненного повторения.

Детско-юношеский хоккей в том виде, который практикуется сегодня, может легко превратиться в воспитание покорного послушания: придерживайся установленной системы, попроще, шайбу - в угол, по желобку, прессингуй в чужой, прессингуй в своей, бей, беги. Не надо забывать, что хоккей куда богаче этой «классики». Советую и взрослым, и юным игрокам понаблюдать за действиями Гретцки, Кросби, Дацюка или Овечкина. Видео нарезки моментов - это же радость для любого человека, который их смотрит. Возбуждение от попытки сделать что-либо неординарное - вот ключ к тому, чтобы хоккей был игрой хоккеиста, но не игрой тренера.

Дин Холден (Dean Holden) - преподаватель, тренер.

Я понимаю предложение Джека ликвидировать табло (действительно, некоторые родители чересчур рьяно спекулируют ледовым временем), но все же, считаю, что мы не должны принижать природную состязательность психологии детей. Голы отражают момент во времени - обратная связь - дают «отчетность» и поощряют значимость усилия и настойчивости. Это - вехи планов на сезон. То, что в реальной жизни есть победители и проигравшие - это в природе вещей. Перебор с пузырчатой упаковкой так же не здорово, как и перебор с соревновательным элементом (опять же, нельзя позволять родителям контролировать ледовое время их чад) необходимо искать золотую середину взаимодействия.

Идеальное решение в глобальном масштабе: перспектива! Обеспечьте позитивную окружающую среду и здоровую конкуренцию, но фокусируйте усилия на контролируемых вещах: подготовка и индивидуальный результат. Глобальная же миссия педагога должна состоять в акцентировании познавательного значения через занятия спортом. Немногим дано зарабатывать на жизнь профессиональным спортом. Однако то, что ты познаешь, играя в хоккей или любую другую спортивную игру, по мере своего роста и возмужания, а также люди, с которыми сталкивает тебя жизнь в занятиях спортом, всё это оставит неизгладимый позитивный след в жизни любого человека. Так что, зависит от нас, тренеров, учителей (и родителей), всех, кто имеет наибольшее влияние на детей и подростков, как мы установим позитивную сцену и позитивные ролевые модели, чтобы заразить ими подрастающее поколение!