Главная > КОУЧИНГ

РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО. НАВИГАЦИЯ ПО ДЕТСКОМУ ХОККЕЮ. РИК ТРАУГОТТ - ИСКУССТВО МЫСЛИТЬ, УМЕНИЕ ПРЕДВИДЕТЬ

Когда я спрашиваю своих пацанов кто из них любит поиграть в «ловкую обезьяну», руки, как правило, поднимают все. Для тех, кто не в курсе, поясню суть игры. Два игрока располагаются друг напротив друга и стараются сделать друг другу передачу. Третий игрок, располагаясь между ними, должен эту передачу прервать.

Я спрашиваю ребят: «Как лучше расположиться, чтобы у вас было больше шансов на перехват передачи?» Ребята начинают думать, хотя выбор может быть всего из трёх вариантов: ближе к пасующему, ближе к принимающему передачу и посередине между ними. В конце концов кто-то даёт ответ – «ближе к принимающему» и большинство игроков соглашаются с ним, поскольку это и есть правильный ответ.

Заставив игроков думать об этом, я потихоньку перевожу разговор в нужное мне русло. Например, пытаюсь обсуждать с ними «форчекинг». В моей обычной тактической схеме нападающие располагаются следующим образом – один игрок прессингующий, второй находится в зоне помощи первому игроку с задачей осуществить подбор шайбы или оказать на соперников усиленное давление, третий перекрывает середину зоны, подстраховывая партнёров. Освежив в их памяти мою схему, я прошу ответить на вопрос. «Кто в данной схеме является «обезьяной», и какого расположения на площадке он должен придерживаться, играя эту роль?» Запомнив ответ на мой первый вопрос, игроки без сомнения отвечают – «обезьяна» должна располагаться перед игроком открывающимся под приём передачи от игрока подвергнувшегося прессингу». И это абсолютно правильный ответ.

О,кей, ответ правильный, но мне этого мало. Я усложняю задачу. «Сколько вариантов паса есть у игрока владеющего шайбой?»

«Четыре» - отвечают мне хором игроки.

«Нет» - говорю я. «Их пять».

«Вы имеете ввиду вратаря?» - спрашивают меня ребята, не скрывая улыбок.

«Ну нет, конечно. Я не имею ввиду вратаря. Я имею ввиду возможность сделать пас себе на ход». В разговоре повисает пауза, и по глазам своих подопечных я вижу, что осмыслив сказанное, никто из них не завидует роли «обезьяны». Ведь в теории, она должна перекрыть пять потенциальных возможностей со стороны соперника начать свою атаку.

Пользуясь повисшей тишиной, я задаю ребятам следующий вопрос: «А что вы можете рассказать мне о мангусте?»

- «Он ест змей» - следует робкий ответ.

- «А давайте внимательно посмотрим, как он это делает. Ведь мангусту мало укусить кобру. Ему необходимо поймать её за шею, чтобы убить и не пропустить смертельный для себя удар. Что помогает мангусту? Ему помогают выдержка, терпение, реакция и точный расчёт. Мангуст дожидается броска кобры, просчитывает где в момент атаки будет находиться её шея и наносит ответный удар. Точно так же действует и успешный форчекер, он просчитывает направление паса, как мангуст просчитывает бросок кобры. Но что способно помочь ему в этом?»

В первую очередь, конечно, умение читать язык тела соперника. Кроме того, геометрия движения его клюшки, тоже очень хороший информатор. Под стать им и опыт противоборств, анализ предыдущих промахов и, наоборот, удачных действий. Хороший форчекер ожидает, читает, реагирует, хороший же опытный форчекер, ещё и предвидит.

Опыт приходит со временем, поэтому не бойтесь совершить ошибку «накрывая» не того соперника, к которому пойдёт передача. Гораздо страшнее, вообще не сделать своего хода.

Учитесь мыслить на несколько шагов вперёд. Пусть пример Уэйна Гретцки, не тускнея стоит перед вашими глазами. Учитесь анализировать. Навыки мышления не менее важны чем физические навыки, а их сочетание, дополняет целостность, именуемую мастерством.