Главная > КОУЧИНГ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (9 - 10 ЛЕТ)

Эффективный и качественный тренировочный процесс у юных хоккеистов необходимо строить на основе знаний о физиологических особенностях спортсменов подросткового возраста. Направленность, объем и интенсивность тренировочных занятий во многом должен строиться с учетом функциональных, двигательных, морфологических и иных возможностей организма в этом возрасте.

Двигательный аппарат

Характерно, что в этом возрасте завершается окостенение фаланг пальцев и костей запястья.Физические упражнения способствуют развитию костного аппа­рата. Однако если ребенок и подросток выполняют чрезмерную, непосильную для них работу, то это оказывает неблагоприятное воздействие: происходит преждевременное окостенение и прекра­щение роста трубчатых костей.

Вес скелетных мышц и их сила (средние данные) в возрасте 9-10 составляют: вес мышц (в % к весу тела) 27,2, сила мышц руки (кг) 17,5, сила мышц спины (кг) 35,0.

Связочный аппарат  отличается большой эластичностью. Скелетные мышцы развивают­ся пропорционально увеличению общих размеров тела, причем рост мышечной массы несколько опе­режает развитие силы.

Задержка в развитии силы обусловлена тем, что она зависит не только от толщины мышцы (ее физиологического поперечника), но и от способности включать од­новременно в работу максималь­ное  количество  двигательных функциональных единиц. Эта спо­собность развивается несколько позднее. Поэтому даже развитые мышцы спортсмена в этом возрасте не могут выполнять тяжелую сило­вую работу.

Возбудимость мышц вполне достаточна для проявления скоростных качеств.

 

Выносливость орга­низма к продолжитель­ной работе развивается позднее, чем скорост­ные качества. Однако при  соответствующей тренировке скоростная выносливость   может быть уже высокой в подростковом возрасте.

Управление движениями

Этот процесс обусловлен сложной деятельностью многих отделов мозга. Созревание нервных клеток, участвующих в управлении движениями, заканчивается к 13—14 годам. Поэтому  в возрасте 9-10 лет движения еще не совсем скоординированы. Для управления движениями необходима своевременная и точ­ная информация об особенностях работы мышц, о направлении и амплитуде движений. Поэтому под­ростки могут точно оценивать свои движения, что необходимо при всех видах спортивной деятельности.

По мере развития двигательного анализатора у школьников со­вершенствуются способности к ориентировке в пространстве и во времени.

Центральная нервная система (ЦНС)

Процессы возбуж­дения и торможения в центральной нервной системе отличаются у детей этого возраста небольшой силой и недостаточной уравновешенностью. С воз­растом сила нервных процессов и работоспособность нервных кле­ток повышаются. Однако у детей и подростков они все еще ниже, по сравнению со взрослыми спортсменами, что необходимо учитывать при дози­ровании нагрузок. Важное значение также имеют оптимальные интерва­лы отдыха между упражнениями. При их отсутствии может возникнуть переутомление, что отрицательно влияет на развитие орга­низма.

У спортсменов этого возраста процессы возбуждения обычно преобладают над тормозными процессами. При выполнении дви­жений, особенно в начале обучения, происходит широкая иррадиа­ция (распространение) возбуждения. В результате в работу вовле­каются лишние мышцы, и она производится неэкономно. С возра­стом способность к развитию торможения в центральной нервной системе повышается.

Преобладание возбудительных процессов у детей и подростков ярко проявляется в предстартовом состоянии. У них, как правило, очень сильно выражены предстартовые реакции.

ЦНС у детей 9-10 лет характеризуется большой пластичностью, т. е. способностью к быстрому формирова­нию условно рефлекторных связей. Этим обеспечивается быстрое усвоение новых движений. Поэтому обучение сложной технике целесообразно начинать уже в этом возрасте.

Органы кровообращения

Размеры и вес сердца увели­чиваются параллельно с размерами и весом тела. Разви­тию сердечной мышцы способствуют занятия физическими упражне­ниями. При этом важнейшим условием является правильный выбор объема и интенсивности нагрузок. Применение чрезмерных нагру­зок может сопровождаться чрезмерной гипертрофией сердечной мышцы.

По мере развития организма частота сердечных сокращений в состоянии покоя уменьшается, а систолический и минутный объемы крови возрастают. Артериальное   давление   у детей с возрастом повыша­ется, причем у спортсменов — относительно быстрее, чем у незанимающихся спортом. Например,  в 9-10 лет систолическое давление у них равно в среднем 120 мм рт. ст.

При выполнении стандартной работы частота сокращений серд­ца больше увеличивается у млад­ших школьников. Например, если подсчитать сумму сердечных со­кращений при 5-минутной стан­дартной работе на велоэргометре, то оказывается, что она будет на­ибольшей у 9-летних.

Восстановление этого показателя у младших происходит медленнее, чем у старших. Сумма сердечных сокращений за период восстанов­ления становится наибольшей так­же у 9-летних. Таким образом, по мере   развития   детей   реак­ции на мышечную деятельность становятся более благоприятны­ми. Однако это касается не всех показателей функционального со­стояния сердечно-сосудистой си­стемы. Например, сосудистые ре­акции, возникающие при мышеч­ной деятельности, благоприятнее в младшем возрасте. У спортсменов 9-10 лет эффективность сосудистых реакций с возрастом, следовательно, и с улучшением адаптации организма к мышечной деятельности увеличивается. Это играет важную роль в повышении работоспособности, так как сосудистые реакции обеспечивают рабочую гиперемию мышц.

Органы дыхания

Увеличение грудной полости и развитие дыхательных мышц способствуют повышению как общей, так и жиз­ненной емкости легких. В 9-10 лет у детей, занимающихся спортом, она составляет 1600-1700 мл.

Потребление кислорода (мл/мин) у детей этого  возраста в состоянии покоя (по Н. А. Шалкову) 169 или 6,0 на 1 кг веса.

Потребление кислорода, а сле­довательно, и легочная вентиляция в состоянии покоя увеличива­ются с возрастом параллельно на­растанию общей массы тела и развитию скелетной мускулатуры. Однако если рассчитать потреб­ление кислорода на 1 кг веса те­ла, то оказывается, что с возра­стом эта величина снижается. Это обусловлено экономизацией окислительных про­цессов у подростков.

Частота дыханий с возрастом уменьшается. Увеличение легоч­ной вентиляции при этом обеспе­чивается углублением дыхания.

Потребление кислорода и ле­гочная вентиляция при выполне­нии одинаковой (стандартной) ра­боты больше у младших.

Суммарная величина легочной вентиляции при одинаковой работе у школьников этого возраста 110 (по И. Некеру)

Обмен веществ и энергии

Одной из важнейших особенностей подрастающего организма является более высокий обмен веществ и энергии по сравнению со взрослыми. Как уже отмеча­лось, основной обмен (расход энергии в состоянии полного мышеч­ного покоя, натощак, при температуре окружающей среды 20— 22° С) происходит тем интенсивнее, чем моложе организм. Особен­но ярко это выражено при вычислении основного обмена энергии на единицу поверхности тела: расход энергии в состоянии основ­ного обмена на 1 м2 поверхности тела у 9-10-летних равен 49,5 ккал.

У растущего организма ассимиляционные процессы должны пре­обладать над диссимиляционными. Только в этих условиях он мо­жет развиваться нормально. Поэтому необходимо, чтобы питание спортсменов было достаточным по калорийности и полноценным по содержанию всех необходимых питательных веществ. Особенно важное значение при этом имеет белковая пища, так как белки являются основным пластическим материалом, из которого строятся ткани организма.

Железы внутренней секреции

Морфологические и функциональные изменения организма, происходящие при его росте и созревании, во многом зависят от деятельности желез внутрен­ней секреции. Эти железы не имеют выводных протоков и продук­ты своей жизнедеятельности — гормоны выделяют непосредствен­но либо в кровь, либо в мозговую жидкость.

Для роста организма большое значение имеют гормоны гипофи­за. Эта железа расположена в полости черепа, и ее передняя доля вырабатывает специальный гормон, стимулирующий рост молодого организма. На рост молодого организма влияют еще и гормоны зобной же­лезы, расположенной в области шеи. Развитие этой железы закан­чивается к 8—10 годам, затем она постепенно атрофируется, уменьшается в весе. Гормоны зобной железы способствуют росту ребенка и задерживают развитие половых желез. При уменьшении ее активности ускоряется наступление половой зрелости.

Половое созревание, сопровождающееся значительными морфо­логическими и функциональными изменениями организма, обеспе­чивается развитием половых желез, выделяющих специальные гор­моны. Развитие этих желез происходит скачкообразно.

Половое созревание резко замедляет рост тела и удлинение его трубчатых костей.

О половом созревании обычно судят по появлению и развитию вторичных половых признаков, т. е. тех особенностей, которые не­посредственно не связаны с половой деятельностью, но являются характерным отличием мужского и женского организма. К этим признакам относятся особенности в строении скелета, развитии мус­кулатуры, тембре голоса и др.

В период полового созревания нередко резко изменяется и пси­хика подростка, его поведение. Это обусловлено изменениями выс­шей нервной деятельности. Очень благоприятное воздействие на организм в это время оказывают регулярные физические упражне­ния, занятия спортом.

В младшем школьном возрасте необходимо совершенствовать координацию движений, развивать быстроту и стимулировать развитие как двигательной, так и сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма.