А.В. ТАРАСОВ "КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ИНИЦИАТИВА"?
Хочется затронуть еще один немаловажный вопрос. Кому принадлежит инициатива в развитии тактической комбинации? Хоккеисту, владеющему шайбой, или его партнерам? Не решив этого вопроса, нельзя правильно развивать тактическое мышление и мастерство хоккеистов.
Мнения тренеров разделились. Одни считают, что хоккеист, владеющий шайбой, является как бы дирижером, и партнеры должны выбирать место, подчиняясь ему. При этом место выбирается чаще всего по предварительной договоренности. Другие считают, что главная инициатива в развитии тактической комбинации должна принадлежать хоккеистам, не владеющим шайбой. Кто же прав?
Будем рассуждать так. Хоккеист, занятый ведением шайбы, часто из-за единоборства с противником не может быстро и хорошо ориентироваться. Уже одно это не дает права возлагать на этого игрока широкий круг обязанностей.
Кроме того, поручая одному хоккеисту как бы руководить четырьмя игроками, мы тем самым явно принизим их творческие возможности и в какой-то мере свяжем их инициативу. Практика показывает, что в тех командах, где творческая инициатива подчинена хоккеисту владеющему шайбой, или просто одному ведущему игроку, тактическое мастерство хоккеистов растет медленно, да и командная тактика не отличается богатством. В таких условиях у спортсмена принижено личное творчество, не говоря уже о праве на риск, так как его игра находится в большой зависимости от того - кто владеет шайбой.
Другое дело, если мы - тренеры применяем другой подход к развитию тактической комбинации и ее осуществлению. Тренер должен заставлять хоккеистов в ходе игры постоянно выбирать место, освобождаться из-под опеки противника. Когда все четверо хоккеистов выбирают место, владеющий шайбой игрок получает большие возможности для передачи. Естественно, он будет играть с тем хоккеистом, который находится в лучшей позиции для развития атаки. Кстати заметим, что маневрирующий в поисках лучшей позиции хоккеист подчас так отвлекает противника, что создает партнеру, владеющему шайбой, благоприятные условия для обводки.
При таком методе игра в атаке строится не на стремлении одного навязывать свою инициативу четырем игрокам и, тем более, не на готовой схеме, когда атакующие должны заранее выбирать обусловленную позицию. Игра строится на творческих действиях каждого игрока и особенно тех, кто правильно выбрал место с учетом складывающейся и меняющейся обстановки на поле.
Конечно, между игроком, владеющим шайбой, и остальными должно существовать взаимопонимание, как принято говорить — сыгранность. Пусть нас правильно поймут. Мы отнюдь не принижаем ответственной роли и хоккеиста, владеющего шайбой, этот игрок должен всегда уметь принять правильное. решение: или послать шайбу кому либо из партнеров, или воспользоваться обводкой, или, наконец, сделать завершающий бросок. Но мы против того, чтобы один в игре «командовал» четырьмя.
К сожалению, в наших командах есть хоккеисты, которые чрезмерно требуют «игры на себя», претендуя на особую роль в коллективе (Бобров — ЦСК МО, Бекяшев — ЛДО, Кузин — «Динамо» и другие). Такие хоккеисты обычно лишены в игре хорошей поддержки партнеров — постоянного «открывания». Они недооценивают и «черновой» работы — самоотверженного участия в обороне.
Рядом с такими хоккеистами другие спортсмены растут медленно: слаб игровой контакт, нет доверия всем, а значит, не могут полностью проявиться инициатива, творческие способности каждого игрока.
А как быть сильному хоккеисту, если он играет в компании (звене) с более слабыми спортсменами? Ярким примером правильного поведения в такой ситуации может служить выдающийся футболист Григорий Федотов. Обладая исключительно высоким уровнем индивидуального мастерства, он умел играть с любыми партнерами, никогда не мешая им проявлять себя. Не случайно именно у него получили прекрасное спортивное воспитание многие большие футболисты — В. Николаев, В. Демин, А. Гринин, В. Бобров и другие.
Мы взяли пример из футбола, так как пример этот особенно яркий. Но и в хоккее, конечно, есть крупные мастера, такие, как Н. Сологубов, А. Уваров, Е. Бабич, которые тоже никогда не принижали в игре роль партнеров, с большим доверием относились к ним, так что те могли полностью проявлять свою индивидуальность. Разумеется, в нужный момент игроки эти умели правильно влиять на партнеров.