ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (9 - 10 ЛЕТ)
Как утверждают специалисты, «фундамент» личности закладывается в ребенке до 10 лет. После перехода данной черты влияние занятий спортом, обучения в школе, воспитание родителей имеет характер, развивающий те аспекты, которые уже сформировались у ребенка. По мнению психологов, возраст от 9-10 лет считается препубертатным. Характер детей несколько меняется и имеет свои отличительные особенности.
Все эти нюансы тренеры и родители должны знать, чтобы не происходила так званая «имитация воспитательного процесса», когда педагоги и родители оставляют ребенка наедине с самим собой (включая ему мультики, разрешая бесконечно просиживать время за компьютером и так далее). Именно этот этап жизни маленького человека определяет направление его развития. В хорошую или плохую сторону — зависит от всех, кто его окружает. Должен определиться дальнейший курс. Ребёнок требует повышенного внимания на тренировке, дома и в школе.
9 — 10 лет — начало препубертатного периода
Препубертат, в основном, проходит спокойно: подросток все так же сговорчив и уступчив. Однако, в этот самый момент запускается механизм отдаления ребенка от семьи. Все более авторитетными становятся сверстники, ребенок примыкает к определенной группе детей (будь то лидеры, аутсайдеры, неформалы, партнеры по команде и так далее).
Влияние родителей и семьи постепенно уменьшается. В возрасте 9 — 10 лет дети проходят путь, в течение которого они превращаются в подростков — сложных, нервных, беспокойных личностей.
Ребёнок утрачивает способность в полной мере контролировать свои эмоции. Этот критичный возраст — основа того, каким в дальнейшей жизни будет человек. База уже заложена ранее, до 9 лет. Но, то направление, которое будет выбрано в данный период — решающее.
Развитие детей 9 — 10 лет
Как правило, дети этого возраста довольно эрудированны, любознательны, владеют чувством юмора, любят времяпровождение в больших компаниях ровесников, с удовольствием ходят на тренировки. Подростки легко завязывают знакомства и находят общий язык с окружающими, отлично владеют мелкой моторикой (подросток хорошо пишет и рисует, быстро осваивает технические приемы), ответственны в домашних делах и на тренировках (охотно выполняют бытовые задания, склонны к самостоятельному поддержанию чистоты и порядка, добросовестному выполнению тренерских заданий и установок). В этом возрасте дети являются действительно образцовыми.
Особенности воспитательного и тренировочного процесса
Как отмечалось ранее, в этом возрасте авторитет семейного круга постепенно снижается. На первый план выходят межличностные отношения в кругу сверстников, партнеров по команде.
В этот момент тренерам важно поддерживать самооценку детей и всячески придавать уверенность в собственных силах, отмечать их успехи в играх и тренировках, подчеркивать уникальность и индивидуальность каждого игрока. Такая поддержка способствует нескольким позитивным тенденциям:
- подросток комфортнее себя чувствует в команде;
- ему легче выстоять в спортивной конкурентной среде;
- приумножая уверенности в себе подростка, тренер приумножает его успехи;
Дети этого возраста стараются всячески сблизиться со своими сверстниками и партнерами по команде: по внешним параметрам, сфере интересов, манере поведения, игры и т.д. Есть один немаловажный нюанс: нельзя ставить временные рамки и постоянно напоминать или, что еще хуже, упрекать подростка в несвоевременном или ненадлежащем выполнении тренировочных заданий.
Такие замечания могут напрочь отбить желание тренироваться и понизить самооценку.
В данный отрезок возраста дети большое внимание уделяют своим успехам в спорте. Они переживают за свою спортивную форму, возрастает конкуренция между игроками.
Проблемные моменты
В препубертатном возрасте у подростков могут возникать определенные критические моменты, которые характерны для детей именно этого возраста. К ним можно отнести:
- низкую самооценку;
- застенчивость;
- чрезмерное подражание кумирам.
Такие проблемы могут превратиться в серьезный массив неразберих. Все три симптома тесно взаимосвязаны. Они говорят о том, что ребенок не верит в себя, в свои силы. Зачастую, подростки боятся взять на себя ответственность в сложных играх, замыкаются после неудачного матча или неуверенных действий на площадке, пребывают в нервозном состоянии.
Часто подросток отказывается делиться своими мыслями, говорить о том, что его беспокоит. В таких ситуациях необходимо внушить игроку доверие и дать ту моральную поддержку, которая так необходима ему. Спортсмен может сомневаться в своих физических способностях и технической подготовке. Подростку нужна похвала, поддержка и, в то же время, объективная оценка его способностей, умений, игры, и перспектив.
Препубертатный возраст не сложный, по сравнению с пубертатным. Хоть и имеются некоторые нюансы и небольшие сложности, но они вполне решаемы. На данном этапе жизни главной задачей тренеров, учителей и родителей является верное направление подростка во взрослую жизнь социума, чтобы тот смог уметь адаптироваться.