ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ХОККЕЯ СССР. "СЕКРЕТЫ" ВОСПИТАНИЯ ХОККЕИСТА
Зарубежные команды во встречах с советскими командами часто применяют тактические «новинки». Однако наши молодые спортсмены или слабо улавливают изменения в тактике, или, даже разобравшись в чем дело, не умеют в ходе состязания быстро перестроиться.
Основная беда здесь — неопытность молодых спортсменов. Но опыт не измеряется только количеством проведенных международных встреч. Нам известно немало примеров, когда хоккеист, не раз игравший во встречах с зарубежными командами, все-таки теряется в сложных игровых ситуациях.
Надо прививать нашей молодежи умение быстро принимать решения, не бояться неожиданностей. Речь, стало быть, идет о правильном воспитании молодых хоккеистов.
Разгадка основного «секрета» воспитания больших мастеров хоккея — в напряженных, глубоко содержательных тренировках.
Что же мы имеем в виду?
С молодыми хоккеистами в летнеосенний период проводят занятия, в которых используются средства гимнастики, акробатики, легкой атлетики, баскетбола и других видов спорта. Надо и эти занятий проводить не стандартно, учитывать индивидуальные склонности игроков. Если люди заинтересованы и увлечены, это поможет им быстрее добиться разносторонней физической подготовленности.
Много у нас говорится о технике, о ее совершенствовании. Но поднять уровень техники можно лишь тогда, когда хоккеисту привита любовь к самостоятельной тренировке, когда он каждый день находит время, чтобы поводить шайбу, побросать ее в цель, разучить новый прием.
Возбудить стремление к самотренировке —значит повысить игровую культуру хоккеиста. Важно, чтобы тренер и здесь помог игроку: вместе с ним составил конкретный индивидуальный план самостоятельных занятий на отдельные периоды и контролировал выполнение.
Наиболее сложна для тренера тактическая подготовка игроков. Дело тут не только в тренировочных упражнениях и теоретических занятиях. Совершенно необходимо развивать любознательность хоккеиста, его желание самому поискать новые формы игры, новые решения тактических задач.
Спортсмен, серьезно относящийся к росту своего мастерства (о таком говорят— «он фанатик»), всегда добьется успехов. Но серьезная тренировка требует твердой воли. А достаточное ли внимание мы, тренеры, уделяем волевой подготовке молодых хоккеистов? Говоря откровенно,— нет.
Сколько можно привести примеров, когда у игрока есть, казалось бы, все: физически он хорошо подготовлен, техника — высока, игру понимает. А настоящий мастер все-таки из него не получается. Почему? Нет боевого задора, твердости характера, стойкости и упорства—короче говоря, слаба воля такого игрока.
Главное в воспитании воли — сила воздействия коллектива: его дружеская поддержка, а когда необходимо — критика, справедливая, острая и прямая.
И еще один враг, на первых порах подчас незаметный, подстерегает наших хоккеистов — успокоенность из-за явной переоценки своего мастерства. Более того, нередки случаи, когда молодые спортсмены, удачно сыграв в одном-двух матчах, начинают требовать какого-то особенного подхода к себе, поблажек, привилегий. Именно так, неправильно, начали вести себя Копылов (ЦСК МО), Пряжников («Крылья Советов»), Никифоров (московское «Динамо»), Мы назвали фамилии игроков ведущих коллективов Там особенно нелепо и смешно зазнаваться молодежи, играющей рядом с опытными мастерами, чемпионами олимпийских игр, мира и Европы. Но еще больше молодых зазнаек в других командах, где не создается обстановка нетерпимости вокруг хоккеистов, «подающих надежды» и на этом основании проявляющих кичливость.
Все это острые вопросы. Упускать их из поля зрения нам, тренерам, никак нельзя.
И, наконец, об использовании опыта старшего поколения. Естественно и правильно то, что молодежь воспитывается на тактическом опыте и традициях ведущих команд. Но здесь нужно предостеречь против бездумного копирования.
В самом деле, тактика — это прежде всего учет мастерства, особенностей характера и других индивидуальных качеств игроков. Далее, тактика — тот компонент хоккея, который наиболее часто подвергается изменениям,— пусть даже не коренным. Тактический план часто зависит от состава звена, пятерки. Поэтому неверно было бы механически заимствовать тактику другой команды.
Поясним сказанное хотя бы одним примером.
В наших командах так уже повелось, что роль центрального нападающего выполняет наиболее хладнокровный, расчетливый, но не особенно быстрый хоккеист. Обычно он не проявляет большой инициативы и строго следует девизу: «Атакуя — помни об обороне!»
В прошлом, на определенном этапе развития хоккея в нашей стране, такая тактика себя оправдывала. Ныне, однако, она сужает возможности команды. У нас уже появились центральные нападающие, способные расширить свои функции, больше дать команде — прежде всего в атаке.
А.В. Тарасов.