ДЭННИС ЧИДЖИСОЛА. "Я ТРЕНИРУЮ ДЕТЕЙ ПОЛ ВЕКА, И ГОРД ТЕМ, ЧТО МОИ УЧЕНИКИ ПРИВОДЯТ КО МНЕ СВОИХ ВНУКОВ".
Трудно найти в США более авторитетного детского тренера по хоккею. Тысячи специалистов тренерского цеха начали свою карьеру с благословения Дэнниса. А уж скольких ребят он научил премудростям великой игры и не сосчитать. Наша мимолетная встреча превратилась в прекрасный монолог мэтра, во время которого все больше росло убеждение, что это свидание не может быть последним.
— Дэннис, один вопрос, охарактеризуйте природу хоккея, как игры?
Хм-м-м! «Природа хоккея как игры?» — мэтр задумался, подперев кулаком, жесткий, волевой подбородок.
-Ну я уверен, прищурившись начал он, Вы согласитесь со мной, что есть спортивные игры, которые ни при каком раскладе нельзя сравнивать с хоккеем. Крикет, например, борьба сумо или шахматы. А есть игры, в которых прослеживается общность и даже некоторое сходство – баскетбол, футбол, конькобежный спорт. И все это, безусловно, на фоне значительных различий. Конечно, каждый из перечисленных видов спорта имеет свои особенности. Свой характер, специфику площадок, игровых правил и командных, а так же личных целей. Однако есть один фактор, который является объединяющим. Возможность анализа. Анализа, дабы понять истинные проблемы и требования имеющие решающее значение для подготовки спортсменов высшего уровня. Для воспитания навыка, мастерства и тех черт характера, которые позволят тренеру выполнить поставленную перед ним задачу, будь то победа в кубке Стэнли, или рекорд в школьном забеге на короткую дистанцию.
- Обычно в своих выступлениях я мало говорю о хоккее, поскольку я сторонник в тренировочной практике использовать обширный опыт подготовки из других видов спорта, который в результате, непременно идет на пользу моим ученикам. В работе на льду, я использую легкоатлетические спринтерские упражнения. Ловкостные, скоростно-силовые, взрывные упражнения – практически целиком из американского футбола. При этом я не боюсь усовершенствовать их под нашу, хоккейную специфику, а в своей работе, постоянно слежу за новыми методиками коллег, обращая внимание на методические вопросы во всех игровых видах спорта.
— В американском детском хоккее время, отведенное для командных тренировок, крайне ограничено. По сравнению с канадцами, или вами россиянами, мы занимаемся непозволительно мало. Именно по этому, наши тренировки должны быть в высшей мере эффективными. Тут безусловно важна тонкая грань, касательная линия, так сказать, по которой я не должен скатиться на лишние требования, руководствуясь не хоккейными методиками.
— Я пожилой человек, и если Вы посидите со мной недельку, наверное, напишите книгу (смеется), жаль, что у меня нет на это времени. Мне есть чем поделиться.
— Ладно, буду краток. Давайте посмотрим, в каких условиях играет хоккеист. Лед, борта и заградительные стекла – помимо того, что они являются элементами конструкции, они еще и технический арсенал, которым пользуется хоккеист. Опять же ограничение правил. Если баскетболист, к примеру, может вывести партнера непосредственно под кольцо соперника, хоккеист в этом ограничен. Хотя нельзя не отметить, что в плане тактики, эти игры во многом схожи. Прессинг, выход из зоны, вход в зону, оставление шайбы, накрытие броска – смотрите сколько схожего. И одновременно абсолютная разница в разметке площадки, а стало быть, в стратегии игры.
— Пару слов о площадке. Давайте представим, что она была бы для хоккея размером с баскетбольную. Что было бы в приоритете у тренера? Набрать в команду два десятка сумоистов, и сделать подступы к своим воротам нереальными для соперника. А если наоборот? Если представить что хоккейная площадка размером с футбольное поле? Тут уже мы видим другую картину! В почете будут, скорее, конькобежцы! Но мы имеем то, что имеем, и наши парни должны совмещать в себе все эти качества, то есть быть мощными, сильными и при этом быстрыми.
— Как патриот хоккея, пользуясь тренировочной практикой баскетбола, хоккея на траве, лакросса – считаю их «переходными видами спорта». Ну разве не правильно? Везде преследуется одна цель. Отобрать шайбу (мяч) у соперника, забить гол. Все действия связаны с перемещением игроков, а игрокам приходится демонстрировать все свои самые лучшие качества. И разницу мы имеем только в тактических схемах, правилах игры и в названиях амплуа.
— Я говорил, писал и читал на эту тему лекции все последние тридцать лет из моей более чем сорокалетней тренерской практики. И сейчас мои мысли используются в научных трудах и построениях теоретических методик национального масштаба. Значит я на правильном пути. (улыбается.)
— Вот видите, хлопает он меня по плечу, я постепенно увел Вас от природы хоккея, к природе спорта. Ибо они неотделимы друг от друга.