РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО. ДЖО БОННЕТ. "НАВИГАЦИЯ ПО ДЕТСКОМУ ХОККЕЮ"
Навигация по хоккейному ландшафту, который объединяет ребят по возрастному критерию в группу 9 – 11-летних хоккеистов, очень сложная штука. К 11 годам резко возрастают нагрузки в общеобразовательной школе, в, не меньшей степени увеличиваются требования в школе хоккея, да и жизнь, сама по себе, становится более ответственной и менее беззаботной.
Джо Боннет менеджер американской модели развития детского хоккея, конечно не имеет ответов на все вопросы, которые в изобилии поступают от родителей юных хоккеистов, но его профессиональный опыт, позволяет поделиться с нами советами на тему «делать» - «не делать», и тем самым, возможно, уберечь кого-то от ошибок, которые свойственны некоторым родителям и их детям в иных ситуациях.
Что же советует Джо «делать», а что «не делать».
Следует: поощрять работу над развитием навыков. Стараться выбрать для ребёнка такую команду, в которой в первую очередь развиваются личностные качества игрока.
Не следует: ставить общекомандный успех выше развития индивидуальных игровых качеств. Гнаться за «командным» результатом и во что бы то ни стало, вырабатывать менталитет главенства коллективного успеха.
«Важно помнить, что хоккей с 9 до 11 – это, прежде всего, развитие навыков. И не смотря на то, что очень заманчиво и крайне престижно играть в команде побеждающей всех и вся, нет ни какой практической пользы от того, что ты являешься членом коллектива, где ты будешь полезен только в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной, ставка сделана на пару-тройку ребят, обеспечивающих сегодня результат. Очень часто бывает так, что правильность данного мнения весьма трудно принять. Особенно если команда не хватает «звёзд с неба», и все ребята, играющие в ней, развиваются поступательно и поэтапно. Однако именно такой подход, я считаю верным, имеющим самые большие долгосрочные перспективы».
«Научиться смотреть сквозь призму, очень тяжело. Любая призма, даже «призма развития», искажает реальную картинку. Однако то, что вам сегодня не понятно, не означает, что оно плохо» - сказал Джо Боннет. «Я много раз со своими командами возвращался с выездных турниров, за которые родители платили немалые деньги, и вынужден был отвечать на их раздражённое возмущение, вызванное неубедительными играми моих подопечных. Но я упорно настаивал и терпеливо объяснял им, что сегодняшние «потери», это своего рода «ледовая терапия», и то, что приобретают дети, работая не на результат, а на становление игрового навыка, гораздо важнее тактических побед тренерской мысли».
«Мне очень важно осознавать, что родители понимают, что наша сегодняшняя работа над координацией, ловкостью, балансом, индивидуальной техникой и игровым мышлением, важнее для их ребёнка, чем заученная игровая схема. Я удовлетворён только тогда, когда дети играют в хоккей. Мне претит, когда они «работают хоккеистами». И я горд, что за те 18 лет, что я отработал в высшем дивизионе детского Северо-Американского хоккея, я имею столько воспитанников заигравших в командах NHL, NCAA и AHL, что из них вполне можно составить пару полноценных команд».
Следует: после игры и тренировки обсуждать только их позитивные моменты. Говорите только о том, что получилось, что вызвало в вас гордость за своего сына или дочку.
Не стоит: разбирать ошибки, бранить за них, сосредотачиваться на негативных моментах, заставлять переживать неудачу.
Вот самый простой тест для родителей от Джо Боннета: «что сопутствовало вашей поездке домой после игры, в большей степени»? Если это смех, улыбки, шутки, восторг и радость – вы совершили отличный рейс. Если же вашими спутниками были: гнетущее молчание, нравоучительная беседа, ирония, пессимистичные высказывания или брань, можете считать, что ваша миссия не была выполнена.
В обязательном порядке: отзывайтесь исключительно положительно о соперниках, судьях, и партнёрах. Всегда! Вне зависимости от результата игр и тренировок.
Никогда: не произносите слов унижения или уничижения в адрес кого-либо из участников игрового или тренировочного процесса.
«Игра не требует от вас стоицизма и полного отсутствия эмоций, но она требует порядочности и здравого смысла, не забывайте об этом. Когда эмоции бьют через край, и справиться с ними нет никакой возможности, самым правильным решением будет выйти за пределы арены, буквально на пять минут и «глубоко продышавшись», вернуться на каток «другим человеком».
«По своему опыту знаю, что ни что так не раздражает болельщиков, как судьи. Но прежде чем кричать с трибун «сакраментальные фразы», ответьте себе на один вопрос: «было бы лучше, если бы они в один миг попросту исчезли с площадки? Что произошло бы тогда с игрой?».
Разрешите: детям играть в «свою» игру.
Не стоит: чрезмерно настаивать на том, что они делают что-то не правильно.
«Каждый родитель знает, насколько трудоёмок и энергозатратен процесс воспитания ребёнка. Мы совершаем ошибки, учимся на них, исправляем сделанное. Познавая хоккей, дети проходят примерно тот же путь. Их игра, их ошибки, их пути исправления. Нужно отчётливо понимать, что есть вещи подлежащие запрету, а есть необходимые к познанию. И если переход улицы на красный свет светофора сопровождается эпитетом «никогда», то, как познать вкус лимона, ни разу его не попробовав?»
«Я часто слышал как родители общаются со своими детьми до и после игры. В основном это наказы и рецензии. «Стой здесь, двигайся туда, ускоряйся, тормози, врезайся, обыгрывай» - делай, делай, делай! Никакого призыва к исследованию. Сплошь и рядом побудительные предложения. Сами того не осознавая, родители отучают ребёнка думать, делать выводы и принимать решения. «Делай!», вместо, «а что нужно было сделать?». «Смотри!», вместо, «а что ты тут видишь?». Знайте, что ведя правильный диалог с ребёнком, родитель помогает тренеру прививать развитие эффективной творческой мысли, помогает научить его визуализировать успешное развитие игровой ситуации, правильно анализировать свои действия. Тем самым, развивая потенциал своего ребёнка в унисон с наставником».
Поддерживайте: любовь своих детей к хоккею, а также поощряйте их занятия другими видами спорта.
Не разрешайте: раннюю специализацию в хоккее.
«Даже если ваш ребёнок боготворит хоккей, в его жизни должны быть несколько видов спорта. Разные игры – разные навыки, а разные навыки – это отличная перспектива для долгосрочного развития спортсмена, как мастера. Все игровые виды спорта, связаны с активной мыслительной деятельностью, а значит, играя в них, ребёнок приучается мыслить в различных плоскостях, что непременно положительно скажется в выбранной дисциплине. С 9 до 11, дети открыты для роста огромного числа навыков, делающих ребёнка спортсменом. Следует помнить, что хоккей, как вид спорта, обязательно поспособствует переносу этих игровых навыков на лёд, что станет подспорьем развитию его спортивных способностей».