РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО... ВРОЖДЁННЫЕ И ПРИОБРЕТЁННЫЕ СВОЙСТВА
Любому тренеру-преподавателю хорошо известно, что далеко не каждое качество спортсмена можно развить до требования, предъявляемого к нему профессиональным спортом. Если свойства относящиеся к социальной сфере, такие как трудолюбие, сознательность, самоотдача и прочие, не только хорошо поддаются воспитанию, но и являются важнейшим аспектом педагогического воздействия, то психофизиологическая сфера человека, весьма консервативна.
Генетические факторы определяют потенциальные возможности развития спортсмена. Однако эти возможности не могут быть раскрыты без контакта с определённой средой (В.Б. Шварц). Все свойства, которыми в конечном итоге обладает спортсмен, это результат взаимодействия его генетического потенциала и тренировочного воздействия (среды). Поэтому, нельзя приуменьшить ни влияния среды, ни значения генотипа (Ж. Бейссон).
Вопрос, который постоянно будоражит умы хоккейных родителей, чего же больше, врождённого или приобретённого в спортивных способностях?
Наследуемость спортивных задатков неодинакова. Если в быстроте, выносливости, прыгучести, силе и ряде других психофизиологических характеристик она прослеживается, то "умственные способности", например, во многом определяемые генотипом, зависят в своём развитии от такого огромного числа генов, что вероятность сохранения у ребёнка точно такой же их комбинации, как у родителя, практически равна нулю" (Ж. Бейссон).
Не смотря на это, в хоккее достаточно династий, и как может показаться с первого взгляда, генетика играет в этом главную роль. Отнюдь, это не совсем так. Скорее в данном аспекте решающую роль играют система воспитания интересов, жизненных притязаний и отношения к делу, именно они благотворны для развития спортивных способностей. И это отчётливо прослеживается в примерах, когда "звёздные" родители занимались воспитанием своих детей, и когда дети вынуждены были расти без их участия.
Какие же из критериев подготовки юных спортсменов должны быть обязательно учтены и родителями и наставниками? Очень важно понимать, что приобретённые личностью особенности, которые не лежат в плоскости унаследованных качеств, имеют наивысший характер. Если спортсмен, не имеющий врождённых задатков к чему либо, достигает совершенных значений путём приложенных титанических усилий, такие игроки наиболее импонируют наставнику, "и как "высшие", они не могут быть заменены "низшими" (Н. Попов)
Но... такие усилия редко "проходят даром". Патологические изменения нервной или сердечно-сосудистой системы - обычная расплата за сверх усилие и сверхнапряжение... необходимо всегда помнить об этом.
Как видим, вывод лежит на поверхности. Только симбиоз врождённых и приобретённых свойств лежит в основе полноценного и относительно безопасного успеха в спорте высоких достижений. Помните об этом.