РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО. ИГРОВОЕ МЫШЛЕНИЕ...
В хоккее, как и в других командных видах спорта, разнообразие способов мышления не только возможно, но желательно и необходимо. В одном случае может оказаться полезным прямолинейное мышление, в другой ситуации, игровая задача решается всего одним нестандартным ходом. В одном случае необходимо нелогическое решение ситуации и, естественно, способность к нему, в другом - главным становится способность к анализу и надежности выполнения. Оба вида мышления необходимы игроку, но заметим, что в работе отчетливо проявляется доминирование одного из них. Здесь следует признать законность и существование на практике обеих форм мышления и использование обеих в игре и подготовке. Два отличных друг от друга способа рассуждений, но в то же время два разных подхода к проблеме подготовки.
Долгие годы обучения, как правило, приносят свои плоды - накапливаются знания и опыт. Заканчивается процесс накопления потенциала, и главным становится игра. Каковы же пути дальнейшего совершенствования хоккейного образования? Самый быстрый путь к накоплению опыта - играть как можно чаще, увеличивая банк игровых ситуаций. Наверняка этот путь самый легкий, но эффективен ли он, вот в чем вопрос. Правильно анализируемый прошлый опыт даст больше информации, если мы процессу игрового мышления уделим больше внимания и используем его для будущего совершенствования. Зная общие процессы мышления, попытаемся хотя бы наметить пути развития.
Необходимо рассмотреть мышление как навык, который можно улучшать и совершенствовать. Есть два вида мышления, кардинально отличающиеся друг от друга. Первый вид - логическое мышление, когда хоккеист знает свои обязанности и последовательно улучшает и расширяет их диапазон. На первых этапах обучения хоккейное образование происходило путем внушения и представления двигательной и зрительной информации, на последующих этапах воздействие происходит путем логического рассуждения. Хоккеист накапливает опыт решения задач, тем самым обеспечивая в будущем свою игру стабильностью и надежностью. В тренировках мы отчетливо видим, кто и как участвует в поиске ежесекундных решений при ведении атакующих и оборонительных действий, кто прогрессирует как игрок.
Второй вид - это вид мышления, обусловленный самой природой, характеризующийся индивидуальными особенностями мышления. На практике этот процесс мышления гораздо сложнее, чем простое следование логическим правилам. Зная общие особенности процесса мышления, необходимо представить перспективу его совершенствования в том и другом случае. Конечно, не все игроки могут генерировать идеи, способные помочь команде играть нестандартно, и видеть то, что многим не под силу. Этим, наверное, и отличаются звезды, которые видят дальше, понимают глубже, и через них тренер вносит в командную игру свои идеи и свою постановку игры.
Таким образом, задачи на совершенствование мышления для игроков 1-го типа должны быть направлены на более качественное и логичное выполнение своих функций, и для эффективности процесса необходимы определенные ограничения, в пределах которых ведется поиск. Для игроков 2-го типа задачи совершенствования направлены на умение анализировать, видеть, решать и искать лучшее продолжение. Вопрос сложный и, конечно, актуальный, требующий тщательной отдельной проработки. Здесь, как и в большом хоккее, есть своя тактика и стратегия мышления. Многие хоккеисты способны решать тактические задачи единоборств, выбора позиции и т. д., но увидеть всю стратегию игры дано не каждому.
В решении задач, как первой, так и второй, с целью их надежности должны быть установлены обязательные ограничения. Решение задач для 1-й группы - это блоки логических вариантов, рассчитанные на их постепенное освоение и совершенствование. Здесь должен быть накоплен необходимый запас готовых шаблонов, решений игровых ситуаций. Решение задач 2-й группы - это поиск решения за счет игровой импровизации, неожиданных ходов, но с ограничениями по времени и по скорости.
Взаимосвязь здесь очевидна, нарушение техники происходит потому, что перестает работать голова, то есть мышление. (Нельзя излишне долго и медленно искать наилучшее решение, иначе тактически можно проиграть ситуацию и игру.) Если рассматривать этот вопрос через призму постановки командной игры, то со слабым противником успех зависит от лучшего умения анализировать, оценивать ситуацию, что мы умеем и должны делать лучше и быстрей. Логичсский подход - надежен и эффективен, но он лишен оригинальности, и с командами соответствующего уровня он срабатывает редко.
Мы вкратце рассмотрели этот вопрос, чтобы показать всю его значимость и сложность. Практически все психологи утверждают, что интеллект и мышление развиваются только до 20-летнего возраста, и оно будет определять наше понимание и игровой тактический потенциал. Самые большие психологические изменения на этапе зрелости происходят после 17-18 лет, и именно в эти годы достигается высокий уровень мышления, скорости реакции, наивысшего восприятия игровой активности. Мышление юноши становится логичным, систематичным и более способным к анализированию ситуаций. Мышлению юноши свойственна проблемно-поисковая, исследовательская деятельность, и поэтому эти качества необходимо использовать в обучении и развитии игрока. Безусловно, приведенное выше деление является несколько условным, но, несомненно, это четко прослеживается на наших воспитанниках.
Придавая большое значение качеству игрового мышления, мы попытались хотя бы наметить пути и методы его совершенствования, потому что уровень развития и опыт в значительной мере определяют мастерство команды. У игроков, как и у команды, должен быть достаточный запас отдельных игровых решений, что определяет и создает командный стереотип мышления. И заметим еще, что случайный поиск решений тоже вполне пригоден и возможен в игре.
И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. Скорость - это не только быстрота передвижений, это прежде всего быстрота ситуационного мышления, которое находится в прямой зависимости от технической подготовки, которая также тренируема. Без освоения скоростной техники, без умения контролировать шайбу на большой скорости, без постоянного анализа игры - хороший хоккеист немыслим! Если исходить из непохожести команд по рисунку, по ведению игры, то одно остается незыблемым - мышление тренера формирует мышление команды. И вполне естественно - как работает тренер, так и играет его команда.