РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО. "КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ"
Одним из самых глобальных страхов амбициозных спортивных родителей, является страх необъективности. Для любого из них, его ребёнок закономерно является лучшим, заслуживающим, нет, пожалуй даже обязывающим тренера к уделению повышенного внимания, даже если пока, что-то у ребёнка не получается.
Как правило всегда, для амбициозного спортивного родителя, "четвёртое звено" или "второй состав", является верхом предвзятости и верхом некомпетентности специалиста. А монолог наставника о смене вида спорта, или поиске новой команды, в соответствие с продемонстрированными способностями, всегда заканчивается одинаковой тирадой: "Да о каких способностях вы говорите в 12 лет? Сколько было примеров, когда дети раскрывались и в 15 и даже в 18".
Давайте попробуем разобраться, что и на каких этапах, действительно видно наставнику, и на основании чего он делает свои выводы. Я попробую использовать в своих доводах самые простые термины, чтобы они были максимально понятны всем.
Итак, первый этап спортивной подготовки это спортивно-оздоровительная группа. Задача данного этапа - знакомство детей с физической культурой, укрепление организма, коррекция недостатков физического развития, знакомство с основными навыками хоккея, формирование устойчивого интереса к нему. А так же воспитание морально-волевых качеств, ловкости, координированности, пластичности и с определённого периода быстроты.
Уже на данном этапе педагог делает начальные выводы, но конечно-же не производит никаких разделений, а уж тем более отчислений. Всё ограничивается беседами с родителями и рекомендациями разного толка. Родители, как правило с энтузиазмом воспринимают слова наставника и методично выполняют все поставленные им задачи.
Второй этап - группа начальной подготовки, знакомит ребёнка с требованиями выбранного вида спорта. Хоккей начинает формировать его личность, выявлять предрасположенность, тестировать некоторые качества. Продолжается работа по освоению технических навыков, формированию мышления, скорости, ловкости, координированности. С определённого периода начинается закладка общей выносливости и скоростно-силовых качеств.
На протяжение всего этого периода наставник дополняет свои впечатления о подопечном, отмечает его сильные и слабые стороны, но по-прежнему не делает глобальных выводов, если только они не напрашиваются в дисциплинарной форме. Тренер продолжает вести диалог с родителями, но часть из них уже имеет собственное суждение по всем вопросам, включая вопросы подготовки. Многое из сказанного тренером не воспринимается или просто игнорируется. Делаются самостоятельные выводы, принимаются самостоятельные решения.
Третий, наиболее щепетильный этап подготовки - учебно тренировочный. Хоккей начинает ставить условия по выполнению своих требований. От ребёнка требуется устранение недостатков в его физической подготовке, рост всех основных показателей, высокие морально-волевые качества. Данный этап формирует целенаправленный интерес к предстоящей тяжёлой многолетней работе, даёт понять, что "игра" это только одна сторона "монеты" и предлагает сделать упор на выявлении в себе профессиональных качеств, в самом широком смысле.
Далее идёт этап спортивного совершенствования, но как правило именно в конце учебно-тренировочного этапа и происходит тот диалог "родитель - тренер", о котором мы говорили в самом начале. Но если то, что имеет ввиду родитель, включая всю правоту его рассуждений, мы понимаем, то аспекты, которые пытается донести нам наставник, почему-то вызывают у нас бурю негативных эмоций.
Дело в том, что всё становление ребёнка, как спортсмена, происходило на глазах наставника, что называется, "с младых ногтей". И ему, в данном случае важны не вопросы соответствия развития ребёнка с показателями его метрики, и даже не вопрос соответствия его возможностей с его способностями.
Тренер сложил своё впечатление готов ли спортсмен пройти до конца. До вершины хоккейного "эвереста". Может ли он, будучи в одной "связке" со всеми, не "упасть" и не потянуть за собой "в пропасть" всю "связку". Это своеобразный "вотум доверия" при формировании отряда "уходящего в разведку". Любой финал - это схватка. Не так давно, нападающий Нэшвилла Джеймс Нил сказал в своём интервью: "...Мы пойдем в бой, пойдем на войну и будем делать все, чтобы помочь своей команде победить. Любой так бы сказал на моем месте...." И тренер возьмёт на эту войну только проверенных бойцов. Тех, на кого он сможет положиться, тех, кто на протяжение всех лет обучения не дал ему повода для сомнений.