РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО. НАВИГАЦИЯ ПО ДЕТСКОМУ ХОККЕЮ. ГАЙ "ГУСЬ" ГОССЕЛИН – «КАК ДОЛГО ПОРЯДОК БУДЕТ БИТЬ КЛАСС?»
Некоторые сложности детского хоккея, совершенно не освещаются на тренерских семинарах, да и на тренерских советах в школах и клубах, далеко не всегда им уделяется должное внимание. Такой сложностью, на мой взгляд, является стратегия и тактика игры детских команд. Дело в том, что многие школы, в угоду разным обстоятельствам, выстраивают у команд, состоящих из 8 – 9-летних игроков, такую систему игры, в которой командная тактика превалирует над технико-тактическими действиями отдельного игрока. Сегодня не редки случаи, когда тренеры гордятся тем, что их юные питомцы имеют в тактическом арсенале несколько схем игры и без труда могут перестроиться со схемы, скажем, 2-1-2, на 3-2 или 2-2-1. Они осваивают игру в давление, играют по зонам, считая пас в «направлении», идеальной передачей.
Такая схема работы в данном возрасте практически не даёт сбоев. Команда выигрывает, а победа, как известно, мерило успеха. Игроки команды имеют отличную статистику, родители, тренеры и руководство школ злоупотребляют ею в отчётах. Одним словом, система работает.
В других школах, где дети упорно трудятся над индивидуальными качествами, и к восьми годам лишь знакомятся с азами коллективного взаимодействия на площадке, эйфории нет. Встречаясь с тактически обученными сверстниками, они терпят поражение за поражением, да и не мудрено, работает поговорка – «порядок бьёт класс».
Очень часто, ситуации в командах «второго» типа накаляются, страсти кипят, начинаются брожения. Родители пытаются искать лучшей доли, в поисках которой, испытывают желание поменять команду – «лузеров», на команду явных фаворитов, но, как правило, не вписываются в выстроенную там систему и возвращаются на круги своя.
Но наступает час «икс», когда ситуация в корне начинает меняться. В 13 – 14-летнем возрасте, команды-«лузеры» начинают работать по учебно-тренировочному плану предписывающему заданный объём тактической работы, отрабатывают стратегию игры, нарабатывают схемы. С приходом опыта работы по сложным игровым системам, результаты таких команд неуклонно растут, а технико-тактическое оснащение игроков, вкупе с самобытностью и высокими игровыми качествами, делают этот опыт крайне результативным.
На выходе из таких команд, мы получаем качественный, добротный материал. Фамилиями этих игроков пестрят все проспекты юниорских лиг и гранты колледжей и университетов, что говорит о том, что их перспективы очевидны.
А как же те игроки, кто в 8 – 9 лет громил всех и вся посредством тренерской мысли и в угоду сиюминутному результату? Как правило их имён хоккейная история нам не оставляет, к сожалению.