ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (9 - 10 ЛЕТ)
Эффективный и качественный тренировочный процесс у юных хоккеистов необходимо строить на основе знаний о физиологических особенностях спортсменов подросткового возраста. Направленность, объем и интенсивность тренировочных занятий во многом должен строиться с учетом функциональных, двигательных, морфологических и иных возможностей организма в этом возрасте.
Двигательный аппарат
Характерно, что в этом возрасте завершается окостенение фаланг пальцев и костей запястья.Физические упражнения способствуют развитию костного аппарата. Однако если ребенок и подросток выполняют чрезмерную, непосильную для них работу, то это оказывает неблагоприятное воздействие: происходит преждевременное окостенение и прекращение роста трубчатых костей.
Вес скелетных мышц и их сила (средние данные) в возрасте 9-10 составляют: вес мышц (в % к весу тела) 27,2, сила мышц руки (кг) 17,5, сила мышц спины (кг) 35,0.
Связочный аппарат отличается большой эластичностью. Скелетные мышцы развиваются пропорционально увеличению общих размеров тела, причем рост мышечной массы несколько опережает развитие силы.
Задержка в развитии силы обусловлена тем, что она зависит не только от толщины мышцы (ее физиологического поперечника), но и от способности включать одновременно в работу максимальное количество двигательных функциональных единиц. Эта способность развивается несколько позднее. Поэтому даже развитые мышцы спортсмена в этом возрасте не могут выполнять тяжелую силовую работу.
Возбудимость мышц вполне достаточна для проявления скоростных качеств.
Выносливость организма к продолжительной работе развивается позднее, чем скоростные качества. Однако при соответствующей тренировке скоростная выносливость может быть уже высокой в подростковом возрасте.
Управление движениями
Этот процесс обусловлен сложной деятельностью многих отделов мозга. Созревание нервных клеток, участвующих в управлении движениями, заканчивается к 13—14 годам. Поэтому в возрасте 9-10 лет движения еще не совсем скоординированы. Для управления движениями необходима своевременная и точная информация об особенностях работы мышц, о направлении и амплитуде движений. Поэтому подростки могут точно оценивать свои движения, что необходимо при всех видах спортивной деятельности.
По мере развития двигательного анализатора у школьников совершенствуются способности к ориентировке в пространстве и во времени.
Центральная нервная система (ЦНС)
Процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе отличаются у детей этого возраста небольшой силой и недостаточной уравновешенностью. С возрастом сила нервных процессов и работоспособность нервных клеток повышаются. Однако у детей и подростков они все еще ниже, по сравнению со взрослыми спортсменами, что необходимо учитывать при дозировании нагрузок. Важное значение также имеют оптимальные интервалы отдыха между упражнениями. При их отсутствии может возникнуть переутомление, что отрицательно влияет на развитие организма.
У спортсменов этого возраста процессы возбуждения обычно преобладают над тормозными процессами. При выполнении движений, особенно в начале обучения, происходит широкая иррадиация (распространение) возбуждения. В результате в работу вовлекаются лишние мышцы, и она производится неэкономно. С возрастом способность к развитию торможения в центральной нервной системе повышается.
Преобладание возбудительных процессов у детей и подростков ярко проявляется в предстартовом состоянии. У них, как правило, очень сильно выражены предстартовые реакции.
ЦНС у детей 9-10 лет характеризуется большой пластичностью, т. е. способностью к быстрому формированию условно рефлекторных связей. Этим обеспечивается быстрое усвоение новых движений. Поэтому обучение сложной технике целесообразно начинать уже в этом возрасте.
Органы кровообращения
Размеры и вес сердца увеличиваются параллельно с размерами и весом тела. Развитию сердечной мышцы способствуют занятия физическими упражнениями. При этом важнейшим условием является правильный выбор объема и интенсивности нагрузок. Применение чрезмерных нагрузок может сопровождаться чрезмерной гипертрофией сердечной мышцы.
По мере развития организма частота сердечных сокращений в состоянии покоя уменьшается, а систолический и минутный объемы крови возрастают. Артериальное давление у детей с возрастом повышается, причем у спортсменов — относительно быстрее, чем у незанимающихся спортом. Например, в 9-10 лет систолическое давление у них равно в среднем 120 мм рт. ст.
При выполнении стандартной работы частота сокращений сердца больше увеличивается у младших школьников. Например, если подсчитать сумму сердечных сокращений при 5-минутной стандартной работе на велоэргометре, то оказывается, что она будет наибольшей у 9-летних.
Восстановление этого показателя у младших происходит медленнее, чем у старших. Сумма сердечных сокращений за период восстановления становится наибольшей также у 9-летних. Таким образом, по мере развития детей реакции на мышечную деятельность становятся более благоприятными. Однако это касается не всех показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Например, сосудистые реакции, возникающие при мышечной деятельности, благоприятнее в младшем возрасте. У спортсменов 9-10 лет эффективность сосудистых реакций с возрастом, следовательно, и с улучшением адаптации организма к мышечной деятельности увеличивается. Это играет важную роль в повышении работоспособности, так как сосудистые реакции обеспечивают рабочую гиперемию мышц.
Органы дыхания
Увеличение грудной полости и развитие дыхательных мышц способствуют повышению как общей, так и жизненной емкости легких. В 9-10 лет у детей, занимающихся спортом, она составляет 1600-1700 мл.
Потребление кислорода (мл/мин) у детей этого возраста в состоянии покоя (по Н. А. Шалкову) 169 или 6,0 на 1 кг веса.
Потребление кислорода, а следовательно, и легочная вентиляция в состоянии покоя увеличиваются с возрастом параллельно нарастанию общей массы тела и развитию скелетной мускулатуры. Однако если рассчитать потребление кислорода на 1 кг веса тела, то оказывается, что с возрастом эта величина снижается. Это обусловлено экономизацией окислительных процессов у подростков.
Частота дыханий с возрастом уменьшается. Увеличение легочной вентиляции при этом обеспечивается углублением дыхания.
Потребление кислорода и легочная вентиляция при выполнении одинаковой (стандартной) работы больше у младших.
Суммарная величина легочной вентиляции при одинаковой работе у школьников этого возраста 110 (по И. Некеру)
Обмен веществ и энергии
Одной из важнейших особенностей подрастающего организма является более высокий обмен веществ и энергии по сравнению со взрослыми. Как уже отмечалось, основной обмен (расход энергии в состоянии полного мышечного покоя, натощак, при температуре окружающей среды 20— 22° С) происходит тем интенсивнее, чем моложе организм. Особенно ярко это выражено при вычислении основного обмена энергии на единицу поверхности тела: расход энергии в состоянии основного обмена на 1 м2 поверхности тела у 9-10-летних равен 49,5 ккал.
У растущего организма ассимиляционные процессы должны преобладать над диссимиляционными. Только в этих условиях он может развиваться нормально. Поэтому необходимо, чтобы питание спортсменов было достаточным по калорийности и полноценным по содержанию всех необходимых питательных веществ. Особенно важное значение при этом имеет белковая пища, так как белки являются основным пластическим материалом, из которого строятся ткани организма.
Железы внутренней секреции
Морфологические и функциональные изменения организма, происходящие при его росте и созревании, во многом зависят от деятельности желез внутренней секреции. Эти железы не имеют выводных протоков и продукты своей жизнедеятельности — гормоны выделяют непосредственно либо в кровь, либо в мозговую жидкость.
Для роста организма большое значение имеют гормоны гипофиза. Эта железа расположена в полости черепа, и ее передняя доля вырабатывает специальный гормон, стимулирующий рост молодого организма. На рост молодого организма влияют еще и гормоны зобной железы, расположенной в области шеи. Развитие этой железы заканчивается к 8—10 годам, затем она постепенно атрофируется, уменьшается в весе. Гормоны зобной железы способствуют росту ребенка и задерживают развитие половых желез. При уменьшении ее активности ускоряется наступление половой зрелости.
Половое созревание, сопровождающееся значительными морфологическими и функциональными изменениями организма, обеспечивается развитием половых желез, выделяющих специальные гормоны. Развитие этих желез происходит скачкообразно.
Половое созревание резко замедляет рост тела и удлинение его трубчатых костей.
О половом созревании обычно судят по появлению и развитию вторичных половых признаков, т. е. тех особенностей, которые непосредственно не связаны с половой деятельностью, но являются характерным отличием мужского и женского организма. К этим признакам относятся особенности в строении скелета, развитии мускулатуры, тембре голоса и др.
В период полового созревания нередко резко изменяется и психика подростка, его поведение. Это обусловлено изменениями высшей нервной деятельности. Очень благоприятное воздействие на организм в это время оказывают регулярные физические упражнения, занятия спортом.
В младшем школьном возрасте необходимо совершенствовать координацию движений, развивать быстроту и стимулировать развитие как двигательной, так и сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма.